Работа над темпом и метроритмом на примере сонаты Гайдна D-dur.

Работе над темпоритмом  в средних классах фортепиано на примере сонаты Гайдна D-dur

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_tempom_i_metroritmom.doc152.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Работа над темпом и метроритмом на примере сонаты Гайдна D-dur.

Уже в средних классах школы ученик должен познакомиться с общим характером звучности, используемой в произведениях ранних венских  классиков. В дальнейшем, при прохождении таких сочинений как соната Гайдна D-dur, полезно указать на связь фортепианного изложения ранних венских классиков с квартетно-оркестровым письмом.

Необходимо углублять представление ученика о метро-ритмических особенностях творчества Гайдна. Надо рассказать о том, что в его произведениях метро-ритмическая организация в значительной мере придаёт музыке ясность, активный, жизнеутверждающий характер. Необходимо приучать учащихся при исполнении классических сонат всегда очень отчётливо ощущать сильные доли такта. Особенно это важно в затактовых построениях и при синкопах, потому что без ощущения постоянных центров тяготения мотивов к сильной доле в этих случаях происходит смещение тактовой черты, и смысл музыки совершенно искажается.

Если в средних классах для придания исполнению цельности приходится обычно прибегать к помощи счётных единиц, то в старших классах следует дать понятие о более глубоких метро-ритмических закономерностях, имеющих место в творчестве венских классиков, а именно о ритмическом пульсе, скрепляющем воедино отдельные разделы произведения.

Типично классический период — два взаимоуравновешивающие предложения: «вопрос» - «ответ». Следующие за ними триоль, секстоль, опять триоль и группа из тридцатьвторых, должны умещаться в отведённые им восьмые. Особое внимание надо обратить на украшения в главной партии: не следует их затягивать и не следует их также играть слишком быстро и легкомысленно.

https://documents.infourok.ru/da7a6915-90df-4526-bfa0-b57faca9a934/0/image001.jpg

 https://documents.infourok.ru/da7a6915-90df-4526-bfa0-b57faca9a934/0/image002.jpg

В следующем отрывке перед заключительной партией вводится темп Adagio. Здесь надо быть внимательным, чтобы после замедления войти в тот же темп, который был до Adagio. Для этого можно использовать один способов описанных выше. Например, сыграть начальные такты и проверить сильно ли расхождение или нет.

То же, что говорилось об украшениях в предыдущем абзаце можно сказать и о начальных тактах разработки, где обилие украшений через каждую восьмую создаёт динамику развития и одновременно дополнительные трудности при исполнении.

  Очень важную роль приобретают паузы в разработке, они создают дополнительное напряжение. Об этом следует помнить и тhttps://documents.infourok.ru/da7a6915-90df-4526-bfa0-b57faca9a934/0/image003.jpgочно высчитывать паузы.

 

https://documents.infourok.ru/da7a6915-90df-4526-bfa0-b57faca9a934/0/image004.jpg

 


В репризе, вследствие некоторых отличий от экспозиции, необходимо использовать кое-где другие краски.

 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Коган Г. Работа пианиста. «Музыка». Москва. 1979.
  2. Методика обучения игре на фортепиано, Алексеев А. Д., М., «Музыка», 1978.
  3. Нейгауз Г. Г., Об искусстве фортепианной игры, -4-е изд. - М., Музыка, 1982.