Доклад на тему: «Развитие навыков многоголосного пения в детском хоре».

. Суть проблемы заключается в первоначальном этапе работы и в строгой системе определенных приемов, ведущих к развитию необходимых вокально-слуховых навыков. В чем заключаются трудности многоголосного пения. Почему оно не получается иногда даже в то время, когда учащиеся свободно и уверенно поют в отдельности каждую партию хоровой партитуры?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_mnogogolosnogo_peniya_v_detskom_hore._1.docx29.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:                                                          «Развитие навыков многоголосного пения                     в детском хоре».


                                                                       

                                                                                                      Выполнила:                  

                                                                                            преподаватель хорового пения

                                                                                   Шевченко Лариса     Александровна

2022г.

Доклад на тему: «Развитие навыков многоголосного пения в детском хоре».


В музыкальном развитии детей большая роль принадлежит многоголосному пению, в процессе которого особенно активно развиваются гармонический слух, ладовое чувство, чистота певческой интонации, совершенствуется хоровое исполнительство. Черты русского многоголосия — самостоятельность голосов, мелодическая выразительность каждой партии. Наиболее ответственный этап — первоначальный. Тут закладываются основы многоголосного пения и, что не менее важно, воспитывается любовь к этому виду хорового исполнительства. Ребята, преодолевая трудности многоголосия, зачастую не понимают, что, собственно, оно дает, для чего оно нужно.   Неоднократно приходилось убеждаться, что правильная работа над многоголосием, уверенность и настойчивость в преодолении его трудностей всегда приводят к положительным результатам. Суть проблемы заключается в первоначальном этапе работы и в строгой системе определенных приемов, ведущих к развитию необходимых вокально-слуховых навыков. В чем заключаются трудности многоголосного пения? Почему оно не получается иногда даже в то время, когда учащиеся свободно и уверенно поют в отдельности каждую партию хоровой партитуры?

Главная причина — слабое развитие, слабый уровень так называемого гармонического слуха учащихся.  Гармонический слух позволяет «подстроиться» к звучанию другого голоса, слить с ним звучание собственного голоса, охватывать вниманием сразу несколько звучащих линий — линию своей хоровой партии и другого голоса. А такого качества слуха можно добиться лишь путем специально подобранного песенного материала и вокально-хоровых упражнений. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы подобрать такой музыкальный материал, который бы заинтересовал учащихся, позволил бы уже с первых шагов дать им возможность ощутить новые музыкальные результаты. Иначе говоря, трудность многоголосия не в пении, а в слышании. И с самого начала, с самых простых примеров и упражнений нужно, чтобы дети слышали красоту звучания двух голосов, большую их выразительность, новое качество по сравнению с одноголосным пением. Поэтому так важно, чтобы на первоначальном этапе обучения даже самое простое и понятное было интересно детям, чтобы первые двухголосные песни и упражнения сразу «доходили» до уха и до сердца каждого ребёнка. Большинству этих требований отвечает исполнение канона. В каноне сохранена самостоятельность мелодической линии хоровой партии, его разучивание происходит так же, как и разучивание одноголосной песни. И все же необходимо подчеркнуть, что не любой канон целесообразно использовать в начале перехода к многоголосию. Опыт показывает, что в одних случаях буквально с первых шагов хор «схватывает» двух- и даже трехголосие, в других же случаях вместо двухголосного канона получается полнейшая неразбериха. Попробуем разобраться, в чем причины таких разных результатов и, следовательно, каким должен быть принцип подбора первоначальных канонов, используемых как средство развития многоголосных навыков.

1.Канон не должен представлять собой секвенционное построение с терцовым соотношением голосов. Полная идентичность ритмического рисунка, а главное, параллельное в терцию соотношение голосов затрудняют двухголосное исполнение этого канона, т.к. дети часто сбивались то на одну, то на другую мелодическую линию.

2.В каноне, должно быть ярко выражено мелодическое отличие каждого голоса: это противоположное движение голосов при соответствии ритмического рисунка.

Следует отметить, что должным образом подобранные каноны (короткие, с простой мелодией, самостоятельным движением голосов) обеспечивают значительное продвижение учащихся в развитии их гармонического слуха, в воспитании многоголосных навыков. Пение канонов является наиболее доступной, интересной и результативной формой работы по овладению пением на несколько голосов. Канон вносит в работу элементы игры, соревнования ,чья партия споет лучше при полном равенстве мелодического материала. Заметим, что различие слов при одновременном исполнении канона вначале даже облегчает освоение многоголосия, выступая для неопытного певца некоей «соломинкой», помогающей пению своей хоровой партии. Но после того, когда удастся добиться равнозвучного исполнения обеих партий, весьма желательно исполнять каноны просто на какой-нибудь слог или закрытым ртом. При этом особенно ясно звучит сама музыкальная ткань, а это и способствует укреплению гармонического слуха, развитию навыков многоголосного пения. Итак, через канон к собственно многоголосию — таков наиболее рациональный путь первоначального овладения многоголосным пением. Но, говоря о подборе музыкального материала как о важнейшем условии воспитания слуховых и певческих навыков в детском хоре, нельзя забывать и о других элементах, способствующих этому процессу или тормозящих его. Успешная работа по многоголосию невозможна без навыков внимания, активного слушания. Эти качества не приходят к учащимся сами собой, а воспитываются руководителем. Известно, что слушают все, а слышат сравнительно немногие. Это касается и многоголосия. Не всякий ребёнок, принимающий участие в многоголосном пении, действительно слышит многоголосие. Если, подстроившись к унисону своей партии, он теряется, начинает «плавать» голосом, едва его слуха и сознания коснется звучание другой партии, значит его гармонический слух еще не развит и цель не достигнута.

Воспитание активности слуха, внимания составляет важнейшую задачу музыкального воспитания и должно быть предметом особого внимания руководителей хоров.

В хоровой работе можно воспользоваться различными приемами, которые приучают ребят активно вслушиваться в ответы товарищей, в объяснения руководителя, в звучание музыки.

На первой стадии работы нужно с большой осторожностью подойти к выбору песенного материала. Первые двухголосные песни должны отвечать следующим требованиям: - по форме – крайне сжатые и лаконичные; - по мелодии – яркие, выразительные, напевные; - по ритму – весьма простые; - голосоведение – ясное, естественное. Наиболее полезными являются народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами, совершенством и сжатостью музыкальной формы, глубокой. выразительностью и напевностью мелодии, естественностью голосоведения.  Двухголосное исполнение песен нравится детям, особенно если процесс разучивания проходит творчески. В работе с младшими школьниками обязательно надо учитывать то обстоятельство, что им трудно долгое время сидеть на одном месте и заниматься одним делом. Дети быстро устают и начинают отвлекаться от учебного процесса. Поэтому необходима частая смена заданий, песен, упражнений. На занятиях нужно использовать игровые моменты, т.к. в этом возрасте (7-10лет)- это единственный способ поддержания заинтересованности у детей и активизации их внимания. Хормейстер с первых же занятий должен строить свою работу так, чтобы в поле его зрения находились все дети, чтобы в ходе занятий не только отрабатывались вокально-хоровые приемы и навыки, но и накапливался опыт общения со звуком, развивались музыкальные способности. Это и составит основную готовность ребенка к участию в хоре более высокого уровня.

Хорошей формой воспитания внимания является краткий разбор произведения после первого его прослушивания. Нужно задать детям самые различные вопросы: сколько куплетов в произведении, какой голос поет соло, какое голосоведение — аккордовое или полифоническое, каков характер аккомпанемента и т. д. Эти вопросы, часто неожиданные по содержанию, воспитывают у ребят осознанное отношение к прослушиваемому, развивают активность слушания. Повторное исполнение произведения становится особенно целенаправленным: оно или подкрепляет, или опровергает ответы учащихся, дает возможность более глубоко вслушаться в музыкальную сущность произведения. Добиваясь того, чтобы учащиеся-хористы стали не только исполнителями, но и прежде всего любителями музыки, хорового искусства, мы вместе с тем открываем перед ними и путь к овладению многоголосными навыками. Несколько слов , когда же все-таки целесообразно переходить к многоголосию как к специальной задаче. Существует весьма распространенное мнение, что многоголосие, как форма исполнительской деятельности, доступно только для такого хорового коллектива, который уже достаточно овладел качеством певческого звука, чистотой пения на основе унисона, знает начала нотной грамоты, сольфеджио. Слов нет, это очень хорошие и важные для музыкального развития учащихся качества. Но всегда ли они являются совершенно необходимыми для того, чтобы приступить к многоголосию? Наверное, нет. Дело в том, что, занимаясь продолжительное время унисонным пением, дети, а подчас и руководитель, невольно начинают подходить к многоголосию с некоторой опаской. Поэтому любую трудность, неизбежно встречающуюся на первоначальном этапе, они начинают расценивать как непреодолимую или, во всяком случае, труднопреодолимую. В этом случае можно предложить следующий путь: заниматься многоголосием с самого начала работы хорового коллектива, сочетая многоголосие с унисоном. Давая очень простые задания, вызывая интерес, любовь детей к музыке, можно достичь того, что дети не думают о трудностях и охотно занимаются многоголосным пением. Применение такого принципа подбора певческого репертуара — унисон и многоголосие, параллельное движение голосов и полифония, трудный и легкий репертуар — способствует овладению многоголосным пением за минимально короткий срок — полгода, год работы. Именно само содержание занятий, привлекаемый репертуар несомненно дали толчок развитию гармонического слуха, который уже к концу первого года достиг довольно высокого уровня. В результате примененной нами методики ребята довольно легко переходят с двухголосия на большее количество голосов.

  Приемы и методы, применяемые для активизации, интенсификации процесса музыкального развития учащихся. Придавая большое значение заинтересованности учащихся именно многоголосным пением, целесообразно со второй половины первого года хоровой работы проводить «экзамены по многоголосию»: экзаменующемуся предлагалось пропеть без единой ошибки его партию в многоголосном произведении из числа разученных в хоре с помощью ребят из других партий. Выдержавшему экзамен вручается специальный значок — «Умельцу многоголосия». Подобные экзамены проходят при полной активности всего коллектива и имеют большое значение для активизации всех хористов в овладении многоголосными навыками. Так же можно применить (для продвинутого хора) следующий метод активизации гармонического слуха учащихся: хор делится на определенное количество квартетов, самостоятельно репетирующих произведение, написанное для четырехголосного детского хора без сопровождения. Каждый квартет проходит проверку, после которой включается в состав «капеллы». В этот коллектив должны войти ребята, наиболее подвинутые в слуховом отношении; они исполняли произведения «а капелла», располагаясь в хоре поквартетно. Этим достигалось качественно новое хоровое звучание, при котором слушателю кажется, что партитура хорового звучания не распадается на отдельные «участки» голосов, а доносится до слушателя как-то по-особенному целостно, органично. А ведь нередко бывает при выступлениях, что партии расстанавливаются так, чтобы «не мешать» друг другу, не сбивать! При поквартетной расстановке хора, создаётся возможность развивать навыки многоголосного исполнения и слышания у всех без исключения поющих в условиях действительно многоголосного окружения. Хорошо представляя себе «подводные камни» многоголосия, нужно:

- во-первых, подбирать песенный материал и упражнения с ясно выраженной

мелодической линией;

- во-вторых, успехи поющих нижние голоса, требующие большего развития гармонического слуха, нужно поощрять особо;

- в-третьих, важно использовать каждый подходящий случай для того, чтобы рассказать о различных певческих голосах, о красоте многоголосного пения. Руководителю необходимо рассказывать о том, какие существуют певческие голоса у взрослых, у детей, как важен в хоре каждый голос, независимо от его высоты. Так же говорить и об охране голоса, объясняя детям, что если, к примеру, альт поет в партии дискантов, или наоборот, то голос от этого портится и ни певец, ни слушатели не получают удовлетворения. Поэтому каждый должен петь «своим голосом», не завидуя чужой партии. Хочется заметить, что руководители хоров, у которых все участники хотят петь «первым голосом», в большинстве случаев бывают виноваты в этом сами. Не подготовив слух ребят к восприятию красоты многоголосия, не обучив твердым навыкам пения своей партии при одновременном прослушивании звучания другой, трудно добиться, чтобы певцы не «съехали» со своего голоса на основную мелодию. Видя, что основную мелодию петь легче и приятнее для себя, дети под разными предлогами стараются перейти в партию первых голосов, расценивая второй голос как «второсортный». На занятиях с хором так же, как и большинство хормейстеров, руководителей детских хоровых коллективов, следует практиковать одновременное разучивание сразу нескольких произведений. Параллельная работа над разными произведениями имеет большое преимущество: создается возможность переключать деятельность участников хора с одного сочинения на другое, чем достигаются поддержание интереса и меньшая утомляемость. Если в песне требуются солисты, то нужно поступить так: выучив партию со всеми, объявить «конкурс на солиста». Надо заметить, что ребята очень чутко реагируют на зазнайство поющих соло и «поправляют» их на общих хоровых занятиях. Из ребят с хорошим слухом и с большой тягой к пению можно организовать несколько вокальных ансамблей, исполняющих произведения на три и четыре голоса. Пение в таких ансамблях значительно повышает ответственность каждого певца, обостряет музыкальный слух, воспитывает «чувство локтя». Если ведется интенсивная работа сразу над несколькими произведениями и притом довольно сложными, то в плане занятий необходимо предусматривать некоторую разрядку. Так, например, разучивание основного трех- и четырехголосного репертуара следует перемежать с разучиванием несложных одноголосных песен. Можно использовать в работе по многоголосию звукозаписывающую аппаратуру. Запись делается с помощью лучших участников хора всего процесса разучивания. Далее участник хора прослушивает записанное через наушники. Каждая запись имеет определенную цель: прослушивая, например, записанное произведение, учащийся держит перед собой ноты и таким образом «доучивает» непонятные или забытые места. Есть записи для самопроверки многоголосных навыков: включив звучание другого голоса, хорист исполняет свою партию, помогая себе при необходимости ослаблением звучности проигрывателя


Итак,

· многоголосное пение среди детей школьного возраста является важным фактором, способствующим повышению общей музыкальной культуры; оно вводит в музыкальное воспитание учащихся новые, более высокие формы музицирования.

· От правильной методики работы над многоголосием, особенно на его первоначальном этапе, зависят дальнейшие успехи в вокально-хоровом и слуховом воспитании.

· Путь овладения многоголосием идет вначале через изучение полифонического двухголосия, как легче осваиваемого (канон, самостоятельное движение голосов в тесном их расположении), а затем вводятся элементы гармонического голосоведения, причем последние необходимо включать как можно раньше. Дальнейшая работа над различными видами многоголосия ведется взаимосвязанно, комплексно.

· Успешному овладению многоголосным пением способствуют верная методическая направленность педагогических воздействий на учащихся, создание на занятиях атмосферы заинтересованности, эмоциональности и позитивности.

 

Список литературы:

  • Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005г.
  •  Бандина А., Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. В.1. – М., «Музыка», 1973г.
  • Мир вокального искусства (1-4классы) авт.-сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009г.
  • Музыка в школе. Пособие для учителя. – М., «Музыка», 1976г. Опыт. Обучение. Поиск. Вып.3. - Чита, 2006г. Осеннева М.С., Самарин В.А.,
  • Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. Учебное пособие. – М., изд. центр «Академия» 1999г.
  • Пение в школе. Пособие для учителя. – М., «Музыка», 1973г. Струве Г. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие. – М., «Советский композитор», 1988г. Шереметьев В.А.
  •  Пение и воспитание детей в хоре. – Челябинск, ТОО «Версия», 1998г.Добровольская, Н. Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. — М., 198.7
  • Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. – М., 2000.