Открытый урок по фортепиано 01.02.2023

Кириленко Галина Валентиновна

Тема урока: Формы и методы работы на начальном периоде обучения игре на фортепианоНачальный период обучения игре на инструменте – наиболее важный и ответственный этап в становлении юного исполнителя. Главная задача педагога в этот период – подобрать необходимые приемы и методы работы, чтобы привить любовь к игре на фортепиано, заложить прочный фундамент для развития технических навыков, слухового контроля, грамотной игры по нотам, культуры звукоизвлечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.2.3._razrabotka_otkrytogo_uroka_01.02.2023.docx39.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока от 01.02.2023 г.

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

Ф.И.О. преподавателя

Кириленко Галина Валентиновна

Ф.И. обучающегося, класс

Казакова Полина, 1 класс

Название программы

Предпрофессиональная общеобразовательная программа «Фортепиано»

Название предмета

«Специальность и чтение с листа»

Дата проведения открытого урока

01.02.2023

Тема урока

«Формы и методы работы на начальном периоде обучения игре на фортепиано»

Актуальность темы

Начальный период обучения игре на инструменте – наиболее важный и ответственный этап в становлении юного исполнителя. Главная задача педагога в этот период – подобрать необходимые приемы и методы работы, чтобы привить любовь к игре на фортепиано, заложить прочный фундамент для развития технических навыков, слухового контроля, грамотной игры по нотам, культуры звукоизвлечения.

Цель урока:

Систематизировать методы и приёмы работы с учащимися на начальном этапе обучения.

Задачи урока:

1. Образовательные задачи:

• Освоение рациональных приёмов игры на фортепиано;

• Расширение музыкально-теоретических представления учащегося;

• Формирование навыка чтения с листа и работы с нотным текстом;

2. Развивающие задачи:

• Развитие музыкально-образного мышления и музыкального кругозора;

• Развитие двигательно-игровых навыков;

• Развитие ритмической устойчивости;

• Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха;

• Развитие творческой инициативы.

3. Воспитательные задачи:

• Воспитывать интерес и любовь к предмету и инструменту;

• Воспитание навыков самоконтроля;

• Воспитание культуры поведения за инструментом;

• Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы.

Используемые методы обучения

• Словесный (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов игры);

• практический (работа на инструменте, упражнения);

• объяснительно-иллюстративный;

• анализ, обобщение;

• метод контроля;

• эмоционально–познавательный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

• здоровьесберегающие технологии.

Тип урока

 Комбинированный урок

Виды работы обучающихся на уроке

Исполнение упражнений, произведений, ответы на вопросы, работа с нотным текстом, работа с ритмическими карточками, самоанализ.

Дидактический материал

Нотный материал; тренажер для выкладывания нот на нотном стане; карточки с ритмическими формулами; фонограммы к упражнениям по Е. Олёрской; справочная литература.

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА

1 Этап урока: Организационный

Планируемый результат

Деятельность обучающегося

Деятельность преподавателя

Готовность учащейся к уроку.

Положительный и деловой настрой на урок.

Внимание и организованность учащейся.

1 мин.

Демонстрация готовности к уроку. Восприятие информации

Проверка готовности учащейся  к уроку. Создание необходимого эмоционального настроя.

Озвучивание (напоминание) правил и структуры урока

2. Этап урока: Основная часть

Структурный компонент урока, Планируемый результат

Деятельность учащегося

Деятельность преподавателя/

Методы и приемы работы

Игра подготовительных упражнений: «Квинты», «Змейка» (на подкладывание 1-го пальца), «Добрый гном», «Баю-бай» (позиционное легато по 3 звука), Ш. Ганон № 1, 2

8 мин.

Демонстрация уверенного исполнения упражнений.

Оценивает деятельность учащейся. Корректирует игровые движения учащейся. Предлагает сделать самоанализ исполнения, дает установку на творческий подход к изучению и исполнению упражнений.

(Методы: практический, наглядно-слуховой слуховой, метод контроля)

Игра пьес-упражнений под фонограммы по методике Е. Олёрской.

5 мин.

Исполняет пьесы-упражнения «Радость», «Грузинский танец»

Контролирует деятельность учащейся, Предлагает сделать самоанализ исполнения. (Методы: практический, эмоционально–познавательный)

Работа на тренажере для выкладывания нот на нотном стане в скрипичном и басовом ключах.

5 мин.

Выполняет задания педагога, закрепляет знание нот в скрипичном и басовом ключах.  Демонстрирует понимание теоретического материала.

Диктует нотные примеры, контролирует и оценивает деятельность учащейся.

 (Методы: словесный, практический, наглядный, анализ)

Работа с ритмическими карточками

2 мин.

Прохлопывает ритмические рисунки, составленные педагогом из карточек. Составляет свои ритмические формулы с использованием карточек.

Составляет ритмические рисунки для прохлопывания. Контролирует и оценивает деятельность учащейся.

(Методы: словесный, практический, наглядный, анализ)

Физкультминутка

2 мин.

Делает ритмопластические упражнения под музыку

Создает условия переключения учебной деятельности в режим сбережения здоровья. Включает музыку, показывает движения. (Здоровьесберегающая технология)

Упражнения на чтение нот с листа из сборника Е. Олёрской «Азбука нот для маленьких»

4 мин.

Работает с нотным текстом, читает с листа примеры в скрипичном ключе, проговаривая ритмо-слогами ритм.

Контролирует и оценивает деятельность учащейся.

(Методы: словесный, практический, наглядно-слуховой слуховой, анализ)

Работа с нотным текстом по сборнику В. Гиллока «Акцент на соло», вып.1

4 мин.

Читает с листа пьесы в скрипичном и басовом ключах, анализирует. Демонстрирует понимание теоретического материала.

Контролирует и оценивает деятельность учащейся.

(Методы: практический, наглядно-слуховой слуховой, анализ)

Работа над произведениями. Самоанализ учащейся своего исполнения, выбор методов работы для улучшения качества исполнения.  

10 мин.

Исполняет произведения:

И. Филипп «Колыбельная»;

Д. Кабалевский «Ёжик»;

С. Ляховицкая «Где ты, Лёка?»;

Ж. Аллерм «Вальс-мюзетт»;

Г. Эрнесакс «Паровоз».

Актуализация субъектного опыта учащейся. Анализирует свое исполнение. Фиксирует места, в которых возникают проблемы при игре. Добивается качественного исполнения.  

Контролирует деятельность учащейся, корректирует приемы звукоизвлечения, дает советы по исправлению недочетов в исполнении.

(Методы: словесный, практический, эмоционально–познавательный, метод контроля, анализ)  

3. Этап урока: Подведение итогов урока

Планируемый результат

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Рефлексия. Актуализация субъективного опыта учащейся.

Положительная мотивация к обучению и самостоятельной работе.        

2 мин.

Самооценка результата работы на уроке. Делает краткий анализ, рассматривает перспективы дальнейшей работы.

Проведение мониторинга полученных знаний обучающейся и рефлексия умений.

Оценка работы учащегося.

(Методы: обобщающий и рефлексивный методы)

КРАТКИЙ САМОАНАЛИЗ

на открытый урок от 01.02.2023 г.

Тема открытого урока: «Формы и методы работы на начальном периоде обучения игре на фортепиано»

Вид мероприятия:  Открытый урок с учащейся 1 класса предпрофессиональной программы «Фортепиано» по предмету «Специальность и чтение с листа»

Форма работы: Индивидуальный урок  

Тип урока: Комбинированный

Цель: Систематизировать методы и приёмы работы с учащимися на начальном этапе обучения

Задачи:

1. Образовательные задачи:

• Освоение рациональных приёмов игры на фортепиано;

• Расширение музыкально-теоретических представления учащегося;

• Формирование навыка чтения с листа и работы с нотным текстом;

2. Развивающие задачи:

• Развитие музыкально-образного мышления и музыкального кругозора;

• Развитие двигательно-игровых навыков;

• Развитие ритмической устойчивости;

• Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха;

• Развитие творческой инициативы.

3. Воспитательные задачи:

• Воспитывать интерес и любовь к предмету и инструменту;

• Воспитание навыков самоконтроля;

• Воспитание культуры поведения за инструментом;

• Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы.

Цель урока была направлена на формирование базовых компетенций учащейся на начальном этапе обучения.  В задачах урока эта цель конкретизирована.

Структура урока выстроена в соответствии с задачами урока: подготовительные упражнения, игра пьес-упражнений под фонограммы, ритмические упражнения, закрепление теоретического материала, чтение с листа, работа над произведениями, рефлексия.

На уроке формировались знания и умения учащейся согласно его структурным компонентам, все запланированные направления работы были показаны.

В ходе урока использовались различные методы и приемы работы: словесный, наглядно-слуховой, практический, объяснительно-иллюстративный, анализ, обобщение, эмоционально – познавательный, здоровьесберегающие технологии.

Учащаяся была активна на уроке, показала хороший уровень усвоения материала, выполняла задания с интересом. В заключение урока был проведен мониторинг знаний и рефлексия умений учащейся.

Цель урока достигнута, задачи выполнены.