"О музыкальной памяти"

Малышева Инна Александровна

«Никакое правило или совет, 
данные одному, не могут подойти никому 
другому, если не пройдут сквозь сито 
его собственного ума …» 
И. Гофман. 
 


Понятно, что, когда речь идёт о надёжной памяти, то мы имеем ввиду умение быстро запоминать, сохранять в памяти, а затем точно повторять выученное, даже через длительное время после заучивания. 
История знает людей, память которых вызывает изумление. Моцарт, Лист, Антон Рубинштейн, Рахманинов, Артуро Тосканини. 
Проблемы памяти на протяжении нескольких столетий находятся в центре внимания многих учёных, актёров, музыкантов, педагогов. Кажется, что специалисты уже всё сказали обо всех аспектах работы памяти, дали много рекомендаций и советов, но, несмотря на это, запоминание, по-прежнему, большая проблема. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_muzykalnoy_pamyati.docx26.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

городского округа Рошаль Московской области

Методическое сообщение на тему:

«О музыкальной памяти»

        

         

                                                                                 Выполнила преподаватель

по классу фортепиано:

Зайцева И.А.

                                                           

                                                                           

г. Рошаль

30.10.2019г.

 «Никакое правило или совет, 
данные одному, не могут подойти никому 
другому, если не пройдут сквозь сито 
его собственного ума …» 
И. Гофман. 


Понятно, что, когда речь идёт о надёжной памяти, то мы имеем ввиду умение быстро запоминать, сохранять в памяти, а затем точно повторять выученное, даже через длительное время после заучивания. 
История знает людей, память которых вызывает изумление. Моцарт, Лист, Антон Рубинштейн, Рахманинов, Артуро Тосканини. 
Проблемы памяти на протяжении нескольких столетий находятся в центре внимания многих учёных, актёров, музыкантов, педагогов. Кажется, что специалисты уже всё сказали обо всех аспектах работы памяти, дали много рекомендаций и советов, но, несмотря на это, запоминание, по-прежнему, большая проблема. Эффективно применить весь уже существующий опыт к каждой личности, вряд ли возможно. Универсального рецепта не существует, человек – индивидуален, и решения, связанные с проблемами памяти, нужно находить и применять исходя из его психологических данных. 
Обычно при разучивании музыкальных произведений используются несколько способов запоминания. К примеру, с помощью слуховой памяти дети усваивают музыкальную интонацию. Но прежде, ученик анализирует развитие фразы, определяет кульминацию и окончание, ритм, движение мелодии, разбирает гармоническое построение. 
Зрительная память фиксирует нотный текст: паузы, аппликатуру, штрихи. 
Тактильная развивается при исполнении с закрытыми глазами или в темноте. В этом случае дети лучше слышат себя, учатся контролировать ощущения кончиков пальцев. Что касается запоминания направления движения, размера, скорости, последовательности, меры напряжения мышц, степени усилий, здесь хозяйничает моторная память. 
Логическое запоминание связано с анализом драматургии, построения произведения. Материалом для работы этого вида памяти служат осмысление тональности, модуляции, интервалов, аккордов, секвенций. 
И самый сложный, но надёжный вид памяти – эмоциональный. Эмоции, как известно, соединяют все виды навыков, необходимых для исполнения произведений. Но, как показала практика, даже имея такой богатый арсенал вспомогательных ресурсов, довольно часто ученик не может исполнить без ошибок произведение, казалось бы выученное наизусть. В этом случае мы говорим о том, что в работу были включены не все виды памяти. 
Чаще всего опасность «срыва» во время выступления на сцене подстерегает детей, именно тогда, когда материал усваивается машинально, методом многократного повторения. То есть ребёнок полагается только на моторное запоминание. А между тем все виды заучивания взаимозависимы и у каждого ученика свой приоритетный, удобный для него способ запоминания. Именно этот факт нужно учитывать в работе. 
Есть мнение, что при заучивании нового нотного текста наизусть целенаправленно работают все виды памяти. Я опробовала этот способ на практике и пришла к выводу, что есть смысл формировать у ученика стремление к сознательному, целенаправленному запоминанию. Специалисты считают, что произвольное запоминание опирается на активную умственную деятельность и может быть особенно эффективным. То, что было заучено специально с участием всех видов памяти, впоследствии легко исполняется без серьёзных умственных затрат с помощью двигательной памяти. А ждать, когда произведение запомнится само собой - вредная привычка музыканта. Однако, это только одна точка зрения. Есть и другие предпочтения. Справедливости ради стоит отметить, что не все музыканты-исполнители выделяют заучивание наизусть в целенаправленное действие. Большое практическое значение имеет и непроизвольное запоминание. 
По мнению одних музыкантов запоминание музыки должно быть намеренным, основанном на специально поставленной задаче и тщательном продумывании разучиваемого. 

«Необходимо с детства приучать ученика специально учить на память всё, что ему задаётся. Можно играть не скоро, но на память знать обязательно ». (А.Б. Гольденвейзера) 

«Многие студенты спрашивают: «Когда мне приступить к запоминанию?» «Когда в следующий раз сядешь за инструмент». (Л. Маккиннон)

 
«… Все разучиваемые музыкальные произведения должны выучиваться на память». (Л.А. Баренбойм) 


«Игра на память дает несравненно большую свободу выражения». 
(Ф. Бузони)  

 «Для большинства пианистов игра наизусть не представляет проблемы… Произведение запоминается … «само по себе». Пианисту кажется, что он его знает. Однако на концерте неожиданно исполнитель забывает текст и теряет уверенность. Причина в том, что пианист и не знал произведения…» 
(Т. Янкова)  

 Л.В. Николаев требовал исполнять произведение в классе только наизусть, для него было важным конструктивно-логическое запоминание. 
«Раньше, чем произведение будет готово в пальцах, оно должно быть готово в голове».

 
«Для того, чтобы память работала плодотворно, важнейшим условием является осознанная установка на запоминание». (С.И. Савшинский) 
А другие большие музыканты-исполнители предпочитали непроизвольное запоминание. 


«При наличии достаточного времени не следует «насиловать» память специальным заучиванием наизусть». ( Д. Ф. Ойстрах) 

«Педагог нередко требует от ученика, прежде всего исполнения наизусть. Считается, что такой метод укрепляет память. Мне кажется, что это не совсем верно». (С. Е. Фейнберг)

«Запоминание изучаемых музыкальных произведений не является какой-то специальной задачей учащегося…, оно происходит …незаметно, в порядке работы, необходимой для преодоления технических и художественных трудностей …» (Г. Прокофьев)

   «Я… просто играю произведение, пока не выучу его. Если нужно играть наизусть, – пока не запомню… ». (Г.Г. Нейгауз)

  « … Лучше, если выучивание наизусть проходит без принуждения». 
(С.Т. Рихтер)  

 «При наличии достаточного времени не следует «насиловать» память специальным … заучиванием наизусть». (Д.Ф. Ойстрах) 
Однако наивно было бы предполагать, что, у таких талантливых исполнителей, как Ойстрах или Рихтер, непроизвольно запоминающих нотный материал, логическая, зрительная, или слуховая память дремлют. 
Взаимодействие произвольного и непроизвольного видов памяти очень велико, и процесс овладения музыкальным произведением у всех исполнителей индивидуален. Самое важное при этом, помнить, что запоминание осмысленного материала, в качественном отношении, превосходит запоминание материала, оторванного от понимания. 
Я предпочитаю целенаправленное запоминание, подкреплённое непроизвольным. Опираясь на собственную многолетнюю практику, рекомендую своим воспитанника не очень долго разбирать нотный текст, а приступать к сознательному заучиванию его отрывков сразу же после анализа, прослушивания и первого разбора. При этом очень важно сосредотачивать внимание на том, что учишь в данный момент. Обычно, проигрывая на уроке выученный наизусть отрывок, дети не убирают ноты, оставляют «на всякий случай». А лучше ноты убирать, чтобы не было искушения подсмотреть. Попытаться вспомнить и сыграть хотя бы один из голосов, но наизусть. Только в этом случае работает прежде всего мозг, а не только глаза и пальцы. Кроме того, играя без нот, ученик точно определит действительно ли текст заучен наизусть. 
Анализ формы, тональности, гармонической последовательности аккордов поможет ускорить запоминание. Кстати, если ученик ещё не знаком с гармонией, аккорды лучше заучивать по интервальному составу, кроме того, целесообразно сравнивать отрывки и находить в них общее. 
Вообще, желательно, как можно чаще, проигрывать произведения наизусть, то есть уметь сосредотачиваться, организовывать волю, контролировать сознание, развивать способность запоминать.

В пользу целенаправленного запоминания говорит и знакомая всем ситуацию, когда при необходимости проиграть определённое место, ученик начинает исполнение пьесы сначала. Такая практика довольно вредна. Лучше, если отправной точкой служит предыдущая фраза, у ребёнка в этом случае появляются «островки», от которых, при ошибке, во время выступления, он может продолжать свой путь. А если, при сбое мышечной памяти, ребёнок не в состоянии исполнить произведение с такта, в котором произошла остановка, а каждый раз начинает играть только сначала, то трудно говорить об уверенном знании текста. И, если за первой остановкой может наступить вторая, иногда третья и т.д., а так часто бывает, то растерявшийся ученик исправить положение, как правило, уже не может. 
Ещё один способ проверить знание текса наизусть предложить ученику исполнить заученный материал не в привычном подвижном темпе, а в медленном. Если ребёнок с заданием справляется, то беспокоиться не о чём. 
Что касается аппликатуры и сложных мест, то своим ученикам я предлагаю учить их в первую очередь. Обычно с самых трудных мест мы и начинаем занятия. А дома я прошу ребят не только заучивать текст наизусть на инструменте, но и проговаривать его нотами. Чаще это касается полифоний и технически сложных пассажей. На уроке мы пробуем проговаривать произведение нотами в разных темпах, начиная с Adagio и заканчивая Presto. Конечно, это – трудно, но хороший способ улучшить знание текста наизусть. 
Некоторые преподаватели предлагают для заучивания наизусть придумывать визуальный образ для каждой фразы или целого отрывка. Затем составлять последовательность из этих образов. В результате складывается целый сюжет, который легче запомнить.

Не секрет, что запоминать нужно не только ноты, но и выразительность. Не следует играть тихо то, что по замыслу автора должно исполнятся ярко. Эмоционально окрашенные фрагменты выучить легче, чем просто последовательность звуков.

Очень полезно пропевать музыкальные фразы. Если ребёнок следует за голосом, - он чувствует, где сделать ударение, как сгруппировать звуки, где сделать паузу.

В музыке, как и в речи, звуки отличаются по силе ударений, а некоторые вообще безударные. Но каждая нота, даже самая короткая, не должна быть сыграна небрежно. Инструментальная интонация станет продолжением вокальной, а активное внимание обеспечит интенсивность процесса запоминания. 
И несколько неукоснительных правил, которых я прошу своих учеников придерживаться. Ошибки исправляем немедленно, иначе они буду повторяться, «боковым» зрением видим на два, три такта вперёд. Во время концертного выступления не останавливаемся и не возвращаемся назад, а продолжаем от следующего «островка».

Очень часто, я предлагаю своим воспитанникам какую-либо часть произведения, заучить наизусть прямо на уроке. Фрагменты должны быть логически завершёнными. Это сделает запоминание текста более интенсивным. 
Уже выученный нотный текст рекомендуют играть и наизусть, и по нотам. Если предстоит запомнить большой материал, то лучше работать от общего к частному. Понять музыкальную форму в целом, затем приступить к разучиванию частей. Сначала учить на память по разделам в медленном темпе, затем переходить к соединению в более крупные построения и только после этого к медленному проигрыванию всего произведения. 
Итак, заучивание от запоминания отличается тем, что это процесс сознательно целенаправленный и специфически организованный. 
Практика показывает, что обычно заучивание произведения наизусть происходит по сложившейся схеме:

- обзор развития пьесы от начала до конца;

- детальное изучение отрывков текста;

- специальная работа над трудными местами

Эффективные способы запоминания произведения предлагает пианист 
И. Гофман.

-работа с текстом без инструмента;

-работа с текстом за инструментом;

-работа над произведением без нот, наизусть;

-работа без инструмента и без нот.

Существуют так же и способы проверки знания текста и закрепления его в памяти: 
- умение начать исполнение с любого куска, не глядя в нотный текст, 
-повторение любого места, указанного на фортепиано педагогом; 
-умение проигрывать произведение на память в предельно медленном темпе; 
-умение сыграть на память отдельно партию левой руки или правой. Иногда для проверки знания, наизусть, следует предложенные фрагменты записать на память в нотную тетрадь. Хотелось бы добавить, что запоминание наизусть становится активнее при развитии координации движений у ребёнка. А необходимое условие для плодотворной работы - единство музыкального мышления, слухового, моторного и зрительного представлений. 


Список используемой литературы:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М. – 1971 

2. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. Ч.1, М. – 1937 

3. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М. – 1961 

4. Коган Г. У врат мастерства. М. – 1969 

5. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л. – 1967 

6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М. – 1982 

7. Савшинский С. Пианист и его работа. Л. – 1961 

8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М. – 1947 

9. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М. – 1984 

10. «Пианисты рассказывают» вып.2. Составление, общая редакция Соколова М., М. - 1984  

11. Григорьев, В.Ю. О развитии музыкальной памяти учащихся. Вопросы музыкальной педагогики, выпуск II, сборник статей под редакцией В.И. Руденко /В.Ю.