Музыкальная статья Музыка как средство педагогического воздействия авторы: Ларина Т.А., Такмакова И.А., Муралева М.Г.

Ларина Татьяна Альбертовна

«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие» : В. А. Сухомлинский.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                    ГБУ ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга

Музыкально-театральная секция

Музыкальная статья

Музыка как средство педагогического воздействия

                                                                                         


Автор:

Ларина Татьяна Альбертовна

педагог дополнительного образования

Муралева Мария Геннадьевна

                                      концертмейстер     

                                                     Такмакова Ирина Александровна

педагог дополнительного образования

                                                         Санкт-Петербург 2022

                    Музыка - могучий источник мысли. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», - говорил В. А. Сухомлинский.[1]  Музыка как средство воспитания с древних времён использовалась во всех педагогических системах, ведь она всегда претендовала на особую роль в обществе, влияя на все сферы развития человека, в том числе и на интеллектуальное. Еще Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Центральной темой древнегреческого искусства являлся гармонически и всесторонне развитый человек. Сам Аристотель считал музыку основным средством воспитания. По его мнению, она оказывает большое влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека в целом. Так же в XVIII веке педагог-просветитель Н. Новиков одним их первых сказал о большом значении музыкального воспитания. Он считал, что без помощи искусства невозможно воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами. В высказываниях русского литератора и публициста Виссариона Белинского тоже отчетливо выражается его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания: «В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе – тем лучше».[2] Время шло, а вопрос музыкального воспитания только набирал обороты, так при Московском городском народном институте стали открываться курсы, где читали лекции по этическому и музыкальному воспитанию дошкольников. На протяжении многих лет издавались статьи, брошюры, книги, журналы, посвящённые семье и обучению, открывались «общедоступные» музыкальные классы, школы. И вот наконец в нашем современном мире появились новые возможности реализации всех интересов: беседы-лекции, тематические концерты и конкурсы и многое другое. Обобщая многовековой социокультурный опыт человечества, мы видим, что музыкальное искусство сегодня прочно вошло в целостную систему жизни человека. Его роль в обществе велика, поскольку музыка служит уникальным средством коммуникации между людьми. Она передает мысли, чувства, идеи, объединяющие самые различные слои населения.  Несмотря на всю великую историю музыки, стоит сказать, что в последнее время стала отмечаться тенденция снижения духовно-нравственного уровня учащихся. В большей степени это следствие того, что подрастающее поколение увлечено компьютерными играми, музыкой сомнительного качества, и большим потоком бездуховных телевизионных развлекательных программ. Естественно, что педагоги дополнительного образования, чья работа непосредственно направлена на формирование духовного облика учащихся в процессе обучения не могут оставаться равнодушными к возникшей проблеме. Роль музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важна, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будут формироваться художественные интересы, представления и вкусы ребенка.  Еще великий педагог Ян Амос Коменский утверждал, что счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания именно в раннем возрасте. Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней и потребность общения со звуковыми образами, изначально надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, ритма, улавливать нюансы. Эта работа ведется последовательно из года в год, изо дня в день, обогащая чувства прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.  Чтобы добиться выразительного, искреннего исполнения произведения ребенок должен хорошо знать его, уметь продумывать его содержание, осмысливать характер, прочувствовать настроение. Композитор Б. В. Асафьев говорил: «Услышать музыку — это уже понять».[3] Именно осмысленное исполнение оказывает на детей сильное воздействие, вызывая у них различные чувства, обогащает впечатлениями. Ребенку очень важно понять, о чем рассказывает музыка, а уже затем надо выполнить те или иные требования в пении или игре. Известно, что эстетические переживания составляют единство эмоционального и сознательного, ведь музыка — это «язык чувств». Она волнует, создает определенное настроение и тем самым в ответ вызывает мысли, заставляет думать. Поэтому так важно пояснением, словом, усилить переживание детей, при этом не стоит забывать, что каждый понимает музыку по-своему.  Советский педагог В. А. Сухомлинский, говоря о трудностях воспитания чувств (в том числе и эстетических), отмечал, что иногда надо ждать годами, чтобы однажды сердце ребенка дрогнуло, переполнилось чувством прекрасного. Вот что он писал: «Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка».[4] Ведь приучая детей эстетически относиться к музыке, педагог проявляет много повседневных усилий, терпения и настойчивости. И если ребенок возьмет «свою скрипку» в руки, это будет означать, что педагогу удалось его ввести в мир музыки, мыслей, и чувств.

Таким образом, методы музыкального воспитания несут в себе убеждение и систематические занятия во всех видах деятельности, помогающие музыкальному развитию и воспитанию детей.

Список использованной литературы:

  1. «Антология педагогической мысли России 18 века» 1985 г.
  2. «Педагогика в афоризмах и изречениях» Минск 2013
  3. Асафьев Б.ВИзбранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.
  4. Герцман Е.В. «Музыка Древней Греции и Рима» СПб., 1995 г.
  5. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Концептуал, 2019 г.
  6. Тихонова Е. Ю. «Человек без маски: В. Г. Белинский. Грани творчества» М., 2006


[1] Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Концептуал, 2019 г.

[2] Тихонова Е. Ю. «Человек без маски: В. Г. Белинский. Грани творчества» М., 2006

[3] Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.

[4] Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Концептуал, 2019 г.