Рекомендации по самостоятельной работе с детским хоровым коллективом

Слинкина Александра Андреевна

Формы и методы работы с детским хоровым коллективом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_priemy_raboty_s_horom.docx17.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

С ДЕТСКИМ ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ.

Приемы работы с детским хоровым коллективом:

Приемы работы над интонацией:

  1. слуховая наглядность (пение, показ на инструменте);
  2. зрительная наглядность (запись на доске);
  3. объяснение (теоретическое);
  4. пение с остановкой на отдельных звуках;
  5. исполнение сложного интервала в прямом и обратном движении;
  6. показ рукой движения мелодии;
  7. пение с «закрытым ртом»;
  8. пение «про себя» (вступление по руке);
  9. пение на слоги «ку», «ю», способствующих удержанию интонации;
  10. пение на «р»;
  11. транспонирование трудного места и исполнение его в удобной тональности с последующим возвращением в прежнюю;
  12. выявление и использование опорных слов (слогов), влияющих на интонацию;
  13. использование гармонической поддержки для осознания как внутреннего тяготения отдельных звуков, так и отклонений;
  14. индивидуальная работа.

Приемы работы над точностью ритмического рисунка:

1. прохлопывать ритмический рисунок;

2. петь с отстукиванием метрической доли;

3. собственный показ (слуховая наглядность);

4. петь с пульсацией (дробление крупных длятельностей на более мелкие-восьмые, шестнадцатые);

5. петь с пульсацией, отстукивая ее пятками (стоя на носочках опускаться на пятки, при этом ноги не согнутые в коленях);

6. петь с тактированием;

7. петь со счетом.

Приемы работы над кантиленой:

  1. собственный показ;
  2. показ протяжности фразы или слова рукой;
  3. пение на одном звуке с ощущением протяжности фразы, равномерного распределения дыхания;
  4. пение на слоги – «лё», «ла», «ю», способствующих напевности звучания;
  5. дробление долгого звука на более мелкие длительности (ощущение внутридолевой пульсации, наполнение звука);
  6. распевание гласной и отнесение согласной к следующему слогу (применять этот приём можно, отдельно произнося текст, а затем и в пении);
  7. сопоставление штрихов, темпа и характера исполнения (напр. скандируя «marcato», в быстром темпе, маршевом характере исполнить песню, где требуется напевность «legato», спокойный темп, нежное, светлое звучание).

Приемы работы над метро-ритмическим, агогическим ансамблем:

  1. чёткий показ дирижёра, особенно в произведениях полифонического склада или со сложным ритмическим рисунком - синкопа; различный ритмический рисунок S и A в припеве);
  2. прохлопывание пульса;
  3. подчёркивание сильной и относительно сильной доли жестом;
  4. чтение текста в ритме песни.

Приемы работы над тембровым и динамическим ансамблем:

  1. пение на слоги (способствует однородности звучания);
  2. для прослушивания одной из партии в общем звучании, она может быть исполнена с текстом в динамике на «mf», в то время как другая – с «закрытым ртом» на «р», этот приём можно удачно использовать в песнях с терцовым, параллельным соотношением голосов;
  3. обозначение в партитуре динамического соотношения голосов;
  4. предварительный анализ значимости порученного партии музыкального материала;
  5. исполнение партии, где сосредоточен основной тематический материал, всем хором;
  6. индивидуальная работа (пение дуэтом, ансамблем).

Приемы работы над дикционным ансамблем:

  1. проговаривание текста хором беззвучно, шёпотом, громко, скандируя в одном темпе и с ускорением;
  2. чёткое произношение в ритме музыки, нараспев;
  3. пение на слоги «па», «та», «ку» и т.д.;
  4.  произношение текста «staccato» с перенесением согласных к последующему слогу;
  5. выразительная коллективная декламация.

Приемы работы над выразительным исполнением произведения:

  1. рассказ, который усиливает впечатление (это может быть отрывок из литературного произведения);
  2. показ наглядных пособий и репродукций;
  3. беседа о содержании, исполнительском плане;
  4. музыкально-ритмические движения (головой, жестом, с выделением главного слова);
  5. выразительное чтение текста, работа над знаками препинания;
  6. исполнение подобного музыкального произведения (по характеру, содержанию или стилю);
  7. составление эмоциональной партитуры;
  8. выразительное исполнение с дирижированием учащихся хора;
  9. исполнение без дирижёра;
  10. исполнение произведения с транспонированием каждого куплета на полтона выше (связать изменения тональности с увеличением динамики);
  11. прослушивание произведения в записи с последующим анализом.

Формы работы.

По количественному составу:

  1. Tutti – все месте;
  2. По две, три идентичных партии (в октаву, квинту, терцию или одинаковый текст)
  3. По партиям (отдельно S, A);
  4. Индивидуально, по одному;
  5. Дуэтами, трио, квартетами и т.д. (из одной или разных партий)

По способу исполнения:

  1. Сольфеджио;
  2. На буквы и слоги;
  3. С зактытым ртом;
  4. С вибрацией;
  5. На «немой» звук;
  6. С текстом.

По качеству сопровождения:

  1. А капелла;
  2. С дублированием партии на фортепиано;
  3. С дублированием партитуры на фортепиано;
  4. С игрой других партий на фортепиано;
  5. С сопровождением фортепиано