Классный час "Старинных танцев кружева"

Егорова Светлана Васильевна

Материал классного часа "Старинных танцев кружева" позволяет на мгновение окунуться в романтический мир галантных танцев, насладиться приятной музыкой.  Что создает волшебное настроение и  ощущение праздника и радости! Также позволяет  реализовать познавательные интересы и потребности учащихся через изучение разновидностей старинных танцев эпохи барокко, через слушание лучших образцов музыки и просмотр  старинных танцев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_starinnyh_tantsev_kruzheva.docx39.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Сафоновская детская школа искусств»

__________________________________________________________________

215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. Строителей, д.3, тел.4-22-44, тел/факс 4-23-56

КЛАССНЫЙ ЧАС:

«СТАРИННЫХ ТАНЦЕВ КРУЖЕВА»        

Преподаватели:

 Сергеенкова Инна Сергеевна

Егорова Светлана Васильевна

     

г. Сафоново  2022г.

Классный час «СТАРИННЫХ ТАНЦЕВ КРУЖЕВА»

06.05.2022г.

Организаторы: преподаватели:  Сергеенкова Инна Сергеевна, Егорова Светлана Васильевна

Аудитория: преподаватели и обучающиеся различных  отделений «Сафоновской ДШИ»

Цель: познакомить детей с музыкальной культурой эпохи барокко, историей и происхождением старинных танцев.

 Задачи:

Обучающие:

  • реализовать познавательные интересы и потребности учащихся через изучение разновидностей старинных танцев эпохи барокко, через слушание лучших образцов музыки и просмотр различных старинных танцев.

Развивающие:

  • развивать музыкальный кругозор учащихся, мыслительную деятельность, творческую и познавательную активность;
  •  способность вслушиваться в характер музыки, анализировать средства музыкальной выразительности;
  • определять на слух жанры танцевальной музыки;
  •  сопоставлять, анализировать характер танцевальной музыки, танцевальных движений,  выявлять сходные и различные черты.

 Воспитательные:

  • способствовать формированию духовной культуры учащихся;
  • интереса и уважения к музыкальной культуре разных стран и народов.

Техническое оснащение мероприятия:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Электронная презентация.
  4. Фото и видео материалы.

Ход классного часа: «СТАРИННЫХ ТАНЦЕВ КРУЖЕВА»

СЛАЙД №1. Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы хотим вас познакомить со старинными танцами.

СЛАЙДЫ №2,3.  Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет назад, встречаются изображения пляшущих людей.

СЛАЙДЫ №4, 5. Когда и как появились танцы, сейчас уже трудно сказать. Вероятно, что танец возник тогда, когда чувства, выраженные в движении и жесте, подчинились ритму или музыке, например, в танцах первобытных людей.

СЛАЙДЫ №6, 7, 8. Затем возникновение многих танцев было связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды.

СЛАЙД №9. Отделение народного и придворного танцев началось уже с конца XV в., сначала в Италии, затем во Франции. Тогда одной из основных форм развлечений знати были  балы и маскарады в форме балов. Естественно, эти танцы были скорее показом мод, демонстрацией богатства и положения знати, чем танцем. Но торжественный характер этих танцев, желание разнообразия даже в движении колонн по залу привносят в танец различные прыжки, подскоки, скользящие шаги. Пробуждался массовый интерес «скучающего» дворянства к танцам как форме отдыха и увеселения. Танец был, как эстетически развитая форма досуга  и жизненная необходимость высших слоев общества.

СЛАЙД №10. В XVI в. итальянские и французские танцмейстеры, создавая технику танца, обращали особое внимание на стиль исполнения и манеры танцующих. От исполнителя требовалась важная осанка, медленная размеренная поступь, чопорные и детально разработанные взаимные приветствия - поклоны и реверансы. Соблюдение всех этих правил не только в танце, но и в быту, считалось признаком благородного происхождения и высокого общественного положения. Живые и непосредственные движения народных танцев считались дурным тоном.

СЛАЙДЫ №11, 12. Установленному в обществе церемониалу соответствовали и костюмы. Мужчины носили камзолы, плащи, которые не полагалось снимать и шляпы, которые снимали, перекладывали и снова надевали во время танца. Дамы носили платья с очень длинными шлейфами (до 5 метров), со множеством складок и сложные головные уборы. Общий стиль костюма был пышный и тяжелый, он связывал и не давал свободы движениям.

В то время придворный этикет не допускал  публичных, открытых эмоциональных проявлений в общении. Поэтому такое общение происходило через танец. Не случайно в то время считали, что, например, исполнять менуэт означает «чертить тайные знаки любви», распознаваемые в мимике и жестах, позах и движениях. Их смысл, без труда понимаемый в эпоху барокко, для современного исследователя и зрителя во многом остается закрытым.

СЛАЙД №13. Танец понимается как своеобразная форма общения исполнителей с публикой: позы-танцоров, их шаги, мимика и жесты проявляют себя как элементы выразительной речи. С их помощью исполнитель «рассказывает» о своих мыслях и чувствах, сообщает присутствующим те или иные «движения души». Во время менуэта, сарабанды или гавота партнеры словно говорят на своем особом языке, сообщая друг другу самые сокровенные мысли. Ведь «о чем нельзя сказать, о том можно, по крайней мере, спеть или станцевать».

Сегодня, благодаря волшебству музыки, мы с вами побываем в далеких-далеких временах, когда только появились прекрасные танцы, которые танцевали во дворцах королей и попытаемся хоть на некоторое время почувствовать себя маленькой принцессой или смелым рыцарем.

Начнем мы рассказ со старинного и всем известного танца «Менуэта».

СЛАЙД №14. Менуэт                от  фр. menu — маленький, незначительный — старинный народный  грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату.

«Менуэт - это танец королей и король танцев», - так назвали его историки танцевального искусства. Размеренные маленькие шаги соединяются с плавными приседаниями и чопорными реверансами. Считалось: «кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо». Менуэт не танцевали по кругу зала, его рисунок варьировался в плавных закругленных линиях в виде букв S и Z, цифр 2 и 8.

Шаг менуэта - па грав (pas grave) - очень плавный, каждое движение вытекает из предыдущего без перерыва. Руки танцующих - мягкие, пластичные, дорисовывали позы менуэта. Пышная одежда обязывала к медленным движениям.

Первоначально галантный (придворный) менуэт исполнялся одной парой. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашения к танцу» или прелюдии. На протяжении XVIII века, с развитием галантного стиля и в целом эпохи Барокко, менуэт постепенно развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па, в итоге поздний бальный менуэт приобрёл яркие черты жеманности и изысканности. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами.  В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй — трёхголосно. За вторым менуэтом всегда идёт повторение первого. Нередко в конце менуэта делается небольшая кода. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, но музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро.

СЛАЙД №15. Музыка первых «композиторских» менуэтов принадлежит Жану Батисту Люлли. При Людовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем. Преподавателем менуэта в то время был Франсуа-Робер Марсель, член Французской Королевской академии танца, специально уволившийся из театра Парижской оперы, чтобы преподавать этот стремительно вошедший в моду танец.        плавный, несколько жеманный характер, построенный в основном на поклонах и реверансах. Основной чертой исполнения менуэта является церемониальность, галантность и торжественность.        Трёхдольный размер.

СЛАЙД №16. ВИДЕО О МЕНУЭТЕ. До 4.50 мин.

СЛАЙД №17. В XV-XVI вв. стали модны басседансы,  шествия с поклонами и салютами.

(«Басседансы» – так называемые «низкие» придворные танцы, в которых не было прыжков и ноги почти не поднимались над полом: павана, куранта, аллеманда. В «высоких» же танцах танцующие вертелись (вольта) и прыгали (гальярда).

Басседансы часто называют «прогулочными» танцами; они составляли как бы небольшую хореографическую композицию, в которой танцующие показывали себя собравшемуся обществу и демонстрировали свое богатство, пышность нарядов и благородство манер. Колонна придворных плавно двигалась по бальному залу, приседая в глубоких поклонах.

СЛАЙД №18. Павана – очень медленный, торжественный танец – шествие в двухдольном размере. Название танца связывают с латинским словом «паво», что означает «павлин». Плавные движения, гордые повороты, поклоны действительно напоминали движения павлина и делали танец парадным, величавым. Павану танцевали при плаще и шпаге. Кавалеры, взявшись за рукоять шпаги, приподнимали ее концом плаща наподобие павлиньего хвоста. По описанию историков, богатством своих костюмов и важностью движений танцоры напоминали павлинов, которые медленно выступая, гордо распускают веером свой хвост.

СЛАЙД №19. ВИДЕО с 00.26сек.

СЛАЙД №20. Бурре - (от франц. bourrer - набивать, колотить). Предположительно возник в провинции Овернь в середине XVI века и затем распространился по всей Франции. Изначально был танцем дровосеков, которые, как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками («сабо»). Аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками, выкрики. В XVI веке проник в Париж и, постепенно преобразившись в соответствии с запросами высшего света, стал придворным танцем. С середины XVII века бурре широко используется в профессиональной музыке: вводится в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части, следующей за сарабандой.

СЛАЙД №21. ВИДЕО.

СЛАЙД №22. Куранта        . Италия, Франция, 16-18 века. Старинный французский танец, следы которого восходят к середине 16-го века; принадлежит к басседансам. В течение XVI и начала XVII в., наравне с паваной, куранта была самым любимым салонным танцем. Это был «медленный важный танец, более других танцев внушающий чувство благородства». Отличался сложными, затейливыми фигурами.

Куранта имеет своеобразный характер, заключающийся в «вечном течении вперед», что и означает само слово «куранта». В конце XVII в. ее вытеснили другие, менее торжественные и более подвижные танцы.                Трёхдольный размер.

СЛАЙД №23.  ВИДЕО с 00.51 сек

СЛАЙД №24. Аллеманда. Германия,    16-17 век.           Танец, скорее всего, произошёл от танцев, популярных в то время в Германии, в дальнейшем – один из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко.

           Именно в этом танце в XVIII в. руки танцующих из обычного положения вдоль тела впервые поднялись вверх. Эта свобода рук и являлась характерной чертой аллеманды.

           В конце XVIII века предвосхищает появление вальса.        Отсутствие синкоп, тональная и мелодическая контрастность        2/4, 4/4. Темп средний.

Начинается характерным затактом.

СЛАЙД №25. ВИДЕО с 00.12 сек.

СЛАЙД №26. Вольта (итал. volta, от итал. voltare — поворачивать; фр. volte) — парный (мужчина и женщина), танец эпохи Возрождения, при исполнении которого мужчина выполняет элемент поддержки — вертит в воздухе танцующую с ним женщину (отсюда романская основа названия). Темп быстрый либо умеренно быстрый, размер 3-дольный. Возник предположительно в XVI веке. Относится к категории так называемых «высоких танцев»[2], противопоставляемых менее оживлённым «низким танцам». Началу танца предшествует поклон мужчины и реверанс женщины.

СЛАЙД №27. ВИДЕО.

СЛАЙД №28. Гальярда.  Гальярда (итал. gagliarda, фр. gaillarde — буквально «веселая», «бодрая») — старинный танец итальянского происхождения, распространённый в Европе в конце XV—XVII вв., а также музыка к этому танцу.

Гальярда часто исполнялась после паваны, варьируя её мелодический рисунок. Такие двухчастные циклы часто встречались в сборниках танцев для различных инструментальных составов. Они подготовили появление многочастных сюит для клавесина, лютни или оркестра. В сюитах павану и гальярду заменили аллеманда и куранта.

СЛАЙД №29. ВИДЕО. с 00.36 сек.

СЛАЙД №30. Гавот.        Франция, 16 век         (от фр. Gavotte — танец гавотов, жителей области Овернь во Франции). Первоначально развился как быстрый народный танец-цепочка в южных и центральных районах Франции.

   Наряду с менуэтом стал излюбленным жеманным и манерным танцем. Он состоял из легких, маленьких шагов на полупальцах и очень изысканных реверансов. Все это сочеталось с изящными, но вычурными позами и мягкими движениями рук                Alla breve (2/2, 4/4), с затактом в 1/2 (2/4); каждые два такта образуют одну группу, заканчивающуюся всегда на сильном времени; движение умеренное; наименьшие длительности нот — восьмые.

СЛАЙД №31. ВИДЕО   с 00.21 сек.

СЛАЙД №32. Мюзетт         Франция, 16-17 века.

Старинный французский народный танец, родственный гавоту. Исполнялся под аккомпанемент мюзета (род волынки) — отсюда и название. Пасторальный характер        2/4, 6/4, 6/8, темп быстрый

СЛАЙД №33. ВИДЕО.

СЛАЙД №34. Жига. Англия, 16-17 века.Английский старинный народный танец кельтского происхождения (Ирландия, Шотландия). Парный танец (у матросов — сольный). Известен под разными названиями (шотландское — риль, характеризующийся фигурой «восьмёрки», и др.). У. Шекспир в своих пьесах подчёркивал скомороший характер жиги. К 17—18 вв. жига  становится салонным танцем. В дальнейшем бытовал главным образом в народе.                Трёхдольный - 6/8, 3/8, 9/8,12/8, реже 3/4, 6/4. В умеренно-быстром, либо стремительном темпе (vivace, presto).

СЛАЙД № 35. ВИДЕО.

СЛАЙД №36. Контрданс.        Англия, 16-19 век (бытовал по всей Европе).

Контрданс возник в конце XVI века на основе хороводов и шествий в честь праздника весны (так называемые, танцы вокруг майского дерева и т. п.).  «Контрданс» - по-английски «country dance» - означает «сельский, деревенский танец». Как и многие другие танцы, имеет первоисточником народные танцы. Число  фигур танца доходило до нескольких сотен. Первоначально, будучи сельским танцем, имел веселый, жизнерадостный и непосредственный характер; в дальнейшем, проникнув в салоны и бальные залы, приобретает некоторую чинность и сдержанность. Успех контрдансов объясняется тем, что его могли исполнять одновременно все желающие (лишь бы было четное число пар), в то время, как старые танцы (павана, менуэт) исполнялись ограниченным количеством пар. Контрдансы по своему типу и танцевальному содержанию были интереснее и живее, чем многие церемониальные танцы. Отсюда и большой успех контрдансов, которые в течение почти двух веков неизменно исполнялись на балах всех стран и всех сословий, название собирательное, оно объединяло однотипные танцы -кадриль, англез, экоссез, гроссфатер, лансье - построенные по каре или по линии, где четное число пар стояло друг против друга.

«Люди устали от хореографических устройств, движущихся  с почти математической точностью, как устали от тригонометрической планировки их городов и садов, — писал один из историков танца П. Неттль. — …Старый маскарад очень тщательно готовился, и, когда предполагался придворный маскарад, гости оповещались во всех деталях, как они должны были одеться, какой танец танцевать и с каким партнером. Контрданс изменил все это. Все, кто обладали прямыми конечностями и компанейскими качествами, принимались в круг». Это все те танцы, в которых могло принять участие любое четное количество пар, образующих круг (round) или две противоположные линии танцующих.                Преимущественные размеры: 2/4, 6/8, темп оживленный. Музыка контрдансов, написанная обычно в мажорном ладу, варьировалась очень разнообразно.

СЛАЙД №37. ВИДЕО.

СЛАЙД №38. Лендлер.         Австрия, Германия, 17 век.        

Народный парный круговой австрийско-немецкий танец (парный круговой). По некоторым данным, название идет от местечка в Верхней Австрии – Ландль. Слово «лендлер» так же переводят как «деревенский танец» (от нем. Land - сельская местность, деревня).

   Лендлер можно считать предшественником дойча («немецкого танца») и вальса, но лендлер исполнялся медленнее вальса и имел несколько иное построение. Для него типично чередование восьмитактовых и шеститактовых фраз. инструментальное сопровождение – две скрипки, две скрипки и бас, духовой ансамбль.

           Для него были типичны широкие и свободные движения: скользящий шаг и повороты, вращение партнерши, притопывания партнера, одновременное кружение обоих партнеров в разных направлениях. Интересно, что долгое время подобные танцы подвергались гонению со стороны церкви и представителей власти, близость танцующих и соединение рук в лендлере объявлялись безнравственными. В некоторых областях Германии вращательные танцы разрешались только на свадьбах, причем под наблюдением представителей власти, которые могли остановить танец и прекратить веселье. Мужчину, «самовольно» кружившего девушку, ожидал штраф, а то и тюремное заключение.

          Тем не менее, в народной среде лендлер не теряет своей популярности и постепенно проникает в бальные залы, становясь более изящным и оживленным по характеру.         характерны распевы по звукам аккордов, что связано, очевидно, с практикой пения при исполнении некоторых разновидностей. простая песенная мелодия, форма — простая 2-частная репризная (два 8-тактных периода с повторением каждого), аккомпанемент — бас (на первую долю) и два аккорда (на 2-ю и 3-ю доли). Типичен музыкальный размер 3/4 или 3/8, умеренный темп.

СЛАЙД №39. ВИДЕО.

СЛАЙД №40. Ригодон (фр. rigaudon) — старинный парный танец провансальских крестьян, весьма распространённый в XVII – XVIII веках как бальный и сценический танец, а впоследствии занявший своё место и в академической музыке.

Ригодон – танец, выдержанный в двухдольном или четырёхдольном размере, состоящий из трёх-четырёх, но большей частью из трёх восьмитактных частей. Ригодон — танец весёлого жизнерадостного характера, проходящий в скором и очень бодром движении. Начинается с ¼ затакта, а при окончании захватывает третью четверть.

Чаще всего деревенский ригодон танцевали под самый простейший аккомпанемент (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) игры на скрипке, а также пения танцующих и наблюдающих. Нередко исполнители вместе со зрителями отбивали такт ударными инструментами в виде сабо, деревянных башмаков.

В XVIII веке ригодон оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных танцев. Многие танцмейстеры охотно включали его в «бальное меню», чтобы освежить несколько наскучивший ряд обычных церемониальных танцев.

СЛАЙД №41. ВИДЕО.

СЛАЙД №42. Экосез. Англия  16-17в. Старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. Первоначально представлял собой танец серьезного характера в умеренном темпе в сопровождении волынки. Музыкальный размер 3/4. В конце XVI века стал придворным танцем в Англии. В конце XVII века появился во Франции, затем под общим названием «англез» распространился во всей Европе, переродившись в быстрый, веселый, 2-дольный танец. В России при Петре I известен как «английский танец». Название «экосез» получил во Франции. Очень образно описывает танец хореограф Блазис: «Танец резвый и любимый важными англичанами. Двое танцующих тихонько подпрыгивают под живой ритм блестящего мотива. То подаются они вперед, то отступают, берутся за руки и кружатся под музыку, которая становится быстрее и быстрее, ноги танцующих двигаются с такой быстротой, что взор не в состоянии следить за их движением. Движения тела и рук грациозны и вместе с тем небрежно аккомпанируют движению ног. Позы танцующих привлекают к себе внимание живописца».

СЛАЙД №43. ВИДЕО.

СЛАЙДЫ №44. 45. Даже если вы не умеете хорошо танцевать, вам будет поставлено в заслугу умение хорошо сделать реверанс, - писал в конце XVII века выдающийся учитель танца Рамо. Справедливое утверждение. В ту пору умение делать реверансы и поклоны свидетельствовало о принадлежности к светскому обществу. Предполагалось - может быть, и не без оснований, - что человек, постигший все тонкости и премудрости светского поведения, принадлежит к тому обществу, в котором нужно уметь легко и свободно раскланиваться. Реверанс был к тому же очень важной составной частью всех танцев XVI-XVII веков, и порой реверансов в них было больше, чем чисто танцевальных движений. Естественно, что изучение основных реверансов продолжалось шесть семь месяцев, в то время как танцам учились несколько лет. Не менее важную роль играла в бытовом обиходе шляпа: обед, прогулка, деловой разговор или танцы - ничто не обходилось без участия плаща, шляпы и шпаги.

В начале XIX в. завоевывают популярность новые живые, легкие и более непринужденные танцы (полонез, вальс, экосез, кадриль, котильон, полька, мазурка), которые становятся общеевропейскими бальными танцами.

Многие танцы, появившиеся в ХХ в. (краковяк, тустеп, танго, вальс-бостон, фокстрот, чарльстон, блюз, рок-н-ролл, румба, самба, твист, сальса, мамбо и др.), популярны и сегодня.

Сегодня мы на мгновение окунулись в романтический мир галантных танцев, насладились приятной музыкой. Пусть это волшебное настроение не покидает нас и создает ощущение праздника и радости!