открытый урок «Работа над дикцией и артикуляцией в упражнениях и музыкальном произведении»

Данная тема была выбрана преподавателем не случайно, так как

работа над дикцией и артикуляцией актуальна в настоящее время.  Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_horu_23.03.22.docx29.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  учреждение  дополнительного образования

«Шумиловская ДШИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

на тему:

«Работа над дикцией и артикуляцией в  упражнениях и музыкальном произведении»

Преподаватель хорового пения

Шевченко Л.А

                                                                  2022г.

Преподаватель: Шевченко Лариса Александровна

Тема урока: Работа над дикцией и артикуляцией в  упражнениях и музыкальном произведении.

Дата проведения: 23.03.2022г.

Форма проведения: Коллективная

Год обучения: 1класс.

Предмет: Хоровой класс.

Форма проведения: коллективная

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.

Познакомить с понятиям дикция, артикуляция.

Развивающие:

Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

Формирование речевой культуры.

Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.

Воспитание осознанного подхода к обучению.

Методы обучения:

наглядный (слуховой и зрительный);

 словесный (рассказ, объяснение, диалог);

 иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).

эмпирический метод ( метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).

Методические приёмы:

творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

побуждение к самоконтролю;

 проговаривание текста песни «нараспев»;

поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.

Оборудование и материалы:

- фортепиано.

Структура урока

I. Организационный момент. 

Педагог: Здравствуй, ребята! Тема нашего урока – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.

II. Объяснение темы. 

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена.

III. Практическая часть.

Распевание 

1.1 Дыхательные упражнения.

Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.

1.2 Артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).

Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» — на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» — на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании.

 Цель - активизировать артикуляционный аппарат.

1.3 Вокальные упражнения

Формирование высокой позиции звука, округлости гласной.Открытый урок по вокалу план конспект

Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

«Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

«Я пою, хорошо пою»

2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Моя Россия»  

муз. Г. Струве. Сл. Н. Соловьевой.

Педагог: Давай вспомним песню «Моя Россия», которую мы разучили на предыдущем занятии.

а) Беседа о настроении песни ( радостная, веселая, солнечная).

б)  прочитать текст, выделяя опорные слова ( сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию.

г) прочитать 1 куплет «нараспев» — протягивать гласные и коротко произносить согласные:

Цель – отработать правильное произношение текста.

д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни.

IV. Заключительный этап. Подведение итогов. 

Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назови их.

Формулировка домашнего задания: — К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник)

- До свиданья!

Отзыв

на открытый урок по теме

«Работа над дикцией и артикуляцией в  упражнениях и музыкальном произведении»

преподавателя МУДО «Шумиловская»ДШИ

Шевченко Л.А.

23.03.2022г. состоялся открытый урок преподавателя Шевченко Л.А.

Урок проводился с учащимися младшего хора на тему «Работа над дикцией и артикуляцией в  упражнениях и музыкальном произведении»

Данная тема была выбрана преподавателем не случайно, так как

работа над дикцией и артикуляцией актуальна в настоящее время.  Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа.

Учащихся необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у

них необходимые вокально-хоровые навыки.

В начале урока преподаватель четко озвучила план, цели и задачи

урока, а также сразу сумела направить внимание детей на продуктивную деятельность. В ходе урока  преподаватель показала на практике

основные приемы работы с хором, применила различные упражнения на

развитие певческого дыхания, дикции и артикуляции, в доступной

форме объясняла учащимся задачи и целесообразность каждого упражнения.

Дети справились с помощью преподавателя со всеми заданиями.

В ходе урока применяла различное сочетание форм и методов обучения. На уроке царила непринужденная и доброжелательная атмосфера.

Урок был проведен на достойном профессиональном уровне и

соответствовал всем требованиям учебной программы.

Преподаватель МУДО «Шумиловская ДШИ»                           Карпонина Н.Д.