ОТКРЫТЫЙ УРОК «Инструментальная подготовка студентов в классе «Основной музыкальный инструмент» и «Аккомпанемент»
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«Инструментальная подготовка студентов в классе «Основной музыкальный инструмент» и «Аккомпанемент»
План урока
1. Выступление Носыревой Н. Ю. («Основной музыкальный инструмент»)
2. Выступление Пачгановой Т. В. («Аккомпанемент»)
2018 г.
Приобретение профессиональных компетенций, а именно, концертмейстерских, что является основополагающим в работе будущего учителя музыки (он должен уметь: исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового, инструментального жанров; управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом; аккомпанировать детскому составу исполнителей, аранжировать, читать с листа и др.), происходит на большинстве дисциплин (теоретических и исполнительских). Но ведущей дисциплиной по формированию и закреплению навыков концертмейстерского мастерства можно считать «Аккомпанемент».
Дисциплина «Аккомпанемент» выступает интегративным основанием системы музыкально-педагогического образования в целом и является частью блока дисциплин фортепианной подготовки, обеспечивая профессиональную компетентность будущих специалистов.
Формирование концертмейстерских компетенций в подготовке к профессиональной деятельности студентов колледжа строится на основе личностно-ориентированного подхода и соотносится со следующими дидактическими принципами обучения: системности, научности, целостности и многофункциональности.
Формирование концертмейстерских компетенций студентов предполагает несколько последовательных этапов, которые идут по принципу возрастания сложности, с учетом индивидуальных способностей каждого студента:
- непосредственно обучение концертмейстерским компетенциям;
- использование приобретенных навыков при изучении теоретических и специальных музыкальных дисциплин;
- использование концертмейстерских навыков для повышения профессионального уровня исполнительской деятельности студентов;
- использование профессиональных компетенций для успешного прохождения педагогической практики в школе.
В процессе занятий по «Аккомпанементу» раскрывается творческий потенциал студента, формируются необходимые знания, умения и навыки. В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- жанрово-стилистические особенности инструментальной, вокальной, хоровой музыки;
- специфику ансамблевого музицирования;
- необходимый минимум ансамблевого репертуара;
- особенности аккомпанемента в условиях различных видов профессиональной деятельности;
уметь:
- читать с листа, транспонировать;
- подбирать мелодии по слуху, соединять аккомпанемент с вокальной партией;
- исполнять ансамблевые произведения на профессиональном уровне;
- совмещать аккомпанемент с вокальной партией и хоровой партитурой;
- подбирать аккомпанемент по слуху, аккомпанировать различным видам ритмических движений и танцев;
- развивать творческие навыки.
Согласно требованиям к компетенциям учащихся в классе «Аккомпанемента», осуществляется связь с другими специальными музыкальными и теоретическими дисциплинами. Таким образом, навыки, приобретаемые в классе «Аккомпанемента», дублируются в смежных дисциплинах. Одним из таких навыков является чтение с листа.
В идеале чтение с листа – это умение мгновенно охватить, внутренне услышать и точно воспроизвести всю ткань музыкального произведения. Работая с вокалистом, концертмейстер вникает не только в музыкальный, но и в поэтический текст, поскольку эмоциональное и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово.
Аккомпанемент с листа, а затем и исполнение выученной партии требует постоянного внимания студента-концертмейстера к солисту – к его певческому дыханию и произнесению слова. Это требование обязательно входит в процесс научения искусству аккомпанемента. Серьезное внимание уделяется артикуляционным, динамическим, агогическим и другим характеристикам текста, имеющим непосредственное отношение к выразительности и осмысленности исполнения.
Приобретая знания о концертмейстерском искусстве в классе «Аккомпанемент», студенты также совершенствуют навыки транспонирования и подбора по слуху, у них улучшается слуховой контроль за интонацией при пении, развивается умение переключать внимание с аккомпанемента на солиста; студенты учатся аккомпанировать с помощью различных метроритмических конфигураций, пробуют упрощать сложную фактуру музыкального материала, включая элементы импровизации.
Таким образом, дисциплина «Аккомпанемент» выступает как комплексное, интегрированное направление музыкальной подготовки студентов. Основу этой интеграции составляют теоретические и практические знания, которые студенты получают при изучении ряда дисциплин, а особая роль отводится практическим умениям и навыкам, сформированным в ходе вокально-хоровой и инструментальной подготовки.
Владение аккомпаниаторскими навыками зависит от исполнительской культуры обучающихся, от того, что дает им работа в классе «Основного музыкального инструмента». Существуют общие закономерности работы над музыкальным произведением, связывающие обе дисциплины. Эти закономерности ярко проявляются в работе над звуком, штрихами, динамикой, техническими трудностями и т.д.
План занятий по дисциплине «Аккомпанемент»
Так как в концертмейстерский класс студенты приходят с различным кругозором и разной технической подготовкой, подход к занятиям должен быть сугубо индивидуальным, как в смысле методики преподавания, так и в отношении подбора литературы.
Главная задача в методике обучения концертмейстерскому искусству – научить соблюдать ансамбль (в переводе с французского - «единство», то есть, строгое согласование совместного исполнительского замысла.
На каком материале проводится работа в классе концертмейстерского мастерства? Высокохудожественных вокальных и инструментальных сочинений – бесконечное множество, и нельзя пытаться «объять необъятное». Начинать можно с ознакомления обработок народных песен, затем перейти к старинным романсам, где есть «гитарный» аккомпанемент только аккордами либо разложенный созвучиями, потом дать учащемуся более подвижную фактуру (в непрерывном движении, с репликами в фортепианной партии и т. д.) и постепенно усложнять ее. При этом исходить следует не только из степени трудности фортепианной партии, но и из глубины психологического замысла.
Некоторые произведения надо проходить в концертмейстерском классе детально с обязательной домашней проработкой. Из них составляются программы для концертных показов, зачетов, экзаменов. Часть репертуара проходится эскизно.
План урока зависит от подготовки ученика, поставленных целей и задач, но на каждом уроке обязательно нужно уделять время чтению с листа, то есть проигрыванию неизвестного ученику произведения в указанном автором темпе, без остановок. Цель таких упражнений – научить схватывать сущность произведения, меньше обращая внимание на его детали. Так вырабатывается умение быстро ориентироваться: отличать главное в фактуре от второстепенного, способность распознать гармонию и в то же время чутко следить за певцом, реагировать на его исполнение, чувствовать темп и отклонения от него.
Работа учителя музыки - аккомпаниатора (концертмейстера) - нелегкая работа. Аккомпаниатор должен обладать всеми качествами, требуемыми от исполнителей-вокалистов – артистизмом, умением владеть собой на сцене, а сверх того, еще рядом других специфических качеств, как умение транспонировать, читать с листа, обладать быстротой реакции и находчивостью, чтобы во время выступления предотвратить любую возможность, «аварию» со стороны солиста.
Как научиться хорошо аккомпанировать?
Прежде всего, научиться хорошо играть на фортепиано. Хорошее владение инструментом – первое качество, которым должен обладать концертмейстер. Чем выше пианистическое мастерство, тем выше квалификация концертмейстера. Концертмейстер должен обладать не только пианистическим мастерством, но и высокой музыкальной культурой. Квалифицированный концертмейстер – это музыкант-эрудит. Ему совершенно необходимо хорошее знание гармонии, музыкальных форм, знание музыкальной литературы различных эпох. Эти знания помогут глубже проникнуть в художественное содержание произведения, понять стиль и характер исполнения. Особенно важны эти знания в работе с детьми, где деятельность концертмейстера носит не только педагогический, но и музыкально-просветительский характер.
Корсакова Вика – подбор аккомпанемента (с указанными функциями)
Подбор аккомпанемента в песне («Груша», р.н.п.) с использованием различных метроритмических конфигураций, упрощение сложной фактуры музыкального материала, включая элементы импровизации.
Юдаева Зоя – самостоятельный разбор школьной песни
Большое внимание в учебном процессе уделяется самостоятельной работе учащихся. Речь идет не только о самостоятельной подготовке к дисциплине, но и в проявлении творческой самостоятельности в профессиональной деятельности. Так, большое внимание в предмете «Аккомпанемент» уделяется самостоятельному эскизному изучению произведений, которое является действенной формой профессионального совершенствования выпускника музыкального отделения. В результате, это дает возможность использования изученных произведений в школьной работе будущего учителя; создает предпосылки для реализации во внутриклассной работе межпредметных связей; подготавливает почву для развития навыков самостоятельного изучения музыкального репертуара.
З: Одним из ведущих видов деятельности учителя музыки в школе является работа над вокально-хоровой работой. Работа над школьной песней предполагает от учителя профессиональных знаний методики и серьезной пианистической, вокальной и дирижерской подготовки. Перед работой (знакомством, разучиванием) с детьми школьного возраста песен, учитель музыки должен самостоятельно сделать основательный разбор произведения.
Цель разбора песни – раскрытие идейно-художественного содержания, определение всех средств выразительности («Любим армию свою», сл. Е. Карасева, муз. В. Волкова).
Последовательность разбора:
- Название. Авторы музыки и текста. Часто в самом названии раскрывается основной образ произведения, определяющий стиль и характер исполнения. Таким примером является песня «Любим Армию свою».
- Указание темпа и метронома. Исполнение в темпе, не соответствующем авторскому указанию, может до неузнаваемости изменить произведение (и не только песню).
- Ключи. Необходимо внимательно проверить ключи во всем произведении, нет ли их смен. Выработка такого правила сослужит в будущем хорошую «службу» при чтении с листа, где такая ошибка может явиться непоправимой.
- Определение тональности всего произведения, а также встречающиеся ладотональные изменения.
- Размер и его изменения, если они есть. Какой ритм является преобладающим, его изменения на протяжении песни (в песне «Любим Армию свою» размер 2/4).
- Характер произведения, настроение, звуковая окраска. Прочитать все авторские ремарки, относящиеся к исполнению, характеру звучания, общему настроению произведения. Динамические и агогические нюансы (в «Любим Армию свою» динамика от mf до f).
- Вступление и заключение, все соло фортепиано (или, иначе говоря, прелюдия, постлюдия и интерлюдия). К этому следует отнестись с особым вниманием. От того, как будет сыграно вступление, даже если оно состоит из одного аккорда и, соответственно, заключение, зависит судьба всей песни, даже не очень сложной. В этих частях аккомпанемента нужно показать характер и настроение. В заключении «досказывается» мысль вокально-поэтического текста. Очень важны и интерлюдии, которые соединяют все части песни в единую целостную форму (в песне «Любим Армию свою» уже во вступлении слышно настроение и характер песни, заключение звучит на f, тем самым подчеркивается главная мысль песни – о сильной, смелой армии родной страны).
- Разбор вокальной партии. Рекомендуется прочесть стихотворный текст, чтобы понять смысл песни, а также обратить внимание на сложные слова. Далее текст пропевается с мелодией, расставляется дыхание.
Вокальная музыка неразрывно связана со словом, с живой человеческой речью. Проникновение в круг образов стихотворения, в его речевые интонации является непременным условием для создания осмысленного аккомпанемента.
- В фортепианной партии обратить внимание на звуки, имеющие особо важное значение для аккомпанемента (басовые звуки, кульминационные звуки; звуки, важные в гармоническом и ритмическом отношениях). Также следует продумать педализацию.
После тщательного разбора партии аккомпанемента можно приступить к репетиции с исполнителями (или солистом); ведется работа над исполнением детской песни под собственный аккомпанемент.
Итог работы: В результате разбора песни дошкольного репертуара учащийся добивается: оригинального (авторского) характера в исполнении, грамотного прочтения нотного текста, осмысленной фразировки, понимания художественной идеи композиции. Студентка самостоятельно исполняет всю песню, анализируя и отмечая «+» и «-».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Овладение концертмейстерским искусством в процессе подготовки будущего учителя музыки на дисциплинах «Основной музыкальный инструмент» и «Аккомпанемент» формирует общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.
Овладение в полном объеме базовыми профессиональными (концертмейстерскими) компетенциями, включающими весь набор знаний, умений и навыков, приобретенными студентами в процессе обучения так же по всем специальным и музыкально-теоретическим дисциплинам, поможет выпускникам музыкального отделения уверенно чувствовать себя в профессиональной сфере и даст положительный психологический заряд для полноценного раскрытия собственного интеллектуального и творческого потенциала.
Естественным образом, выпускник музыкального отделения технолого-педагогического колледжа, все приобретенные компетенции концертмейстерского искусства переносит на свою будущую профессию «Учитель музыки». В завершении обучения это подтверждается Итоговой Государственной Аттестацией.
Работа в команде педагогов по формированию профессиональных компетенций будущего учителя музыки через приобретение концертмейстерских навыков показала, что использование педагогических условий и методов обучения способствует не только совершенствованию у студентов общих и профессиональных компетенций, но и формирует у них мотивацию, ценностное отношение к концертмейстерской деятельности, стимулирует овладение навыками социальной коммуникации, адаптации, развивает эмоционально-психологическую сферу личности, обеспечивая тем самым формирование профессиональной мобильности будущего специалиста «Учитель музыки».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа в команде педагогов по дисциплинам «Основной музыкальный инструмент» и «Аккомпанемент» дает хорошие результаты, а именно:
- команда профессионалов во взаимодействии и сотрудничестве способна эффективно и качественно ставить цели и решать задачи;
- работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого педагога;
- работа в команде содействует личностному и профессиональному росту членов команды и повышает эффективность обучения в целом;
- при наличии команды учебное заведение имеет преимущества при реализации стратегического плана.