Современные технологии проведения музыкального занятия с детьми в дошкольном учреждении

Сорокина Елена Анатольевна

Современные технологии  для муыкальных занятий с детьми в ДОУ ,это опыт ведущих специалистов  в дошкольной музыкальной педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_rabota.docx31.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Современные технологии проведения музыкальных занятий для детей дошкольного возраста».

                                                                                     Выполнила

                                                                            Сорокина Елена Анатольевна  

       С 1 января 2014 года в законную силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.                                                                                 Какие изменения внес ФГОС в музыкальное развитие дошкольников и работу музыкального руководителя ?

Ознакомившись с программой музыкального воспитания по ФГОС в ДОУ  поняла,— это направленность документа на социализацию и индивидуализацию развития личности ребенка, начиная с 2 месяцев и заканчивая 8 годами.                                                                   Музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей.                                                                                                                                        Основное содержание образовательной области «Музыка», по ФГОС теперь в рамках музыкального воспитания по Стандарту представлено в другой образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с двумя видами искусства: изобразительным и литературным. Это является большим плюсом в плане облегчения объединения нескольких видов искусства. Самое же главное в музыкальном развитии дошкольников по ФГОС — общение детей с произведениями искусства, развитие художественного восприятия, чувственной сферы, способности к интерпретации художественных образов, в этом все виды искусства одинаковы. Назначение любого из них — это отражение действительности в образах, и поэтому моя задача заключается в обучении ребенка восприятию, размышлению, декорированию идеи художника, режиссера, писателя.

Актуальность выбранной темы

«Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас -  взрослых. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. 

Современные технологии ведущих педагогов,-О.П.Радыновой, Т.Э.Тютюнниковой , Г.А. Струвэ ,А. И. Бурениной, . Н. А. Ветлугиной, Н. Е. Вераксы, И. Каплуновой Т. Соуко, А. Н. Стрельниковой, Е.Железновой,—  помогает выстроить планирование образовательной области по ФГОСТ учитывая возврастные возможности детей, повышая уровень их художественной культуры, позволяя устанавливать связи музыки с литературой ,живописью, театром.  

Новые подходы к музыкальному образованию потребовали  использования эффективных современных технологий в развитии музыкальности детей, , коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер и направленные на активизацию познавательного развития ребенка с применение широкого спектра  ИКТ технологий. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным

Музыка – источник особой детской радости. Современные технологии расширяют возможности  в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Имея при этом дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативными, дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения.

Осуществляя задачи посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических  движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах, активизируют детское внимание процесса художественным творчеством.

«Слушание музыки»                                                                                                        Технология развития восприятия музыки по авторской программе "Музыкальные шедевры" Радыновой О.П. это выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству, обогаще5ние слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями, направлениями в музыке. Накапливанию представлений о жизни и творчестве композиторов.                          Развитие умения творческой интерпретации, решение важных для духовного развития человека вопросов: как увлечь ребенка музыкой, научить слушать, понимать, сопереживать, чувствовать ее красоту, сформировать потребность выражать свои впечатления .                                                                                                       Автором  создана научно обоснованная, и методически выстроенная система   формирования основ    музыкальной культуры детей   дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая   индивидуальные и психофизиологические   особенности детей. психофизиологические   особенности детей. 

Эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Используя компьютерные презентации по  музыкальным сказкам позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение и  помогают надолго его запомнить.                                                                                                                         психофизиологические   особенности детей.  при знакомстве детей с творчеством композиторов, яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность и впечатления.

«Песня, танец, марш» О.П. Радынова

«Настроения, чувства в музыке» О.П. Радынова

«Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» О.П. Радынова

«Природа и музыка» О.П. Радынова

«Народные колыбельные песни» О.П. Радынова

«Музыкальные шедевры. Авторская программа. Методические рекомендации» О.П. Радынова

       « Пение» -Развитие музыкальных способностей тесно связано с творческой деятельностью, является одним из самых главных инструментов для достижения поставленной задачи.                                                                                                      Технологии обучения певческим навыкам Г.А.Струве   Оригинальная, эффективная методика —"хоровое сольфеджио", известного музыканта, педагога, композитора, народного артиста России Г. А. Струве, широко известна у нас в стране и за рубежом, построено на наглядных музыкальных упражнениях, в форме занимательной игры. В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Занятия по данной методике способствуют активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, гармонического слуха, координации, творческих способностей ребенка. помогают педагогу в решении задач обучения певческим навыкам                                                                                                                                                                                                                       эмоциональную отзывчивость и восприятие музыкальных композиций, ладовое чувство и правильность интонации, а также чувство ритма. Постепенно овладевая искусством пения, ребенок повышает свои навыки во всех типах музыкальных способностей.

Процесс инсценирования песен можно представить как часть тренировки музыкальных способностей, так и как отдельную вокальную науку                                    Пение формирует артикуляцию различных звуков, соверщенствует подвижность и точность движений языка и губ, увеличить объем слуховой памяти и внимания запоминания текста песен ,развивает чувство ритма.                                                                  Для формирования певческого голоса следует применять  упражнения на развитие дыхания.                                                                                                              Здоровье, физическая и умственная деятельность человека во многом зависят от дыхания. Правильное дыхание есть основа основ в жизнедеятельности организма. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности особенно детского организма, т. к. усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Дыхательная система ребенка-дошкольника не достигла полноценного развития, дыхание у детей поверхностное, учащенное.

Здоровьесберегающие технологии  по методике А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста  играет важную роль в системе оздоровления дошкольников ,положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению ЦНС, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь – пение самая сложная. Следовательно, гимнастика восстанавливает самую сложную функцию  певческий голос .

   «Пальчиковые игры» по методике Е. Железновой                                                                                                        "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"                                                         В.Сухомлинский                                                                                                                 

  Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Мелкая моторика способствует концентрации внимания, тренировке памяти, развитию воображения, восприятия, поддерживает познавательную активность и благотворно влияет на формирование способностей ребенка.     

 Играя, в пальчиковые игры Железновой, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учиться сосредотачиваться на конкретном занятии, развивает внимательность. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры. выбор конкретных упражнений, подходящих под тему занятия, но ещё и грамотное вплетение пальчиковой игры в структуру работы по развитию мелкой моторики. При этом нельзя забывать и о наглядных материалах с использованием ИКТ упрощающих малышам восприятие задания. 

Технологии музыкально-ритмического воспитания (программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство духовного и физического);            Парциальная программа составлена на основе Программы - технологии музыкально- ритмического воспитания детей раннего возраста (2- 3 лет) Т.Н.Сауко, А.И. Бурениной «Топ – хлоп, малыши» представляет собой систему музыкально – ритмического воспитания детей 2-3 лет на основе использования игровых музыкально – ритмических упражнений, пения, слушания музыки в течение всего года: осенью, зимой, весной, летом. Подобранные упражнения, пляски, игры, песни для малышей объединены в циклы по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики; музыка подобрана в соответствии с тональностью

Цели и задачи:

- Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.

- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.

- Развитие музыкального слуха: музыкальных сенсорных способностей;

чувство ритма – способности выражать логопедические акценты музыкальных фраз в движении ритмической пульсации мелодии;

- слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;

- способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

- Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений; развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.

- Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или ребенком.

- Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед, назад.

Как привить детям любовь к обучению музыкально- ритмическим движениям с младшего возраста? Конечно, через игру, чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо Наглядно-зрительный, двигательный метод, применяется при показе игр, плясок, отдельных танцевальных элементов. Словесный метод, этот метод, который очень важен, потому что без правильного, четкого объяснения нельзя добиться положительного результата.                                                                                          

«Элементарное  музицирование с  дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования); Технологии элементарного музицирования с дошкольними (использование технологии Т.Э. Тютюнниковой  дает возможность:

- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;

- воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;

- проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;

- воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;

- тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

   Изучив много материалов по теме стараюсь придерживаться Методики и разработки Т.Боровик, А.И.Бурениной и Т.Сауко, Т.Э.Тютюнниковой, методика Карла Орфа, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, М.Картушиной, Ведущие Программы по музыкальному воспитанию и обучению в детском саду (под ред. Н. А. Ветлугиной, Н. Е. Вераксы, И. Каплуновой .

Использованием различных методов и технологий, описанных в данной работе, пробуждает любопытство и сравнительно легко позволяет запомнить предлагаемый музыкальный материал, созданный авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.