Открытый урок по фортепиано 01.02.2023
Тема урока: Формы и методы работы на начальном периоде обучения игре на фортепиано. Начальный период обучения игре на инструменте – наиболее важный и ответственный этап в становлении юного исполнителя. Главная задача педагога в этот период – подобрать необходимые приемы и методы работы, чтобы привить любовь к игре на фортепиано, заложить прочный фундамент для развития технических навыков, слухового контроля, грамотной игры по нотам, культуры звукоизвлечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.2.3._razrabotka_otkrytogo_uroka_01.02.2023.docx | 39.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока от 01.02.2023 г.
Название образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес |
Ф.И.О. преподавателя | Кириленко Галина Валентиновна |
Ф.И. обучающегося, класс | Казакова Полина, 1 класс |
Название программы | Предпрофессиональная общеобразовательная программа «Фортепиано» |
Название предмета | «Специальность и чтение с листа» |
Дата проведения открытого урока | 01.02.2023 |
Тема урока | «Формы и методы работы на начальном периоде обучения игре на фортепиано» |
Актуальность темы | Начальный период обучения игре на инструменте – наиболее важный и ответственный этап в становлении юного исполнителя. Главная задача педагога в этот период – подобрать необходимые приемы и методы работы, чтобы привить любовь к игре на фортепиано, заложить прочный фундамент для развития технических навыков, слухового контроля, грамотной игры по нотам, культуры звукоизвлечения. |
Цель урока: | Систематизировать методы и приёмы работы с учащимися на начальном этапе обучения. |
Задачи урока: | 1. Образовательные задачи: • Освоение рациональных приёмов игры на фортепиано; • Расширение музыкально-теоретических представления учащегося; • Формирование навыка чтения с листа и работы с нотным текстом; 2. Развивающие задачи: • Развитие музыкально-образного мышления и музыкального кругозора; • Развитие двигательно-игровых навыков; • Развитие ритмической устойчивости; • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха; • Развитие творческой инициативы. 3. Воспитательные задачи: • Воспитывать интерес и любовь к предмету и инструменту; • Воспитание навыков самоконтроля; • Воспитание культуры поведения за инструментом; • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы. |
Используемые методы обучения | • Словесный (объяснение, беседа, рассказ); • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов игры); • практический (работа на инструменте, упражнения); • объяснительно-иллюстративный; • анализ, обобщение; • метод контроля; • эмоционально–познавательный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления); • здоровьесберегающие технологии. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Виды работы обучающихся на уроке | Исполнение упражнений, произведений, ответы на вопросы, работа с нотным текстом, работа с ритмическими карточками, самоанализ. |
Дидактический материал | Нотный материал; тренажер для выкладывания нот на нотном стане; карточки с ритмическими формулами; фонограммы к упражнениям по Е. Олёрской; справочная литература. |
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА
1 Этап урока: Организационный | ||
Планируемый результат | Деятельность обучающегося | Деятельность преподавателя |
Готовность учащейся к уроку. Положительный и деловой настрой на урок. Внимание и организованность учащейся. 1 мин. | Демонстрация готовности к уроку. Восприятие информации | Проверка готовности учащейся к уроку. Создание необходимого эмоционального настроя. Озвучивание (напоминание) правил и структуры урока |
2. Этап урока: Основная часть | ||
Структурный компонент урока, Планируемый результат | Деятельность учащегося | Деятельность преподавателя/ Методы и приемы работы |
Игра подготовительных упражнений: «Квинты», «Змейка» (на подкладывание 1-го пальца), «Добрый гном», «Баю-бай» (позиционное легато по 3 звука), Ш. Ганон № 1, 2 8 мин. | Демонстрация уверенного исполнения упражнений. | Оценивает деятельность учащейся. Корректирует игровые движения учащейся. Предлагает сделать самоанализ исполнения, дает установку на творческий подход к изучению и исполнению упражнений. (Методы: практический, наглядно-слуховой слуховой, метод контроля) |
Игра пьес-упражнений под фонограммы по методике Е. Олёрской. 5 мин. | Исполняет пьесы-упражнения «Радость», «Грузинский танец» | Контролирует деятельность учащейся, Предлагает сделать самоанализ исполнения. (Методы: практический, эмоционально–познавательный) |
Работа на тренажере для выкладывания нот на нотном стане в скрипичном и басовом ключах. 5 мин. | Выполняет задания педагога, закрепляет знание нот в скрипичном и басовом ключах. Демонстрирует понимание теоретического материала. | Диктует нотные примеры, контролирует и оценивает деятельность учащейся. (Методы: словесный, практический, наглядный, анализ) |
Работа с ритмическими карточками 2 мин. | Прохлопывает ритмические рисунки, составленные педагогом из карточек. Составляет свои ритмические формулы с использованием карточек. | Составляет ритмические рисунки для прохлопывания. Контролирует и оценивает деятельность учащейся. (Методы: словесный, практический, наглядный, анализ) |
Физкультминутка 2 мин. | Делает ритмопластические упражнения под музыку | Создает условия переключения учебной деятельности в режим сбережения здоровья. Включает музыку, показывает движения. (Здоровьесберегающая технология) |
Упражнения на чтение нот с листа из сборника Е. Олёрской «Азбука нот для маленьких» 4 мин. | Работает с нотным текстом, читает с листа примеры в скрипичном ключе, проговаривая ритмо-слогами ритм. | Контролирует и оценивает деятельность учащейся. (Методы: словесный, практический, наглядно-слуховой слуховой, анализ) |
Работа с нотным текстом по сборнику В. Гиллока «Акцент на соло», вып.1 4 мин. | Читает с листа пьесы в скрипичном и басовом ключах, анализирует. Демонстрирует понимание теоретического материала. | Контролирует и оценивает деятельность учащейся. (Методы: практический, наглядно-слуховой слуховой, анализ) |
Работа над произведениями. Самоанализ учащейся своего исполнения, выбор методов работы для улучшения качества исполнения. 10 мин. | Исполняет произведения: И. Филипп «Колыбельная»; Д. Кабалевский «Ёжик»; С. Ляховицкая «Где ты, Лёка?»; Ж. Аллерм «Вальс-мюзетт»; Г. Эрнесакс «Паровоз». Актуализация субъектного опыта учащейся. Анализирует свое исполнение. Фиксирует места, в которых возникают проблемы при игре. Добивается качественного исполнения. | Контролирует деятельность учащейся, корректирует приемы звукоизвлечения, дает советы по исправлению недочетов в исполнении. (Методы: словесный, практический, эмоционально–познавательный, метод контроля, анализ) |
3. Этап урока: Подведение итогов урока | ||
Планируемый результат | Деятельность учащихся | Деятельность преподавателя |
Рефлексия. Актуализация субъективного опыта учащейся. Положительная мотивация к обучению и самостоятельной работе. 2 мин. | Самооценка результата работы на уроке. Делает краткий анализ, рассматривает перспективы дальнейшей работы. | Проведение мониторинга полученных знаний обучающейся и рефлексия умений. Оценка работы учащегося. (Методы: обобщающий и рефлексивный методы) |
КРАТКИЙ САМОАНАЛИЗ
на открытый урок от 01.02.2023 г.
Тема открытого урока: «Формы и методы работы на начальном периоде обучения игре на фортепиано»
Вид мероприятия: Открытый урок с учащейся 1 класса предпрофессиональной программы «Фортепиано» по предмету «Специальность и чтение с листа»
Форма работы: Индивидуальный урок
Тип урока: Комбинированный
Цель: Систематизировать методы и приёмы работы с учащимися на начальном этапе обучения
Задачи:
1. Образовательные задачи:
• Освоение рациональных приёмов игры на фортепиано;
• Расширение музыкально-теоретических представления учащегося;
• Формирование навыка чтения с листа и работы с нотным текстом;
2. Развивающие задачи:
• Развитие музыкально-образного мышления и музыкального кругозора;
• Развитие двигательно-игровых навыков;
• Развитие ритмической устойчивости;
• Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха;
• Развитие творческой инициативы.
3. Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес и любовь к предмету и инструменту;
• Воспитание навыков самоконтроля;
• Воспитание культуры поведения за инструментом;
• Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы.
Цель урока была направлена на формирование базовых компетенций учащейся на начальном этапе обучения. В задачах урока эта цель конкретизирована.
Структура урока выстроена в соответствии с задачами урока: подготовительные упражнения, игра пьес-упражнений под фонограммы, ритмические упражнения, закрепление теоретического материала, чтение с листа, работа над произведениями, рефлексия.
На уроке формировались знания и умения учащейся согласно его структурным компонентам, все запланированные направления работы были показаны.
В ходе урока использовались различные методы и приемы работы: словесный, наглядно-слуховой, практический, объяснительно-иллюстративный, анализ, обобщение, эмоционально – познавательный, здоровьесберегающие технологии.
Учащаяся была активна на уроке, показала хороший уровень усвоения материала, выполняла задания с интересом. В заключение урока был проведен мониторинг знаний и рефлексия умений учащейся.
Цель урока достигнута, задачи выполнены.