Открытый урок по фортепиано 14.12.2020
Тема урока: Работа над художественным образом в пьесе кантиленного характера.
Работа над художественным образом является ведущим направлением в процессе развития творческого потенциала ребенка. Воспитание и совершенствование умения исполнять музыкальные произведения кантиленного характера, работа над звукоизвлечением - одна из основных задач в классе фортепиано. Успешность работы по формированию художественного образа музыкального произведения зависит от многих составляющих, это и умение передать эпоху, стиль, исполняемого произведения, способность осмыслить особенности гармонического языка, возможность освоить произведение технически
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.2.3._razrabotka_otkrytogo_uroka_14.12.2020.docx | 42.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока от 14.12.2020 г.
Название образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес |
Ф.И.О. преподавателя | Кириленко Галина Валентиновна |
Ф.И. обучающегося, класс | Самойленко Елена, 4 класс |
Название программы | «Фортепиано» |
Название предмета | «Специальность и чтение с листа» |
Дата проведения открытого урока | 14.12.2020 г. |
Тема урока | «Работа над художественным образом в пьесе кантиленного характера» |
Актуальность темы | Работа над художественным образом является ведущим направлением в процессе развития творческого потенциала ребенка. Воспитание и совершенствование умения исполнять музыкальные произведения кантиленного характера, работа над звукоизвлечением - одна из основных задач в классе фортепиано. Успешность работы по формированию художественного образа музыкального произведения зависит от многих составляющих, это и умение передать эпоху, стиль, исполняемого произведения, способность осмыслить особенности гармонического языка, возможность освоить произведение технически. |
Цель урока: | Формирование у учащегося навыков кантиленой игры, качественного звукоизвлечения, представлений о средствах музыкальной выразительности для создания художественного образа в пьесе кантиленного характера. |
Задачи урока: | 1. Образовательные задачи: • дать представление о музыкально-интонационных особенностях пьес кантиленного характера; • расширить музыкально-теоретические представления учащегося; • дать понятие о разных тембровых красках и градациях звука; • научить передавать содержание музыки с помощью средств музыкальной выразительности. 2. Развивающие задачи: • работа над выразительным интонированием мелодической линии; • развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем; • работа над развитием мелодического слуха; • развитие навыка координации движений и поиск нужного звукового соотношения мелодии и аккомпанемента в их одновременном звучании; • развитие ритмической устойчивости и ладогармонического слуха. 3. Воспитательные задачи: • воспитывать чувство необходимости совершенствования культуры исполнения; • воспитывать художественно-эстетический вкус; • активизировать интерес к занятиям на инструменте. |
Используемые методы обучения | • Основные: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядно-слуховой слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов игры); - практический (работа на инструменте, упражнения); - объяснительно-иллюстративный; - анализ, обобщение; - эмоционально–познавательный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления); - здоровьесберегающие технологии. • Интерактивные: - исследовательский; - активизация деятельности обучающихся на основе анализа проблемных вопросов и ситуаций; - сократовский метод |
Тип урока | Урок совершенствования знаний, приёмов и навыков, обобщения и систематизации изученного. Комбинированный урок |
Виды работы обучающихся на уроке | Исполнение произведений, упражнений, поиск разрешения проблемных ситуаций, ответ, самоанализ. |
Дидактический материал | Нотный материал; презентация «Средства музыкальной выразительности»; видеоматериалы с исполнением музыкальных произведений; справочная литература. |
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА
1 Этап урока: Организационный | ||
Планируемый результат | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя |
Готовность учащейся к уроку. Положительный и деловой настрой на урок. Внимание и организованность учащейся. 1 мин. | Демонстрация готовности к уроку. Восприятие информации. | Проверка готовности учащейся к уроку. Создание необходимого эмоционального настроя. Озвучивание (напоминание) правил и структуры урока. |
2. Этап урока: Основная часть | ||
Структурный компонент урока, Планируемый результат | Деятельность учащегося | Деятельность преподавателя/ Методы и приемы работы |
Игра подготовительных упражнений, гамма Ля мажор. 3 мин. | Демонстрация беглого и уверенного исполнения упражнений и гамм; игра различными штрихами (легато, нон легато, стаккато), игра с использованием различной динамики. | Оценивает деятельность учащейся. Предлагает сделать самоанализ исполнения, дает установку на творческий подход к изучению и исполнению гамм и упражнений. (Методы: практический). |
Беседа о художественном образе в музыкальных произведениях, средствах музыкальной выразительности. Понятия «кантилена», «кантиленная игра», «художественный образ» 6 мин. | Знакомится с презентацией «Средства музыкальной выразительности». Отвечает на наводящие вопросы, рассуждает о значении музыкальных представлений при разучивании и исполнении произведений. Актуализирует знания о средствах музыкальной выразительности. Знакомится с понятием «кантилена», «художественный образ» | Ведет беседу, задает наводящие вопросы, дает углубляющие знания по предмету. (Методы: словесный, наглядно-слуховой, объяснительно-иллюстративный, сократовский) |
Беседа о творчестве Ю. Полунина 5 мин. | Рассказывает сведения о композиторе, собранные самостоятельно. | Дополняет сведения, собранные учащейся, проводит параллели с другими современными композиторами, приводит примеры и исполняет фрагменты кантиленных произведений. (Методы: словесный, наглядно-слуховой, объяснительно-иллюстративный). |
Изучение нового материала. Изучение новых терминов, встречающиеся в пьесе 3 мин. | Осваивает новую информацию | Знакомит с новой терминологией. (Методы: словесный; наглядно-слуховой; объяснительно-иллюстративный) |
Исполнение «Грустной мелодии» Ю. Полунина. 2 мин. | Исполняет «Грустную мелодию» Ю. Полунина | Предлагает сделать самоанализ исполнения. Оценивает деятельность учащейся. (Методы: практический) |
Самоанализ учащейся своего исполнения, поиск проблемных мест, выбор методов работы для улучшения качества исполнения. 3 мин. | Актуализация субъектного опыта учащейся. Фиксирует места, в которых возникают проблемы при игре; находит способы для устранения проблемных мест | Оценивает деятельность учащейся. Задает наводящие вопросы, помогает найти нужные решения, предлагает придумать упражнение для закрепления полученного навыка, организует творческую поисковую работу учащейся. (Методы: активизация деятельности обучающихся на основе анализа проблемных вопросов и ситуаций; исследовательский) |
Физкультминутка. Эмоционально-физическая разрядка. 2 мин. | Делает ритмопластические упражнения под музыку | Создает условия переключения учебной деятельности в режим сбережения здоровья. Включает музыку, показывает движения. (Здоровьесберегающая технология) |
Работа над кантиленным звучанием, педализацией, нюансировкой, технически проблемными местами. 10 мин. | Добивается качественного исполнения, используя новые приемы звукоизвлечения. Демонстрирует понимание теоретического материала. | Обучает первоначальным навыкам кантиленой игры. Контролирует деятельность учащейся, задает наводящие вопросы для решения некоторых задач (Методы: практический, наглядно-слуховой; активизация деятельности обучающихся на основе анализа проблемных вопросов и ситуаций ). |
Прослушивание произведения «Грустная мелодия» Ю. Полунина в исполнении других исполнителей (канал Ютуб). 5 мин. | Слушает разные варианты исполнения «Грустной мелодии» Ю. Полунина в видеозаписи с целью пополнения своего слухового багажа. Проводит сравнительный анализ различного исполнения пьесы. | Ведет беседу, задает наводящие вопросы, помогает сделать анализ различных исполнений. (Методы: эмоционально-познавательный, анализ, обобщение) |
3. Этап урока: Подведение итогов урока | ||
Планируемый результат | Деятельность учащихся | Деятельность преподавателя |
Рефлексия. Актуализация субъективного опыта учащейся. Положительная мотивация к обучению и самостоятельной работе над музыкальным произведением. 2 мин. | Самооценка результата работы на уроке. Делает краткий анализ, рассматривает перспективы дальнейшей работы. | Проведение мониторинга полученных знаний обучающейся и рефлексия умений. Оценка работы учащегося. (Методы: обобщающий и рефлексивный методы) |
Приложение 1
Итог урока. Вопросы для самооценки учащейся результата работы на уроке.
Насколько, примерно, в процентном соотношении мы приблизились сегодня к хорошему, качественному исполнению произведения? | |
Что показалось особенно трудным, непонятным? | |
Какие замечания преподавателя были особенно полезны? | |
Над чем планируете поработать дома? | |
Как будете строить свою работу? |
КРАТКИЙ САМОАНАЛИЗ
на открытый урок от 14.12.2020 г.
Тема открытого урока: Работа над художественным образом в пьесе кантиленного характера.
Вид мероприятия: Открытый урок с учащейся 4 класса предпрофессиональной программы «Фортепиано» по предмету «Специальность и чтение с листа».
Форма работы: Индивидуальный урок
Тип урока: Комбинированный
Цель: Формирование у учащегося навыков кантиленой игры, качественного звукоизвлечения, представлений о средствах музыкальной выразительности для создания художественного образа в пьесе кантиленного характера.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
• дать представление о музыкально-интонационных особенностях пьес кантиленного характера;
• расширить музыкально-теоретические представления учащегося;
• дать понятие о разных тембровых красках и градациях звука;
• научить передавать содержание музыки с помощью средств музыкальной выразительности.
2. Развивающие задачи:
• работа над выразительным интонированием мелодической линии;
• развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем;
• работа над развитием мелодического слуха;
• развитие навыка координации движений и поиск нужного звукового соотношения мелодии и аккомпанемента в их одновременном звучании;
• развитие ритмической устойчивости и ладогармонического слуха.
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать чувство необходимости совершенствования культуры исполнения;
• воспитывать художественно-эстетический вкус;
• активизировать интерес к занятиям на инструменте.
Структура урока выстроена в соответствии с поэтапным формированием навыков работы над кантиленными произведениями: подготовительные упражнения, теоретические сведения по теме урока, подбор художественно-исполнительских составляющих для выразительного исполнения произведения, работа над различными приемами звукоизвлечения, знакомство с различными трактовками исполнения произведения, рефлексия.
Цель урока была направлена на формирование базовых компетенций учащейся в работе над кантиленными произведениями.
В задачах урока эта цель конкретизирована. На уроке формировались знания и умения учащейся согласно его структурным компонентам, все запланированные направления работы были показаны.
Драматургия урока выстроена традиционно: организационная часть урока, основная и заключительная.
В ходе урока использовались как традиционные методы и приемы работы (словесный; наглядно-слуховой; практический; объяснительно-иллюстративный; анализ, обобщение; эмоционально – познавательный; здоровьесберегающие технологии), так и интерактивные (исследовательский; активизация деятельности обучающихся на основе анализа проблемных вопросов и ситуаций; сократовский метод; установление обратной связи в усвоении теоретического и практического материала учащейся).
Учащаяся была активна на уроке, выполняла задания с интересом.
В заключение урока был проведен мониторинг знаний и рефлексия умений учащейся.
Цель урока достигнута, задачи выполнены.