открытый урок «Работа над дикцией и артикуляцией в упражнениях и музыкальном произведении»
Данная тема была выбрана преподавателем не случайно, так как
работа над дикцией и артикуляцией актуальна в настоящее время. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_horu_23.03.22.docx | 29.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Шумиловская ДШИ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
на тему:
«Работа над дикцией и артикуляцией в упражнениях и музыкальном произведении»
Преподаватель хорового пения
Шевченко Л.А
2022г.
Преподаватель: Шевченко Лариса Александровна
Тема урока: Работа над дикцией и артикуляцией в упражнениях и музыкальном произведении.
Дата проведения: 23.03.2022г.
Форма проведения: Коллективная
Год обучения: 1класс.
Предмет: Хоровой класс.
Форма проведения: коллективная
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
Познакомить с понятиям дикция, артикуляция.
Развивающие:
Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
Формирование речевой культуры.
Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
Воспитание осознанного подхода к обучению.
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный (рассказ, объяснение, диалог);
иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).
эмпирический метод ( метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).
Методические приёмы:
творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
побуждение к самоконтролю;
проговаривание текста песни «нараспев»;
поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Оборудование и материалы:
- фортепиано.
Структура урока
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуй, ребята! Тема нашего урока – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.
II. Объяснение темы.
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена.
III. Практическая часть.
Распевание
1.1 Дыхательные упражнения.
Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
1.2 Артикуляционные упражнения.
Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).
Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» — на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» — на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании.
Цель - активизировать артикуляционный аппарат.
1.3 Вокальные упражнения
Формирование высокой позиции звука, округлости гласной.
Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
«Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
«Я пою, хорошо пою»
2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Моя Россия»
муз. Г. Струве. Сл. Н. Соловьевой.
Педагог: Давай вспомним песню «Моя Россия», которую мы разучили на предыдущем занятии.
а) Беседа о настроении песни ( радостная, веселая, солнечная).
б) прочитать текст, выделяя опорные слова ( сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию.
г) прочитать 1 куплет «нараспев» — протягивать гласные и коротко произносить согласные:
Цель – отработать правильное произношение текста.
д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни.
IV. Заключительный этап. Подведение итогов.
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назови их.
Формулировка домашнего задания: — К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник)
- До свиданья!
Отзыв
на открытый урок по теме
«Работа над дикцией и артикуляцией в упражнениях и музыкальном произведении»
преподавателя МУДО «Шумиловская»ДШИ
Шевченко Л.А.
23.03.2022г. состоялся открытый урок преподавателя Шевченко Л.А.
Урок проводился с учащимися младшего хора на тему «Работа над дикцией и артикуляцией в упражнениях и музыкальном произведении»
Данная тема была выбрана преподавателем не случайно, так как
работа над дикцией и артикуляцией актуальна в настоящее время. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа.
Учащихся необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у
них необходимые вокально-хоровые навыки.
В начале урока преподаватель четко озвучила план, цели и задачи
урока, а также сразу сумела направить внимание детей на продуктивную деятельность. В ходе урока преподаватель показала на практике
основные приемы работы с хором, применила различные упражнения на
развитие певческого дыхания, дикции и артикуляции, в доступной
форме объясняла учащимся задачи и целесообразность каждого упражнения.
Дети справились с помощью преподавателя со всеми заданиями.
В ходе урока применяла различное сочетание форм и методов обучения. На уроке царила непринужденная и доброжелательная атмосфера.
Урок был проведен на достойном профессиональном уровне и
соответствовал всем требованиям учебной программы.
Преподаватель МУДО «Шумиловская ДШИ» Карпонина Н.Д.