Значение народной песни в патриотическом воспитании обучающихся на уроках музыкальной литературы

Смирнова Анастасия Игоревна

Знакомство обучающихся с народным песенным и инструментальным творчеством начинается с первого года обучения и присутствует в различных формах на уроках сольфеджио, слушания музыки и музыкальной литературы. Углубление и более детальное изучение формируется вместе с навыками, знаниями и умениями, которые дети приобретают на занятиях теоретического цикла. Можно сказать, что тема народной песенности «растет и развивается» вместе с учащимися.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение народной песни в патриотическом воспитании обучающихся на уроках музыкальной литературы

Знакомство обучающихся с народным песенным и инструментальным творчеством начинается с первого года обучения и присутствует в различных формах на уроках сольфеджио, слушания музыки и музыкальной литературы. Углубление и более детальное изучение формируется вместе с навыками, знаниями и умениями, которые дети приобретают на занятиях теоретического цикла. Можно сказать, что тема народной песенности «растет и развивается» вместе с учащимися.

Музыка XX века наполнена поиском новых композиторских техник и средств, таких как, алеаторика, сонористика, полистилистика, додекафония и серийная техника (слайд 2). Порой, в погоне за «современными тенденциями», молодые композиторы уходили очень далеко от основной задачи музыки: затрагивать струны человеческой души и быть понятой любым слушателем. Наша жизнь циклична, и в современном музыкальном мире иногда сложно понять, что есть истинное искусство, а что всего лишь погоня за «трендами». Отсюда вытекает основная задача курса музыкальной литературы, которую сформулировал Р. Шуман в «Жизненных правилах для молодых музыкантов»: «Когда будешь постарше, не играй ничего модного. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете». Необходимо научить ребенка различать настоящее и посредственное, привить любовь к искусству и воспитать в нем любовь к народному музыкальному творчеству.  

Одна из плодотворных традиций, развиваемых композиторами второй половины XX века, - русское национальное начало. Традиция эта была заложена еще в XIX веке. Родоначальник отечественной музыки М. И. Глинка первым обобщил характерные черты русского народного творчества, возвысил народный напев до трагедии и открыл в своих произведениях мир народной героики, былинного эпоса, сказки, опираясь в своём музыкальном языке на старинную крестьянскую и городскую песню, лирический романс, традиции древнерусского церковного-певческого искусства. Слова Глинки "Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем", - вот уже 2 века подтверждаются композиторской практикой. Ни один из русских композиторов не прошёл мимо влияния русской народной песни, а иные посвятили её исследованию часть творческой жизни.

Большое значение для композиторов «Могучей кучки» имело постижение фольклорных истоков. М. А. Балакирев первый из русских композиторов со специальной целью записи народных песен отправился в большую поездку по Волге. Творческим итогом стал сборник «Сорок русских народных песен». В сборнике впервые народные мелодии появились в первозданном виде. Освоение фольклора - изучение народной поэзии и образов, составление песенных сборников («100 русских народных песен») стало одной из сторон творчества Н. А. Римского-Корсакова. Его ученик А. К. Лядов в 90-х годах увлечением занимается обработками русских народных песен, собранных экспедициями русского географического общества. Ему принадлежит около 200 обработок.

Новая «вспышка» увлечения фольклором (так называемая «новая фольклорная волна») характеризует 60 - 70ые года XX века.

Настоящее творческое переосмысление результатов фольклорных экспедиций Эдисона Денисова (слайд 3) воплотилась в вокально-инструментальном цикле для сопрано, фортепиано и ударных на народные тексты «Плачи». Это музыкальное воплощение погребального обряда. Создав трагическое действо, в котором отражена глубина человеческой драмы, Денисов отказывается от прямых цитат и стилизаций, но вокальная партия тесно связана с самым древним и оригинальным жанрам русского фольклора - плачем. Уникальное в своём роде сочинение, полностью воспроизводящие цикл похоронных причитаний. «Плачи» создавались в то время, когда новые композиционные системы (додекафония, алеаторика, сонористика) привлекли к себе внимание композиторов второй половины XX века. Именно на основе серийной технике написано это сочинение. Денисов оказался первым композитором, кто соединил несоединимое - народный обряд и новую технику письма.

Новое отношение к фольклору открыл Родион Щедрин (слайд 4), используя в качестве музыкального материала редкую для профессиональной музыки разновидность фольклора-частушки. Впервые он использовал их в Первом фортепианном концерте, в праздничном финале которого звучат мелодии 2 частушек – «Балалаечка гудит» и популярная «Семёновна». Подлинная мелодия частушки-страдания стала основной темой финала Первой симфонии. На языке частушки говорят все персонажи оперы Щедрина «Не только любовь», которую по праву считают частушечной оперой; на основе частушки воспроизведены в опере колоритные сцены из народного быта. Апофеозом частушечной стихии стал в творчестве Щедрина концерт для оркестра «Озорные частушки». Точно выбрана для эмоционального духа частушки форма концерта-соревнования, где поочередно солирует все инструменты, подобно персонажам деревенского песенного турнира.

Имя Валерия Гаврилина (слайд 5) стало известно после появления его вокального цикла "Русская тетрадь". Сочинение произвело настоящую сенсацию и стало свидетельством того, что в отечественной музыке появился новый художник со своей темой, своим языком, новым взглядом на мир. О малоизвестном композиторе, только сошедшем с консерваторским скамьи, заговорили как о ярком национальном таланте, его называли музыкальным Есениным. Не менее сенсационный резонанс получило другое произведение Гаврилина - многочастное хоровое сочинение - симфония действо «Перезвоны» - большая музыкальная фреска народной жизни. Произведение имеет подзаголовок "по прочтении и В. Шукшина" и это легко объяснимо: судьба писателя Василия Шукшина во многом напоминает судьбу композитора. Выходцы из российской глубинки, они, вопреки тяжёлым жизненным обстоятельствам, своим талантам и трудолюбием проторили дорогу в большое искусство. И тема их творчества - осмысление русского характера. Образ Степана Разина, в котором соединились бесшабашная удаль с высоким порывом духа и нежными воспоминаниями о детстве, стал главной темой произведения. Здесь и лирика, и элементы народных праздников, деревенских посиделок, отзвуки в старинных былин, и, одновременно, послевоенная деревня, современная жизнь России. «Перезвоны» прозвучали как громкий набат, взывающий к совести, к памяти, к человечности: береги, не убей в себе духовное, не завидуй лукавым и преуспевающим, твори добро, возлюби красоту» - О. Белова.

«Это написано кровью сердца; живая современная музыка, глубоко народного склада и современного мироощущения, рождённая на наших просторах» - Г. В. Свиридов.

Роль Георгия Васильевича Свиридова (слайд 6), давшего новую жизнь русской народной песни, особо значительна для всей отечественной музыки. Свиридов один из первых открыл путь к «земле обетованной» - изучению первооснов русской национальной музыки, древнейших образцов народной песенности, создав блистательную кантату для смешанного хора и симфонического оркестра «Курские песни», глубоко оригинальное произведение на основе подлинных фольклорных образцов родного края из книги А. В. Рудневой «народные песни Курской области».

Обращение к фольклору ярко определило стили композиторов – «шестидесятников», композиторов второго поколения XX века: Э. Денисова, С. Слонимского, Р. Щедрина, Н. Сидельникова, А. Шнитке, Б. Тищенко, В. Гаврилина. Композиторы - шестидесятники, обращаясь к фольклору, знакомятся с ним не по сборникам, а из первых уст. Известно, что фольклорные экспедиции являлись обязательной практикой студентов консерватории музыковедческих и композиторские факультетов. Так Сергей Слонимский в студенческие годы изучил фольклор Пермской, Псковской и Новгородской областей. В одном из интервью он полушутливо сказал: «Когда я понял, что русский фольклор не исчерпывается песнями, записанными в сборниках Балакирева и Римского-Корсакова, мне пришлось одолеть целую фольклорную консерваторию». (слайд 7)

Фольклорные экспедиции давали возможность почувствовать, какое художественное богатство представляет подлинное народное искусство в живом исполнении, в той обстановке в какой она создаётся. Они давали яркие впечатления и способствовали духовному обогащению. Практический их смысл - обработки и использования фольклора в сочинениях, а формы его претворения у каждого композитора были глубоко индивидуальные. Выражение национального в современной отечественной музыке в той же мере разнообразно по стилям, жанром, тематике, как и само музыкальное творчество. Примечательно, что из подлинных фольклорных источников не менее охотно, чем напевы, заимствуется текст. (слайд 8)