Проектно-исследовательская деятельность и её возможности в формировании музыкальной культуры школьника

Проектная деятельность обучающихся в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektanya_deyatelnost.docx44.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность и её возможности в формировании музыкальной культуры школьника

Педагог дополнительного образования – Чередниченко Елена Георгиевна

Понятие "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", "творчество", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки. Использование проектной деятельности позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученный при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом.

Понятие "проектная деятельность" находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин - педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания.

Проектная деятельность пока не нашла широкого применения для формирования и развития музыкальной культуры школьников и не заняла должного места в музыкальном образовании. Но большинство ученых-дидактов в результате теоретических и практических исследований пришли к выводу, что без проектной деятельности формирование творческого мышления учащихся невозможно. Именно проектно-исследовательская деятельность создает условия для проявления и развития их умственных способностей детей, для формирования их эмоционально-ценностного отношения к миру.

Попытки использования научно-практических достижений педагогики в области проектной деятельности в методике музыкального образования предпринимались учеными педагогами-музыкантами, составителями программ по музыке (Д.Б. Кабалевским, Ю.Б. Алиевым, Н.А. Терентьевой). Интересным является использование Н.А. Терентьевой поисковых ситуаций на уроке, творческих заданий по поиску новой информации по истории создания музыкальных произведений, новых сведений о жизни композиторов. Итог этих «проектов» осуществляется только в процессе диалога-беседы, который  не сводится к традиционным вопросам и ответам, а рассматривается как процесс «размышления вслух» и со стороны педагога, и со стороны учащихся. На всех этапах обучения, считает педагог, открытая беседа – эмоциональный диалог – должна стать основой занятия, в результате которой осуществляется поисковая деятельность школьников.[1] Свой вклад в решение использования проектной деятельности в теорию и практику музыкального обучения внес Ю.Б. Алиев, создатель методики проблемно-творческого приобщения учащихся к музыкальному искусству. Ученый предлагает различные приемы изложения нового материала, к которым относит  частично-поисковый метод, почему-то обходя вниманием исследовательский метод проектной деятельности, предполагающий полную поисковую самостоятельность учащихся. Он считает, что музыкальное образование школьников не должно сводиться к разработке проектов: в целом ряде случаев хороший урок музыки может заключаться в прослушивании гениального музыкального творения.

Автор учебного пособия «Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение» Н.В. Матяш считает, что проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников - это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.

 По мнению  Н.В. Матяш[2], методы проектной деятельности способствуют организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать новые проблемы. Они способствуют более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте. Среди всех методов он особо выделяет проектно-исследовательскую деятельность, как один их ведущих методов проекта. Проектно-исследовательская деятельность кардинально меняет технологию обучения. Она пробуждают познавательную активность учащихся, содействует становлению самостоятельности в мышлении.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта. Проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Таким образом, исследование - бескорыстный поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Цель проектной деятельности - реализация проектного замысла, а цель  исследовательской деятельности - уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т. п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга.

Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата.  Под методом проектов принято считать технологию моделирования и организацию образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы  и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
           Проектирование – это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной) 
             Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт ( материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
              Проектная деятельность это естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. 
           Проектно-исследовательская деятельность, как учебный вид деятельности школьников, способствует развитию личности субъекта учения, а не получению общественно значимого продукта. Она обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому есть основания говорить о методах проектной деятельности, под которыми мы понимаем целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов.

Проектная деятельность становится все более важным компонентом музыкального воспитания школьников, поскольку предусматривает не только выполнение требований и знаний учителя, но прежде всего инициативу и самостоятельность самих учащихся, а педагог при этом выступает лишь в роли консультанта. Обязательным конечным результатом такой деятельности является создание определенного продукта. Им может быть организация тематического концерта или проведение школьного праздника, самостоятельно разученное музыкальное произведение или постановка фрагмента оперного спектакля, создание музыкально-поэтического рукописного журнала или сочинение песни.

Проектная деятельность школьников   основана на  общих методологических подходах  к организации образовательного процесса. Анализируя  научную литературу, можно  выделить следующие принципы проектной деятельности:

  • Принцип абсолютной добровольности участия – предоставление возможности любому субъекту образовательного процесса принять участие в проектировании.
  • Принцип личностного развития – проекты должны предусматривать возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализации. При этом важной частью проектирования становится преобразование самого субъекта проектирования.
  • Принцип управляемости – подразумевает четкую организацию, технологичность и подконтрольность процесса проектирования, требует понимания структуры процесса проектирования, выделения его этапов, отслеживания переходов с этапа на этап. Этот принцип позволяет научиться отличать мифы от реальности, выделять сущностные, объективные стороны процесса проектирования.
  • Принцип целостности – установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы педагога и этапами проектирования. Учебная техника направляется не столько на обеспечение способов трансляции знаний, сколько на создание условий для самостоятельной работы субъекта проектирования.
  • Принцип культуросообразности – проявляется через нацеленность учебной техники на удовлетворение гуманистических, базовых потребностей человека в познании, общении, самореализации.
  • Принцип мультикультурности – проектирование должно содержать возможности формирования культуры познания, досуга, изобретательства, эксплуатации технических средств, обращения с информацией.
  • Принцип сочетания исследовательской, проектировочной и педагогической деятельности – подразумевает, что проектировочная и исследовательская деятельность едины по отношению к субъекту. Принцип основывается на концепции о единстве исследования, проектирования и организации педагогического процесса. Требуется согласование исследовательской и проектной деятельности по всем параметрам. Качество исследовательской деятельности по изучению объекта в значительной степени определяет качество проекта.
  • Принцип продуктивности – подразумевает полноценность участия обучающихся во всех жизненных процессах, интеграцию процессов овладения и применения знаний во всех сферах жизнедеятельности. Продуктивные проекты помогают раскрыть учащимся современную реальность и использовать в ней социокультурный опыт.
  • Принцип завершенности – доведение проекта до логического завершения.
  • Принцип открытости – понимается как принципиальная незавершенность проекта, составляющая простор для «до» или «пере» -оформления проекта (предлагаемых объектов). Здесь проявляется феноменологическая сущность современной проектировочной процедуры, когда проект выступает как «текст, картина, требующая понимания, сопереживания автора и его последователей»

Проектную деятельность можно классифицировать  по характеру координации.

С открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные и пр.).  Со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в деятельности участников в своей реальной функции. Он выступает как полноправный участник проекта.

Все проекты классифицируются в по доминирующей деятельности учащихся.

   Практико-ориентированный проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и т.п. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, плана всей деятельности его участников с определением функций и вклада каждого из них в ход работы и ее результат, четкого представления об оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы, поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней

оценки проекта.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку цели и задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой различных версий, обсуждение и анализ полученных результатов. Такие проекты требуют четкой структуры, продуманных экспериментов и опытов, а также методов обработки полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор сведений (данных, статистики, фактов и т.п.) о каком-либо объекте или явлении, их проверку, анализ и обобщение с целью представления полученной достоверной информации широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Процесс работы над подобным проектом выглядит примерно так: определение предмета информационного поиска – этапы поиска с обозначением промежуточных результатов – анализ собранных фактов и предварительные выводы – корректировка первоначального направления (если требуется) – дальнейший поиск информации по уточненным направлениям – анализ новых фактов и их обобщение – выводы и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, – заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и пр.).

Приключенческие, игровые, ролевые. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

 Все проекты классифицируются по продолжительности:

Мини-проекты могут укладываться в одно или два занятия. Работа над проектом ведется в группах. Продолжительность – 20 минут (подготовка – 10 минут, презентация каждой группы – 2 минуты).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 занятий, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Работа осуществляется в группах, продолжительность – 4 занятия. Первое занятие - определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам), второе занятие: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации.

На оставшихся запланированных занятиях проходит презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

 Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это благодаря глубокому «погружению» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

         Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Межпредметные проекты выполняются исключительно за внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов проекты могут быть внутриклассными, внутришкольными, региональными (в пределах одной страны), международными. Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

Проектная деятельность школьников в отличие от других  методов обучения предполагает полную самостоятельную творческую деятельность учащихся. Даже при его простых вариантах он предполагает готовность ученика к целостному самостоятельному решению проблемы. К примеру, музыкальная инсценировка небольших произведений или отрывков – это уже самостоятельная постановка сцен из пьес или музыкальных вечеров. Исследовательские проекты, такие  как «Времена года в музыке, живописи, поэзии» или о «Почему Рикмского-Корсакова называют композитором-сказочником?», о музыкальных стилях и направлениях могут быть выполнены учениками при условии, что учитель научил их самостоятельно добывать новые знания, творчески мыслить.

Толчком для начала активного творческого поиска могут служить проблемные ситуации, которые создает учитель различными приемами. Психологи и педагоги (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер) предлагают множество приемов создания проблемных ситуаций(столкновение различных мнений учащихся; столкновение противоречивых мнений великих людей прошлого и современников; столкновение жизненных представлений учащихся с явлениями и фактами; использование типичных ошибок учащихся или одностороннего их подхода к явлениям и вовлечение учащихся в их опровержение и др.).

Как показывает контент – анализ музыкальной методической литературы последних лет, в школьной практике музыкальных занятий появились удачные опыты использования проектной деятельности. Так, для проведения школьных праздников учениками под руководством учителя создаются тематические презентации и фонограммы песен, создаются презентации к урокам и занятиям по музыке во внеурочной деятельности. Учащимися показываются маленькие музыкальные спектакли, делаются выставки  картин-впечатлений о музыке, снимаются видеоклипы.  

Проектно-исследовательская деятельность  является продуктивным и эффективным методом в формировании музыкальной культуры школьников. Проект всегда дает возможность ученику учиться самому и может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, и позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.  Тематика проектов должна быть актуальной, личностно и социально значимой. Темы  проектов могут быть очень разнообразными: творчество композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики, рейтинг любимых музыкальных видеоклипов и другие.

Технология организации проектной деятельности по музыке  включает в себя соединение исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата, и предполагает определенную структуру совместной работы обучающихся и педагога над проектом. Специфической особенностью проектной деятельности для формирования музыкальной культуры школьников являются такие творческие проекты, как: музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали.

В проектно-исследовательской деятельности по музыкальным дисциплинам  необходимо использовать следующие виды проектов:

-ролевые проекты – инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композитора, музыкальные спектакли по собственному сценарию, мюзиклы;

-информационно-исследовательские проекты ориентированы на поиск материала о биографии композиторов, о создании опер, о музыкальных инструментах;

-информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, создание музыкального словаря, публичные выступления с сообщением по теме.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, социальные опросы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.  

Музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. В основу музыкального занятия должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия музыкального произведения, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений музыкального искусства, находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

В процессе проектной работы овладение знаниями в области музыки доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. С помощью проектной методики можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на занятии атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

Проектная деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию познавательных интересов, творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. Проектная деятельность способствует формированию нового пространства учебной деятельности, так как в проектно-исследовательскую деятельность вовлечены все учащиеся, что способствует высокому качеству знания по изучаемому предмету.

В результате проектной деятельности учащиеся приобретают новые коммуникационные и исследовательские навыки, навыки работы с информацией и умение ориентироваться в информационном пространстве.  Занятия по  музыке с использованием проектно-исследовательской деятельности  станут наиболее интересными, нетрадиционными и эффективными  для восприятия и усвоения учебного материала.

Осуществление проектной деятельности по музыке в дополнительном образовании позволяет обучающимся реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем; продемонстрировать уровень знаний, умений в области музыки; подняться на более высокую ступень развития художественно-творческих способностей, социальной зрелости.

Таким образом проектно-исследовательская деятельность, как современная педагогическая технология позволяет решить задачу формирования музыкальной культуры  так как она позволяет разнообразить образовательный процесс и реализовать педагогические цели на всех этапах, дает возможность расширить сферу действий в области искусства и самостоятельно добыть знания, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу или становится формой организации учебной деятельности.

В настоящее время проектную деятельность в школе можно рассматривать как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций – функциональной грамотности.


[1] Терентьева, Н. А.. Музыка. Музыкально – эстетическое воспитание  1 – 4 классы ( программа )

[2] Матяш, Н.В. Творческие проекты в младшей школе [ Текст  ] / Н.В. Матяш, М.В. Хохлова; под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск, 1999.