Детская филармония. Цикл бесед «мир оперы». «Итальянская опера»

Смирнова Анастасия Игоревна

В переводе с итальянского слово опера означает «труд, работа». Это музыкально-театральное произведение, в котором соединяются различные виды искусств. Давайте подумаем, какие виды искусств сочетаются в опере? (музыка, поэзия, актерское мастерство, живопись). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_filarmoniya_italyanskaya_opera.docx29.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детская филармония. Цикл бесед «мир оперы».

 «Итальянская опера»

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые преподаватели. Сегодня мы встретились с вами, чтобы во второй раз окунуться в волшебный мир оперы! Во время первой беседы, которая называлась «истоки оперы», Людмила Георгиевна познакомила вас с оперным жанром и рассказала много интересного про оперу. Я попрошу вас очень внимательно слушать все, что я расскажу и отвечать на вопросы. Самые активные и внимательные в конце беседы получат сладкие призы. И вот мой первый вопрос: в какой стране появилась опера? (Италия). Тема нашей беседы «Итальянская опера».

В переводе с итальянского слово опера означает «труд, работа». Это музыкально-театральное произведение, в котором соединяются различные виды искусств. Давайте подумаем, какие виды искусств сочетаются в опере? (музыка, поэзия, актерское мастерство, живопись). Как вы видите, для создания такого сложного музыкального произведения требуется много сил. Но самое важное в опере-это конечно же музыка. Именно композитор выбирает сюжет для своего будущего произведения, сочиняет музыку и следит за подготовкой спектакля. Вопрос 2: как называется сюжет или литературная основа оперы? (либретто). С итальянского это слово переводится как «книга, книжечка». Центральным номером в опере является ария (воздух)-сольная партия героя или героини. В этот момент действие как бы замирает. Арии соединяются речитативами (пение, близкое к разговорной речи) во время которых и происходит основное развитие действия. Так же в опере есть ансамбли, хоры, оркестровые фрагменты и даже балетные номера. Как называется ансамбль из 2, 3, 4 человек?

А сейчас предлагаю совершить большое путешествие. Мы с вами окажемся в Италии в конце XVI века в городе Флоренция. Композитор Якопо Пери и либреттист Оттавио Ринуччини решили возродить античный театр и создали первую не дошедшую до наших дней оперу «Дафна», а также оперу «Эвридика», которая впервые была исполнена в октябре 1600 года по случаю бракосочетания французского короля Генриха IV с Марией Медичи — племянницей правящего герцога Фердинанда. В основе этой оперы лежит древнегреческий миф об Орфее и Эвридике. Кто может кратко изложить сюжет этого мифа? Флорентинцы провозгласили господство поэзии над музыкой. Именно в 14-16 веках возрастает интерес к человеку и его деятельности, художники, скульпторы и музыканты стараются возродить античную культуру, так появляется термин «возрождение» или «ренессанс», которые дал название целой эпохе в истории. Запоминаем: Опера появилась в конце 16 века в эпоху Возрождения в Италии благодаря Пери и Ринуччини.

Переносимся в XVII век, в эпоху барокко. В течение первой половины XVII в. опера постепенно формировалась как жанр, приобретая новое направление в своем развитии: выйдя за пределы узкого круга флорентийских поэтов и музыкантов, она соприкоснулась с широкой аудиторией в Мантуе, в Риме, затем в Венеции, где в 30-х гг. XVII в. был открыт первый в мире постоянный оперный театр. Камерные спектакли флорентинцев сменились пышными театральными постановками; в то же время музыка стала брать перевес над текстом — декламационный стиль постепенно вытеснялся кантиленой.

Наивысшее достижение итальянской оперы XVII в. — творчество двух замечательных композиторов: Клаудио Монтеверди (1567—1643) и Алессандро Скарлатти (1660—1725).

Клаудио Монтеверди родился в семье врача, начал сочинять рано. первая опера Монтеверди — «Орфей» (либретто А. Стриджо). Пасторальную пьесу, предназначенную для дворцовых празднеств, Монтеверди превратил в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе Орфея, о бессмертной красоте его искусства. В 1613 г. Монтеверди переехал в Венецию и до конца жизни оставался на службе капельмейстером в соборе Св. Марка. Богатая музыкальная жизнь Венеции открыла перед композитором новые возможности. Монтеверди пишет оперы, балеты, интермедии, мадригалы, музыку к церковным и придворным празднествам. В 1642 г. в Венеции была поставлена «Коронация Поппеи» Монтеверди (либретто Ф. Бузинелло по «Анналам» Тацита). Последняя опера 75-летнего композитора стала подлинной вершиной, итогом творческого пути. В ней действуют конкретные, реально существовавшие исторические лица — римский император Нерон, известный своим коварством и жестокостью, его учитель — философ Сенека. Послушаем фрагмент арии Орфея из одноименной оперы (аудио 1).

Развитие итальянской оперы во второй половине XVII и в XVIII в. связано с пышным расцветом вокального искусства. Творчество А. Скарлатти положило основание прославленной неаполитанской школе, которая на рубеже XVII и XVIII вв. заняла главенствующее место, принадлежавшее ранее венецианской школе. Переняв опыт флорентийских, римских и венецианских мастеров, неаполитанцы использовали их творческие достижения. В Неаполе окончательно сложился жанр итальянской оперы, где музыка господствовала над текстом, где определились типы вокальных форм и достигло высокого расцвета певческое искусство. Замечательные итальянские певцы прославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto (в переводе «прекрасное пение»). Однако на протяженин XVIII в. искусство bel canto постепенно принимало все более внешний, виртуозный характер. Лучшие итальянские певцы владели творческим даром импровизации; исполняя арии, они варьировали их и импровизировали каденции.

Алессандро Скарлатти сочинил более 125 опер. В оперной музыке Скарлатти многое имеет непреходящую ценность. Однако масштаб дарования композитора был отнюдь не равен его популярности в Италии. «...Жизнь его», — пишет Р. Роллан, — «была намного более трудной, чем это представляется... Ему приходилось писать, чтобы зарабатывать свой хлеб, в эпоху, когда вкус публики становился все более легкомысленным и когда другие, более ловкие или менее совестливые композиторы лучше умели добиться ее любви... Он обладал уравновешенностью и ясным умом, более почти неизвестными у итальянцев его эпохи. Музыкальное сочинение было для него наукой, „детищем математики“. Мы послушаем канцону «Фиалки» из оперы «Пирр и Деметрий» (аудио 2).

Развитие оперы шло в двух направлениях: seria и buffa. Seria (серьезная) преобладала в творчестве Скарлатти, ее создавали на основе героико-мифологического или легендарно-исторического сюжета с чётким распределением сценического действия и музыки. В музыке преобладали речитативы и большие виртуозные арии солистов, которые словно соревновались в мастерстве вокализации.

Опера-буффа основывалась на бытовых сюжетах, нередко приобретавших сатирическую окраску. Родоначальником явился Джованни Батиста Перголези, первая опера-буффа «Служанка-госпожа» была написана, чтобы служить интермедией (вставкой) для трехактной оперы самого же Перголези «Гордый пленник». Для этого жанра характерны небольшие масштабы, 2-3 действ. лица, весёлая буффонада, подвижность действия, пародия, яркая, живая жанровая мелодика, ясность стиля.

Творчество Джоаккино Россини (1792—1868) явилось как бы связующим звеном в развитии итальянской оперы, завершая ее предшествующий этап и положив начало новой национальной школе. Началась новая эпоха Романтизма. В комических операх композитора (лучшая из них — «Севильский цирюльник»), с их смелым, злободневным содержанием, опера buffa достигла наивысшего расцвета. Мы послушаем каватину Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» (аудио 3).

Вернуть баланс между музыкой, исполнением и литературным сюжетом удалось Джузеппе Верди, прожившему долгую 87-летнюю жизнь и создавшему целый ряд бессмертных произведений - от "Оберто" (1830) до "Фальстафа" (1893). Верди - выходцу из бедной крестьянской семьи - удалось найти богатого покровителя, согласившегося оплачивать его учебу. Но Миланская консерватория, не выявив в юноше таланта, отказала ему в приеме, и добиваться успеха ему пришлось упорным трудом и частными уроками. С первых же шагов композиторской карьеры Верди испытал несколько тяжких ударов - провал ранних произведений, а затем смерть жены и двоих детей. Одно время он был, казалось, готов навсегда забросить сочинительство, но, к счастью, один благосклонный импресарио показал ему либретто (литературный текст) "Набукко". Вдохновленный героическим сюжетом, Верди тотчас взялся за дело, и в 1842 г. состоялась премьера новой оперы. Своим огромным успехом она была отчасти обязана знаменитому хору "Va pensiero", в котором плененные в Вавилоне иудеи тоскуют по утраченной родине. Послушаем небольшой фрагмент этого хора (аудио 4). Итальянцы усмотрели здесь намек на собственное угнетенное положение под властью Австрии, и в последующих операх Верди то и дело появлялись сцены со скрытым патриотическим смыслом.

Между тем, в 1850-е гг. из-под пера Верди одна за другой выходят прославившие его имя оперы: "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853) и "Травиата" (1853), в которых мелодическое богатство сочетается с глубиной человеческих переживаний.

К вершинам творчества Верди также принадлежит грандиозная "египетская" опера "Аида" (1871) и два созданных на склоне лет шедевра по мотивам шекспировских пьес - "Отелло" (1877) и "Фальстаф" (1893). Мы услышим очень известный номер из оперы Риголетто «Песенку герцога» (аудио 5).

Достойным преемником Верди был Джакомо Пуччини, привнесший в оперу свой блестящий дар мелодиста. Многие из его арий - к примеру, знаменитая ария Калафа из оперы "Турандот" - буквально у всех на слуху и давно стали "популярной классикой". Послушаем ее в исполнении выдающегося певца Пласидо Доминго (аудио 6).

Первый успех принесла своему создателю опера "Манон Леско" (1893). Рассказывают, что после премьеры занавес поднимался не менее 50 раз. Три последующих произведения вошли в золотой фонд оперной классики: "Богема" (1896) о жизни и любви нищих парижских поэтов и художников; мелодраматичная "Тоска" (1900) и "Мадам Баттерфляй" (1904), печальная история любви юной японки. Его перу также принадлежит оперный "вестерн" "Девушка с Запада" (1910), и полная мрачной романтики китайская опера "Турандот". Работу над последней оперой, прерванную смертью композитора в 1924 г., завершил Франческо Альфано, и премьера "Турандот" состоялась в 1926 г.

Выражение «итальянская опера» до сих пор является признаком высочайшего мастерства как авторов, так и исполнителей этого жанра. К XIX веку оперное искусство приобрело окончательно сложившиеся черты и стало одним из ведущих в музыке. Триумфальное шествие оперы по мировым театральным сценам неизменно сопровождалось широким успехом у публики, и композиторы, избравшие для себя оперную карьеру, становились  самыми  популярными и  определяли  новые  направления дальнейшего  развития  музыкального искусства.  Оперные театры превратились в настоящие центры культурной жизни.  Главными из них до сих пор являются «Ла Скала» в Милане, «Сан-Карло» в Неаполе, «Театр Комунале» во Флоренции и Римская опера (фото).

Что касается итальянских исполнителей. Я уже говорила вам, что Италия стала школой эталонного пения бельканто, именно итальянские певцы считаются лучшими в мире. Вот имена некоторых из них: Лучано Паваротти, Андреа Бочелли, Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Рената Тебальди, Франко Корелли, Чечилия Бартоли.

Давайте вспомним, какие основные разновидности оперных голосов? Мужские (бас, баритон, тенор), женские (контральто, меццо-сопрано, сопрано). Предлагаю вам послушать трио выдающихся теноров современности Лучано Паваротти, Плассидо Доминго, Хосе Каррерас. (о мое солнце)

Вопросы:

1) Как с итальянского переводится слово опера? (труд, работа)

2) Как называется сольный оперный номер, во время которого действие замирает? (ария)

3) Когда была написана первая опера? Кем? На какой сюжет? (1600, Пери и Ринуччини, «Дафна», «Эвридика»

4) Какие 2 основных вида оперы существует? (сериа и буффа)

5) Назовите выдающихся итальянских композиторов?

6) Назовите имена выдающихся оперных певцов и певиц?

7) Как переводится «бельканто»? (прекрасное пение)

8) Как называется эпоха, в которой художники и музыканты старались возродить античное искусство? (возрождение)

9) Что такое речитатив? (номер в опере и пение, близкое к разговорной речи)

10) Какой тип голосов у знаменитого итальянского трио? (тенор)

(Раздать сладкие призы участникам викторины)

Спасибо за внимание, до новых встреч!