«Организация пианистического аппарата в начале обучения на фортепиано. Проблемы репертуара»

Проблемы педагогики и методики музыкального образования

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Организация пианистического аппарата в начале обучения на фортепиано. Проблемы репертуара»

Организация пианистического аппарата в начале обучения

на фортепиано. Проблемы репертуара.

Исследования свидетельствуют о том, что занятия музыкой способствуют творческому развитию личности, воспитывают воображение, интуицию, мышление, формируют эмоциональный мир личности. Раннее обучение музыке является активным средством психического, физического развития ребёнка.

Современная педагогическая практика  свидетельствует, что начинать обучение детей следует раньше, чем это было принято, например, 50 лет назад – с 3-4 лет. Сегодня ритм жизни стал намного активнее, прежде всего вследствие внедрения компьютеров, мультимедийных технологий, прогрессивных средств коммуникации и т.д. Всё это способствует новому виденью и ощущению мира у детей.

Если до недавнего времени возрастная планка начального обучения предполагала 6-7 лет, то в наше время она значительно снизилась.

В настоящее время существует очень небольшое число работ, посвященных данной теме. Это: «За роялем без слёз, или я детский педагог» Т.Б Юдовиной-Гальпериной, «Первые уроки музыки и творчества» Е.И.Юдиной, «Рождение игрушки» А. Мыльниковой.

         Связано это с тем, что ещё немногие педагоги имеют опыт занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Небольшое количество учебных методических материалов по обучению детей с 3-х летнего возраста также свидетельствует об этом. Это труды Смолиной Е.А. «Современный урок, Шарафутдиновой А. «Малыш за фортепиано», Шуклиной Т.Г. «Первые шаги юного пианиста», Каузовой А.Г., Николаевой «Теория и методика обучения игре на фортепиано».

 «Учителя и учительницы фортепиано! Начинайте не с постановки руки, а с постановки души: как известно у пианистов она помещается в крохотных кончиках пальцев». Натан Перельман.

В начале обучения не следует специально заниматься воспитанием независимости и беглости пальцев. Не стоит ориентировать ребёнка на руку педагога. У всех людей природа рук разная. Несмотря на то, что одни педагоги требуют от детей держать кисть высоко, другие – низко, некоторые добиваются того, чтобы кисть была на одной высоте с клавиатурой, всё равно у каждого есть свой индивидуальный, излюбленный способ вести кисти. Способ ведения кисти каждый раз подсказан природой, индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. Исходя из этого, нужно подбирать ученику тот способ игры, который ближе ему, даже если он абсолютно не свойствен педагогу.

В монографии В.Николаевой «Шопен – педагог» [1] описано как великий Шопен относился к этой проблеме, о которой идёт речь. «Исходя из различия в строении пальцев, Шопен предлагал не портить их индивидуальность, а старался развить естественные качества. Среднему «Третьему» пальцу он отводит наряду с крайними пальцами роль опоры руки. Четвёртый палец им образно назван «сиамским близнецом» третьего. Поставленное Шопеном  многоточие после слова «второй», объясняется тем, что он не нашёл определения, которое бы соответствовало назначению указательного пальца, своего рода «лоцмана», направляющего движения руки»[2].

«При переходе к игре на инструменте, следует учитывать, что пальцы разной длины. Первый – самый короткий. Исходя из этого, можно дать детям упражнение на игру разными парами пальцев (1-2, 1-3, 1-4, 1-5):сначала секундами, потом терциями, квартами и квинтами, в зависимости от ширины и растяжения ладонных мышц. Первый палец – на белой клавише, а другой палей в каждой «паре» - на чёрной. Ребёнок «порхает» по клавиатуре, чередуя октавы. Следует внимательно следить за положением кисти и тем поддерживать её. Это может исказить картинку, и в таком случае педагог не увидит природных особенностей рук. Следует мягкими прикосновениями проверить кисти рук, т.к. при напряжении, ребёнок ищет опору в крайних пальцах.

Наиболее активная правая рука, как правило, отталкивается не «от плеча», а из «корпуса». Основную нагрузку при этом несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди, плечевого пояса. Эти мышцы играют важную роль в работе пианиста, они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку на нужном уровне, направляют её.

Так же важно, чтобы внимание не слишком концентрировалось на клавиатуре и пальцах. Особо важно учитывать, что дети растут, и растёт рука, меняется конфигурация ладони и пальцев, длина пальцев. Каждый раз, после перерывов, каникул, надо внимательно смотреть: не трудно ли играть ребёнку, сравнивать с тем, как он играл в прошлом году, посоветовать новое положение руки. Лучше не говорить о самой руке, а обратить внимание на звукоизвлечение.»[3]

        При обучении игре на фортепиано важен правильный  выбор  репертуара. Репертуар для начального обучения должен отвечать «логике усвоения ребёнком материала», что должны учитываться индивидуальные особенности конкретного ученика, что «строго и сурово» отобранная для обучения, должна быть «пусть самой простой, но талантливой». [4]

На первом этапе работы педагогу необходимо найти тонкие и эмоционально впечатляющие ассоциативные связи с миром образов, знакомых ребёнку.

При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребёнка, его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Предложив  вялому и медлительному ребёнку эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ждать успеха. Такие произведения можно проигрывать в классе, но на концерт выносить следует более спокойные (и наоборот).

Подвижному и возбудившему можно рекомендовать философские и более сдержанные произведения при игре в классе.

К творческим поискам художественных образов побуждает ребенка высокий репертуарный уровень. Малоинтересный репертуар, который не соответствует  уровню интеллекта, снижает стремление заниматься музыкой.

Форма самовыражения ребёнка, позволяет педагогу глубже понять его личность, почувствовать скрытые черты характера и, опираясь на лучшие стороны его души, преодолеть развитие отрицательных качеств.

Чтобы познакомить детей с разнообразием музыкальной литературы, следует давать как можно больше обширный репертуар. Следовательно, для этого нужны переложения, соответствующие детским пианистическим возможностям.

Чтобы ввести детей в мир музыкальных шедевров, можно использовать приём эскизной игры в четыре руки. Материалом для такой игры служат облегчённые переложения классических произведений. Например, «Прыг-скок» на мотив из Второй венгерской рапсодии Ф.Листа (им. А.Д. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. М., 1986), разнообразные переложения Л.С. Лиховицкой.  К сожалению таких переложений мало, и они редко бывают удачными.

Можно использовать издания, такие  как австрийские выпуски «Игра на фортепиано» («Easy piano classics»), которые дают возможность познакомиться с многочисленными произведениями Бетховена, Шуберта, Чайковского, Грига, Дворжака, Дебюсси, а также регтаймами, блюзами, «лёгкие классические пьесы для фортепиано» под редакцией Джеймса Бастьена, изданные в Калифорнии.

Какие же учебные пособия сегодня актуальны? Исходя из содержания автореферата диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, И.С. Аврамковой, мы отметили:

-«фортепианная тетрадь юного музыканта», сост. М. Глушенко (Музыка, 1990).

- «Начинаю играть на рояле». Сост. Березовский Б., Бозенков А., Сухоцкая Е. (Спб.: Издательство «Культинформпресс», 1992).

Пособие «Фортепианная тетрадь юного музыканта» М.Глушенко, рассчитанное на первые два года обучения, призвано помочь педагогу переосмыслить, а также уточнить содержание и методы обучения начинающих пианистов; обогатить учебный процесс различными элементами музицирования, способствующими общему музыкальному развитию ребёнка, расширить и разнообразить педагогический репертуар.

Учебным пособием, прочно вошедшим в практику преподавания фортепиано в ДМШ и ДШИ Санкт-Петербурга «Начинаю играть на рояле». Особенности пособия заключаются в том, что оно включает в себя необходимый материал, обеспечивающий развитие музыкальных способностей художественного вкуса ребёнка и приобретения им пианистических навыков в процессе начального этапа обучения. В выборе материала для данного пособия составители опирались на принципы системности и последовательности, с учётом дифференцированного подхода  к учащимся. Красочность образов пробуждает творческую фантазию ребёнка и доступность восприятия.

Помимо выбора репертуара встаёт проблема поиска творческих заданий. У детей, как правило, существует потребность к самореализации и приобщению к творчеству. Поэтому, если на уроках использовать различные творческие задания, направленные на развитие актёрского импровизаторского мастерства, культуры исполнения, навыков абстрактного мышления, речевой интонационной выразительности, то всё это обогатит урок.

По-нашему мнению, если использовать творческие задания на уроках музыки, в частности Е.А. Смолиной [см. прилож. 1], то они благоприятно повлияют на детей. Эти задания будут полезны и эффективны как для младшего, так и среднего возрастов. Они предлагаются в порядке усложнения. Мы считаем, что молодому педагогу эти задания будут интересны.

Творческие задания на начальном этапе обучения очень важны, т.к. в них ребёнок совершенствуется, раскрывает свой творческий потенциал.

Основой процесса обучения игре на фортепиано является работа над музыкальным произведением. При изучении различных произведений учащиеся с первых классов знакомятся с музыкальной речью, её выразительным значением, её строением, приобретают первые исполнительные навыки, развивают музыкальную память, исполнительское внимание и чувство музыкальной формы и т.п. По мере своего развития учащиеся на материале произведений постепенно овладевают исполнительской техникой, развивает весь комплекс музыкальных способностей. Учатся  вникать в сущность музыкальных образов: постепенно самостоятельно трактовать произведение, слышать жанровые и стилевые особенности.

Так как в классе фортепиано обучаются различные по степени и характеру учащиеся, то станет ясно, какое большое количество разнообразных художественно-пианистических приёмов должен будет применить педагог во всех случаях.

    Начинающему  педагогическую деятельность музыканту, часто кажется, что все эти приёмы предвидеть невозможно, да и вряд ли целесообразно. Педагогу необходимо знать общие принципы, по отношению к которым каждый данный случай является частным, единичным проявлением.

Педагог-музыкант должен хорошо знать основные принципы работы над музыкальным произведением, которые сложились в практике российских фортепианных школ. Он  должен уметь практически проверить найденные им педагогические приёмы. В  этом случае можно правильно ориентироваться в возникших заданиях, «импровизировать» с наибольшей непосредственностью и свободой.

Педагог должен научить ученика вникать в содержание музыкального произведения на основе вдумчивого изучения нотного текста и дополнительных материалов, разбираться в его идее, характере и типе развития музыкальных образов, в стилевых и жанровых особенностях. Замечания педагога должны быть творческими, вызывающие эмоциональный отклик.  Исполнение  тогда будет содержательным.

Литература

  1. Аврамкова И.С. Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано. Автореферат дис. На соиск…канд. Наук. СПб., 2007.
  2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М., 1986.-103 с.
  3. Геталова О.,  Визная И. В музыку с радостью. СПб.: Композитор, 1997.
  4. Геталова О. Секреты Дилидона. Учебное пособие. СПб.: Композитор, 1999.
  5. Глушенко М. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Л.: Музыка, 1990.
  6. Гульянц Е.И. Музыкальная грамота. К.: ГИППВ, 1998. -128 с.
  7. Жигало Е., Казанская Е. Музыка. Фантазия. Игра/Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки. СПб.: Композитор, 1999. Вып. 1.
  8. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. М.: Музыка, 1989, стр. 22-23.
  9. Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на фортепиано. М.: Владос, 2001.
  10. Куляшова А.М. Проблема развития музыкальных способностей младших школьников в отечественной педагогике 80-90 годов XX века. Автореферат дис. на соиск…канд. наук. Спб., 2007.
  11. Монография «Шопен-педагог». Л.: Музыка, 1978.
  12. Михайлова М.А.Развитие музыкальных способностей детей.  Я.: Академия развития, 1997. – 240 с.
  13. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1988.
  14. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. Учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов.СПб.: Союз Художников, 2007.
  15. Оськина С.Е. Парнес Д.Г. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования. Act, 2001.
  16. Пчелкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей/дидактические игры. М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
  17. Музыкальная психология: методический журнал для музыкантов, психологов и терапевтов/ред. В.И. Петрушина. М, 2007. Вып. №1.
  18. Сотникова О. Я учусь играть. СПб.: Союз художников, 2001.
  19. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных спсобностей. М., 1988.
  20. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Владос, 2004. Изд-е 2-е.
  21. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. М.: Academia, 2003.
  22. Чкаусели Т. Начинаем играть на фортепиано. 2002.
  23. Шарафутдинова А.В. Малыш за фортепиано. СПб: Гармония, 2006.-73.
  24. Шуклина Т.Г. Первые шаги юного пианиста (из опыта работы с начинающими). ДМШ города Приозерска, Лен. обл., 2001.
  25. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М.: Советская Россия, 1960.- 172 с.


[1] Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика/Из неизданных трудов. Челябинск: Musik Production International /, 2006, стр.128.

[2]Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика/Из неизданных трудов. Челябинск: Musik Production International /, 2006, стр.129.

[3]Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика/Из неизданных трудов. Челябинск: Musik Production International /, 2006, стр.129.

[4]Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз или я детский педагог. СПб.: Союз художников, 2002 стр.124.