Открытый урок "Работа над дикцией"

открытый урок со старшим хором

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2022_g.doc138.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

«Работа над дикцией в хоре»

Разработчик:

преподаватель по классу хоровых дисциплин

МБУ ДО «ДШИ № 1»

Дукманова Н.П.

                                            Элиста, 2022 г.

       

ДАТА УРОКА: 17.03.2022Г.

ТЕМА УРОКА: Работа над дикцией в старшем хоре.

ЦЕЛЬ УРОКА:  Формирование дикционных навыков у хористов в процессе вокально-хоровой работы.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Обучение правильному произношению скороговорок.
  • Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
  • Ознакомление с понятиями: дикция, артикуляция.

Развивающие:

  • Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
  • Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

  • Формирование речевой культуры.
  • Воспитание осознанного подхода к обучению.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • практический (пение упражнений, распевок, работа над произведением)
  • наглядный;
  • словесный (рассказ, объяснение, диалог);
  • иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

  • творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
  • применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся;
  • вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
  • побуждение к самоконтролю;
  • проговаривание текста песни «нараспев»;
  • юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность детей.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

  • просторное светлое помещение;
  • фортепиано;
  • партитуры.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.

  1. Вокально-хоровые упражнения.

  1. Работа над произведением  П.Синявского, А.Журбина «Весенняя песенка».

  1. Работа над произведением «Новый год» Л.Митчелл.

  1. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент. (3 мин.)

Педагог: Здравствуйте! Тема нашего урока – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки. Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.

II. Вокально-хоровые упражнения.

1.Распевание (15 мин.)

1.1 Дыхательные упражнения.

  • Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
  • Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

     Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.

1.2 Артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).

Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» — на глухие согласные; «На мели лениво лосося ловили» — на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании. Цель - активизировать артикуляционный аппарат.

1.3 Вокальные упражнения

  • Упражнение на формирование гласных ровно, вливая их друг в друга: пропевание на одной ноте последовательности «ма-мэ-ми-мо-му». Озвучивание с одинаковым объемом, звонкостью, интенсивностью дыхания, не сбрасывая с опоры.
  • Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.

                        

  • Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

 

  • Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам Т53 на слоги «ля-лё-лю», вниз — поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю».
  • Упражнение на мелкую артикуляционную технику:

  • Попевка – скороговорка:

«Вез корабль карамель, 
Наскочил корабль на мель. 
И матросы три недели 
Карамель на мели ели».

Активизация артикуляционного аппарата, а так же работа над унисоном и цепным дыханием.

III. Работа над произведением П.Синявского, А.Журбина «Смешной человечек». (22 мин.)

Педагог: Давайте вспомним песню «Смешной человечек», которую мы разучили на предыдущих занятиях.

  1. беседа о настроении песни (веселая, озорная, шуточная).
  2. прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. «Пойте мысль!» — говорил Станиславский.
  3. прочитать 1 куплет «нараспев» — протягивать гласные и коротко произносить согласные:

     «Я-спе-ши-л к ва-м, дру-зья, 
С жу-тки-м не-те-рпе-ньем. 
Я-мо-то-рчи-к не-зря 
Сма-зы-ва-л ва-ре-ньем.» и т.д

      Особенности произношения: «вертится» — «ве-рти-ца».

      Цель – отработать правильное произношение текста.

  1. исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.

IV. Работа над произведением «Новый год» Л.Митчелл. (18 мин.)

  1. беседа о характере произведения
  2. активное произношение слогов в начале каждой строчки, обратить внимание на согласную «р», а так же на слово «легкий»: в песне произносится - «ле-хкий».
  3. прочитать полностью текст произведения с активной четкой артикуляцией, выделяя опорные слова
  4. исполнение произведение в концертном варианте

V. Подведение итогов урока. (2 мин.)

Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом произведений. Познакомились с новыми понятиями.

Формулировка домашнего задания: — К следующему уроку:

«Смешной человечек» - проработать так же 2 и 3 куплеты.

«Новый год» - текст выучить наизусть.

Спасибо за работу. До свидания!