Методический доклад

КОНОВАЛОВА  Юлия Николаевна

Проблемы воспитания самостоятельности аккордеониста в условиях детской школы искусств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_25.05.2020.docx23.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Дополнительного образования МО г.Нягань

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Методический доклад

«ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ АККОРДЕОНИСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ»

Составитель:

Коновалова Юлия Николаевна,

преподаватель отдела русских народных

инструментов по классу баян, аккордеон

25 мая  2020 года

        Детская школа искусств или детская музыкальная школа является начальной ступенью воспитания и обучения игре на аккордеоне. За время обучения в школе искусств будущий выпускник получает определенные исполнительские навыки, овладевает основными приемами игры на инструменте. Однако далеко не все выпускники, получив свидетельство об окончании школы искусств, могут утверждать, что все у них идет гладко и что полученный в школе багаж знаний в соответствии с программой 5 - 7–летнего обучения позволяет дальнейшее свободное поступление в профессиональные заведения. Объясняется это тем, что многие учащиеся не смогли овладеть очень важным умением – умением самостоятельно, рационально применять знания в свободном музицировании. Воспитание самостоятельности у учащихся в классе аккордеона является одной из важнейших задач педагога, так как аккордеонистам на практическом музицировании приходится встречаться с трудностями разного рода – гораздо чаще, чем пианистам. Трудности эти заключаются в следующем:  базовая подготовка учащихся в теоретическом плане оказывается намного слабее, чем исполнительская; нередко в нотах для эстрадного исполнения сделана запись с указанием аккордов левой клавиатуры аккордеона в буквенном обозначении – на практике оказывается, что такие аккомпанементы примитивны, во многом уступают оригинальному звучанию, а учащийся не в силах сделать грамотного переложения; настоящие курьезы возникают при транспонировании; недостаточно времени на занятиях по специальности отводится для свободного музицирования.

В условиях работы с начинающими аккордеонистами необходимо ясно представить все его достоинства и недостатки, определить поэтапно задачи разностороннего развития. Решить все эти задачи односторонне, методом давления или «натаскивания», - практически невозможно, а главное не нужно, т.к. в ученике нужно развивать творчески–инициативную личность.         Обучить ученика подлинному творчеству – значит привить ему рациональные методы самообразования. В 3-4 классах ДШИ важно сохранить, и умело направить развитие навыков и умений начальных классов уже имеющихся у учащихся. Предоставить ученику определенную свободу творческого мышления, которая заключается в ненавязчивом руководстве со стороны педагога и в сочетании различных методов обучения. Инициатива ученика должна в любом случае находить поддержку учителя, будь то выбор репертуара, или какие-либо спорные вопросы трактовки, фразировки, аппликатуры, переложения и т.д. Например, учащемуся 4-5 класса понравилась русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша» в обработке В. Лушникова, но технически ученик еще не готов исполнить пьесу так, как представляется педагогу. Можно здесь объяснить, что пьеса трудная, требует свободы владения пальцевой, аккордовой техникой, меховой техникой (тремоло), подвижности левой партии, «перенести» работу над ней примерно на год, а пока заняться гаммами и упражнениями, и т.д. Таким образом, можно уничтожить интерес ученика к 3 данной пьесе, в лучшем (для себя) случае он все равно попытается сыграть ее, но без руководства педагога, а значит, будет сталкиваться с трудностями, преодолеть которые он не в силах пока самостоятельно; в результате может наступить разочарование и в произведении, и в собственных силах. Другой вариант – поддержать инициативу ученика, одобрить выбор и включить пьесу в программу, понимая даже, что концертное исполнение не удастся. Но эта пьеса для ученика будет его исполнительским багажом, даст ему возможность проверить свои силы и поверить в них, его музыкальное развитие сделает ощутимый шаг вперед, т.к. выполнять только лишь посильную работу – значит топтаться на месте. Такой «авантюризм» педагога оправдывает себя, проявляясь, конечно, не глобально, а эпизодически. Лучшей наградой ему служит, как правило, самооценка ученика. Она оказывается (после исполнения) чаще всего объективнее и ниже, чем оценка, полученная на зачете или экзамене. Это говорит о том, что он уже стал грамотнее, и даже самое неудачное исполнение послужит, скорее всего, толчком к анализу собственных ошибок, т.к. в таких случаях ученики считают, что у них «все было плохо». Вот здесь педагог должен, прежде всего, найти, что же было «хорошего», и в первую очередь на этом заострить внимание ученика, пусть это будет хотя бы одна строчка, один такт, а потом уже перейти к разбору ошибок, к тому, что не удалось и каковы причины. Такие разборы дают, как правило, положительные результаты. Выбирая программу для следующего выступления, можно уже указать на моменты в новой пьесе, и похожие на те, что уже встречались, и предложить отработать их самостоятельно. Интересна также более сложная форма самостоятельной работы – ученик сам находит аналогичные пассажи, трели, другие сложные эпизоды, и самостоятельно работает над ними. Таким образом прививается навык к более быстрому и грамотному разбору текста, развивает способность к самостоятельному мышлению, ученик постепенно, порой незаметно для себя, становится более зрелым музыкантом. Большое значение в воспитании самостоятельности учащихся имеет индивидуальный подход к каждому из них 4 в отдельности. Встречается то, что ученик хорошо овладевает мелкой пальцевой техникой, беглостью, превращая исполнение виртуозных пьес в одностороннюю «беготню» по клавишам. Другой наоборот, не владеет технически инструментом в смысле беглости, зато любит кантилену, слушает звучание гармоний, «выводит» мелодию. В обоих случаях можно добиться как грамотного, эмоционального исполнения, так и развить технические возможности, но только обязательно основываясь на том, что уже имеет данный ученик. Например, технически подвинутый ученик без особого труда может справиться с «Экзерсисом» Гамаюнова, но, поставив скорость исполнения как самоцель, вряд ли уловит мелодическую линию. Здесь можно лишь намекнуть, что мелодия есть, что она прекрасна, а триоли – это средство украшения. Попросить ученика найти мелодию, исполнить ее медленно. После такого анализа ученик вряд ли в других произведениях не попытается найти аналогию. Эта же пьеса может хорошо послужить и в работе с учеником, слабо владеющим техникой беглости. В этом случае так же обращается внимание на мелодию, но большее значение придается средству ее выражения, т.к. от ровности и слитности звучания полностью зависит образное содержание пьесы. Работая с учеником над разбором данного произведения, можно предложить ему самостоятельно проставить один-два такта аппликатуры в наиболее сложных местах, упомянув при этом, что подходящим окажется только тот, который обеспечивает удобство и стабильность игры в быстром темпе. Сосредоточив внимание на таких сложных эпизодах, ученик довольно свободно подводит к этому темпу всю пьесу. Исполнение произведений концертного инструментального жанра входит в программу выпускных классов ДШИ и ДМШ как одна из основных частей. Но часто бывает, что учащиеся, довольно успешно проявляя себя, как исполнители классической, современной, советской музыки, довольно слабо выглядят, как только дело доходит до «производственного» песенного репертуара.

Сказывается недостаток умения сделать грамотное переложение 5 аккомпанемента, найти главное и второстепенное. В основном при этом можно наблюдать две крайности - либо ученик добросовестно выигрывает всю сложную фактуру аккомпанемента (если пьеса написана для фортепиано), запутывается в его чисто пианистических особенностях и не уделяет уже ни малейшего внимания мелодии в правой руке, либо наоборот, правой рукой играет только мелодию добавляя левой рукой кое-где, то бас, то аккорд. В задачу педагога входит научить ученика, прежде всего последовательности в работе над аккомпанирующей партией. Поэтому нужно помочь ученику, разделив с ним труд: ученик исполняет мелодию, а педагог играет свой вариант аккомпанемента, затем наоборот. При таком «разделении труда» не обязательно требовать от ученика точного исполнения нотного варианта аккомпанемента, а обратить его внимание на тональный план, особенности гармонии, форму, метр, ритм, наконец, просто на интересные моменты фактуры и т.п. Важно направить внимание на то, чтобы пьеса песенного репертуара стала не бессмысленным извлечением сопровождающих звуков на инструменте. После такого урока предложить ученику следующее: в новой песне на основе гармонического анализа определить точную партию левой руки; найти оптимальный вариант партии правой руки. Если такая домашняя работа проделана успешно, на уроке остается соединить все компоненты в одно целое. Важную роль в воспитании способности к творческому самообразованию играет проблемный метод работы с учащимися, развивающий и поддерживающий инициативу ученика, улучшающий контакт педагога с учеником. На уроках с использованием этого метода возникает обратная связь, при которой учитель как бы ищет поддержки, помощи со стороны ученика в решении этой или иной задачи, советуется с ним на равных. Например, сравниваются варианты трактовки произведения педагога и ученика и конечным избирается последний. Даже в случае недостаточной грамотности, логичности такой вариант ближе, понятнее – а значит, и работа над произведением будет проходить интенсивно, с интересом, более плодотворно, чем вариант «навязанный» педагогом. Ошибки же, допущенные учеником в 6 силу его неподготовленности или невнимательности, нужно устранять незаметно в процессе классной работы путем совместных логических выводов. Задача педагогического процесса заключается в том, чтобы у ученика самого появились ответы на возникшие вопросы. Преподаватель незаметно подводит учащегося к ответу, и, чем более скрытным будет это воздействие, тем в большей степени учащийся ощущает, что решения найдены им самостоятельно, тем более эффективно будет происходить прочнее воспитание навыков решать любые творческие задачи без посторонней помощи.

Имеет смысл - включать в программу учащихся всех классов пьесы для самостоятельного изучения, и даже организовать концерты внутри класса (школы) на лучшее исполнение самостоятельной пьесы. Такие мероприятия воспитывают у учащихся умение слушать себя, анализировать собственное исполнение, а концерты, как правило, вызывают и положительную конкуренцию. Очень полезно коллективное, совместно со всеми участниками обсуждение результатов, а в «компетентное жюри» непременно нужно включить учащихся, которые часто оказываются более строгими и объективными судьями.

На совместном обсуждении выступления каждого участника инициативу также следует передать учащимся, дать им возможность высказать свое отношение к игре собственной и своих товарищей. Мнения в таких случаях могут оказаться самые противоречивые, и, чтобы быть до конца последовательным, преподавателю не стоит, может быть, ставить свою авторитетную точку при подведении итогов. При этом форма воспитания самостоятельности будет соответствовать содержанию – творческой активности учащихся, их способности к оценке и самооценке.

Воспитание самостоятельности порой смешивается с понятием домашняя работа. Но задание на дом учащиеся получают на каждом уроке, их внимание сосредотачивается на конкретных моментах, частях произведений или совсем небольших эпизодах под контролем педагога, поэтому в каждом домашнем задании есть та доля самостоятельности, в силу которой ученик может справиться с поставленными на уроке задачами. Поэтому домашнее 7 задание должно быть прежде всего понятным ученику и выполнимым, только в этом случае домашняя работа служит как важная часть всего сложного процесса воспитания самостоятельного мышления, способности к учению и творческой работе. Естественно, что весь процесс обучения проходит под руководством педагога, который должен учитывать индивидуальность ученика, его способности к самостоятельному умозаключению, обобщению и умению применять на практике полученные знания.

Задача педагога – научить ученика учиться. Педагог помогает ученику сделать логические выводы, чтобы в дальнейшем он смог ими воспользоваться. Конечный итог педагогического процесса, и в частности, воспитание учащегося аккордеониста – научить его самостоятельно приобретать знания, умения и навыки. Эта мысль очень актуальна в настоящее время, т.к. на сегодняшний день в области эстрадного аккордеона происходят новшества республиканского масштаба – это продолжение методических разработок исполнения в вариационной форме так называемых «минусовок», когда под оркестровый аккомпанемент (в записи) солирующим инструментом является аккордеон. Думаю, что такие нововведения не погаснут со временем, а будут распространяться и укрепляться в детских музыкальных заведениях, но для этого нужна специализация, а также дополнительные занятия с учащимися.

В таком деле, как занятие искусством, где индивидуальность решает если не все, то почти все, единственной прочной базой всегда будет добытое собственными силами и на собственном опыте изведанное.

Список литературы

Мелик – Пашаева А. А. Педагогика, искусство и творческие способности. – М., 1981.

Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. -  М., 1987.

Фрид Г. Музыка – общение – судьба. – М., 1987.

Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1986.

Г.Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» 8 © Л.Г. Рыкова, 2017