Увлекательно, легко познаем сольфеджио

Каримова Елена Ивановна

В статье приводится описание простых методических приемов , при помощи которых можно увлекательно и без трудностей освоить такой музыкальный предмет как сольфеджио.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса
 у учащихся на уроках сольфеджио


Для многих «сольфеджио» звучит непонятно, а для малышей, которые впервые приходят в музыкальную студию даже пугающе. Играть на фортепиано - это понятно, можно коснуться клавиши пальцами и услышать звук. Петь в хоре - тоже понятно, тем более в детском саду у детей есть музыкальные занятия. А что такое «сольфеджио» не знают и многие родители, хотя, всего-навсего, это пение по нотам. Звучит очень просто, получается, выучил ноты и пой себе на здоровье. 
Но на деле все не так.

6-7-летние дети в силу своих физиологических особенностей еще не могут набраться терпения и высидеть на уроке полтора часа, поэтому приходится строить урок так, чтобы все виды работы проходили в действии:

      не просто спеть мелодию, а прохлопать и прошагать метр и ритм;

      выложить пуговицами на пособии «Лесенка» услышанные ступени;

      сочинить при помощи карточек, подготовленных к уроку, мелодию и нарисовать к ней рисунок

Самое важное условие урока – это чтобы все дети были заняты работой. А чтобы работа не утомляла, я стараюсь использовать на уроке игровые ситуации. Но здесь надо учитывать и особенности детской психики. Каждый ребенок стремится стать лидером, скрытым или явным - это уже зависит от особенностей характера. Например, надо сочинить мелодию или спеть музыкальный номер. В такой игре ребенок выступает сам за себя, часть детей участвуют в своеобразном жюри, а часть просто зрители. В этих ситуациях дети очень требовательны друг к другу, стараются не допускать промахов, а самое главное, в таких ситуациях мы учимся общаться, быть объективными и доброжелательными, не смеяться над отстающими. Поэтому преподавание любого специального предмета и этика находятся в неразрывной связи. Педагог должен быть терпеливым, внимательным, доброжелательным, чтобы дети не теряли веру в свои духовные силы, не получали психической травмы, чтобы у них не пропадало желание учиться. Надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, не требовать от него невыполнимых результатов, а чаще замечать положительные сдвиги и поощрять их.

Со 2-го и последующего годов обучения дети, естественно, растут, взрослеют, у них начинает вырабатываться собственное мировоззрение. Чтобы не оттолкнуть их «сухостью» предмета сольфеджио, я стараюсь не терять атмосферу доброжелательности на уроке и вырабатывать, и поддерживать интерес к этому предмету. Со 2-го года обучения на уроках сольфеджио вводится тестирование на компьютере. Компьютерное тестирование разработано для нескольких групп учащихся: I класс, 2 класс, 3 класс. Для старших классов - сольфеджио и музыкальная литература. Перед проведением тестов учащиеся, особенно младшие классы, знакомятся с основами компьютерной грамотности. В младших классах применяются учебные тесты, которые отражают уровень достигнутых знаний, построены они по игровому принципу: из нескольких предлагаемых вариантов ответов выбрать один правильный.

В старших классах, кроме учебных тестов, предлагаются познавательные задания, которые предполагают наличие не только специальных знаний, полученных в процессе обучения, но и умение проверять свою эрудицию.

Компьютерное тестирование формирует у учащихся четкость мышления, внимание, наблюдательность, умение пользоваться полученными знаниями вырабатывает у детей интерес к контрольным заданиям.

С 4-го года обучения в курс дисциплин, изучаемых в музыкальной студии, вводится предмет музыкальная литература. На этих занятиях дети знакомятся с биографиями отечественных и зарубежных композиторов, с музыкальными произведениями разных жанров. Эти уроки я стараюсь строить так, чтобы не держать детей в пассивном слушании, а вовлечь их в активное наблюдение, осознание услышанного. Дети отгадывают музыкальные кроссворды, сочиняют произведения на заданную тему, используя знания, полученные на уроках сольфеджио. Например, в последней четверти дети исполняют свои импровизации на тему «Кронштадт весной». Каждый ученик довольно эмоционально сыграл свое сочинение, дал ему образное объяснение, объяснил детали музыкальной речи, оттенки исполнения. Таким образом, уроки сольфеджио и музыкальной литературы, наряду с занятиями по хору и фортепиано, являются составной частью единой системы слухового развития детей.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Кронштадтского района Санкт-Петербурга «Град чудес»

Увлекательно, легко познаем сольфеджио

Развитие познавательного интереса
 у учащихся на уроках сольфеджио

Автор: Каримова Елена Ивановна

Педагог дополнительного образования

Для многих «сольфеджио» звучит непонятно, а для малышей, которые впервые приходят в музыкальную студию даже пугающе. Играть на фортепиано - это понятно, можно коснуться клавиши пальцами и услышать звук. Петь в хоре - тоже понятно, тем более в детском саду у детей есть музыкальные занятия. А что такое «сольфеджио» не знают и многие родители, хотя, всего-навсего, это пение по нотам. Звучит очень просто, получается, выучил ноты и пой себе на здоровье. 
Но на деле все не так.

6-7-летние дети в силу своих физиологических особенностей еще не могут набраться терпения и высидеть на уроке полтора часа, поэтому приходится строить урок так, чтобы все виды работы проходили в действии:

      не просто спеть мелодию, а прохлопать и прошагать метр и ритм;

      выложить пуговицами на пособии «Лесенка» услышанные ступени;

      сочинить при помощи карточек, подготовленных к уроку, мелодию и нарисовать к ней рисунок

Самое важное условие урока – это чтобы все дети были заняты работой. А чтобы работа не утомляла, я стараюсь использовать на уроке игровые ситуации. Но здесь надо учитывать и особенности детской психики. Каждый ребенок стремится стать лидером, скрытым или явным - это уже зависит от особенностей характера. Например, надо сочинить мелодию или спеть музыкальный номер. В такой игре ребенок выступает сам за себя, часть детей участвуют в своеобразном жюри, а часть просто зрители. В этих ситуациях дети очень требовательны друг к другу, стараются не допускать промахов, а самое главное, в таких ситуациях мы учимся общаться, быть объективными и доброжелательными, не смеяться над отстающими. Поэтому преподавание любого специального предмета и этика находятся в неразрывной связи. Педагог должен быть терпеливым, внимательным, доброжелательным, чтобы дети не теряли веру в свои духовные силы, не получали психической травмы, чтобы у них не пропадало желание учиться. Надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, не требовать от него невыполнимых результатов, а чаще замечать положительные сдвиги и поощрять их.

Со 2-го и последующего годов обучения дети, естественно, растут, взрослеют, у них начинает вырабатываться собственное мировоззрение. Чтобы не оттолкнуть их «сухостью» предмета сольфеджио, я стараюсь не терять атмосферу доброжелательности на уроке и вырабатывать, и поддерживать интерес к этому предмету. Со 2-го года обучения на уроках сольфеджио вводится тестирование на компьютере. Компьютерное тестирование разработано для нескольких групп учащихся: I класс, 2 класс, 3 класс. Для старших классов - сольфеджио и музыкальная литература. Перед проведением тестов учащиеся, особенно младшие классы, знакомятся с основами компьютерной грамотности. В младших классах применяются учебные тесты, которые отражают уровень достигнутых знаний, построены они по игровому принципу: из нескольких предлагаемых вариантов ответов выбрать один правильный.

В старших классах, кроме учебных тестов, предлагаются познавательные задания, которые предполагают наличие не только специальных знаний, полученных в процессе обучения, но и умение проверять свою эрудицию.

Компьютерное тестирование формирует у учащихся четкость мышления, внимание, наблюдательность, умение пользоваться полученными знаниями вырабатывает у детей интерес к контрольным заданиям.

С 4-го года обучения в курс дисциплин, изучаемых в музыкальной студии, вводится предмет музыкальная литература. На этих занятиях дети знакомятся с биографиями отечественных и зарубежных композиторов, с музыкальными произведениями разных жанров. Эти уроки я стараюсь строить так, чтобы не держать детей в пассивном слушании, а вовлечь их в активное наблюдение, осознание услышанного. Дети отгадывают музыкальные кроссворды, сочиняют произведения на заданную тему, используя знания, полученные на уроках сольфеджио. Например, в последней четверти дети исполняют свои импровизации на тему «Кронштадт весной». Каждый ученик довольно эмоционально сыграл свое сочинение, дал ему образное объяснение, объяснил детали музыкальной речи, оттенки исполнения. Таким образом, уроки сольфеджио и музыкальной литературы, наряду с занятиями по хору и фортепиано, являются составной частью единой системы слухового развития детей.