Внеклассное мероприятие радиотехнической студии Воскресенского Детского Центра. Тема: «История развития связи и ее значение».

Турусова Лидия Константиновна

Тема: «История развития связи и ее значение».                                          

Цели:

- развитие интереса к изучаемому предмету;                                                               

- формирование представления о роли радио и связи;                                                                       

- повторение и углубление знаний по физике и истории;                                       

-повторение и закрепление пройденного материала.                                            

Задачи:                                                                                                                                               

- содействовать развитию учащихся самостоятельного приобретения знаний;

- формирование навыков работы с источниками;                                                               

- формирование навыков выступления;                                                                                              

- воспитание уважения к собеседнику;                                                                                        

- воспитание чувства гордости за людей, чьи знания способствовали победе над врагом в Великой Отечественной Войне;                                                                         

- воспитание уважения к историческим открытиям и изобретениям, чувства гордости к своим соотечественникам.                                                                       

Возраст детей: 11-16 лет (1-3 год обучения)                                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_kozyrev.docx470.66 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие радиотехнической студии Воскресенского Детского Центра.

Тема: «История развития связи и ее значение».                                           Цели:                                                                                                                                                                                       развитие интереса к изучаемому предмету;                                                               --формирование представления о роли радио и связи;                                                                       - повторение и углубление знаний по физике и истории;                                       ---повторение и закрепление пройденного материала.                                            Задачи:                                                                                                                                               - содействовать развитию учащихся самостоятельного приобретения знаний; - формирование навыков работы с источниками;                                                               - формирование навыков выступления;                                                                                              - воспитание уважения к собеседнику;                                                                                        -воспитание чувства гордости за людей, чьи знания способствовали победе над врагом в Великой Отечественной Войне;                                                                         - воспитание уважения к историческим открытиям и изобретениям, чувства гордости к своим соотечественникам.                                                                        Возраст детей: 11-16 лет (1-3 год обучения)                                                                Место проведения: Актовый зал.                                                             Оборудование: ноутбук, проектор, стойка для выступающего, презентации докладчиков, выставка книг, фотографий, журналов о героях связистах и др. Рекомендации к проведению: Мероприятие лучше  провести в преддверии праздника Победы. Заранее дать задания трем командам, количество  в  группе  три человека 1-го , 2-го и 3-го года обучения радиотехнической студии, на пройденные темы  по программе с углубленным материалом или по желанию учащихся.  Распределить обязанности, например: вместе ищут информацию, кто-то из них делает презентацию, другой защищает доклад.  Подготовить выставку в фойе: художественную литературу, научные книги, журналы, портреты героев-связистов, сюжеты из жизни и др.                                      На начало мероприятия включить музыкальное оформление из песен военного времени. Подключить мультимедийное устройство, поставить стойку для выступающих докладчиков. Пригласить ветеранов ВОВ и тружеников тыла. Создать патриотическую атмосферу мероприятия.                            Ход проведения:                                                                                                               Педагог: Здравствуйте дорогие ребята, мы рады приветствовать всех в нашем зале на  мероприятие посвященном 70-летию Великой победы.  Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война. Много бед и горя она принесла в каждую семью русским людям. В руины превратились города и села. Солдаты и командиры сражались не жалея своей жизни защищая свою Родину. Ребята, ответьте мне пожалуйста,  кто же ковал победу?( Ответы ребят: авиация-летчики, танкисты, пехота, и т.д.) (Педагог выслушивает ответы дополняет, уточняет, обращает внимание на то, что большую роль в победе отводиться военным связистам).                                                                          А как вы считайте, когда появилась у нас военная связь?(ответы учащихся)                                      Правильный ответ следующий , в древние века связь в мирное время так и в военное осуществлялась простейшими способами: гонцы передавали сообщение устно, а несколько позднее письменно, подачей сигналов.     Сегодня ребята обучающиеся радиотехнической студии подготовили доклады на  тему « развитие связи, роль и значение в истории нашей страны».                                                                                                                               Доклад №1 «Исторические сведения развития связи»                                              Доклад №2 «Горьковские связисты в годы Великой Отечественной войны» Доклад №3 « Герои связисты»                                                                                     Доклад№4 « Антенна и заземление на примере Шуховской башни» (докладчиками являются учащиеся радиотехнической студии 1, 2,3 года обучения, они представляют доклад с видеопрезентацией и отвечают на вопросы зрителей по данной теме).                                                                            Педагог: спасибо ребята за такие интересные доклады. Сегодня  мы с вами познакомились с неизвестными страницами из жизни связистов в годы Великой Отечественной войны, узнали о том, какой вклад внесли они в победу над фашистской Германией.   А сообщения о победах Советской Армии передавались по радио и наполняли радостью каждого советского человека.                                                                                                                                В заключении нашего мероприятия послушайте пожалуйста стихотворение «В мире радио» читает Ю.Дубова учащаяся театральной студии.       Четвертый как слышно? Прием                                                                                           Огонь все сильнее и сильнее                                                                                                   Но мы прорвемся, пройдем                                                                                           Из огненно-черной пущи                                                                                                       Серега к земле припал                                                                                                            А пальцы работают четко                                                                                               Антенна дает сигнал                                                                                                            Огнем посыпает четверка                                                                                                      Дух очередью полоснул                                                                                                    Когда наклонился над трубкой                                                                                   Казалось, парнишка уснул,    Над радиостанцией в рубке.                                                                                                 Апрель…  И в Крыму весна                                                                                                        Ему не сорвать сирени                                                                                                                  В гробу возвратился   И соловьи не свистели                                                           Мамашу покрыл черным платком,  Морщины лицо изрыли                                                                                      В гостиной пахнет ладаном, а сын… Сын спит в могиле.                                                  Автор составитель Методист –Турусова Л.К.

Открытое занятие в радиотехнической студии.

Тема: «История возникновения радиотехники»

Цель:

Задачи:

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация о  А.С.Попове.

Возраст детей: 11-12 лет (1 год обучения)

Место проведения: радиотехническая студия.  

Время проведения: 90 минут.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте ребята, садимся на свои места, тема нашего занятия «История возникновения радиотехники». Назовите мне  ученого изобретателя радио.

Дети: отвечают, называют изобретателя А.С.Попова.

Педагог: Давайте посмотрим на экран и познакомимся поближе с этим  выдающимся ученым. http://www.eltech.ru/assets/images/university/history/fp1_1.jpgРадиотехника как область знаний и практической деятельности человека родилась в самом конце ХIХ века и за сто с лишним лет своего развития прошла огромный путь − от первой системы беспроволочной передачи сигналов до современных наземных и космических радиосистем. 

http://www.eltech.ru/assets/images/university/history/fp3_3.jpghttp://www.eltech.ru/assets/images/university/history/fp4_4.jpg

Александр Попов родился 16 марта 1859 г.  на Северном Урале, в горняцком селении Турьинские Рудники, в семье священника, настоятеля Максимовской церкви Степана Петровича Попова (1827–1897) и его жены Анны Степановны (1830–1903). Семья была очень дружная. Старшие – брат Рафаил (1849–1913) и сестры Екатерина (1850–1903) и Мария (1852–1871) всегда помогали младшим. Александр, в свою очередь, заботился о младших сестрах – Анне (1860–1930), Августе (1863–1941) и Капитолине (1870–1942). Проявлению интереса Александра к технике способствовало то обстоятельство, что в кругу знакомых семьи Поповых было много инженеров, выпускников Петербургского горного института. С интересом посещал он рудники и мастерские, сам пытался мастерить разнообразные механизмы. Всю жизнь Попов был благодарен мужу сестры Екатерины В.П. Словцову (1844 – 1934), научившему его столярному, слесарному и токарному делу. Начальное образование Александр получил в Далматовском (1869−1871) и Екатеринбургском (1871−1873) духовных училищах. В 1873 г. Попов поступил в Пермскую духовную семинарию.

http://www.eltech.ru/assets/images/university/history/fp5_5.jpghttp://www.eltech.ru/assets/images/university/history/fp6_6.jpgОбщеобразовательные классы семинарии, дававшие знания в объеме классической гимназии с правом поступления в университет, Попов окончил с отличием в 1877 г. В сентябре 1877 г. Александр Попов поступил на физико-математический факультет Петербургского университета.

В ноябре 1882 г. А.С. Попов окончил университет и после защиты диссертации на тему «О принципах динамоэлектрических машин постоянного тока» (январь 1883 г.) получил диплом кандидата. Его первая научная статья по материалам диссертации была опубликована в сентябрьском номере журнала «Электричество» за 1883 г. По решению ученого совета А. Попов был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию.

В июле-августе 1887 г. А.С. Попов участвовал в экспедиции РФХО в Красноярске для наблюдения полного солнечного затмения. Он разработал методику фотометрических исследований, сконструировал и изготовил фотометр для фотосъемки солнечной короны.

http://www.eltech.ru/assets/images/university/history/fp32m.jpgС 1889 г. по 1898 г. в летние месяцы, свободные от занятий в МОК, А.С. Попов заведовал электростанцией, обслуживавшей Нижегородскую ярмарку. Но наибольший интерес для Попова в это время представляет задача создания системы передачи сигналов без проводов для флота. Источником высокочастотных затухающих электромагнитных колебаний - передатчиком - в опытах Попова служил модернизированный им вибратор Герца с искровым разрядником, питаемым от катушки Румкорфа (высокочастотного трансформатора). Специальное устройство - прерыватель – обеспечивало подачу на катушку последовательности импульсов тока с частотой, необходимой для генерирования серий высокочастотных затухающих колебаний. Над проблемой создания прибора, способного выявлять наличие высокочастотного электромагнитного излучения, работали многие ученые в мире, в том числе и А.С. Попов

Попов изобрел новую схему автоматического восстановления чувствительности когерера. В цепь с когерером было включено реле, обеспечивавшее подключение исполнительного устройства - электрического звонка, молоточек которого бил по трубочке, встряхивая опилки и восстанавливая сопротивление когерера после приема каждой посылки затухающих электромагнитных колебаний. В зависимости от замыкания телеграфного ключа прерывателя посылка могла быть короткой или продолжительной. Задача обеспечения беспроводной связи была принципиально решена.

Весной 1895 г. А.С. Попов и его ассистент П.Н. Рыбкин (1868–1948) проводили опыты по передаче и приему сигналов на расстояние 30 сажен (64 метра) в саду МОК. В качестве антенны приемника использовалась проволока, поднятая воздушными шарами на высоту 2,5 метра. Как ученого-физика А.С. Попова интересовали научные открытия во всех областях применения электричества. К началу 1896 г. относятся его работы в области только что открытых рентгеновских лучей. Уже в феврале им был изготовлен один из первых в России рентгеновских аппаратов, получены снимки различных предметов, в том числе снимок руки человека.

 В течение 1896−1897 учебного года А.С. Попов занимался подготовкой опытов телеграфирования без проводов. Уже весной 1897 г. начались опыты по сигнализации без проводов в Кронштадтской гавани, где была достигнута дальность 300 сажен (около 600 м.). В летнюю кампанию 1897 г. был выполнен целый ряд исследований.

В конце 1899 г. Морским техническим комитетом было предложено использовать радиосвязь для организации работ по спасению броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на камни у о. Гогланд в Финском заливе в результате навигационной ошибки. И в начале 1900 г. А.С. Попов и П.Н. Рыбкин участвовали в строительстве и вводе в эксплуатацию первой практической линии радиосвязи между о. Гогланд и финским г. Котка, имевшим телеграфную проводную связь с Петербургом. Ледокол «Ермак» обеспечивал проведение операции. Одна радиостанция была построена на о. Гогланд, ее развернул П.Н. Рыбкин. Другая устанавливалась под руководством А.С. Попова на небольшом острове Кутсало вблизи г. Котка. Обе станции строились в тяжелейших условиях при сильных морозах и метелях.

5 февраля  1900 г. радиосвязь была установлена. Первая же радиограмма, отправленная А.С. Поповым из Котки и принятая П. Н. Рыбкиным на Гогланде, содержала приказ командиру ледокола «Ермак» выйти в открытое море для помощи рыбакам, унесенным на льдине. К вечеру 6 февраля «Ермак» вернулся с 27 рыбаками на борту. Таким образом, изобретение А.С. Попова уже при первом его практическом применении послужило гуманной цели − спасению попавших в беду людей. Радиолиния продолжала работать в течение 84 дней до окончания спасательных работ. В апреле 1900 г. броненосец был благополучно снят с камней и своим ходом отправился на ремонт.  На 47-м году жизни 13 января 1906 г. Александр Степанович Попов скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. В последний путь «блистательного электротехника России» провожали на Волковском кладбище Петербурга.

На протяжении всей активной творческой жизни ученому сопутствовало определение «первый». Это первый когерерный радиотелеграфный приемник и первая искровая радиотелеграфная система (апрель 1895 г.); первый прибор для регистрации электромагнитных излучений атмосферного происхождения - грозоотметчик (июль 1895 г.); первый детекторный радиоприемник с приемом телеграфных сигналов на слух (сентябрь 1899 г.); первый кристаллический точечный диод (июнь 1900 г.); первая радиотелефонная система (декабрь 1903 г.).

В 1945 г. постановлением Правительства день рождения радиосвязи 7 мая был объявлен ежегодным государственным праздником − Днем радио.

Приёмная установка с грозоотметчиком А. С. Попова (1896 г.)

Приёмная установка с грозоотметчиком А. С. Попова (1896 г.)

Сценарий выступления агитбригады «За нами Москва!», посвящённый битве за Москву

Автор Минеева Людмила Ивановна,
заместитель директора по воспитательной работе
МОУ Запрудненской СОШ №2

(На заднем плане – стенд с экспозицией из школьного музея боевой славы.
Музыка – марш «Вставай, страна огромная» А.Александров)
1 ведущий. Война. Жестокая война
Не первый месяц длится…
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица. (Н. Добронравов)
2 ведущий. 30 сентября 1941 года Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву. «Тайфун» - так назвали фашисты план своего наступления. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться фашисты в Москву, обойти город с севера, зажать нашу армию в огромные «клещи».
1 ведущий. 2 октября 1941 года 80 фашистских дивизий перешли в наступление. Наши войска вступили в тяжёлые оборонительные бои. Началась великая Московская битва.
2 ведущий. Остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников, с фотографий смотрит на нас.
1 ведущий. Солдаты, дети, командиры –
В крови, у смерти на краю,
Забыв в дыму, в окопной глине
Что сон бывает наяву,
Вы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву. (П.Шубин)
(появляется экскурсовод с 2 учениками)
Экскурсовод. В школьном музее памяти
Друг мой, остановись.
На фотографиях пожелтевших
Лица героев. Вглядись.
(спокойная музыка)
Экскурсовод. Михаил Иванович Жлобич, майор, командир артиллерийского истребительного противотанкового дивизиона. Прошёл с боями от Москвы до Берлина. Награждён семью орденами и двенадцатью медалями.
2 ведущий. В октябре – ноябре 1941 года в упорных боях Москву защищали 95 советских дивизий, 7 тысяч 600 орудий и миномётов, 990 танков, 677 самолётов. Им противостояли вдвое превосходящие силы противника.
(выходят Боец и Земля)
Боец. На стуже залёг боец
Во свежей воронке-яме
Приник он, совсем юнец,
К земле, словно к родной маме.
Задул сиверок, суля
Морозы ещё покрепче,
И слышно: сама земля,
Земля, а не кто-то
Шепчет
Взволнованные слова
Под сенью тревожной ночи:
Земля. Сынок, позади Москва!
Ни шагу назад, сыночек!
В честь фюрера своего
Всё метят кровавой метой
Чего захотели – ишь!
Господства над всей планетой.
Сынок, припади ко мне
Почуй прибавленье силы
И недруги на войне
Не минут своей могилы
Безумствует вражья спесь
И прёт на рожон, похоже
Свобода, сынок, и честь
Нам жизни самой дороже!
Боец. Сквозь дым и густой свинец
Земля словно ждёт ответа
Рывком поднялся боец
И недруг невзвидит света! (Владимир Семакин)
(исполняется припев «Песни защитников Москвы» (сл. А.А.Суркова, муз. Б.А.Мокроусова)
«Мы не дрогнем в бою за столицу свою
Нам родная Москва дорога
Нерушимой стеной обороной стальной
Сокрушим уничтожим врага») (спокойная музыка)
Экскурсовод. Мария Васильевна Пакина родилась и выросла в Запрудне. Когда началась война, закончила курсы прожектористов и была зачислена в 31-ый прожекторный полк, во вторую роту на станции Зеленоградская. Мария Васильевна – одна из тех, кто защищал небо столицы от налётов немецкой авиации.
1 ведущий. Москва, как главная стратегическая цель гитлеровцев, ежедневно подвергалась воздушным атакам противника. Но уже к первому налёту фашистов на столицу к защите были готовы 1300 самолётов и 1044 орудия.
1 девушка. Как разглядеть за днями след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след…
На батарее были сплошь – девчонки,
А старшей было восемнадцать лет.
Лихая чёлка над прищуром хитрым,
Бравурное презрение к войне
В то утро танки вышли прямо к Химкам
Те самые
С крестами на броне…
И старшая – действительно старея
Как от кошмара заслоняясь рукой
Скомандовала тонко:
«Батарея!
Ой, мамочка!
Ой, родная!
Огонь!»
И – залп…
И тут они заголосили –
Девчонки – запричитали всласть.
Как будто бы вся бабья боль России
В девчонках здесь отозвалась!
2 девушка. Кружилось небо – снежное рябое
Был ветер обжигающе горяч.
Былинный плач летел над полем боя
Он был слышней разрывов – этот плач.
«Ой, мамочка!
Ой, страшно мне!
Ой, мама!»
Зенитчицы кричали и стреляли
Размазывая слёзы по щекам!
И падали.
И поднимались снова
Впервые защищая наяву
И честь свою –
(в буквальном смысле слова)
И Родину
И маму
И Москву. («Баллада о зенитчицах» Р.Рождественский)
(исполняется припев «Песни защитников Москвы»
«Мы не дрогнем в бою за столицу свою
Нам родная Москва дорога
Нерушимой стеной обороной стальной
Сокрушим уничтожим врага»)
Экскурсовод. 5 декабря 1941 года. войска Калининского фронта перешли в контрнаступление, , утром 6 декабря – войска Западного фронта.
2 ведущий. Гитлеровский план захвата Москву провалился. Защитники столицы развеяли лживую легенду о «непобедимости» фашистской армии. На полях Подмосковья ей было нанесено первое во второй мировой войне крупнейшее поражение стратегического масштаба.
1 ведущий. Это было начало коренного поворота в ходе войны с фашистскими захватчиками. Здесь занялась заря грядущей победы.
Экскурсовод. В дыму пожаров тонет даль седая
Широк великой битвы разворот
Колонны танков с флангов наседая
Неудержимо движутся вперёд
И пехотинцы в грохоте орудий
Идут, не наклоняя головы
Запомните их лица! Эти люди
Фашистов отогнали от Москвы. (А.Сурков)
1 ученик. С головами поникшими
Над бойцами погибшими
Встали мы.
2 ученик. Пред живыми и павшими
И Москву отстоявшими
Встали мы.
1 ученик. Им как будто бы мысленно
Тихо мы не выспренне
Говорим:
2 ученик. Скоро станем мы взрослыми
Вам клянёмся мы вёснами
Светом собственных глаз
1 ученик. И огнём над метелями
Хлебом и колыбелями
Вместе. Быть достойными вас! (Р.Гамзатов)
(Музыка «Мы не дрогнем в бою»)