Классный час «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».

Егорова Светлана Васильевна

 Классный час об известной пианистке Вере Лотар-Шевченко. Необычна судьба этой женщины. Ее жизнь наполнена была яркими и трагическими событиями. Франко-русская пианистка Вера Лотар-Шевченко человек, которая собственной жизнью доказала, что дух сильнее плоти. Называется  классный час «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_v_kotoroy_est_bah_blagoslovenna.docx45.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Сафоновская детская школа искусств»

__________________________________________________________________

215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. Строителей, д.3, тел.4-22-44, тел/факс 4-23-56

Классный час

«Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».

Преподаватели:

Сергеенкова Инна Сергеевна

Егорова Светлана Васильевна

г. Сафоново 2021 г.

Классный час «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».

16.02.2021г.

Организаторы: преподаватели Сергеенкова Инна Сергеевна, Егорова Светлана Васильевна

Аудитория: преподаватели и обучающиеся МБУДО «Сафоновская ДШИ»

Цель: развитие и повышение интереса обучающихся разного возраста к музыке и исполнительству через рассказ о судьбе  известной франко-русской пианистки.

Задачи:

  • обогащать  духовный  мир детей музыкальными впечатлениями;
  • развивать  эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • развивать образное мышление;   развивать аудиовизуальное художественное восприятие;   развивать ассоциативное мышление, фантазию, воображение.
  • воспитывать музыкальный вкус;  
  • повышать мотивацию обучающихся к занятиям на музыкальном инструменте.

Ожидаемый результат:

Повышение заинтересованности к игре на инструменте, к обучению. Расширение музыкального и художественного кругозора.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация,  фото и видео материалы.

СЛАЙД №1. «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».

СЛАЙД №2. (Дебюсси.) Здравствуйте ребята. Сегодня мы для Вас подготовили классный час об известной пианистке Вере Лотар-Шевченко. Необычна судьба этой женщины.

Ее жизнь наполнена была яркими и трагическими событиями. Франко-русская пианистка Вера Лотар-Шевченко человек, которая собственной жизнью доказала, что дух сильнее плоти. Называется наш классный час «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».

Детство

Вырос я, цветок оранжерейный,
В нежности, достатке и тепле…

 

СЛАЙД №3 (Турин). Вера Лотар родилась 2 октября 1900 года в Турине (Италия), в хорошо обеспеченной семье. Отец был известным  энтомологом - это учёный, специализирующийся на научных исследованиях насекомых,  и математиком, профессором Туринского университета.  Мать, испанка по происхождению, играла на фортепиано. В семье витал дух искреннего интереса к русской культуре, и даже имена детям дали русские – Вера и Дмитрий.

СЛАЙД №4 (Сорбонна). Отец-математик и мать-филолог были приглашены стать профессорами Сорбонны, и семья переехала в Париж. Еще в школьные годы вместе с отцом, который брал ее с собой в экспедиции, объездила многие страны Азии и Африки, была в Австралии.  Когда Вере было 12 лет, он взял ее с собой в Конго. Однажды, оставшись надолго в бунгало, она решила прогуляться. Задумавшись, не заметила, как отошла довольно далеко. Ее мысли прервал рык. Подняв глаза, она с ужасом обнаружила тигра, летящего прямо на нее. Случайно оказавшийся рядом слуга-конголезец спас ее, подцепив тигра пикой.

СЛАЙД №5. Воспитание Веры было поручено трем гувернанткам: француженке, немке и англичанке, которая была самой жестокой из всех. Она воспитывала Веру по-мужски, заставляя ежедневно по 40 мин. заниматься тяжелыми физическими упражнениями. И хотя Вера по-детски ненавидела не только ее, но и весь свой детский период жизни, но вынуждена была признать впоследствии, что эта закалка помогла ей впоследствии перенести все трудности и выжить.

Музыка в семье звучала всегда,  и в жизни Веры она была, сколько та себя помнила. Вера рано проявила большие способности к музыке. К детским годам относятся ее первые концерты.

Ее начали обучать музыке с четырех лет, а в 7 отдали в музыкальную школу в Ницце. В девять она уже играла со сцены один из фортепьянных концертов Моцарта, а в 12 окончила музыкальную школу.

СЛАЙД №6. Тогда же произошла ее встреча с Артуро Тосканини. На концерте в Монте-Карло она пробилась к знаменитому дирижеру и заявила о своем желании сыграть с ним  концерт Листа. «Готовьтесь и приходите», - сказал маэстро. Блестяще выступив с ним, она много гастролировала по всей Европе, пока не почувствовала, что ей нужно учиться дальше. Она получила блестящее музыкальное образование в консерваториях Парижа и Вены. 

СЛАЙД №7, 8.  В 16 лет Вера Лотар блестяще закончила Парижскую консерваторию по классу профессора Альфреда Корто (французский  пианист, дирижер и педагог, который был одним из самых известных музыкантов 20 века, специалист по творчеству Шопена и Шумана). 

СЛАЙД №9. Видео. Воспоминание о детстве Веры.

СЛАЙД №10. У Веры было изумительное туше, особенно при исполнении произведений Шопена. Бархатный звук. Мало кто может извлекать такой. Она говорила, что нужно знать, какой частью подушечек пальцев касаться клавиш, чтобы получить такой звук. Приверженцам французской исполнительской школы присущи внешние эффекты, виртуозность и   блестящая техника. В совершенстве овладела этой стороной исполнительского мастерства и Вера Лотар. 

Однако вскоре пришла к пониманию, что французской школы ей недостаточно и продолжила свое музыкальное образование в Венской консерватории, в которой овладела традицией исполнения музыки Баха, Моцарта, Бетховена. Портрет Бетховена дома всегда находился рядом с роялем. Ее отличали блестящая музыкальная память и оригинальная манера исполнения. 

СЛАЙД №11. Её исполнением Бетховена восхищался Ромен Роллан.
Она много гастролировала: в США, Германии, Австрии и по всей Европе.

СЛАЙД №12. После  гастролей в Америке фирма Стейнвей предложила Вере Лотар играть на своих роялях  и доставляла инструмент на любой концерт, даже в малодоступные горные районы Швейцарии. А в знак благодарности за согласие и рекламу периодически дарила ей свои новые рояли. В самый разгар успешной музыкальной карьеры и блестящей концертной деятельности, за которую она была удостоена престижной премии Маргариты Лонг и Жака Тибо, ее жизнь круто изменилась.

СУДЬБА
В 25 лет Вера Лотар вышла замуж. Брак оказался неудачным. Ее муж – врач, хоть и имел музыкальное образование, не сумел подняться выше традиционных представлений. Его раздражала оригинальная манера исполнения хорошо знакомых произведений. Он постоянно третировал свою жену, упрекая ее в том, что она занимается отсебятиной. Скандалил, мешал ей заниматься. Прожив с ним пять лет, она сбежала из Парижа в Рим. Ее и в дальнейшем будут упрекать за взрывной темперамент при исполнении классики. А Вера будет отвечать: «По-другому я не могу. Просто у меня так получается».

      СЛАЙД №13, 14.  Вера безумно любила Италию и задержалась там надолго. На дворцовых концертах она аккомпанировала королю Умберто, игравшему на виолончели. В Италии она познакомилась с русской княгиней-меценаткой. Они подружились, и Вера стала бывать у нее в доме, где встречались русские аристократы.

СЛАЙД №15. На одном из приемов в 1936 году она и познакомилась с сотрудником советского торгпредства инженером – акустиком Шевченко, который занимался изготовлением струнных инструментов  и пришел в салон княгини со скрипкой. Это был “coup de foudre” (взаимная любовь с первого взгляда). Несмотря на то, что Шевченко был значительно старше неё и имел уже двоих сыновей первого брака (16-ти и 18-лет), Вера влюбилась, вышла за него замуж и родила ребенка. 

СЛАЙД №16. 1938 году вместе со всеми детьми семья переехала в Россию в Ленинград, не подозревая, какими жестокими испытаниями обернется этот шаг. Семью из пяти человек, поместили в крохотную комнатку в общежитии коридорного типа (одна кухня и один туалет на весь этаж). Работы не было. Жить было не на что.

СЛАЙД №17. С большим трудом и только благодаря рекомендациям Марии Вениаминовны Юдиной, Веру Лотар-Шевченко взяли солисткой в Ленинградскую филармонию. Она даже начала выступать. Появились надежды, поднялось настроение.

СЛАЙД №18. Но в начале 41 года Шевченко арестовали. Жизнь кончилась. Вера Августовна ходила от инстанции к инстанции, тщетно пытаясь узнать что-нибудь о муже. Ей удалось узнать, что его осудили как иностранного шпиона  и отправили в тюрьму в Златоуст.
Перед самой войной она приехала туда. Пытаясь вызволить мужа, она везде очень страстно доказывала (не знаю уж, на каком языке - и спустя сорок лет ее русский был не очень-то хорош),  что ее муж – замечательный человек и патриот страны, а они - дураки и идиоты, раз такого посадили.
Кончилось, разумеется, тем, что посадили и ее.

Перед этим ей сказали, что ее муж сошел с ума и покончил жизнь самоубийством (что было чистой ложью). Он будто-бы выбросился из окна лестничной клетки, когда его вели на допрос. 

СЛАЙД №19. Видео. Письма мужу.

Веру Августовну осудили в Златоусте и отправили в Нижнетагильские лагеря, а сына - в детский дом, где он умер.

ЛАГЕРЬ И ПОСЛЕ.

Еще смогу сорвать оковы,

Воскресшей грудью воздух пить,
И все, и все изведать снова:
Переузнать, перелюбить!

       СЛАЙД №20. Вера Августовна никогда не любила рассказывать о грустном. И о лагере вспоминала  редко, и только о том хорошем, что бывало и там. Например, что работать ее отправляли  на кухню. Больше всего ей запомнились тысячи котлет, которые она переворачивала, стоя у раскаленной плиты.  Или что она отвечала за музыкальное оформление еженедельных лагерных концертов, музыку к которым часто сочиняла сама.
Такие концерты проводились с «воспитательной» целью, и были очень популярны. Недостатка ни в режиссерах, ни в исполнителях не было. Причем, самого высокого класса – творческая элита. Кто-то мрачно пошутил, что в это время концерты там были лучше, чем на воле.

      Свои восемь лет Вера Лотар-Шевченко отбыла от звонка до звонка. Но не на лесоповале, а на кухне, что по тем временам считалось огромным везением.

Она вырезала кухонным ножом сначала на нарах, а потом на доске клавиатуру и в короткие минуты отдыха беззвучно имитировала игру на рояле. Соседки по бараку утверждали, что слышали музыку. Многолетнее мытье посуды в ледяной воде не прошло даром – руки Лотар-Шевченко до конца ее дней были поражены артритом и производили на всех ужасающее впечатление.

СЛАЙДЫ №21,22. 2 видео из фильма «Руфь»

  СЛАЙД №23. До сих пор остается загадкой, как такими руками можно было исполнять виртуозную фортепианную музыку.

  СЛАЙД №24. Видео о руках.

  СЛАЙД №25.  Сама Вера Августовна говорила об этом так: «Музыка не в пальцах, а в голове» и была права. Изуродованные руки подчинились могучему духу пианистки. О своей жизни в лагере Лотар-Шевченко никогда не рассказывала.

Выйдя из лагеря зимой 1954 году, после восьми лет, она поехала в Нижний Тагил – самый крупный после Свердловска город области, т.к. не имела права жить в областных центрах.

  СЛАЙД №26.  Как была в зековской телогрейке вошла в кабинет директора детской музыкальной школы Марии Николаевны Машковой, мешая русские и французские слова, попросила пустить ее к роялю и оставить одну. Директор школы оказалась отважной и чуткой. Глядя на немолодую, изможденную, плохо одетую – прямо из лагеря – женщину, которая попросила разрешения поиграть на рояле, она сразу все поняла. Не расспрашивая, отвела ее в пустой класс и просто сказала: «Играйте».
Оказавшись через восемь лет один на один с роялем, Вера Лотар-Шевченко испугалась, что не сумеет преодолеть психологический барьер. Но воля преодолела страх. Начав играть, она уже не могла остановиться. Двести классических вещей, творений величайших композиторов мира, сберегала когда-то ее уникальная память. Восемь лет она проигрывала их пальцами... по столу. Смеясь и плача от счастья, что ничего не забыла, что руки «слушаются». Играла, забыв обо всем на свете. Сначала изумленные педагоги и ученики, видевшие артритные руки пианистки, слушали за закрытыми дверями, потом приоткрыли их и наконец, не выдержав естественного любопытства, окружили рояль.

Так продолжалось несколько часов, после чего любимая музыка – смысл и цель всей ее жизни – и на этот раз сослужила ей добрую службу. Замечательный человек – директор школы – приютила Веру Августовну и помогала, пока, далеко не сразу, ей удалось устроиться на работу.

СЛАЙД №27. С риском для своего административного поста директор школы взяла ее на работу в свою школу иллюстратором – она исполняла на рояле фрагменты тех сочинений, о которых в ходе учебного процесса по курсу истории музыки и муз. литературе рассказывали  педагоги – проигрывателей и магнитофонов, не говоря уже о плеерах, тогда еще не было.

СЛАЙД №28. Кто-то из новых знакомых посоветовал Вере Августовне обратиться в драматический театр. Она туда пришла, села за инструмент, сыграла и... победила.

 Ее принял на работу тапером в драматический театр. Более того, ей предоставили небольшую изолированную комнату в квартире, где жила семья артистов театра. На первые относительно свободные деньги в аренду был взят кабинетный рояль и сшито концертное платье, тогда еще не было и речи о публичных концертах.

СЛАЙД №29. Нижний Тагил – город сибирский, холодный и заснеженный. Вот там-то и произошел с ней курьезный случай, о котором она со смехом рассказывала. Она начала работать в местном театре, где продолжала делать то же, что в лагере – оформляла спектакли. Подбирала, а иногда и сама дописывала к ним музыку. Стала получать скромную, но все же зарплату. Купила первую (после лагерной и с чужого плеча) одежду. И, наконец, сумела даже купить меховую шубу. В новой теплой шубе она возвращалась, однажды, домой после вечернего спектакля. Уставшая, но довольная, медленно брела по заснеженному и мало освещенному городу. На пустынной улице ее догнали двое: «Раздевайся!» Любая другая на ее месте испугалась бы и беспрекословно выполнила требование грабителей. Любая другая. Но не Вера Августовна! Она возмутилась несправедливостью происходящего: «Как раздевайся? Это моя первая одежда после лагеря!»
 
Оторопевшие бандиты заинтересовались: «Где сидела? Кто был начальником?» Разговорились, нашли общих знакомых. За разговорами не заметили, как подошли к ее дому. Прощались уже почти друзьями: «Ты извини, не знали. Ходи спокойно. Ты – в законе. Больше тебя никто не тронет!»

      СЛАЙД №30.  Через некоторое время В. Лотар-Шевченко стала солисткой Свердловской филармонии, потом Барнаульской, где ее услышал корреспондент «Комсомольской правды» Симон Соловейчик и опубликовал в декабре 1965 года восторженную статью «Пианистка», с которой началась всесоюзная слава Веры Лотар-Шевченко.

     СЛАЙД №31, 32. Журнал «Кругозор».  Первая и единственная  пластинка с записью игры пианистки, где слышен ее голос.

После появления этой статьи ее пригласили выступить в Академгородке и Новосибирске, и новые поклонники ее таланта с большим трудом, всеми правдами и неправдами сумели убедить председателя Президиума Сибирского отделения Академии Наук СССР академика М. А. Лаврентьева выделить ей двухкомнатную квартиру в Академгородке.

СЛАЙД №33. Наконец, в 1966 году Вера Лотар-Шевченко въехала в первую за период жизни в СССР собственную квартиру, в которой прожила 16 лет до самой смерти, стала солисткой Новосибирской филармонии, выступала в Москве, Ленинграде и других крупных музыкальных центрах Советского Союза.

СЛАЙД №34. В последние 16 лет жизни к Вере Августовне, наконец, пришло всесоюзное признание. Она успешно гастролировала в крупнейших центрах страны, посетив Одессу, Москву, Киев, Владивосток и любимый ею Ленинград. Уже никто не обвинял её в неправильной трактовке Шопена, Дебюсси и Равеля. У неё было своё видение мира и свой взгляд на исполнение бессмертных музыкальных шедевров.

СЛАЙД №35, 36. видео о концертном зале дома

     СЛАЙД №37. Вера Августовна особенно охотно выступала перед молодежными аудиториями: в музыкальных училищах, школах, перед студентами консерватории, в военном училище. 

Особенно прочная и постоянная связь была у нее с Новосибирской физико-математической школой (ФМШ). Она там много лет подряд выступала с концертами. Ее имя, наряду с именем академика М.А. Лаврентьева, инициатора создания Сибирского научного центра, и других выдающихся ученых Академгородка, сыгравших большую роль в воспитании научной смены, записано в книгу почетных «фымышат».
   
Одно время она  выступала там с целым циклом концертов. А чтобы их могли посещать учащиеся соседнего техникума и других школ, выпустили специальные абонементы. Она играла и  рассказывала. Один из концертов был посвящен прелюдиям Шопена. Тогда слушатели узнали от нее, что писал он эти прелюдии на Майорке. Жорж Санд вывезла его туда, считая, что это будет полезно для его больных легких. Но погода там в это время была ужасная. Непрерывно шли дожди. Здоровой и очень энергичной Жорж Санд это не мешало целыми днями носиться по острову на лошади. А больной и сильно кашляющий Шопен скучал в одиночестве и часами изливал свою тоску на рояле. Так появились знаменитые прелюдии.
         Вера Августовна явно осуждала Жорж Санд и сочувствовала Шопену. Она его очень любила и очень высоко ценила как композитора. Говорила, что у него – единственного – нет заимствованных мелодий.  И очень гордилась тем, что восстановила названия всех прелюдий, которые узнала от самого Зауэра. 

         СЛАЙД №38.  К тому времени у нее было не только две работы, но и достаточно учеников: слава о ней разнеслась по всему городу.  Хочется сразу сказать, что деньги ее мало интересовали. Она к ним относилась как-то небрежно.  Не потому, что их стало много, а потому что, кроме самого минимума ей ничего было не надо. Частенько она оставалась даже без обеда: некогда поесть. К тому же обед еще надо готовить, закупать продукты. Мир музыки был ее родной стихией. Все остальное не трогало, не волновало. Когда с ней  договаривались об уроках. Вера Августовна  задавала только один вопрос: Ваш ребенок способный? Она не признавала длительного разучивания гамм. Месяца через два после начала занятий она сделала серьезное замечание своему ученику: - Как тебе не стыдно. Такой большой, уже тринадцать лет, и ты плохо играешь сонату Бетховена, а он написал ее, когда ему было восемь!

- Как тебе не стыдно. Такой большой, уже тринадцать лет, и ты плохо играешь сонату Бетховена, а он написал ее, когда ему было восемь!

ИСТОРИЯ ПРО  Камамбер


 Рассказ соседки.  Это был наш любимый сыр. Но, в отличие от Веры Августовны, мы никогда не ели настоящего французского Камамбера и довольствовалась тем, что имелось. Муж, часто бывавший по делам в Москве, всегда привозил  оттуда в качестве самого желанного гостинца мягкий сыр «Русский Камамбер». И хозяйка очень любила его и с удовольствием угощала им своих друзей, как самым большим деликатесом. Но при этом, честно говоря, радовалась, что среди них почти не было любителей этого специфического сыра. Большинство не разделяло восторга, поэтому особенно охотно им  угощали Веру  Августовну, считая ее истинной ценительницей. Но вскоре она полностью развеяла это мое представление.
 «Люба, - радостно сообщила она мне однажды – я научилась сама делать Камамбер! Беру любой сыр, заворачиваю его в полиэтилен, кладу на теплую батарею и … забываю.  И через несколько дней - voila! - у меня настоящий Камамбер:  мягкий и покрытый плесенью!»

     СЛАЙД №39. Долгое время Лотар-Шевченко считала себя в России совершенно одинокой. В. Шевченко был осужден на 10 лет без права переписки, что почти наверняка свидетельствовало о том, что его расстреляли. Их сын умер в блокадном Ленинграде. Она считала, что погибли и оба сына В. Шевченко. Но в 1957 году нашелся старший сын ее мужа Денис. Он выжил в блокадном Ленинграде, сменил фамилию на Яровой,  потом ушел на войну. После войны решил продолжить дело отца – стал мастером-акустиком, создателем смычковых инструментов. Вера Августовна останавливалась у него, когда выступала в Ленинграде.

Почему она не вернулась во Францию, когда появилась такая возможность? Лотар-Шевченко через некоторое время после освобождения обращалась во французское посольство в Москве, интересовалась судьбой  родителей. К ней явился секретарь посольства и настойчиво предлагал возвратиться в Париж, гарантировал концертную деятельность первый год во Франции, а затем в любой столице мира. Но это заманчивое предложение Вера Августовна категорически отклонила. В многочисленных публикациях пишут, что на такие вопросы о причине отказа она обычно отвечала: Это было бы предательством памяти русских женщин, помогавшим мне выжить в адских условиях заключения. В других статьях приводится иной её ответ: Зачем возвращаться, мне и здесь хорошо.

СЛАЙД №40. Веры Лотар-Шевченко не стало 10 декабря 1982 года, через десять месяцев после операции, которую ей сделали на глазах. Теперь в этот день в Новосибирске проходит концерт лауреатов конкурса её памяти. Похоронена Вера Лотар-Шевченко на Южном кладбище Новосибирского Академгородка. На скромном могильном камне высечены её слова: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».

СЛАЙД №41. Видео. На могиле пианистки.

СЛАЙД №42, 43. Все  перипетии ее жизни описаны в сборнике воспоминаний о Вере Лотар-Шевченко «Умри или Будь», изданной к IV Конкурсу пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко в 2012 году.  

         Ей посвящали стихи и киносценарии. О ней снимали фильмы. Один из них – полнометражный российско-германский художественный фильм «Руфь» снятый в 1989 году режиссёром Валерием Ахадов мог даже попасть на ее родину – Францию, потому что главную роль в нем сыграла ее соотечественница Анни  Жирардо. Известный кинорежиссер В. Мотыль, постановщик фильма о декабристах «Звезда пленительного счастья», писал ей при жизни: «Милая Вера Августовна! Характер Полины Гебль я делал с Вас…»

СЛАЙД №44. Видео: Ф. Лист «Святой Франциск идет по воде»

До последних дней жизни она сохранила молодость духа и оптимизм.

Очень доброжелательная к людям, она оставила по себе светлую память в сердцах тех, кто ее знал.