Работа над художественным образом произведения

Статья о трех эпатах работы над художественным образом произведения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа над художественным образом фортепианных произведений

Современная  образовательная программа предъявляет к учителю - музыканту высокие требования. Это должен быть высокопрофессиональный педагог-музыкант, способный достаточно ярко и убедительно передавать содержание музыкального произведения в собственном исполнении.

Очень важна эмоциональная сторона исполнения, технически добротная. Малоинтересная, безинициативная игра не найдет отклика в детях, оставит их равнодушными. Характер музыки, её эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и убедительно, надо создать в исполнении запоминающийся эмоционально яркий музыкальный образ.

Изучение произведения включает в себя три этапа:

первый - ознакомительный,

второй – детальная работа над произведением,

третий – завершающий, подготавливающий к концертному исполнению.

На первом и последнем этапах преобладает целостный, обобщенный подход к произведению, а на втором более подробное его рассмотрение. В этом проявляется общая закономерность познания от общего, целого к единичному, частному и вновь к общему целому, но уже на более высоком уровне.

Остановимся чуть подробнее на каждом из этапов работы.

Ознакомительный этап.

Целью данного этапа является создание первоначального обобщенного представления о произведении, о характере, настроении музыки. Первоначальный образ – представление прочно запечатлевается в сознании. От того насколько он будет точным, соответствующим авторскому замыслу, зависит во многом эффективность всей последующей работы. «Если не выкристаллизовывается жизненный образ произведения, - отмечал С.И. Савшинский, - то вся дальнейшая работа будет вестись вслепую».

Ведущую роль при ознакомлении с произведением играют навыки быстрой ориентации в нотном тексте, умению читать с листа. При чтении допускается значительное упрощение фактуры, пропуск технически сложных элементов.

При знакомстве с новым музыкальным произведением можно также послушать его в исполнении выдающихся мастеров (старшие классы- сонаты, инвенции, ХТК и т.д.). Чтобы избежать копирования, желательно прослушать произведение в исполнении разных музыкантов, познакомиться с различными вариантами интерпретации. Тогда исполнителю удаётся найти свою трактовку произведения.

Далее, после предварительного знакомства с произведением, нужно закрепить свои впечатления в словесной форме. При этом достаточны краткие характеристики, состоящие из нескольких слов и отражающие общую эмоциональную окрашенность музыкального образа, например, «лирико-созерцательный, поэтический, просветлённый, мечтательный» - Роберт Шуман «Грёзы» или психологически углублённое, скорбное, трагическое» - Дмитрий Шостакович «Прелюдия es-moll». При определении характера произведения следует внимательно изучить имеющиеся в нотном тексте авторские и редакционные указания - обозначения темпа, настроения музыки, характера звучания, динамики и т.д.

Итак, наиболее важные моменты первого этапа работы:

- целостный охват произведения посредством чтения с листа и мысленного проигрывания;

- прослушивание звукозаписи;

- изучение авторских и редакционных указаний;

- краткая словесная характеристика музыкального образа.

Второй этап - детальная работа над произведением.

Основной целью второго этапа являются дальнейшие углубления в образный строй музыки. Это наиболее протяженный период работы.

В раскрытии художественного содержания произведения первостепенную роль играет грамотный и всесторонний анализ. «Лишь тогда, когда станет ясной форма,  будет ясным и содержание», - писал Р. Шуман. Важно, чтобы анализирование не ограничивалось констатацией формообразующей структуры, но и должно ответить на вопрос – как, с помощью каких музыкальных средств создаётся то или иное настроение, тот или иной художественный эффект.

В практической работе над произведением эмоционально - смысловой анализ переплетается с другими методами приёма дирижёрского показа, пропеванием, методами ассоциаций и сопоставлений.

Так, при определении эмоционального настроя основных тем произведения, эффективны пропевание мелодий, голоса, жестовое воспроизведение музыкальных интонаций, общая логика музыкального развития, его драматургия, хорошо выявляются с помощью дирижирования; ассоциации и сравнения помогут осознанию различий между частями.

Замечательный Г.Г. Нейгауз писал, что для чего понятие «пианист» включается в себя понятие «дирижёр» и советовал при изучении произведения для овладения его «ритмической структурой, то есть организацией временного процесса поступить совершенно так же, как поступает дирижёр с партитурой: поставить ноты на пюпитр и продирижировать вещи от начала до конца».

Также могут использоваться более простые формы: прохлопывание, постукивание отдельных ритмо - интонационных, пунктирных и синкопированных ритмических фигур.

Полифоничность, «многослойность» фактуры - характернейшая черта фортепианной музыки. Поэтому при исполнении важно умение вслушиваться в музыкальную ткань, хорошо различать все пласты, все гармонические тембровые краски.

Вслушивание в гармонию необходимо для качественного исполнения аккордовых последовательностей.

Итак, на втором этапе в целях углубления эстетического переживания музыки могут использоваться следующие методы работы:

- эмоционально - смысловой анализ;

- метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений;

- метод пропевания;

- вслушивание в гармонию;

- дирижирование и вопроизведение метро - ритма в движении.

Третий этап - завершающий

Это формирование целостного музыкально-исполнительного образа и его реальное воплощение в исполнении. Этот этап произведения предполагает охват его целиком.

Для того, чтобы эмоциональная программа воплотилась в реальном исполнении, необходимо проигрывать пьесу в настоящем темпе с полной эмоциональной отдачей. В процессе таких пробных проигрываний уточняется деталями, нюансами исполнения.

Особое внимание на заключительном этапе художественной работы над произведением следует уделять формированию эмоциональной культуры исполнения. Необходимо соблюдать чувство меры в выравнивании чувств, стремиться к естественности и искренности эстетического переживания.

Отметим наиболее важные работы на заключительном этапе изучения произведения;

- создание эмоциональной программы исполнения, плана интерпретации;

- пробные проигрывания в надлежащем темпе и настроении;

- ориентация исполнения на слушательскую аудиторию;

- формирование эмоциональной культуры исполнения;

- тренировка исполнительской воли и выдержки;

- при необходимости – возврат к медленному темпу или перерыв в работе над произведением.

Используемая литература:

  1. Савшинский С.И. «Работа пианиста над музыкальным произведением» 1969 г.
  2. Шуман Р. «Жизненные правила для музыкантов» / Р.Шуман «О музыке и музыкантах» / 1979 г.
  3. Медушевский В.В. «О закономерностях художественного воздействия музыки» - Москва 1976 г.
  4. Николаев «Из бесед с учениками» /Выдающиеся пианисты - педагоги о фортепианном искусстве / - Москва 1966 г.