Открытый урок по фортепиано 14.12.2020

Кириленко Галина Валентиновна

Тема урока: Работа над художественным образом в пьесе кантиленного характера.

Работа над художественным образом является ведущим направлением в процессе развития творческого потенциала ребенка. Воспитание и совершенствование умения исполнять музыкальные произведения кантиленного характера, работа над звукоизвлечением - одна из основных задач в классе фортепиано. Успешность работы по формированию художественного образа музыкального произведения зависит от многих составляющих, это и умение передать эпоху, стиль, исполняемого произведения, способность осмыслить особенности гармонического языка, возможность освоить произведение технически

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.2.3._razrabotka_otkrytogo_uroka_14.12.2020.docx42.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока от 14.12.2020 г.

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

Ф.И.О. преподавателя

Кириленко Галина Валентиновна

Ф.И. обучающегося, класс

Самойленко Елена, 4 класс

Название программы

«Фортепиано»

Название предмета

«Специальность и чтение с листа»

Дата проведения открытого урока

14.12.2020 г.

Тема урока

«Работа над художественным образом в пьесе кантиленного характера»

Актуальность темы

Работа над художественным образом является ведущим направлением в процессе развития творческого потенциала ребенка. Воспитание и совершенствование умения исполнять музыкальные произведения кантиленного характера, работа над звукоизвлечением - одна из основных задач в классе фортепиано. Успешность работы по формированию художественного образа музыкального произведения зависит от многих составляющих, это и умение передать эпоху, стиль, исполняемого произведения, способность осмыслить особенности гармонического языка, возможность освоить произведение технически.

Цель урока:

Формирование у учащегося навыков кантиленой игры, качественного звукоизвлечения, представлений о средствах музыкальной выразительности для создания художественного образа в пьесе кантиленного характера.

Задачи урока:

1. Образовательные задачи:

• дать представление о музыкально-интонационных особенностях пьес кантиленного характера;

• расширить музыкально-теоретические представления учащегося;

• дать понятие о разных тембровых красках и градациях звука;

• научить передавать содержание музыки с помощью средств музыкальной выразительности.

2. Развивающие задачи:

• работа над выразительным интонированием мелодической линии;

• развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем;

• работа над развитием мелодического слуха;

• развитие навыка координации движений и поиск нужного звукового соотношения мелодии и аккомпанемента в их одновременном звучании;

• развитие ритмической устойчивости и ладогармонического слуха.

3. Воспитательные задачи:

• воспитывать чувство необходимости совершенствования культуры исполнения;

• воспитывать художественно-эстетический вкус;

• активизировать интерес к занятиям на инструменте.

Используемые методы обучения

•  Основные:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядно-слуховой слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов игры);

- практический (работа на инструменте, упражнения);

- объяснительно-иллюстративный;

- анализ, обобщение;

- эмоционально–познавательный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- здоровьесберегающие технологии.

• Интерактивные:

- исследовательский;

- активизация деятельности обучающихся на основе анализа проблемных вопросов и ситуаций;

- сократовский метод

Тип урока

 Урок совершенствования знаний, приёмов и навыков, обобщения и систематизации изученного. Комбинированный урок

Виды работы обучающихся на уроке

Исполнение произведений, упражнений, поиск разрешения проблемных ситуаций, ответ, самоанализ.

Дидактический материал

Нотный материал; презентация «Средства музыкальной выразительности»; видеоматериалы с исполнением музыкальных произведений; справочная литература.

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА

1 Этап урока: Организационный

Планируемый результат

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Готовность учащейся к уроку.

Положительный и деловой настрой на урок.

Внимание и организованность учащейся. 1 мин.

Демонстрация готовности к уроку. Восприятие информации.

Проверка готовности учащейся  к уроку. Создание необходимого эмоционального настроя.

Озвучивание (напоминание) правил и структуры урока.

2. Этап урока: Основная часть

Структурный компонент урока, Планируемый результат

Деятельность учащегося

Деятельность преподавателя/

Методы и приемы работы

Игра подготовительных упражнений, гамма Ля мажор.

3 мин.

Демонстрация беглого и уверенного исполнения упражнений и гамм; игра различными штрихами (легато, нон легато, стаккато), игра с использованием различной динамики.

Оценивает деятельность учащейся. Предлагает сделать самоанализ исполнения, дает установку на творческий подход к изучению и исполнению гамм и упражнений.

(Методы:  практический).

Беседа о художественном образе в музыкальных произведениях, средствах музыкальной выразительности. Понятия «кантилена», «кантиленная игра», «художественный образ» 6 мин.

Знакомится с презентацией «Средства музыкальной выразительности». Отвечает на наводящие вопросы, рассуждает о значении музыкальных представлений при разучивании и исполнении произведений. Актуализирует знания о средствах музыкальной выразительности. Знакомится с понятием «кантилена», «художественный образ»

Ведет беседу, задает наводящие вопросы, дает углубляющие знания по предмету.

(Методы: словесный, наглядно-слуховой, объяснительно-иллюстративный, сократовский)

Беседа о творчестве Ю. Полунина 5 мин.

Рассказывает сведения о композиторе, собранные самостоятельно.

Дополняет сведения, собранные учащейся, проводит параллели с другими современными композиторами, приводит примеры и исполняет фрагменты кантиленных произведений.

(Методы:  словесный, наглядно-слуховой, объяснительно-иллюстративный).

Изучение нового материала. Изучение новых терминов, встречающиеся в пьесе

 3 мин.

Осваивает новую информацию

Знакомит с новой терминологией.

(Методы: словесный;

наглядно-слуховой; объяснительно-иллюстративный)

Исполнение «Грустной мелодии» Ю. Полунина. 2 мин.

Исполняет «Грустную мелодию» Ю. Полунина

Предлагает сделать самоанализ исполнения. Оценивает деятельность учащейся.

(Методы: практический) 

Самоанализ учащейся своего исполнения, поиск проблемных мест, выбор методов работы для улучшения качества исполнения. 3 мин.

Актуализация субъектного опыта учащейся. Фиксирует места, в которых возникают проблемы при игре; находит способы для устранения проблемных мест

Оценивает деятельность учащейся. Задает наводящие вопросы, помогает найти нужные решения, предлагает придумать упражнение для закрепления полученного навыка, организует творческую поисковую работу учащейся.

(Методы: активизация деятельности обучающихся на основе анализа проблемных вопросов и ситуаций;

исследовательский)

Физкультминутка. Эмоционально-физическая разрядка. 2 мин.

Делает ритмопластические упражнения под музыку

Создает условия переключения учебной деятельности в режим сбережения здоровья. Включает музыку, показывает движения. (Здоровьесберегающая технология)

Работа над кантиленным звучанием, педализацией, нюансировкой, технически проблемными местами.

10 мин.

Добивается качественного исполнения, используя новые приемы звукоизвлечения. Демонстрирует понимание теоретического материала.

Обучает первоначальным навыкам кантиленой игры. Контролирует деятельность учащейся, задает наводящие вопросы для решения некоторых задач (Методы: практический, наглядно-слуховой; активизация деятельности обучающихся на основе анализа проблемных вопросов и ситуаций ).

Прослушивание произведения «Грустная мелодия» Ю. Полунина в исполнении других исполнителей (канал Ютуб).

5 мин.

Слушает разные варианты исполнения «Грустной мелодии» Ю. Полунина в видеозаписи с целью пополнения своего слухового багажа. Проводит сравнительный анализ различного исполнения пьесы.

Ведет беседу, задает наводящие вопросы, помогает сделать анализ различных исполнений. (Методы: эмоционально-познавательный, анализ, обобщение)

3. Этап урока: Подведение итогов урока

Планируемый результат

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Рефлексия. Актуализация субъективного опыта учащейся.

Положительная мотивация к обучению и самостоятельной работе над музыкальным произведением.        

2 мин.

Самооценка результата работы на уроке. Делает краткий анализ, рассматривает перспективы дальнейшей работы.

Проведение мониторинга полученных знаний обучающейся и рефлексия умений.

Оценка работы учащегося.

(Методы: обобщающий и рефлексивный методы)

Приложение 1

Итог урока. Вопросы для самооценки учащейся результата работы на уроке.

Насколько, примерно, в процентном соотношении мы приблизились сегодня к хорошему, качественному исполнению произведения?

Что показалось особенно трудным, непонятным?

Какие замечания преподавателя были особенно полезны?

Над чем планируете поработать дома?

Как будете строить свою работу?

КРАТКИЙ САМОАНАЛИЗ

на открытый урок от 14.12.2020 г.

Тема открытого урока: Работа над художественным образом в пьесе кантиленного характера. 

Вид мероприятия:  Открытый урок с учащейся 4 класса предпрофессиональной программы «Фортепиано» по предмету «Специальность и чтение с листа».

Форма работы: Индивидуальный урок  

Тип урока: Комбинированный

Цель: Формирование у учащегося навыков кантиленой игры, качественного звукоизвлечения, представлений о средствах музыкальной выразительности для создания художественного образа в пьесе кантиленного характера.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

• дать представление о музыкально-интонационных особенностях пьес кантиленного характера;

• расширить музыкально-теоретические представления учащегося;

• дать понятие о разных тембровых красках и градациях звука;

• научить передавать содержание музыки с помощью средств музыкальной выразительности.

2. Развивающие задачи:

• работа над выразительным интонированием мелодической линии;

• развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем;

• работа над развитием мелодического слуха;

• развитие навыка координации движений и поиск нужного звукового соотношения мелодии и аккомпанемента в их одновременном звучании;

• развитие ритмической устойчивости и ладогармонического слуха.

3. Воспитательные задачи:

• воспитывать чувство необходимости совершенствования культуры исполнения;

• воспитывать художественно-эстетический вкус;

• активизировать интерес к занятиям на инструменте.

Структура урока выстроена в соответствии с поэтапным формированием навыков работы над кантиленными произведениями: подготовительные упражнения, теоретические сведения по теме урока, подбор художественно-исполнительских составляющих для выразительного исполнения произведения, работа над различными приемами звукоизвлечения, знакомство с различными трактовками исполнения произведения, рефлексия.

Цель урока была направлена на формирование базовых компетенций учащейся в работе над кантиленными произведениями.

В задачах урока эта цель конкретизирована. На уроке формировались знания и умения учащейся согласно его структурным компонентам, все запланированные направления работы были показаны.

 Драматургия урока выстроена традиционно: организационная часть урока, основная и заключительная.    

В ходе урока использовались как традиционные методы и приемы работы (словесный; наглядно-слуховой; практический; объяснительно-иллюстративный; анализ, обобщение; эмоционально – познавательный; здоровьесберегающие технологии), так и интерактивные (исследовательский; активизация деятельности обучающихся на основе анализа проблемных вопросов и ситуаций; сократовский метод; установление обратной связи в усвоении теоретического и практического материала учащейся).  

Учащаяся была активна  на уроке, выполняла задания с интересом.  

В заключение урока был проведен мониторинг знаний и рефлексия умений учащейся.

Цель урока достигнута, задачи выполнены.