Пример доклада по предмету музыкальные компьютерные технологии на тему : Древ «Древние способы нотации»

Иванова Ольга Александровна

«Древние способы нотации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prez.docx347.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа ученицы школы №

по предмету музыкальные компьютерные технологии на тему :                                                                                                                                                          «Древние способы нотации»

Нотное письмо, нотация (от лат. notatio – записывание, обозначение) – система графических знаков, применяемых для записи музыки, а также сама запись музыки. 

Невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотной записи, и музыка передавалась только устно. Настоятельная потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи. Усилиями многих поколений создавались все более совершенные системы перевода "живого" звучания музыки на язык условной графической записи - нотации. Сравнивая образцы нотного текста разных времен и народов, можно увидеть, что они не похожи. Но при всем различии в них есть и общее: музыка фиксируется с помощью специальных условных знаков. Они менялись на протяжении многовекового развития музыкальной культуры, и прошло много времени, прежде чем люди пришли к той форме нотной записи, которая используется сейчас.

Из всех известных способов самым древним является обозначение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью рисунков. Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников. Ученые разных стран пытаются расшифровать древнейшие музыкальные записи.

Двое итальянских ученых из университета города Бари – музыковед Анна Габриэлла Кальдарало и Недим Влера, специалист в области культурологии и археоастрономии (эта наука изучает положение звезд на небе в различные исторические эпохи) – утверждают, что им удалось расшифровать и перевести на современный нотный язык записи древнеегипетских гимнов, исполнявшихся на церемониях погребений фараонов.

По их версии, древние египтяне использовали для записи музыки иероглифы, изображавшие небесные светила. Среди них – Солнце, Луна и звезды: Сириус, посвященный богине Изиде, и Венера, которая в мифологии древних египтян служила олицетворением божества времени. И именно по месторасположению звезд в иероглифе удалось датировать возникновение нотных символов. По свидетельству Влера, иероглиф нотного знака, обозначающий Сириус, фиксирует такое расположение этой звезды над горизонтом, которое было характерно для середины четвертого тысячелетия до нашей эры.

Ученым удалось восстановить 12 религиозных гимнов, записанных на папирусах и барельефах. Итальянские исследователи подобрали и инструменты для наиболее адекватного звучания древней музыки. Это арфа, барабаны и арабская гитара. По свидетельству знатоков, эта музыка имеет очень нежное звучание.

По версии других исследователей, нотная грамота могла зародиться на территории современной Сирии. С таким утверждением выступили сирийские ученые, завершив исследования записей, обнаруженных в древнем городе Угарит на северо-западе Сирии в 50-х годах прошлого века. Тогда археологам удалось найти записанные музыкальные символы, относящиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры. Завершенное исследование подтвердило, что сделанная в Угарите находка – одна из древнейших найденных записей музыкального произведения. Тексты нанесены на глиняную табличку, написаны горизонтально, слева направо, на хурритском языке – одном из древних языков Сирии.  Ученые сумели расшифровать эти ноты и тексты. Отдельно написана музыка, отдельно – слова. И еще подробная инструкция о том, как совмещать их. Музыка называется «Гимн Никале» (Никала – жена бога луны, по мифологии хурритов).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0064/001228d3-4e478d11/1/img11.jpg

Современная музыкальная нотация, 5-линейная тактовая нотация — разновидность западноевропейской линейной нотации, применяемая для кодификации музыки.

Пятилинейная партитурная нотация, систематически применяемая в Европе с XVII века, в наши дни является частью элементарной теории музыки, а наиболее новаторские её образцы - теории современной композиции. Запись музыкального произведения именно в такой нотации чаще всего имеют в виду, когда говорят о «нотной записи» или просто о «нотах».

В современной музыкальной нотации музыкальные звуки записываются с помощью набора символов, основными из которых являются ноты. Ноты располагаются на линейке, как правило, из пяти параллельных линий, называемой нотоносцем. Положение символа ноты на нотоносце определяет высоту обозначаемого звука и порядок исполнения звуков. Длительность звука обозначается применением разных вариаций символа ноты.

Кроме нот и нотоносца применяется множество дополнительных символов, позволяющих обозначить размер произведения, тональность, темп, ритмический рисунок, а также сокращенно записать распространённые приёмы, передачу характера и уровня громкости произведения, особенности артикуляции и многое другое.

Кроме этого применяются наборы символов, предназначенные для облегчения записи произведений для какого-либо специфического инструмента, например символы управления педалями для фортепиано или символы аппликатуры для гитары.

.