Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано

Игнатьева Лариса Владимировна

Вопросы овладения техникой обучающимися должны рассматриваться в связи с общим направлением развития техники пианиста и с учётом возрастной специфики.

Техника — это сумма навыков и умений. Одного понимания и одного умения мало. Необходимы навыки, когда руки привычно исполняют свои движения. Мы должны выполнять многие движения не задумываясь, автоматически, на подсознательном уровне. Техника приобретается путём систематически правильной работы. Технику необходимо развивать на специальном материале этюдов и пьес, по специальной программе, без скачков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_ignateva.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга)

Методическая разработка открытого занятия

Тема: «Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано»

 Разработчик:                                              Игнатьева Лариса Владимировна

                                                                   педагог дополнительного образования

             

   


 «Нет искусства без упражнений,

ни упражнений без искусства»

Протагор

Пояснительная записка

Цель занятия: организация игрового аппарата. Развитие навыка чтения нот.

Задачи:

Обучающие  

  • Найти новые подходы к решению целей, используя традиционные в фортепианной педагогике положения.
  • Сформировать адаптацию к инструменту.
  • Сформировать пластичность игрового аппарата.

Воспитательные

  • Воспитывать трудолюбие и ответственное отношение к занятиям.

Развивающие

  • Создать условия для развития  готовности к обучению.
  • Способствовать развитию творческого начала.

Форма проведения занятия.

  • Занятие — игра.
  • Творческие задания.
  • Вариативность заданий при повторении упражнений.

Оборудование:  два фортепиано,  наглядные пособия,  афиши,  грамоты, фотографии выступлений,  доска,  нотная библиотека.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

1

Организационный.

Приветствие ученика и присутствующих, проверка готовности к занятию,   создание доброжелательной атмосферы.

Слушает педагога.

2

Актуализация умений и навыков.

Педагог озвучивает тему занятия, рассказывает о имеющихся знаниях и умениях ученика.

Слушает, отвечает на вопросы, при необходимости пишет ответы на задания на доске.

3

Варианты заданий от простого к среднему.

Имеющиеся знания не возможно реализовать, если игровой аппарат не подготовлен.

Упражнения:

- Веревочный мостик

-Летающая Баба-Яга

- Летучий воланчик

- Прогулка в горах

-Шаги в пещере

Слушает, играет, неоднократно повторяет.

4

Анализ исполнения.

Обсуждаем полученный результат.

Говорит о трудностях и о положительных ощущениях. Играет произведения по памяти.

5

Подбор песен.

Совместно с учеником выбираем песни, подходящие для использования пройденных упражнений.

Выбор песен, игра.

6

Моделирование упражнений.

Показ ряда упражнений: привлечение к игре второго пальца.

Показ упражнений:

-Бабая-Яга

-Сесть-встать

Предложено ученику придумать упражнения и названия к ним.

Слушает, играет, придумывает, играет.

7

Подбор репертуара на пройденные упражнения.

Совместная работа по подбору репертуара. Игра песен.

Подбор и исполнение песен.

8

Анализ исполнения.

Оценка положительного и отрицательного. Вопрос: что получилось и в чем трудности. Игра на память.

Отвечает на вопросы. Исполняет по нотам. Играет на память.

9

Моделирование упражнений.

Показ комплекса упражнений для 4,3,2 пальцев:

-Прогулка по черным клавишам

-У кота

Предложение: превратить упражнение «У кота» в вальс, в марш.

Слушает, играет, повторяет, улучшает исполнение.

10

Чтение нот.

Применяем полученные умения в игре по нотам. Игра «вслепую».

Игра пьес.

11

Чтение нот.

Предлагает сыграть пьесы, меняя их образ. Вопрос: Что меняется в игре, если сменился способ исполнения и образ, а ноты остались прежние?

Играет, отвечает на вопрос.

12

Моделирование упражнений.

Играем всеми пальцами. Показ комплекса упражнений по этапам: легато, подкладывание первого пальца. Игра упражнений: червячки, червячки с хвостиком, змейки. Упражнения на координацию. Знакомство с динамикой.

Слушает, играет, работает над упражнениями.

13

Игра пьес, основанных на последних упражнениях.

Игра пьесы Полька, объясняется принцип движения рук: левая — связно, правая — стаккато.

Рисует схему движений рук на доске.

Слушает, читает ноты, работает над исполнением, рисует на доске схему.

14

Подведение итогов.

Педагог обобщает полученные умения вместе с учеником. Задания на дом.

Высказывает свои впечатления.

Литература

  1. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.- М., 1981.
  2. Либерман Е. Работа над фортепианнной техникой. - М., 1972.
  3. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика «под ред. Г.М. Цыпина». - М., 2003.
  4. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учебное пособие: Для музык.-пед. фак. и отд-ний сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Цыпин . – Москва : Academia, 1999 .

Музыкальный материал

  1. Королькова И. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких.Феникс.-М., 2010.
  2. Геталова О. В музыку с радостью. Композитор, СПб, 2009