ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ И КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ «ЭХО»

Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

В работе с учащимися для большего понимания смысла обычаев, обрядов нужно использовать фольклорные произведения. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в разных разделах работы со школьниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При организации занятий нужно использовать методические приемы, связанные с поиском игровых персонажей. По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки, вызывают народные и православные праздники. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность.

В памяти остается:

·                    незабываемое осеннее многоцветье к Покрову,

·                    сияние огоньков и аромат хвои на Рождество,

·                    березки — на Троицу,

·                    ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху,

·                    и народные гуляния на Масленицу.

У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем школьном возрасте учащиеся способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что младшие школьники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы — праздника русской березки, Масленицы — проводов зимы, разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масленицу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.

Одна из задач — воспитание таких добродетелей, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды и другие. Что же кажется проще, чем общаться друг с другом? Любому человеку, а особенно маленькому, общение необходимо так же, как дыхание для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечения сердца и совести (добронравие), формировать доброе отношение к близким. Народная мудрость гласит: «Кто добро творит, тому зло не вредит».

Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души. А душа народа добра и красива. И дети наши начинают говорить языком доброты: будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не скор», умей веселиться, но помни: «Делу — время, потехе — час», береги дружбу и помни: «Нет друга, так ищи, а нашел — береги», люби и цени свою семью; «В семье лад, так не нужен и клад», цени Отчизну свою, ведь не даром в народе говорят: «Дерево красно корнями, а Отчизна сыновьями».

Ушинский говорил: «Воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним — выросло, отразило в себе всю его историю».

Воспитание учащихся в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение духовно-нравственных традиций.

На протяжении десяти последних лет в рамках проектной деятельности мы в нашем театре мы реализуем программу «В горнице». Этому посвятили целый цикл мероприятий по знакомству учащихся театра с традициями и обычаями православной культуры России.

Так ежегодно в первых числах сентября для учащихся начальных классов проводится театрализованный праздник «Оснины-именины» с конкурсно-игровой программой, где театральный каждый класс представляет свой взгляд на осенние календарные праздники Руси в форме сообщений, показов потешек, пластических композиций.

Традиционно в театре проводятся семейные праздники с участием учащихся, их родителей, друзей и приглашенных гостей. В подготовке к культурному событию принимают участие все от мала до велика. У каждого возникает определенная обязанность по дополнению посильной лептой общего дела: кто-то включается в актерскую группу для розыгрыша вертепного представления, кто-то отвечает за костюмы и оформление действа, кто-то организует чайный стол к финалу праздника. И в итоге  складывается комфортная, доброжелательная, атмосфера домашнего праздника. Главными моими  помощниками в организации культурного события непременно становятся классные руководители наших театральных классов. В начальной стадии разработки каждого события проводится погружение всех участников в материал, функции каждой группы индивидуальны, а в итоге этой деятельности создается единое законченное яркое полотно праздника.

Для полного погружения в материал по освоению традиционной культуры православной России нами был разработан Исследовательский проект «В горнице». При его разработке мы отталкивались от реалий сегодняшнего дня. Жизнь человека ХХI столетия определяется бешенным темпом жизни и внедрением новейшей техники. Следствием этого является сужение интересов молодежи, неумение отличить подлинную культуру от псевдокультуры, бедность речи, ослабление памяти, нежелание работать с книгой, незнание истории родного края, региона, страны, их национально-культурных богатств.

На привитие интереса к народному творчеству, народным промыслам, к культуре и был направлен проект «В горнице», через этапы которого дети совместно с педагогами и родителями прошли в течение прошлого учебного года.

Целью проекта было: знакомство учащихся с народной культурой православной России, а через культуру - с её историей.

Задачи проекта:

1.                      Познакомить детей с разными видами народного творчества.

2.                      Исследовать образцы народных промыслов, с практическим воспроизведением образцов народного прикладного творчества.

3.                      Изучить особенности быта народов России и создать декоративно-костюмированную обстановку народного быта.

4.                      Сыграть праздничное представление в канонах русского народа.

Были созданы творческие группы проекта:

1.                      Народная песня и народный обряд. Дети изучают народные песни разных жанров. (колыбельные, шуточные дразнилки, частушки, лирические т т.п.) и народные обряды (заклинание весны, масленица, колядки).

2.                      Народная сказка и мифология. Знакомство с построением сказки, его героями. Сказка народная и авторская. (Пушкин, Ершов, Лев Толстой). Знакомство с былиной.

3.                      Народная игра. Разучивание игр, считалок, загадок, народных песен, считалочек.

4.                      Народная одежда, народный быт. На этом этапе важна была помощь родителей – изготовление русских сарафанов и рубах, создание декоративной обстановки для итогового мероприятия. Дети изучали значение узоров, поясов, лент, мотивов вышивки, а также обстановку русской избы, мест за столом, русского угощения и гостеприимства. (русская еда, напитки, лакомства, отношение к еде, особенно к хлебу)

5.                      Народная игрушка и промыслы. Знания о мастерах Палеха, Гжели, Дымково и т.п. Изготовление на итоговую выставку образцов дымковской игрушки, народной росписи. Работа над тряпичной  и соломенной куклой (нитяной). История куклы, как оберега.

6.                      Русское оружие  и народная медицина. Изучение истории вооружения русского воина. (Станислав Романовский «Родина»). Лекарственные травы. Приглашение на беседу врача. Фито-чаепитие.

7.                      Народный театр – скоморошина. Подготовка представления Петрушечного театра. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ И КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ «ЭХО»

А. А. Огородников

педагог доп. Образования БОУ ДО г. ОМСКА «ГДД(Ю)Т»,

руководитель детского музыкального театра «ЭХО»

Слайд 1 

Направление реформирования структуры и содержания общего и дополнительного образования определяется принципами государственной политики России в этой сфере. Одна из самых актуальных здесь - задача повышения эффективности воспитательного воздействия образовательных учреждений на молодое поколение. Стратегически важным оказывается осознание воспитания как процесса универсального, неотделимого от образовательных задач современной школы.

Воспитание в системе образования России органично связано с развитием духовных способностей школьников, с ценностными мировоззренческими основаниями воспитания, к которым, в первую очередь, относятся нравственные нормы, гражданственность, патриотизм, саморазвитие, толерантность, терпимость, экологическое сознание.

Слайд 2

Стандарт раскрывает содержание приведенного в Законе "Об образовании" понятия "духовно-нравственное развитие обучающегося". Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям.

Слайд 3

Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

7. Традиционные российские религии* включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.

8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.

10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является примерным. Образовательное учреждение при разработке собственной программы воспитания и социализации школьников может вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе. Также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особенностей протекания образовательного процесса образовательное учреждение может делать упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.

Слайд 4

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

Слайд

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в раннем возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В последние годы в системе дополнительного образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Слайд 6

Русский философ И.А. Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».

Народная культура и основанная на ней народная педагогика — неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям, к народным традициям.

Слайд 7

«Ведь все живое и неживое создано Творцом и дано нам в виде бесценного подарка. Так будем же, братии, беречь его», — так обращался к своей пастве Феофан Затворник, известный толкователь евангельских притч.

Слайд 8

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию детей является - формирование представлений о народной и православной культуре русского народа, освоение следующих задач:

  • Знакомство учащихся с основами духовно-нравственных народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни. Важно чтобы, окружающие предметы, впервые пробудившие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность были национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
  • Использование всех видов фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);
  • Знакомство с русскими народными традициями, православными праздниками. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

В работе с учащимися для большего понимания смысла обычаев, обрядов нужно использовать фольклорные произведения. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Слайд 9

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в разных разделах работы со школьниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При организации занятий нужно использовать методические приемы, связанные с поиском игровых персонажей. По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях.

Слайд 10

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки, вызывают народные и православные праздники. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность.

В памяти остается:

Слайд 11

  • незабываемое осеннее многоцветье к Покрову,

Слайд 12

  • сияние огоньков и аромат хвои на Рождество,

Слайд 13

  • березки — на Троицу,

Слайд 14

  • ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху,

Слайд 15

  • и народные гуляния на Масленицу.

Слайд 16

У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем школьном возрасте учащиеся способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что младшие школьники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы — праздника русской березки, Масленицы — проводов зимы, разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масленицу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.

Одна из задач — воспитание таких добродетелей, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды и другие. Что же кажется проще, чем общаться друг с другом? Любому человеку, а особенно маленькому, общение необходимо так же, как дыхание для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечения сердца и совести (добронравие), формировать доброе отношение к близким. Народная мудрость гласит: «Кто добро творит, тому зло не вредит».

Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души. А душа народа добра и красива. И дети наши начинают говорить языком доброты: будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не скор», умей веселиться, но помни: «Делу — время, потехе — час», береги дружбу и помни: «Нет друга, так ищи, а нашел — береги», люби и цени свою семью; «В семье лад, так не нужен и клад», цени Отчизну свою, ведь не даром в народе говорят: «Дерево красно корнями, а Отчизна сыновьями». Слайд 17

Ушинский говорил: «Воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним — выросло, отразило в себе всю его историю».

Воспитание учащихся в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение духовно-нравственных традиций.

Слайд 18   

На протяжении десяти последних лет в рамках проектной деятельности мы в нашем театре мы реализуем программу «В горнице». Этому посвятили целый цикл мероприятий по знакомству учащихся театра с традициями и обычаями православной культуры России.

Слайд 19   

Так ежегодно в первых числах сентября для учащихся начальных классов проводится театрализованный праздник «Оснины-именины» с конкурсно-игровой программой, где театральный каждый класс представляет свой взгляд на осенние календарные праздники Руси

Слайд 20  

в форме сообщений, показов потешек, пластических композиций.

Слайд 21  

Традиционно в театре проводятся семейные праздники с участием учащихся, их родителей, друзей и приглашенных гостей. В подготовке к культурному событию принимают участие все от мала до велика. У каждого возникает определенная обязанность по дополнению посильной лептой общего дела: кто-то включается в актерскую группу для розыгрыша вертепного представления, кто-то отвечает за костюмы и оформление действа, кто-то организует чайный стол к финалу праздника. И в итоге  складывается комфортная, доброжелательная, атмосфера домашнего праздника. Главными моими  помощниками в организации культурного события непременно становятся классные руководители наших театральных классов. В начальной стадии разработки каждого события проводится погружение всех участников в материал, функции каждой группы индивидуальны, а в итоге этой деятельности создается единое законченное яркое полотно праздника.

Слайд 22   

Для полного погружения в материал по освоению традиционной культуры православной России нами был разработан Исследовательский проект «В горнице». При его разработке мы отталкивались от реалий сегодняшнего дня. Жизнь человека ХХI столетия определяется бешенным темпом жизни и внедрением новейшей техники. Следствием этого является сужение интересов молодежи, неумение отличить подлинную культуру от псевдокультуры, бедность речи, ослабление памяти, нежелание работать с книгой, незнание истории родного края, региона, страны, их национально-культурных богатств.

На привитие интереса к народному творчеству, народным промыслам, к культуре и был направлен проект «В горнице», через этапы которого дети совместно с педагогами и родителями прошли в течение прошлого учебного года.

Слайд 23   

Целью проекта было: знакомство учащихся с народной культурой православной России, а через культуру - с её историей.

Слайд 24   

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с разными видами народного творчества.
  2. Исследовать образцы народных промыслов, с практическим воспроизведением образцов народного прикладного творчества.
  3. Изучить особенности быта народов России и создать декоративно-костюмированную обстановку народного быта.
  4. Сыграть праздничное представление в канонах русского народа.

Слайд 25   

Были созданы творческие группы проекта:

  1. Народная песня и народный обряд. Дети изучают народные песни разных жанров. (колыбельные, шуточные дразнилки, частушки, лирические т т.п.) и народные обряды (заклинание весны, масленица, колядки).
  2. Народная сказка и мифология. Знакомство с построением сказки, его героями. Сказка народная и авторская. (Пушкин, Ершов, Лев Толстой). Знакомство с былиной.
  3. Народная игра. Разучивание игр, считалок, загадок, народных песен, считалочек.
  4. Народная одежда, народный быт. На этом этапе важна была помощь родителей – изготовление русских сарафанов и рубах, создание декоративной обстановки для итогового мероприятия. Дети изучали значение узоров, поясов, лент, мотивов вышивки, а также обстановку русской избы, мест за столом, русского угощения и гостеприимства. (русская еда, напитки, лакомства, отношение к еде, особенно к хлебу)
  5. Народная игрушка и промыслы. Знания о мастерах Палеха, Гжели, Дымково и т.п. Изготовление на итоговую выставку образцов дымковской игрушки, народной росписи. Работа над тряпичной  и соломенной куклой (нитяной). История куклы, как оберега.
  6. Русское оружие  и народная медицина. Изучение истории вооружения русского воина. (Станислав Романовский «Родина»). Лекарственные травы. Приглашение на беседу врача. Фито-чаепитие.
  7. Народный театр – скоморошина. Подготовка представления Петрушечного театра.

В проекте предусматривались ромежуточные игры.

Слайд 26   

Первая игра – «Богатырская застава» - приуроченная ко «Дню защитника отечества» и подводит итог на знания русского оружия и народной медицины, а также «богатырских» забав, игр и «богатырского» фольклора – былин.

Слайд 27   

Вторая игра – «Три девицы под окном» - обобщение знаний песен, народного быта, хороводных и «вечерочных» игр, изготовление кукол, знание народного костюма.

Слайд 28   

Финал – Городской фестиваль детского народного творчества «В горнице»

Слайд 29

Проект состоялся, через него прошло более ста учащихся и их родителей.

Слайд 30

Стимулом к дальнейшему освоению культуры и быта православной Руси стали победы в различных фестивалях и конкурсах

Слайд 31

как в городе Омске, так и за его пределами.

Слайд 32

А репертуар нашего театра в большей степени строится на русской классике и фольклоре в современной интерпретации.

Слайд 33

В представлениях и спектаклях используется как аутентичная так и стилизованная музыка, приближающая восприятие учащихся к более простому и приемлемому усвоению материала.

Слайд 34

К праздникам и представлениям создаются оригинальные костюмы и декорации, вместе с тем присутствует бутафория  и предметы быта русской старины.

Слайд 35

Таким образом - именно через это искусство, художественное творчество мы можем передать духовный опыт человечества, восстанавливающий связи между поколениями. Его роль значительно возрастает за счёт создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах, школах с углублённым обучением искусству, профильных художественных классах.

Слайд 36

Стоит отметить, что организацию учебно-воспитательного процесса необходимо осуществлять на основе идеи целостности: воспитание, обучение и развитие ученика должно идти в единой системе; абсолютной ценностью воспитания является ребёнок, человек как "мера всех вещей".

Слайд 37

Человек - это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Василий Александрович  Сухомлинский определял воспитание как главный труд души ребёнка, направленный на интериоризацию общечеловеческих ценностей.

Интериориза́ция. В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта...

Слайд 38

Василий Васильевич Зеньковский убедительно показал, что "задачи воспитания не только труднее, но и важнее, чем задачи обучения". При этом он считал, что педагогические приоритеты должны расставляться в соответствии с приоритетами развития души ребёнка: "В школе должна иметь место иерархия задач, которые должны соответствовать иерархии в строении души: из побочной и дополнительной темы в школьной жизни воспитательная задача должна занять в ней главное место" (131, с. 157).

Духовно-нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

Слайд 39