8 практических советов эффективного разучивания музыки

Призимирская Анна Владимировна

Статья о том, как учить пьесу чтобы не забыть ее на сцене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati.docx76.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\анна\Downloads\igray_na_gitare_naizust.jpg

или

   

Как учить пьесу, чтобы не забыть текст на сцене


Разучивание нотного текста наизусть может оказаться затруднительным для музыканта исполнителя. Кажется, что пьеса уже давно выучена, как вдруг на публичном выступлении внезапно разваливается, и мы с ужасом понимаем, что уже не знаем,где находимся... Знакомо?
Степень разученности музыкального произведения весьма различна в зависимости от того, насколько долго мы ею занимаемся. Истина, которая бывает порой неочевидной.
Абсолютно лёгкая музыка, не превышающая вашего технического уровня, после двухнедельного знакомства и отработки создает иллюзию, что всё выучено и закреплено. На самом деле это ощущение обманчиво: разница с исполнением разученного полгода назад, будет колоссальной, и это всплывёт в любой минимально некомфортной ситуации, отличающейся от вашей репетиционной комнаты.

Главное - не торопитесь, дайте музыке «отлежаться» в голове. Надёжно разученная пьеса - та, на которую потрачено действительно много времени.
На репетициях следует отдельно работать с каждой из трех видов памяти: мышечной, слуховой и визуальной. Лучше выяснить, какой из видов памяти может представлять наибольшую трудность лично для вас.
Репетируйте в том темпе, в котором присутствует возможность полного контроля над исполнением! Далее несколько важнейших советов, касающихся процесса разучивания.

8 практических советов, как учить пьесу наизусть.
1. Подключите рациональное мышление и анализ
Проанализируйте форму пьесы, разметьте маркерами части (ABBC, ABC, пр.), учитывая репризы и повторы. Распишите в нотах подробные замечания по исполнительству, касающиеся динамики, артикуляции, фразировки, в том числе музыкальные различия при повторах (нельзя же играть повтор строго одинаково). Учтете больше деталей, вплоть до глубокого теоретического анализа гармонии или ладовой структуры произведения, получите больше «привязок» к каждой части.
2. Подключите эмоции
Привяжите впечатления и эмоции. Продумайте, что вы чувствуете во время исполнения каждого фрагмента, какие возникают ассоциации, воспоминания из жизни, какие чувства вызывает у вас музыка как у слушателя. Играйте, размышляя об этом.
3. Играйте частями
Играйте пьесу частями, чередуя их в произвольном порядке. Чем больше подобных частей, тем больше мест, откуда можно «начать заново», если внезапно всё развалилось.
4. Играйте на гитаре мысленно
Мысленно, без инструмента, представляя звучание музыки во всех деталях. Так же в деталях представляйте свои движения и ощущения, вплоть до аппликатуры обеих рук. Это непросто, но очень полезно!
Эту практику можно осуществлять в общественном транспорте, в постели при отходе ко сну - в любом подходящем месте. Таким образом задействуется визуальная и слуховая память.
5. Поработайте наборщиком
В идеале вы должны уметь восстановить нотный текст пьесы без инструмента, с карандашом и бумагой в руках (или в нотном редакторе на компьютере).
6. Играйте как будто с листа
Играйте наизусть, мысленно представляя все подробности нотного текста. Такое упражнение подключает визуальную память.
7. Устройте спектакль
Имитируйте на репетиции концертное выступление, вплоть до облачения в сценический костюм и произнесения вступительной речи перед воображаемой аудиторией.
8. Устройте испытание
Попытайтесь исполнить пьесу при громко работающем телевизоре или даже поддерживая с кем-нибудь беседу во время игры. Если сумеете «прорваться» при серьёзных помехах и рассеянном внимании, это даст большой шанс безошибочно отработать на публике.
Вывод
Память человека работает тем лучше, чем больше она задействуется. С этой особенностью связано большинство упражнений над запоминанием в широком смысле и в разучивании музыкального произведения в частности. Мы как бы пытаемся вывести процесс заучивания нотного текста из известного “туннельного мышления”.