Русская народная культура.

Фомченко Елена Сабировна
Русский танец.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon russkiy_tanets.ppt1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по МХК для 9 класса. Автор: учитель МХК Фомченко Е. С. Радуга русского танца

Слайд 2

Русский танец, как музыка и песня, - один из древнейших и любимейших видов народного танца. У каждого танца – своя многовековая история и традиции. Невозможно сосчитать, сколько народных танцев бытует сегодня в России, но для каждого из них характерны широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота, сочетающиеся с чувством собственного достоинства.

Слайд 3

Русский народный танец возник очень давно и восходит к языческим игрищам наших предков. Во многих танцах, дошедших до наших дней, мы видим приметы далёкой старины, связанные с обожествлением природы, когда небо, солнце, лес и луга представлялись, а песни и танцы, сопровождающие народные праздники, свидетельствуют о прочных художественных традициях.

Слайд 4

В средней полосе России, как только начинали колоситься озимые, молодые люди собирались за околицей и проигрывали танец который назывался «Колосок». Этот танец имел отзвуки языческих ритуальных игрищ, призванных содействовать хорошему колошению хлебов, а следовательно, богатому урожаю в будущем.

Слайд 5

Позднее танцевальное творчество получило выражение в выступлениях странствующих скоморохов, в их озорных песнях и весёлых плясках. Эти потешки демонстрировали собравшимся меткие шутки, поучительные небылицы и комические сценки из крестьянской жизни. Ранние упоминания о скоморохах встречаются ещё в «Повести временных лет» - одной из первых русских летописей, созданной в XII веке. Упоминаются скоморохи и в народных былинах, воспевающих русских богатырей. Ни один «почётный пир», ни одно народное празднество и гулянье не обходилось без их участия.

Слайд 6

А в Софийском соборе в Киеве – красивейшем храме древней Руси, построенном в XI веке, сохранились фрески с изображением пляшущих скоморохов.

Слайд 7

Самой первой и простейшей формой русского народного танца является хоровод. Он сочетает танец с пением, с драматическим действием, изображающим определённые трудовые или иные процессы.

Слайд 8

История возникновения хороводов восходит ещё ко временам Древней Греции, когда плясавшие в честь богини Афродиты нимфы делились в танце на множество групп.

Слайд 9

Хороводные развлечения начинали устраивать с приходом весны. Как только появлялась первая зелёная травка, в народе говорили: «Весна пришла – игра пошла». Местом для проведения хороводов выбирались живописные лесные поляны вдоль берегов рек и озёр, луга за околицей деревни, пригорки близ церкви, а зимой – обычные деревенские избы.

Слайд 10

Русские хороводы обычно были девичьими. Вершиной их танцевального мастерства всегда считалось умение плавно пройти по кругу, как бы неся на голове драгоценный сосуд с дорогим содержимым. При этом плясуньи едва заметно перебирали ногами под длинным сарафаном, определяя общий ритм и счёт шагов. Создавалось впечатление , что девушка не идёт, а словно плывёт как лебёдушка, по воде… Именно такие, плавные и степенные девичьи хороводы с лёгким притопыванием каблучками, были популярны на Руси.

Слайд 11

Возглавляла и направляла хоровод ведущая – «хороводница», обычно самая бойкая и говорливая, умелая и авторитетная в деревне женщина. Она вела хоровод, обучала танцевальному искусству новичков, приглашала в круг и молодых парней.

Слайд 12

Со временем круговые хороводные движения начали распадаться на бесчисленное множество составляющих его плясок. Так зарождалось народное танцевальное искусство: появлялись пляски – кадрили с интереснейшими рисунками (прямыми линиями, кругами и зигзагами), переплясы – вольные, импровизированные танцы, не сковывающие танцора определённой композицией, дающие возможность каждому показать любимые движения и всё, на что он способен.

Слайд 13

К числу таких танцев относится популярная в народе мужская пляска – трепак. Об этой пляске в народе сложено не мало пословиц, подчёркивающих её отчаянный, залихвастый характер: «Не жалей каблука, валяй трепака» или «Бей трепака, не жалей каблука».

Слайд 15

Давно уже подмечено, как гармоничны и выразительны движения русских танцоров, как великолепны их горделивая осанка, степенная и плавная походка. Они легко и свободно владеют своим телом, а потому их движения лишены скованности, рождаются непринуждённо и выглядят как абсолютная импровизация.