Пример доклада по предмету «Музыкальная литература» на тему : « Опера в России».

Иванова Ольга Александровна

Пример доклада по предмету   «Музыкальная литература»  на тему :   « Опера в  России».

Ученицы 5 класса ,музыкальной школы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_lidy.docx155.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                           Доклад  

            ученицы

по предмету   «Музыкальная литература»  на тему :   « Опера в  России».

https://cloud.prezentacii.org/18/09/79609/images/screen1.jpg

     

Опера в России появилась в XVIII столетии. А именно началась с приезда итальянской труппы во времена Анны Иоанновны. Первое представление: 29 января 1736 года, опера — «Сила любви и ненависти» (музыка — Франческо Арайя, перевод либретто на русский язык — В. К. Тредиаковский). Позднее при дворе появилась и французская труппа. В это же время появился большой спрос на оперу, стали открываться частные оперы. Нередко в одном городе было несколько опер: итальянская, русская, немецкая. При императрицах Анне ИоанновнеЕлизавете ПетровнеЕкатерине II в операх принимали участие певчие Придворной певческой капеллы, до этого исполнявшие только духовные песнопения.

Первая опера на оригинальный русский текст поэта А. П. Сумарокова — «Цефал и Прокрис» — была поставлена на сцене в Санкт-Петербурге 27 февраля 1755 года 

(музыка — Франческо Арайя). В оперных спектаклях при дворе в качестве солистов и актёров выступали также молодые русские музыканты, как, например, будущие известные композиторы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. Нередко вместе с профессионалами со сцены пели арии именитые придворные, которых называли «дилетантами». Из недр комической оперы в России появился затем комический театр и водевиль.

Наиболее подробные сведения о начале оперы в России в XVIII веке оставил в своих записках академик Якоб фон Штелин («Известия о музыке в России»).

Глубоким новатором в области оперы был Д. Д. Шостакович. Его опера «Нос» по повести Н. В. Гоголя имела гротескный характер. Однако вторая опера композитора «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова (написана в 19301932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и просуществовавшая на сцене полтора сезона, неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати (знаменитая редакционная статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года), и была снята с репертуара. Ни один из дальнейших оперных замыслов композитора не был осуществлён в полной мере. В октябре 1935 года в Ленинградском Малом оперном театре была поставлена опера Ивана Дзержинского «Тихий Дон» (по роману М. Шолохова), которая вскоре вошла в репертуар музыкальных театров страны. В 1937 году Дзержинский написал оперу "Поднятая целина" (вторая часть - "Григорий Мелехов" написана композитором в 1967 г.), а в 1939 году - оперу "Волочаевские дни". В 1939 году Т. Хренников написал оперу «В бурю» (2-я редакция — 1952), в которой композитор впервые вывел в опере Владимира Ленина. В 1941—1942 годы были поставлены две героико-исторические оперы —«Суворов» С. Василенко и «Емельян Пугачев» М. Коваля. В 1943 году Ленинградский малый оперный театр в г. Чкалове, а затем и театр им. Станиславского в Москве осуществили постановку оперы И. И. Дзержинского "Надежда Светлова", посвящённой обороне Ленинграда. В годы войны была создана опера С. С. Прокофьева «Война и мир». В советский период им были также созданы оперы: «Семен Котко» (1940), «Обручение в монастыре» (1946), «Повесть о настоящем человеке».

Ученик Д. Д. Шостаковича В. И. Флейшман в 19391941 годах пишет оперу «Скрипка Ротшильда», высоко оценённую его учителем. После гибели композитора на фронте опера была закончена Д. Д. Шостаковичем (поставлена лишь в 1968 году).

Постановление «Об опере „Великая дружба“» привело к относительному упрощению языка большинства оперных произведений того времени.

Среди значительных образцов советской оперы послевоенного времени, поставленных на сцене, — «Повесть о настоящем человеке» (1948С. С. Прокофьева, "Фрол Скобеев" Т. Н. Хренникова (1950), «Укрощение строптивой» (1957В. Я. Шебалина.

Некоторые оперные партитуры советского времени по тем или иным причинам не были поставлены. В их числе — опера М. С. Вайнберга «Пассажирка».

Большое значение для развития современной оперы (преимущественно камерной) имела деятельность московского Камерного театра под руководством Б. А. Покровского (постановки опер А. В. ЧайковскогоК. А. МолчановаА. Н. ХолминоваГ. С. СедельниковаЛ. А. ДесятниковаВ. А. КобекинаМ. С. Вайнберга). Развивается жанр монооперы (произведения Ю. М. БуцкоГ. С. ФридаМ. Л. Таривердиева).

Под влиянием западных образцов в Советском Союзе сложился жанр рок-оперы (А. Б. ЖурбинВ. И. МартыновА. Л. Рыбников).

Русская оперная школа –наряду с итальянской , немецкой ,французской имеет общемировое значение !