О работе экспериментальной площадки ГБДОУ ДОД ЦДЮТЭ в Воскресенском муниципальном районе по теме : «Интеграция общего и дополнительного образования, через организацию деятельности по изучению истории родного края и семьи» (из опыта работы).

Турусова Лидия Константиновна

«Прошлое и будущее должно стать 

 неразрывными для наших детей,

 ибо каждое поколение – это связующее

 звено во времени». (Д.С.Лихачев)

  Реализация федерального государственного образовательного стандарта в сфере образования, рекомендует максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования.  Сегодня общее и дополнительное образование становятся равноправными, создающими единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

С 2012 года в Воскресенском муниципальном районе реализуется программа инновационной площадки ГБОУ ДОД ЦДЮТЭ Нижегородской области. Тема работы: «Интеграция основного и дополнительного образования через организацию деятельности по истории родного края и семьи».

  •   Ключевая идея программы в аспекте работы  была направлена на создание  единого образовательно-воспитательное пространства музейного сообщества и системы дополнительного образования.   В реализацию этого  проекта включились   6 общеобразовательных школ и  Центр дополнительного образования.

Основные направления работы программы были построены на следующих разделах:                                                                                                                                                             

 - Истоки образования;                                                                                                                                

 - Православная культура;                                                                                                                         

 - Святые источники и места;                                                                                                            

- Замечательные люди;                                                                                                                                 

- Народные художественные промыслы;                                                                                                  

- Поисковая деятельность.                                                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 100_letiyu_dop.obrazovaniya.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

О работе экспериментальной  площадки 
ГБДОУ ДОД ЦДЮТЭ
в Воскресенском муниципальном районе по теме : «Интеграция общего и дополнительного образования, через организацию деятельности по изучению истории родного края и семьи» (из опыта работы).

«Прошлое и будущее должно стать

неразрывными для наших детей,                        

   ибо каждое поколение – это связующее

 звено во времени». (Д.С.Лихачев)

  Реализация федерального государственного образовательного стандарта в сфере образования, рекомендует максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования.  Сегодня общее и дополнительное образование становятся равноправными, создающими единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

С 2012 года в Воскресенском муниципальном районе реализуется программа инновационной площадки ГБОУ ДОД ЦДЮТЭ Нижегородской области. Тема работы: «Интеграция основного и дополнительного образования через организацию деятельности по истории родного края и семьи».

  • Ключевая идея программы в аспекте работы  была направлена на создание  единого образовательно-воспитательное пространства музейного сообщества и системы дополнительного образования.   В реализацию этого  проекта включились   6 общеобразовательных школ и  Центр дополнительного образования.

Основные направления работы программы были построены на следующих разделах:                                                                                                                                                              - Истоки образования;                                                                                                                                 - Православная культура;                                                                                                                          - Святые источники и места;                                                                                                            - Замечательные люди;                                                                                                                                 - Народные художественные промыслы;                                                                                                  - Поисковая деятельность.                                                                                               Работа строилась таким образом,  ежегодно в сентябре  проводились установочные семинары среди руководителей школьных музеев – участников площадки. Совместно  составлялся  план работы на год, намечались направления поисковой и методической работы.  Координатор программы- то есть МОУ ДО Воскресенский Детский Центр организовывал  и проводил все мероприятия   привлекая социальных партнеров.

В течение 5 лет реализация программы была организована системная работа по духовно-нравственному воспитанию детей через привлечение детей к поисковой работе совместно с организациями-партнёрами: МУК «Воскресенская районная библиотека», Воскресенский народный краеведческий музей, ветеранская организация моряков – подводников Воскресенского района, первичной организации «Нижегородский краевед» .

 Сайт  Воскресенского Детского Центра, осуществляет информационную деятельность этой работы. Постоянное размещение   материалов о экспериментальной  площадке - положения конкурсов и фестивалей, информация о проведенных мероприятиях, а так же  размещены лучшие исследовательские работы детей, лучшие конкурсные работы  рисунков о православных святых, и  «Я помню. Я горжусь» рисунки  о Великой Отечественной войне.  Традиционно все районные мероприятии проводились  в МОУ ДО Воскресенском  Детском Центре.

Проект «Время, к которому можно прикоснуться» проходил  под покровительством Депутата Законодательно Собрания Нижегородской области Манухина Михаила  Вячеславовича.

Все ребята  совместно с родителями писали сочинения и эссе о своих предках-участниках Великой Отечественной войны, подбирали фото и архивные документы. Собранный материал оформили в сборник «Время, к которому можно прикоснуться». В этой работе активное участие принимали и жители Воскресенского района, не равнодушные к этой теме. Сборник был издан под руководством депутата Манухина М.В. и презентован на фестивале, лучшие работы детей были представлены. Сборник находится в каждой школе и используется на уроках и во внеурочное время по истории родного края.

Проект « Дневник войны» -  работа этого проекта заключалась в том что, ребята принимали активное участие в переводе  и  печатном  формате дневника лейб-гвардии Преображенского полка знаменщика, старшего унтер-офицера Матвея Васильевича Пономарева. Большая работа была проведена учениками Воскресенской школы.

Проект « Отечественная война» -  цель этого  проекта в оформлении печатного материала по воспоминаниям штурмана авиации Петрова Евгения Ивановича о начальном периоде Великой Отечественно войны. Ребята восстанавливали по рукописному тексту, в этом проекте активность проявили  учащиеся Воскресенской школы.

Проект Воздвиженского школьного музея «Книга памяти» был нацелен на   огромный сбор  материала об участниках Великой Отечественной войны –особенно о  жителях Заветлужья Воскресенского района.  Ребята занимались поиском новых данных об участниках войны в сети интернет, в архивах были найдены новые документы и фото.  Весь материал  оформили и сделали  в виде альбома, который хранится в школьном музее и используется на уроках истории, краеведения и для подготовки и проведения классных часов.

Традиционно в осенние каникулы  ребята собираются в Детском Центре  на «День краеведения». Этот день проходит в творческой обстановке,  для ребят организовываются «Виртуальные экскурсии», «Командные турниры», «Квест-игры», «Путешествия по станциям».

 Сегодня в нашем обществе происходит переоценка ценностей, идет активный  поиск новых соответствующих требованиям времени методов массового творческого образования и воспитания личности ребенка.  Театральная студия Детского Центра становится связующим звеном по изучению  православной культуры. Примером одной из таких форм служит проектная деятельность по изучению проведения  народных праздников «Рождество» и «Прощай Масленица».     Совместная работа  учащихся театральной студии и сотрудников  краеведческого музея  была направлена на  изучение истории, традиций, обрядов, символов, песен, игр, колядок,  стихов. А основой проведения праздников является  фольклор, краеведческий материал,  кукольные и  театрализованные постановки, живая  и классическая музыка.  Проведенные праздники  пронизаны духовной мудростью нашего народа, дети вместе с родителями, в этом процессе  знакомятся   с народными традициями празднования, и  принимают  активное участие в   их подготовке и проведении. Вот  уже на протяжении 5 лет эти проекты очень популярны и долгожданны. Ребята с большим удовольствием готовят свои старые любимые игрушки на Масленицу, что бы  принять участие на детской  площадке «Сопливого базара»,  поводить хороводы, поиграть в старинные игры, так же любят смотреть кукольное представление с участием Петрушки.  В завершении праздника дети играют в игру « взятие снежного городка» и конечно сжигание чучела Масленицы.  В проведение праздника «Рождество», детям и родителям  очень нравится смотреть кукольное  представление «Рождественский Вертеп», разучивать рождественские колядки и песни, играть в подблюдное гадание, мастерить рождественскую звезду и узнавать каждый год, что то, новое о празднике.  Все это оставляет у детей  незабываемые впечатления.

В рамках сотрудничества с ГБОУ ДОД ЦДЮТЭ НО действует очно- заочная школа «Юный экскурсовод». Ребята обучаются с применением дистанционных технологий. По окончанию работы выдается свидетельство «Активист школьного музея». Методисты Центра туризма и экскурсий постоянно сопровождают слушателей очно- заочной школы, дают рекомендации, консультируют по всем вопросам.

Педагоги Детского Центра и  руководители школьных музеев ведут активную  работу по обобщению своего опыта.  Представление  методического материала  на районных, областных семинарах.  В Воскресенском, Краснобаковском, Спасском,  Богородском районах, а так же на Международных Форумах по музейной педагогике.  Педагоги  активно делятся своим опытом работы, размещают свои  публикации в различных  сборниках и интернет сайтах.

При подготовке,  проведение мероприятий и проектов участвуют все, взрослые и дети. Такая совместная деятельность способствует формированию гражданских навыков: обогащению своего социального опыта путем вовлечения в реальную жизнь, уважая мнение другого человека, открытости к диалогу, критического мышления. В этом процессе осуществляется (ненавязчиво) воспитание, незаметно формируются нравственные, духовные, культурные ориентиры подрастающего поколения и стремление сохранить историческое и культурное наследие  своей малой родины.

Материал подготовили: Плеханова Лариса Александровна - учитель истории, руководитель экспериментальной площадки, и Турусова Лидия Константиновна - методист, педагог дополнительного образования Воскресенского Детского центра.