Конспект занятия по музыкальному развитию балет "Щелкунчик"

Номаль Инга Юрьевна

Музыкальное занятие знакомит детей с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника

Главной задачей является научить понимать язык музыки, созданный композитором, различать средства музыкальной выразительности, сравнивая контрастные по содержанию музыкальные произведения; а так жеазвивать в детях эмоциональную отзывчивость к прослушиваемым музыкальным произведениям, воодушевлять их к высказыванию о характере музыкальных произведений; развивать у детей интерес к классической музыке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по музыкальному развитию

Тема занятия:  Царство балета (беседа о музыкальном жанре балет по произведению П. И. Чайковского «Щелкунчик»)

Тип учебного занятия: усвоение новых  навыков и умений                                        Категория участников: средний  школьный возраст                                                         Год обучения: первый  год обучения                                                                                         Цель занятия:  формирование и закрепление у детей знаний о виде сценического музыкального искусства – балете  

Задачи:

  • Познакомить с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;

• Учить понимать язык музыки, созданный композитором, различать средства музыкальной выразительности, сравнивая контрастные по содержанию музыкальные произведения;

• Развивать в детях эмоциональную отзывчивость к прослушиваемым музыкальным произведениям, воодушевлять их к высказыванию о характере музыкальных произведений; развивать у детей интерес к классической музыке.

  • Способствовать  созданию  творческой  атмосферы  на занятии.

Методы обучения

Словесный:  беседы «Творчество композитора П.И.Чайковского», Что такое «Балет»

Наглядный:  работа с макетом ёлки  -  музыкальная викторина

Практический: повторение и закрепление  ранее изученного материала

Обьяснительно-иллюстративный: показ презентации с помощью ИКТ.

Педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, педагогика сотрудничества

Методическое обеспечение: слайдовая презентация, упражнения и практические задания.

Оборудование:

  • музыкальный центр, мультимедийное оборудование,
  • Сказка Гофмана Э. Т. А. “Щелкунчик”, текст.
  • Портреты композитора: Чайковского П. И.
  • Портреты  Мариуса Петипа, Гофмана Э. Т. А.
  • Карточки с заданиями для кроссворда. .
  • Текст песни “Дорога Добра” муз. Минкова М. , слова Энтина Ю.
  • Нарисованные персонажи балета: Щелкунчик, Мари;  ёлка с заданиями (музыкальной викториной)
  • Фотоматериалы по теме “Балет”. Видеофрагменты из мультфильма “Щелкунчик”

Музыкальный материал:

  • Музыка к балету “Щелкунчик” Чайковского П. И.
  • Песня “Дорога Добра” муз. Минкова М. , слова Энтина Ю.

Подготовительная работа:

     1. Работа с литературой

2. Подбор музыкального оформления

3. Подбор иллюстраций

4. Оформление наглядного материала

5. Оформление презентации

     6. Написание конспекта

Ход занятия:

I. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята. Прежде, чем начать наш урок, я предлагаю вам немного подвигаться, чтоб вашей энергии хватило до конца занятия. А как именно вы будете двигаться, подскажет сама музыка.

 (звучит песня «Дорогою добра» – дети маршируют)

Педагог: - Что подсказало вам, что вы должны именно маршировать?                   (в музыке маршевый характер)

Педагог: - А как вы думаете,  на самом деле это прозвучал марш? (песня)

Педагог: Если это песня, то чего не в ней не хватает? (слов)

В песне  музыка  ярко выражает чувства, настроение, а слова отражают содержание. Совместно они помогают слушателю в создании яркого образа произведения.  

Но не всегда нужны слова - есть такие жанры в музыке, где без них можно обойтись. А какой это жанр, вы узнаете, отгадав кроссворд, который составлен на вашей карточке. Я зачитываю вопрос, а вы, посовещавшись, должны написать ответ в нужные клеточки.  (Слайд 1)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414782/img2.gif

1. Кто-то в барабан стучит,
Отбивает чётко… (РИТМ)

2. Любит русский и испанец
Весёлый и ритмичный… (ТАНЕЦ)

3. В музыке царица  Я
Зовут меня… (МЕЛОДИЯ)

4. Выражения на лицах – это мимика.

 Позы, жесты и движенья
(ПАНТОМИМИКА).

(Слайд 2)

5. Посмотрите на картину -
Здесь мы видим… (БАЛЕРИНУ)

Педагог:   Кто такие балерины? (танцовщицы  балета) Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.

Итак, прочитаем по вертикали название музыкального жанра.

 (5 - БАЛЕТ).

Педагог:   Сегодня мы продолжаем знакомиться с вами с историей балета  и сказочные звуки музыки поведут нас в мир сказки.

- Вы ведь любите сказки?   (Ответ детей)

Но сначала скажите, что вы знаете о балете:

- Что вы знаете о балете?

 Балет - это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую». Послушайте немного из истории балета.

(Беседа об истории балета)

Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. (Слайд 3)

Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя — танцмейстеры — старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих. Балет был развит в Италии и Франции. Эти две страны сделали очень много для хореографии, особенно Франция. Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов. Не удивляйтесь, в то время балет еще не был только танцевальным спектаклем. Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером.

(Слайд 4)

Впервые во Франции в конце 18 века, стали ставиться танцевальные спектакли и танцоры встали на полупальцы, исполняли прыжки, вращения, быстрые перебежки. В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи». В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца.

В 1738 году открылась первая в России балетная школа. А благодаря композитору П.И. Чайковскому музыка в балете из сопровождающего элемента превращается в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства, т.е. музыка в балете становится главной.

- Скажите, действительно ли в этом жанре вообще нет слов, а все только танцуют?

(в балете есть слова, и они называются «либретто»)

- А кто сочиняет слова, либретто? (либреттист).  В основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов и пения, как в опере, а посредством танцевальных движений под музыку. Бывают и бессюжетные балеты, передававшие в танце не сюжет, а свойство или состояние характера героя. 

(Слайд 5)

- Кто ещё создаёт балет? (Композитор – музыка. Либреттист – содержание. Балетмейстер – хореография)

Музыку  сочиняет композитор и  под музыку танцоры исполняют свои партии.

Литература –  либреттист пишет содержание спектакля или ставится балетный спектакль по известным произведениям писателей, например: Шекспир «Ромео и Джульетта», Гофман «Щелкунчик», Шарль Перро «Спящая красавица», «Золушка».

Балетмейстер ставит танцевальные номера.

Педагог:  Какую роль в балете играют музыка, костюмы, декорации?

Костюмы артистов, декорации, красивая музыка усиливает наше восприятие балетного спектакля.

Как и в др. видах театра, костюм в балете характеризует персонажей, выявляет их исторические, национальные, индивидуальные особенности. Вместе с тем костюм  должен отвечать требованиям танцевальности, т. е. быть лёгким и удобным для танца, не сковывать движения, а помогать им и подчёркивать их.

Декорация должна создать образ того места и времени, к которым относится действие в спектакле. 

(Слайд 6) 

Педагог: Балет является самым известным танцевальным действием из-за его уникальных особенностей и методов:  поворотов ног,  больших растяжек,  изящных  плавных  и  точных  движений, воздушности. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

- Как называется специальная обувь балерины, которая позволяет встать на полупальцы. (Пуанты)

Педагог: Слово пуанты  переводится с французского дословно, как  «кончики пальцев»  - это женские балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете. Современные пуанты изготавливаются из атласной материи, чаще всего пуанты заказываются мастеру для определенной балерины. Это необходимо для того, чтобы они надежно закрепляли стопу. В носке балетной туфельки укладывается уплотненный материал, а ленты перехватывают ногу у щиколотки. Танец на пуантах отличается особой грациозностью и виртуозностью исполнения. Это положение  делает позу более возвышенной.

Пуанты позволяют танцовщице становиться на кончики пальцев и выполнять при этом сложные элементы.  Они закрепляли ногу и позволяли балерине сохранять равновесие. Первоначально применялись для ролей фей, богинь и прочих волшебных созданий, чтобы подчеркнуть их неземное происхождение — тогда как «простым ролям» отводился танец на полупальцах  или в характерных туфлях на каблучках

Педагог: Как называется специальная юбка для балерин?

 Юбка балерины называется пачка  из–за особенностей изготовления. Пачкой называют пышную многослойную балетную юбку. Это некий театрализованный вариант модного бального платья из легкой развевающейся полупрозрачной ткани, которая струится мягкими складками. Это несколько коротких юбочек из прозрачной материи, надетых одна на другую.

Первая пачка была сделана в 1839 для Марии Тальони по рисунку художника Эжен Лами. Стиль и форма пачки со временем менялись.

(Слайд 7) 

В конце XIX века пачка Анны Павловой, известной балерины, сильно отличалась от современной, она была длиннее и тоньше. В начале 20 века пришла мода на пачки, украшенные перьями и драгоценными камнями. В советское время пачка стала короткой и широкой.

(Слайд 8) 

Балет - это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. Равно важны в балете  три составные части - классический танец, характерный танец и пантомима.
Классический танец в основных чертах сложился еще во Франции XVII века. Все движения и позы классического танца изящны и возвышенны,  он невероятно пластичен и  грациозен.  Танцы, воспроизводящие движения народных танцев, называются характерными. Характерные танцы -  это народные танцы, введенные в спектакль. Характерный танец – отличается пантомимой и необычной хореографией

Итак, основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец.

Давайте вспомним, как называют сольный танец в балете. (ответы детей)

Педагог: Сольный танец  героя в балете называют  вариациями и адажио. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.

Педагог: Помимо солистов, участие в действии принимает  и большое количество танцоров, которые создают массовые сцены. А как называют танцоров, исполняющих большой общий танец в балете?

  • Кордебалет – большой общий танец.
  • Pas-de-deux –  танец двух героев.
  • Pas-de-trois– танец трех героев.
  • Pas-de- quatre Падека́тр (фр. pas de quatre pas шаг + quatre четыре)

Педагог: Кто отвечает за постановку танцев в балете?

- За постановку хореографических номеров отвечает балетмейстер.

И, наконец, не менее важна еще одна составная часть балета - пантомима.
(Слайд 10) 

Греческое слово пантомима означает "все воспроизводящий подражанием". Это движения, жесты, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом. Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики.

При помощи пантомимы передается собственно содержание спектакля, развитие его сюжета.

Педагог: А сейчас мы попробуем с помощью пантомимы передать образ известных героев из разных сказок.

Физминутка ( игра «Пантомима»)

Педагог: А теперь вспомните, кто автор этой известной  музыки, и в каком балете она звучит. (П. И. Чайковский, «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»)

(Показ портрета композитора и краткая беседа о его биографии)

Педагог: Что вы знаете об этом композиторе?

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор,  родился 25 апреля 1840г. в г. Воткинске на Урале. Второй сын в семье, Петр Ильич имел еще 2 сестер и 4 братьев. Пробуждение его интереса к музыке, фольклору, поэзии, обучение игре на фортепиано, началось в 5 лет. Но, несмотря на выдающиеся способности к музыке, мальчика в десятилетнем возрасте родные отправили в Петербург, в Училище правоведения. Окончив училище, Чайковский  начал работу в министерстве юстиции, однако через 2 года бросил службу и поступил в музыкальные классы, открытые при Русском музыкальном обществе. И только в возрасте 26 лет, был приглашен Н. Рубинштейном в Москву, где получил должность профессора Московской консерватории. Так началась его самостоятельная жизнь  музыканта. Он становится известным композитором, чьи произведения с успехом исполнялись в России.

Он написал много музыки для детей и взрослых. Из под его пера выходят различные известные  произведения. Всего  он написал более 80 произведений, в том числе 11 опер и три балета - настоящие сокровища мировой культуры и искусства, инструментальную музыку для большого симфонического оркестра, для инструментальных ансамблей, для фортепиано многое другое.                                                    (на листах распечатаны названия произведений П.И.Чайковского)

Петр Ильич Чайковский очень любил детей, хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских играх девочек и мальчиков. Пётр Ильич Чайковский часто был в гостях в семье своего племянника, Володи Давыдова. Композитор следил за играми друзей мальчика, пел с ними песенки, и сам сочинял музыку для детей и об их играх. Так постепенно сочинялись небольшие музыкальные пьесы, которые потом соединились в музыкальный альбом – «Детский альбом».

А теперь, внимание, вопрос…

(Слайд 13) 

Что объединяет  эти три картинки… (показ презентации)

Итак, мы знаем, что П.И.Чайковский написал много произведений для детей, потому что очень любил детей и сказки. На сюжет немецкой сказки «Щелкунчик и мышиный король», вышедшей в 1816 году, которую  написал Эрнст  Теодор   Вильгельм Амадей Гофман он сочинил балет.  Эрнест Теодор Амадей Гофман (показ портрет прозаика), прозаик начала XIX века, юрист по образованию, романтик по призванию. Писал остроумные, причудливые по содержанию новеллы, сказки, где реальность соседствует с фантастикой. Он был одарённым музыкантом, замечательным карикатуристом… Сказка Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”  легла в основу либретто балета. Либретто к балету написал друг Чайковского П. И. Мариус Петипа (показ фотографии). 
Это
самое волшебное и новогоднее произведение П.И. Чайковского, известное по всему миру.

Педагог: Щелкунчик - так зовут главного героя балета. Какие ещё действующие лица в этой сказке?

Действующие лица

Описание

Штальбаум

советник медицины, именно в его доме разворачиваются все события

Мари, Марихен

дочка Штальбаума, получившая в подарок Щелкунчика

Фриц, Франц

брат Мари, сломавший Щелкунчика на празднике

Дроссельмейер

крестный Мари, подаривший ей Щелкунчика и рассказавший о чудесном городе

Щелкунчик

заколдованный принц

Фея Драже

правительница в волшебном городе Конфитюренбурге

Принц Коклюш, Оршад

принц из сказочного города, встречающий девочку и Щелкунчика

Король мышей

злой повелитель враждебной армии мышей, напавший на Щелкунчика

Педагог: Когда происходят основные действия в сказке?

Основные события в балете разворачиваются накануне большого и светлого праздника - Рождества. 

Педагог: Кто помнит, о чем эта сказка?

В доме Штальбаума собрались гости и крестный Мари, который пришел с кучей подарков для детей. Среди них заметно выделяется кукла, предназначенная для колки орехов – Щелкунчик. Довольно неуклюжая игрушка с широкой улыбкой сразу понравилась девочке Мари.

После того, как праздник заканчивается, и все дети гости расходятся, что происходит дальше?

В зале, где стояла ёлка,  стало все меняться и ёлка становится огромных размеров, затем слышится странный шорох. В комнате появилась армия мышей, а сам Щелкунчик чудесным образом оживает.  Он вступает в сильнейшую и неравную борьбу с отрядом коварных мышей. Мари, увидев это, решила помочь Щелкунчику и кинула своим башмачком в Короля мышей. Враги испугались внезапной атаки и разбежались.

Сумев одолеть коварное войско, Мари с Щелкунчиком  отправляются в сказочное царство, в которое достаточно непросто попасть, преодолевая снежную бурю. Они оказываются в чудесном городе Конфитюренбурге, где кругом много сладостей и гостей, встречающих их. Фея Драже устраивает пышный бал в их честь и Мари становится настоящей принцессой, после того, как Щелкунчик рассказал, как она спасла его.

Музыка балета очень яркая и насыщена сильными, запоминающимися номерами. Чайковский постарался, чтобы музыка очень тонко передавала всё содержание сказки, происходящее на сцене: барабанный бой, фанфары или писк мышей. Особенно любим у публики Дивертисмент II акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране.

Что такое дивертисмент?

Дивертисме́нт (от фр. divertissement — «увеселение», «развлечение» и итал. divertimento), — так называются:

Иногда дивертисменты составляют целое развлекательное  представление, своего рода концерт внутри спектакля.  Таков и дивертисмент во втором акте балета П. И. Чайковского  «Щелкунчик».

  • Театральное представление из различных эстрадных номеров в дополнение к главному представлению.

Это и яркий испанский танец – Шоколад, волнующий восточный – Кофе: арабский танец, характерный китайский танец – Чай, а также необычайно яркий и живой русский народный танец – Трепак. Далее идет изящный танец пастушков, Матушка Жигонь и жемчужина Дивертисмента – Вальс цветов с его завораживающей мелодией. Танец Феи Драже привлекает своей изысканностью, а настоящей лирической и драматической кульминацией смело можно назвать адажио (па-де-де) (танец феи Драже и принца Оршада)

Педагог: Посмотрите, у нас на доске тоже необычная ёлка, она музыкальная. И сейчас вашему вниманию будут представлены фрагменты из этого балета. Но для  этого вам необходимо выбрать шарик  с музыкальным заданием. Итак, приступаем к выполнению задания. (дети по очереди  берут шарик, и, посовещавшись, отгадывают какой фрагмент из балета «Щелкунчик» звучит

Послушайте, как П. И. Чайковский передает в музыке настроение героев.

«Увертюра», «марш»,  «вальс снежных хлопьев» (танец снежинок),  «шоколад» (испанский танец), «кофе» (арабский танец), «чай» (китайский танец), «вальс цветов», «Фея Драже и принц Оршад»

(Слушание музыкальной викторины)

Педагог: А кто исполняет “Увертюру”?

А  что такое увертюра, где она звучит,  вы помните?

Увертюра – инструментальная, как правило, оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого – либо представления.

Педагог: Кто управляет симфоническим оркестром?  (Дирижёр)

Итог занятия:

Мы сегодня познакомились с вами с одним из жанров  музыкально-театрального искусства, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Как называется такой музыкальный жанр, в котором переплелись пластика танца,  мимики и жеста? (балет)

Найдите на картинках:

  • вариации
  • па-де-де
  • па-де-труа
  • па-де-катр      
  • кордебалет

Молодцы ребята! Сегодня вы отлично работали на занятии. На память о нашем занятии я хочу подарить вам вот эти орешки. Пусть они напоминают вам о нашем герое, который неустанно  мог щёлкать самые твёрдые орехи. Вы поняли про кого я говорю? Это наш щелкунчик. Спасибо.