Статья «Особенности исполнения музыки барокко современных исполнителей-вокалистов»вып.-Кошелева О.Н., Николаева Л.О., Егиазарян С.С.

Ларина Татьяна Альбертовна

Речь пойдет об Особенностях исполнения музыки барокко

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Дворец детского творчества Московского района Санкт-Петербурга

Музыкальный отдел

Статья 

«Особенности исполнения музыки барокко современных исполнителей-вокалистов»

Составители:

Кошелева Ольга Николаевна

концертмейстер,                                                                                                                                                       Николаева Людмила Олеговна                                                                     концертмейстер,                                                                                                      Егиазарян Сусанна Степановна                                                                                                     концертмейстер,                                                                                                                  педагог-организатор.

Санкт-Петербург

Декабрь

 2022

Особенности исполнения музыки барокко современных исполнителей-вокалистов.

Введение

В современной музыкальной культуре из года в год возрастает интерес к музыке эпохи барокко. Заметно увеличивается число исполнительских коллективов, ориентированных на старинную музыку. Она занимает все более значительное место в репертуаре современных исполнителей-вокалистов. Тем более что постоянно расширяются репертуарные возможности. Активно и увлеченно ведется поиск незаслуженно забытых, а то и вовсе ранее не исполнявшихся произведений – мотетов, сольных кантат, отдельных арий, и, наконец, целых опер. Поэтому не случайно, что музыка старых мастеров становится сегодня неотъемлемой частью образовательных программ.

В истории вокального искусства эпоха барокко характеризуется расцветом исполнительских школ и, прежде всего, итальянской школы пения bel canto – «эталона для профессионального академического пения – на все времена и для всех стран» и соответствующего стиля исполнения вокальной музыки.

Вокально-технические особенности этой музыки на первый взгляд могут показаться довольно простыми: небольшой диапазон, невысокая тесситура и т. д. Однако это лишь внешний, «видимый» пласт. Исполнение вокальной музыки XVII–XVIII веков требует от певца эластичности и гибкости всего голосового аппарата, большого разнообразия дыхания, выявления тембрального богатства голоса, смягчающего резкие металлические обертоны – одним словом, хорошо настроенного голоса. Так что арии старых мастеров оказываются своего рода алфавитом вокально-технического мастерства, освоив который певец подготовит базу для последующего совершенствования своей вокальной школы.

Особенности исполнения  музыки барокко.

Перед современными вокалистами, исполняющими музыку барокко, возникает ряд проблем, связанных с передачей ее стилистических особенностей, а также исторически верным воспроизведением манеры ее исполнения.

Современная отечественная практика исполнения сочинений XVII–XVIII веков требует от певцов, согласно историческим знаниям, традициям и навыкам, обладание чистым, ровным, наполненным мягким тембром звуком в стиле игры флейтистов, скрипачей-гамбистов и чембалистов.

Считается, что критерием эстетической оценки верного звучания голоса для педагогов того времени выступал музыкальный слух, ориентированный на искусство игры на струнных и духовых инструментах, отличающееся ровностью голосоведения, подвижностью, гибкостью и полной свободой.

Таким образом, звучание голоса в барочной музыке имело инструментальный характер исполнения. Такое мнение сохранилось до настоящего времени. Иногда наблюдается тенденция к искусственному приспосабливанию голоса, ориентированию на инструмент. При этом пение совершенно лишается вибрато, звук становится «белым» и прямым, вследствие чего теряется его теплота. Сравнивая собственный звук с инструментальным, вокалисты, обладающие тембристыми, «раскатистыми» большими голосами, невольно снимают голос с опоры дыхания. Целесообразно рекомендовать учащимся петь ровно, мягко, кристально чисто, тянуть и вести звуковую линию.

Вместе с тем существенной проблемой является не только техническая, но и художественно-выразительная сторона исполнения старинной музыки. Как правило, ее интерпретация вокалистами поверхностна и не выразительна, что противоречит эстетике того времени. Певцов эпохи барокко прежде всего интересовали вопросы творческие, т. е. как и почему надо исполнить так, а не иначе. Этому идеально способствовали сочинения XVII–XVIII веков, которые предоставляли исполнителям большую творческую свободу. Нотная запись была условной и тем самым давала прекрасную возможность яркого художественного проявления творческого дарования исполнителя. Певцы самостоятельно раскрашивали  разнообразными видами украшений и типами динамики основную канву нотного текста, и не было никакой необходимости в детальном изложении указаний, касающихся динамики, темпа и артикуляции.

Первостепенную роль в барочном исполнительстве играла передача смысла и прежде всего «аффекта», свойственного данному сочинению. В свою очередь, выражение в музыке аффекта напрямую зависело от речевой интонации. Владение искусством риторики было весьма распространенным явлением и  создавало прекрасную возможность находить выразительные приемы музыкального интонирования. Согласно правилу, принятому еще в XVII столетии, на основе риторических принципов, аффекты необходимо было передавать различными интонациями голоса. Следовательно, именно от конкретного аффекта зависели различные динамические, темповые, артикуляционные и орнаментальные детали исполнения.

Основой выражения аффектов является динамика. Вот некоторые основные принципы правильного распределения динамических оттенков в музыке барокко. Во-первых, к ним относится противопоставления forte и piano, ввиду отсутствия crescendo и diminuendo.

Во-вторых, – принцип так называемой «ритмической динамики», когда медленному движению музыкального произведения чаще всего соответствует динамический нюанс piano и напротив быстрому – forte.

В-третьих, эффект «эха», применяемый при повторении музыкального материала с целью изображения контраста звукового пространства.

Важным требованием, предъявляемым педагогами старинной школы bel canto была гибкость звука. Так, к примеру, известный педагог XVIII столетия Манштейн сравнивал вокальный голос с «хорошим тестом», и далее добавлял: «Нужно, чтобы голос можно было уменьшить в объеме, делать из него, как из теста, тонкие нити и большие массы, подчинять его всевозможным формам».

Особую важность в вопросе барочной вокальной стилистики приобретает извечный вопрос о вибрато.

Некоторые современные певцы считают необходимым петь музыку барокко прямым «белым» звуком. Это заблуждение. Вибрато в голосе, как и любом инструменте, существует от природы. Вопрос заключается в его амплитуде, от величины размаха которой в свою очередь напрямую зависит сила певческого звука.

Список использованных источников

 Симонова Э. Р. Искусство арии в итальянском оперном барокко (от канцонетты к арии da capo) / Дисс. … канд. иск. – М., 1997

  Россини Дж. Избранные письма, высказывания, воспоминания. – Л., 1981

 Шестаков В. Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения. – М., 1966

Луцкер П. , Сусидко И. Итальянская опера XVIII века. Т. 1. Под знаком Аркадии. – М., 1998

Булычева А. Стиль и жанр опер Жана-Батиста Люлли / Дисс. … канд. иск. – СПб, 1999

 Копчевский Н. Книга А Бейшлага и современная наука об орнаментике // Бейшлаг А.

Орнаментика в музыке. – М., 1978

Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии. Ч. 1. – М., 1929

Назаренко И. Искусство пения. – М., 1968

Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М., 1996

Друскин М. Клавирная музыка. – Л., 1960

Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. – М., 1978

Мазурин К. Методология пения. Т. 1. – М., 1902

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978

Назаренко И. Искусство пения. – М., 1968