Песни Победы

Даньшина Алена Ивановна

Данный материал можно использовать на внеурочной деятельности в преддверии празднования Дня Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий занятия880.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 12 имени М. В. Яковенко

пос. Шмидта городского округа Новокуйбышевск Самарской области

«ПЕСНИ ПОБЕДЫ»

                                                                                                     ДАНЬШИНА АЛЁНА ИВАНОВНА,

                                                                                                     учитель музыки ГБОУ ООШ № 12

                                                                                                     пос. Шмидта г. о. Новокуйбышевск

                                                                                                  Самарская область

Цели урока:

1. Образовательные: дать представление о силе воздействия музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны; познакомить с особенностями музыкальной жизни Самарской (Куйбышевской) филармонии в годы Великой Отечественной войны (повышение исторической грамотности).

2. Развивающие: способствовать накоплению музыкального опыта, обогащать кругозор учащихся, развить интерес к песням военных лет, умения анализировать у лышанное; формировать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыки.

3. Воспитательные: воспитание патриотических чувств; увековечить память о Победе в Великой Отечественной войне

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

2. Принимать учебную задачу, поставленную учителем.

Познавательные

1. Проводить сравнение объектов по заданным критериям.

2. Рефлексия способов и условий действий.

3. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные

1. Отвечать на поставленные учителем вопросы;

2. Использовать в речи небольшие монологические высказывания.

Планируемые результаты:

1. Предметные

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира.

2. Личностные

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

3. Метапредметные

понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-экскурсия

Дидактическое обеспечение урока: аудио-презентация, буклет, экспозиции в школьном музее, фонограммы песен, в том числе минусовки, попурри для баттла хоров.

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор.

Методы: деятельностный подход

 

I. Организационый этап

Ход урока:  

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

В предверии празднования 75 годовщины Великой Победы над фашисткими захватчиками во всех городах и селах идет подготовка к этому знаменательному дню.

В каждом уголке нашей страны  в День Победы, 9 мая пройдут концерты, тематические вечера, встречи с ветеранами.

2. Актуализация знаний

(звучит мелодия «Эх, дороги», учитель читает стихотворение )

 Я бы с песни начал свой рассказ,

С той, которая на всех фронтах звучала…

В холод, в стужу столько раз

Эта песня нас в землянках согревала.

Если песня, значит, рядом друг,

Значит, смерть отступит, забоится…

И казалось, нет войны вокруг,

Если песня над тобой кружится.

Ведь недаром в народе говорится: (учитель на доске вывешивает пословицы и поговорки, приложение №1)

 «Песню пой, с песней — в бой», «С песней дружить — и в бою не тужить», «Без песен на войне труднее вдвойне» .

3. Постановка цели и задач урока

Ребята, как бы вы, думаете, о чем сегодня будет идти речь на нашем уроке? Как бы вы назвали тему нашего урока?

 (Ответы детей)учитель записывает тему «Песни Победы»

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца Она могла придать бойцам силы и мужества, вдохновить на подвиги, напомнить об  отчем  доме, близких  и родных людях.

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству.

Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

Хотите узнать, чем в военное время жила Самара?  (ответы детей)

Тогда я вас приглашаю на небольшую экскурсию в музейную комнату нашей школы.    

 II. Изучение нового материала (ведущие-экскурсоводы – 2 уч-ся 7 класса, можно простовести экскурсию в классе по аудио-презентации, приложение №2)

Вед.1

В  последние месяцы 1941 г. наш город Самара (тогда он назывался город  Куйбышев) превратился в столицу тыла.

Учитель:

Город Куйбышев был выбран не случайно.

 Во-первых, учитывалась близость города к фронтам, здесь уже имелись предприятия, производство которых можно было быстро перестроить на военный лад.

Во-вторых. Куйбышев был одним из важнейших железнодорожных узлов. Он имел прямое сообщение с Уралом. Дальним Востоком, Средней Азией. Учитывалось и то, что с запада город защищала Волга.

Вед.2

Сюда были эвакуированы правительственные учреждения, иностранные посольства, Всесоюзный радиокомитет, учреждения культуры, строился бункер Сталина, развернулась оборонная промышленность.

Вед.1

Одновременно город стал и культурным центром страны. Здесь работали видные музыканты-композиторы, концертирующие инструменталисты, певцы, год и пять месяцев работал Большой театр.

Вед.2

 Центром этой, бьющей ключом концертной жизни была Куйбышевская филармония. Артисты работали без отпусков и выходных дней, давались ночные концерты в фонд Обороны.

вместе            Все для победы, все для фронта

Вед.1

 С первых дней войны артисты уходили на фронт, одна за другой выезжали на передовую концертные бригады.

Вед.2

Какою песня быть должна?

Об этом спорят очень много.

Но, настоящая, она

Сама найдет к сердцам дорогу,

И никому не заглушить

Ее последним криком моды,

Коль песня - часть твоей души,

Она пройдет с тобой сквозь годы.

Вед.1

В 1942 году в Куйбышеве (Самаре) была создана первая фронтовая бригада из артистов театров и филармонии. В 1943 году уже пять бригад обслуживали фронт.

В дни жестоких сражений на Донском и Сталинградском фронтах бригада, которую возглавлял Ян Ядов, за четыре месяца дала 208 концертов. Все были награждены медалью "За оборону Сталинграда".

Вед.2

Еще одну фронтовую бригаду Куйбышевской филармонии, созданную осенью 1942 года, возглавил артист Борис Дубров. Прекрасный чтец, ведущий различных, в том числе и правительственных концертов, он также был с концертами и в тылу, и на передовой.

 «Волжская коммуна» от 5 октября 1943 года сообщала, что его бригада за пять месяцев пребывания на фронте дала 180 концертов.

Вед.1

У каждого поколения людей есть свои любимые песни. В годы Великой Отечественной войны такими были «Синий платочек», «Землянка», «Катюша», «Темная ночь». Их называли еще фронтовыми, потому что их очень любили наши бойцы, и они всегда были в репертуаре бригад артистов эстрады, приезжавших с концертами на передовую.

Вед.2

Одной из самых популярных была тогда и наша «Ах, Самара-городок»

(на фоне песни «Ах, Самара-городок», приложение №3)

Автор  музыки неизвестен, слова тоже народные. Но эти простые бесхитростные слова и милая русскому сердцу мелодия сделали «Самару-городок» одной из самых любимых. Ее часто исполняли приезжавшие на фронт артисты.

Вед.1

 А для Куйбышевской филармонии, которая осенью 1941 года создала 9(!) концертных бригад, эта песня стала своеобразной визитной карточкой.

Вед.2

Ее исполняли в осажденном Сталинграде. Кстати, за эти выступления все артисты куйбышевской бригады Яна Ядова были впоследствии награждены медалью «За оборону Сталинграда».

 Любимица публики Верочка Зенкевич пела «Самару-городок» на бис почти на всех фронтах Великой Отечественной.

Вед.1

Ей посчастливилось встретить день Победы в поверженном Берлине, и она с удовольствием спела для наших бойцов эту песню в полуразрушенном рейхстаге.

Вед.2

Обратите внимание, ребята. На этом столе находится альбом со словами фронтовых песен, а рядом лежат буклеты, где мы постарались собрать тексты всех песен, исполнявшиеся во время войны. Вы можете взять себе по буклету, дома с родителями их попеть.

Учитель: Ну как, понравилась вам экскурсия? (ответы детей)

Ребята для вас приготовили подарок – это буклет со словами песен, которые исполнялись на всех фронтах не только артистами фронтовых агитбригад, но и солдатами. Именно эти песни вы можете дома исполнить вместе со своими родителями, дедушками и бабушками.(приложение № 4)

Раздаются буклеты.

III. Закрепление пройденного

Вед.1

 Но мы вас просто так не отпустим. Сначала ответьте нам на вопросы.

Вед.2

 Чтобы узнать, что будет дальше, вы за каждый правильный ответ получите отрывок от листа, а в дальнейшем вы соберете их в единый лист и прочтете следующий этап вашей экскурсии. Итак, вопросы:

1. Как во время Великой отечественной войны называли город Самара? (Куйбышев)

2. Почему Куйбышев стал запасной столицей?(Удобное географическое положение)

3. Почему Куйбышев стал еще и культурным центром страны во время Великой Отечественной войны? (Эвакуация артистов театров Москвы, остова, Ленинграда)

4.  Какие любимые песни стали фронтовыми? («Катюша», «Синий платочек», «Смуглянка» и др.)

5. Кто исполнил песню на развалинах рейхстага в Берлине и как она  называлась? (Вера Зенкевич, народная песня «Ах, Самара,городок»)

Дети получают отрывки листа за верный ответ.(приложение №5)

Учитель:А теперь мы вернемся в класс, где нас ждет сюрприз.

IV.  Обобщение и систематизация знаний

 Войдя в класс дети видят 2 группы учащихся (хор № 1 – учащиеся 2-3 классов, хор № 2 - учащиеся 4-5 классов), расположившихся по обе стороны стенда, на котором висит плакат «9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ!», а внизу стенда прикреплены бумажные голуби.

Учитель:

Вам, наверное, интересно узнать, что делают здесь эти ребята? (ответы детей)

А ответ находится у вас в руках.

Да-да, вы должны собрать (склеить) все отрывки в единное целое и тогда вам удастся получить ответ на свой вопрос (работа  в группах).

 Дети собирают пазлы-отрывки, склеивают их, в результате получилось  «БАТТЛ  ХОРОВ»

Учитель:

А вот и сюрприз! Сейчас у вас будет самое важное и ответственное задание. Вам поручается выполнить роль жюри.

Обратите внимание на стенд. На нем находятся бумажные голуби. По окончанию баттла  вы отдаете  (прикрепляете) свой голос в виде одного голубя за исполнение песен той группе ребят, которая  вам больше понравилась.   Готовы? Итак, начинаем!

Проводится баттл хоров на тему  военных песен.

(Хор №1 начинает исполнять 1 куплет песни, хор №2 подхватывает пение по окончании куплета и продолжает петь куплет следующей песни. Хор № 1 допевает окончание куплета и поет другую песню, и т.д) (Приложение № 6)

По окончании дети-жюри на информационную  доску, где висит плакат, крепят голубей на ту часть доски (слева или справа от плаката), у  которой находится та группа ребят, кому они отдали предпочтение. 

V. Домашнее задание:  нарисовать открытку для ветеранов ко Дню Победы.

Учитель:

На этом мы наша экскурсия закончилась, но мы еще вспомним и не раз поговорим о военных песнях, ведь каждая из них достойна нашего внимания.

И конечно же, 9 мая, в 75-летний  день Победы мы вместе проведем митинги  у памятных мест наших поселков и обязательно споем песню, которая стала гимном Победы.

Исполнение песни «День Победы» всеми участниками урока.

Без песен на войне труднее вдвойне!

Песню пой,

 с песней — в бой!

С песней дружить —

и в бою не тужить!

     

«СМУГЛЯНКА»

сл. Я. Шведова, муз. А. Новикова

1. Как-то летом на рассвете

Заглянул в соседний сад

Там смуглянка-молдаванка

Собирает виноград

Я краснею, я бледнею

Захотелось вдруг сказать:

- Станем над рекою

Зорьки летние встречать?

Раскудрявый клен зеленый, лист резной

Я влюбленный и смущенный пред тобой

Клен зеленый, да клен кудрявый

Да раскудрявый, резной

2. А смуглянка-молдаванка

Отвечала парню так:

- Партизанский молдаванский

Собираем мы отряд

Нынче рано партизаны

Дом покинули родной

Ждет меня дорога

К партизанам в лес густой

Раскудрявый клен зеленый, лист резной

Здесь у клена мы расстанемся с тобой

Клен зеленый, да клен кудрявый

Да раскудрявый, резной

3. И смуглянка-молдаванка

По тропинке в лес ушла

В том обиду я увидел

Что с собой не позвала

О смуглянке-молдаванке

Часто думал по ночам

Вновь свою смуглянку

Я в отряде повстречал

Раскудрявый клен зеленый, лист резной

Здравствуй, парень, мой хороший, мой родной

Клен зеленый, да клен кудрявый

Да раскудрявый, резной

«СИНИЙ ПЛАТОЧЕК»

сл. Яков Галицкого, муз. Ежи Петерсбурского

1. Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила, что не забудешь

Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной

Мы распрощались с тобой...

Нет больше ночек!

Где ты, платочек,

Милый, желанный, родной?

2. Письма твои получая,

Слышу я голос родной.

И между строчек синий платочек

Снова встает предо мной.

И мне не раз

Снились в предутренний час

Кудри в платочке,

Синие ночки,

Искорки девичьих глаз.

3. Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч,

Как провожала и обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной,

Знаю, с любовью

Ты к изголовью

Прячешь платок голубой.

4. Сколько заветных платочков

Носим мы в сердце с собой!

Радости встречи,

Девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Любимых, желанных таких,

Строчит пулеметчик,

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ!

«КАТЮША»

сл. М.Исаковского, муз. М. Блантера

1. Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег катюша,

На высокий берег на крутой.

2. Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

3. Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальний пограничный

От катюши передай привет.

4. Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь катюша сбережет.

5. Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег катюша,

На высокий берег на крутой.

«ПОТОМУ, ЧТО МЫ ПИЛОТЫ!»

сл. А.Фатьянова, муз. В. Соловьева-Седого

1. Мы друзья, перелётные птицы

Только быт наш одним не хорош

На земле не успели жениться

А на небе жены не найдёшь

Припев:

Потому, потому, что мы пилоты

Небо наш, небо наш родимый дом

Первым делом, первым делом самолёты

Ну а девушки, а девушки потом

2. Нежный образ в душе ты голубишь

Хочешь сердце навеки отдать

Нынче встретишь, увидишь, полюбишь

А на завтра приказ «Улетать»

 Припев

3. Чтоб с тоскою в пути не встречаться

Вспоминая про ласковый взгляд

Мы решили,друзья,не влюбляться

                  Даже в самых красивых девчат               Припев

«ПЕСЕНКА ФРОНТОВОГО ШОФЕРА»

сл. Б.Ласкина и Н. Лабковского,

муз. Б. Мокроусова

1.Через горы, реки и долины,

Сквозь пургу, огонь и черный дым

Мы вели машины, объезжая мины,

По путям-дорогам фронтовым.

Припев:

Эх, путь-дорожка фронтовая!

Не страшна нам бомбежка любая,

Помирать нам рановато —

Есть у нас еще дома дела.

2. Путь для нас к Берлину, между прочим,

Был, друзья, не легок и не скор.

Шли мы дни и ночи, было трудно очень,

Но баранку не бросал шофер.

Припев

3. Может быть, отдельным штатским людям

Эта песня малость невдомек.

Мы ж не позабудем, Где мы жить ни будем,

Фронтовых изъезженных дорог.

Припев

«В ЗЕМЛЯНКЕ»

сл. А. Суркова, муз. К. Листова

1. Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

2. Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.

«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова.

1.День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, -
Этот день мы приближали как могли.

Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.

День Победы!День Победы!
День Победы!
2. Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели -
Этот день мы приближали как могли.

Припев
3. Здравствуй, мама, возвратились

мы не все...
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы прошагали, полземли, -
Этот день мы приближали как могли

Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.

День Победы!
День Победы!
День Победы!

C:\Users\школа\Desktop\Самара культурная\425137_9.jpeg

«ЛИЗАВЕТА»

сл. Е. Долматовского ,

муз. Н. Богословского

1. Ты ждёшь, Лизавета,

От друга привета.

Ты не спишь до рассвета,

Всё грустишь обо мне.

Одержим победу,

К тебе я приеду

На горячем боевом коне.

Одержим победу,

К тебе я приеду

На горячем боевом коне.

2. Приеду весною, Ворота открою,

Я с тобой, ты со мною

Неразлучны вовек.

В тоске и тревоге

Не стой на пороге,

Я вернусь, Когда растает снег.

В тоске и тревоге

Не стой на пороге,

Я вернусь, Когда растает снег.

3. Моя дорогая,

Я жду и мечтаю,

Улыбнись, повстречая,

Был я храбрым в бою.

Эх, как бы дожить бы

До свадьбы-женитьбы

И обнять любимую свою.

Эх, как бы дожить бы

До свадьбы-женитьбы

И обнять любимую свою.