ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ

Консультация для родителей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ

В настоящий момент в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования перед детским садом стоят задачи развития у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщая детей к музыкальному искусству средствами музыкально-художественной деятельности. Одним из признаков музыкальности является способность воспринимать музыкальные образы, различать их по настроению, характеру, эмоционально откликаться в танце, песне, игре.

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Вопросы музыкального образования остаются важными и по сей день [2, с. 36]. Исходя из актуальности проблемы, хочется остановиться на теме: «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке».

        Актуальность этой темы заключается в том, что с раннего детства музыка способствует воспитанию добрых чувств, развитию в ребёнке красоты жизни, формированию его творческого потенциала и духовного мира. На музыкальном руководителе, лежит ответственная задача: воспитать детей, которые в будущем будут способны ценить прекрасное, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

         Особое место в системе работы по музыкальному воспитанию занимают проблемы эстетического развития детей. Спонтанное восприятие музыки свойственно, в основном, воспитанию ребенка в семье. Ребенок слушает то, что предпочитают слушать его родители. Если учесть, что возраст родителей современных дошкольников в большинстве составляет 25-35 лет, то и репертуар спонтанного слушания ребенка - модные, современные хиты, поп, рок, рэп, метал. Классическая музыка дома звучит очень редко (если только родители не музыканты). В силу этих обстоятельств велика роль детского сада, в котором целенаправленно и систематически занимаются развитием общей музыкальности, формированием основ музыкальной культуры, развитием музыкальных способностей, накоплением у детей представлений о различных музыкальных жанрах, произведениях, композиторах, сочиняющих музыку.

     В какой - то мере сохранить традиции слушания классической музыки, а также способствовать решению вопросов эстетического, гармоничного развития и творческой самореализации детей, появилась идея обобщения темы «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке».

      Ввести детей в мир творчества, дать им возможность поверить в себя, в свои силы и возможности, в свои способности является ведущей педагогической идеей опыта [3, с. 54].

          Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подтолкнул меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. 

“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а “…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В. С. Ротенберг; “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”, - писал К.Н. Вентцель [5, с. 97]. 

Современные научные исследования (Волкова Г.А., Ветлугина Н.А. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. и др.) свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте.  Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в   детстве   с   трудом   восполнимо впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен   иметь   опыт   восприятия   музыкальных произведений разных стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения [2, с. 27].

       Для формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста мы глубже изучаем состав симфонического оркестра.

На занятиях для ознакомления детей с инструментами симфонического оркестра могут быть использованы различные методы. Но в любом случае занятия должны быть системными, с соблюдением принципов доступности и наглядности.

Беседы необходимо сопровождать прослушиванием произведений и показом иллюстраций или проводить в форме презентаций с музыкальными и видеофайлами.

На своем опыте я опиралась на сетевое взаимодействие. Сетевое взаимодействие — это сотрудничество образовательных организаций.

Сетевая форма реализации образовательных программ применяется в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения.

С целью продолжения работы над взращиванием слушателя и формирования музыкальной культуры дошкольников, я пишу программу педагогического просвещения для родителей. Но, к сожалению, сегодня наблюдается пристрастие к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у взрослых часто не востребована. Мы стараемся приложить все силы, чтоб заинтересовать наших родителей (законных представителей) этим видом искусства.

 Среди основных форм своей работы с родителями в этом направлении перечислю следующие: консультации, анкетирование, привлечение к участию в совместных творческих проектах, музыкальных мероприятиях и утренниках. Только тесное взаимодействие педагогов ДОО и родителей позволяет качественнее осуществлять работу по музыкально - эстетическому развитию детей.

       Задачей педагогов детского сада (подчеркну - не только музыкального руководителя) является сделать слышимое - услышанным, звучащее - видимым, процесс слушания интерактивным [6, с. 143]. Как показывает мой опыт, все дети в этом процессе проявляют себя по-разному. Если их разделить на группы по психическому типу, то мы получим слушателей, деятелей и зрителей, то есть тех, кто воспринимает мир (соответственно и музыку) посредством визуальных образов. В любом случае музыкальные способности развиваются в процессе активной разнообразной деятельности, сопровождаемой музыкой.

Для обогащения музыкальных представлений, развития способности слушать и слышать музыку, получать эстетическое удовольствие от ее познания мною используются разные приемы и методы организации музыкального восприятия:

• рассматривание одной картины в контексте слушания различных музыкальных произведений;

• выбор детьми иллюстрации, соответствующей содержанию, характеру и настроению, прослушанному музыкальному произведению из нескольких предлагаемых.

• рисование иллюстраций к прослушанному музыкальному произведению (в группе).

• рисование иллюстраций в ходе исполнения музыкального произведения (в группе или в музыкальном зале на мольбертах). Сначала прослушивается тот или иной фрагмент, как правило, хорошо знакомый, а затем дети «рисуют музыку». Во время рисования фоном звучит сам фрагмент, создавая определенный настрой (дети в определенные моменты меняют цвет краски, так как этого, по их мнению, требует изменившийся характер музыки).

• последующие беседы: что, почему, отчего сделан такой выбор иллюстрации, красок и т.д. Дети с удовольствием делятся своими впечатлениями, вспоминают услышанное и увиденное, эстетически развиваются [7, с. 68].

       Восприятие музыки сопровождается просмотром презентаций (видеоматериалов). Сначала детям предлагается прослушать тот или иной музыкальный сюжет, после прослушивания и элементарного анализа демонстрируются видеоматериалы.

        В решении задач развития музыкальных восприятий и самостоятельной познавательной деятельности в области музыки необходимо создание ситуаций, побуждающих детей к самостоятельной поисковой деятельности. Для этого можно предложить детям такую музыкально-дидактическую игру: исполняется музыкальное произведение с ярко выраженными музыкально-выразительными средствами - высокий регистр, быстрый темп, громкая динамика, проводится беседа о характере музыки и средствах, при помощи которых это настроение выражено, исполняется это же произведение, изменив средства музыкальной выразительности на противоположные (быстрый темп - на медленный, высокий регистр - на низкий, громкая динамика – на тихую). С детьми снова проводится обсуждение, как изменилась музыка и почему. Детям очень нравится такая игра. К ней можно возвращаться на примере других произведений. Такой метод очень хорошо работает на осознание роли выразительных средств в создании музыкального образа.

        Таким образом, применяя разнообразные методы и различные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста решают следующие задачи:

- закрепление знаний детей о классической музыке;

- умение определять характер и настроение музыки (весело, грустно и т.д);

- умение определять жанр музыкального произведения (марш, танец, песня);

- различать средства музыкальной выразительности (лад, темп, динамика и т. д.);

- обогащение словарного запаса детей новыми музыкальными терминами (что такое форте и пиано, прелюдия и ноктюрн, симфония и опера и др.);

- знакомство с биографией русских и зарубежных композиторов (М. Глинка, Д. Кабалевский, С. Рахманинов, П. И. Чайковский, Ф. Шуберет, Ф. Шопен и др).

Работа по развитию дошкольников воспринимать классическую музыку требует поддержки со стороны родителей. Ведь они, хорошо зная своего ребёнка, его характер, увлечения, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классическая, он привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт [9, с. 147].

 Основной трудностью в данной теме явилось то, что дети и родители имеют не очень глубокие знания о классической музыке. В тоже время семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольная организация.

Ещё одной проблемой является детская пассивность, закомплексованность, неумение детей выразить свои эмоции, раскрыть свои возможности. Здесь требуется вдумчивое наблюдение за конкретными детьми, поиск индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Список использованных источников

  1. Бабаджанян Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. - М., 2009 - 182с.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка - М., 2010 - 168 с.
  3. Дубровская Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях - М., 2009 - 112 с.
  4. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста - М., 2010 - 320 с.
  5. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М., 2009 - 152 с.
  6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика /Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений/ - М., 2013 - 464 с.
  7. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников - М., 2009 - 124 с.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой/ - М., 2005
  9. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. В.2 ч. - М., 2009 - 224 с.