Открытый урок "Работа над дикцией"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
«Работа над дикцией в хоре»
Разработчик:
преподаватель по классу хоровых дисциплин
МБУ ДО «ДШИ № 1»
Дукманова Н.П.
Элиста, 2022 г.
ДАТА УРОКА: 17.03.2022Г.
ТЕМА УРОКА: Работа над дикцией в старшем хоре.
ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование дикционных навыков у хористов в процессе вокально-хоровой работы.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Обучение правильному произношению скороговорок.
- Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
- Ознакомление с понятиями: дикция, артикуляция.
Развивающие:
- Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
- Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
- Формирование речевой культуры.
- Воспитание осознанного подхода к обучению.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- практический (пение упражнений, распевок, работа над произведением)
- наглядный;
- словесный (рассказ, объяснение, диалог);
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
- творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся;
- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
- побуждение к самоконтролю;
- проговаривание текста песни «нараспев»;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
- просторное светлое помещение;
- фортепиано;
- партитуры.
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент.
- Вокально-хоровые упражнения.
- Работа над произведением П.Синявского, А.Журбина «Весенняя песенка».
- Работа над произведением «Новый год» Л.Митчелл.
- Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент. (3 мин.)
Педагог: Здравствуйте! Тема нашего урока – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки. Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
II. Вокально-хоровые упражнения.
1.Распевание (15 мин.)
1.1 Дыхательные упражнения.
- Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
- Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
1.2 Артикуляционные упражнения.
Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).
Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» — на глухие согласные; «На мели лениво лосося ловили» — на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании. Цель - активизировать артикуляционный аппарат.
1.3 Вокальные упражнения
- Упражнение на формирование гласных ровно, вливая их друг в друга: пропевание на одной ноте последовательности «ма-мэ-ми-мо-му». Озвучивание с одинаковым объемом, звонкостью, интенсивностью дыхания, не сбрасывая с опоры.
- Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.
- Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
- Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам Т53 на слоги «ля-лё-лю», вниз — поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю».
- Упражнение на мелкую артикуляционную технику:
- Попевка – скороговорка:
«Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели».
Активизация артикуляционного аппарата, а так же работа над унисоном и цепным дыханием.
III. Работа над произведением П.Синявского, А.Журбина «Смешной человечек». (22 мин.)
Педагог: Давайте вспомним песню «Смешной человечек», которую мы разучили на предыдущих занятиях.
- беседа о настроении песни (веселая, озорная, шуточная).
- прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. «Пойте мысль!» — говорил Станиславский.
- прочитать 1 куплет «нараспев» — протягивать гласные и коротко произносить согласные:
«Я-спе-ши-л к ва-м, дру-зья,
С жу-тки-м не-те-рпе-ньем.
Я-мо-то-рчи-к не-зря
Сма-зы-ва-л ва-ре-ньем.» и т.д
Особенности произношения: «вертится» — «ве-рти-ца».
Цель – отработать правильное произношение текста.
- исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
IV. Работа над произведением «Новый год» Л.Митчелл. (18 мин.)
- беседа о характере произведения
- активное произношение слогов в начале каждой строчки, обратить внимание на согласную «р», а так же на слово «легкий»: в песне произносится - «ле-хкий».
- прочитать полностью текст произведения с активной четкой артикуляцией, выделяя опорные слова
- исполнение произведение в концертном варианте
V. Подведение итогов урока. (2 мин.)
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом произведений. Познакомились с новыми понятиями.
Формулировка домашнего задания: — К следующему уроку:
«Смешной человечек» - проработать так же 2 и 3 куплеты.
«Новый год» - текст выучить наизусть.
Спасибо за работу. До свидания!