Конспект занятия для театральной студии «Работа актёра над собой. Развитие внимания»

Турусова Лидия Константиновна

Занятие в театральной студии.

«Работа  актёра над собой. Развитие внимания »

 

Цель занятия: Продолжить знакомство с элементами актерского мастерства;

Задачи: Развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию;

Развивать творческий потенциал учащихся;

Воспитывать интерес к театральному творчеству;

Воспитывать взаимоуважение, выдержку, терпение, внимание к окружающим.

Форма занятия: нетрадиционная (тренинг).

Оборудование: музыкальный центр, стол, стулья, пакет с предметами, картина, карта, карточки с заданиями.

План занятия:

Организационный момент.

Основная часть - актерский тренинг.

Практическая  часть -  практическое применение актерского мастерства

Заключительная часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_turusovoy_l.k.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

дополнительного образования

Воскресенский Детский Центр

Воскресенского района Нижегородской области

Конспект занятия

для театральной студии
«Работа  актёра над собой.

 Развитие внимания»

Работу выполнила:

педагог дополнительного образования

Турусова Лидия Константиновна

р.п. Воскресенское
2016

Занятие в театральной студии.

                        «Работа  актёра над собой. Развитие внимания »

Цель занятия: Продолжить знакомство с элементами актерского мастерства;

Задачи: Развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию;

Развивать творческий потенциал учащихся;

Воспитывать интерес к театральному творчеству;

Воспитывать взаимоуважение, выдержку, терпение, внимание к окружающим.

Форма занятия: нетрадиционная (тренинг).

Оборудование: музыкальный центр, стол, стулья, пакет с предметами, картина, карта, карточки с заданиями.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть - актерский тренинг.
  3. Практическая  часть -  практическое применение актерского мастерства
  4. Заключительная часть.

                               Ход занятия.

  1. Организационный момент:

 (приветствие педагога и воспитанников студии, постановка цели и задач)

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами продолжим заниматься развитием своего внимания.  Мы с вами знаем, что любой театральный тренинг начинается с упражнений на внимание. Первое,  чему учится актер – умению воспринимать и слышать окружающий его мир, мы это с вами знаем и умеем. Итак, внимание к кому-либо или чему-либо есть начало общения. Но внимание может быть направлено и на себя, на ту внутреннюю сущность, с которым актер общается во время одиночных монологов. Обращение к самому себе на сцене, или самообщение требует особого внимания. Поэтому, актер должен научиться умению собирать внимание в одну точку.

  1. Основная часть:

Педагог: Мы сегодня с вами проведем тренинг на  внимание,  который проходит в три этапа:

  • наблюдение за объектом общения (живым или неодушевленным),
  • нахождение точки внимания при общении с самим собой,
  •  нахождение точки внимания при общении с партнером.

Наблюдение за объектами ближнего круга.

Упражнение 1.

Развивать внимание с тех предметов, которые окружают вас в повседневной жизни, они и называются объектами ближнего круга. Выберите, какой - то предмет, который находится в вашей комнате, всегда стоит на одном и том же месте. Например - будильник, настольная лампа, телефон, комнатное растение, картина, рисунок на обоях.

Рассмотрите его хорошенько, начинайте разглядывать линии, цвет, форму. Проведите взглядом по его поверхности, «ощупайте» его глазами,  постарайтесь на расстоянии почувствовать, какая она – шероховатая или гладкая, пыльная, поцарапанная? Рассматривая эти предметы, постарайтесь вникнуть в их сущность, понять их назначение, оценить их необходимость. Ребята берут предметы, все делают по заданию педагога и потом каждый рассказывает о своем предмете.

Упражнение 2.

Возьмите в качестве объекта наблюдения любой  предмет из вашего ближнего круга, например, чайная ложка, и придумайте его историю. (Дети берут предметы и придумывают истории) Не ограничивайте свою фантазию, выдумывайте, творите, даже если ваша история будет похожа на сказку.

Наблюдение за объектами дальнего  круга.

     Упражнение3

Актеры становятся друг напротив друга в два ряда. Первый делает какое-либо движение. Второй (стоящий напротив него) повторяет это движение. Третий (стоящий рядом с первым в противоположном ряду), наблюдает за вторым, делает то же движение. Так, движение, заданное первым, повторяется «зигзагом».

Упражнение 4

«Зеркало» два участника становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, что как настоящее «зеркало» проделывает движения одновременно, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы второй  улавливал каждое движение.

У «зеркала» движения должны точно совпадать с движениями смотрящего.  Например: можно перед зеркалом  делать зарядку, причесываться, пудриться, протирать стекло, завязывать галстук, бриться, красить ресницы и многое другое. Затем участникам можно поменяться ролями, и  поставить пустую раму, и делать упражнение через раму.

Упражнение 5

«Тень» два участника, один ходит по комнате, за ним идет партнер. Задача партнера - повторять все движения первого, стать его «тенью». После окончания задания  поменяться ролями, затем проанализировать упражнение.

Упражнение 6

Группа становиться в круг. Каждому дается несколько букв алфавита. Педагог задает какую-либо фразу, например «В этот весенний, ясный день». По знаку педагога участники начинают хлопать в ладоши - по порядку, в котором расположены буквы во фразе. Первым хлопает тот, у которого буква «В» , вторым  хлопает у которого буква «Э», третьим хлопает у кого буква «Т» и т.д. Надо передать всю фразу хлопками и не ошибиться. Затем педагог дает другую фразу, а обучающиеся выполняют его и  в конце упражнения обсуждение.

Упражнение 7

Группе участников показывают рисунок или  карту неизвестной местности с множеством предметов.  Дается минута на то, чтобы запомнить расположение предметов на рисунке или на карте. Затем рисунок или карту убирают, и они должны сообща восстановить правильное расположение предметов.

Упражнение 8

Актеры разбиваются по два или три  человека. Каждой группе дается предмет, который они рассматривают в течение нескольких минут. За это время они должны не только хорошо рассмотреть предмет, но и заглянуть в прошлое, придумать ему «родословную».  Затем каждая группа  рассказывает про свой предмет. И на основе этих историй в конце упражнения все вместе сочиняют мини - пьесу, в которой принимают участие все предметы.

Точки внимания при взаимодействии с партнером

Упражнение 9

 Группа туристов после тяжелого перехода решила сделать привал. Все очень устали, но надо ставить палатки, разжигать костер, готовить пищу. Усталость валит с ног, все выполняют свои обязанности через силу.

Упражнение10

Двое воров в чужом доме рыщут в поисках ценных вещей. Внезапно возвращаются хозяева. Воры прячутся за диван, но убежище слишком ненадежное, в любой момент их могут обнаружить.

Упражнение11

Один ведущий выходит из комнаты. Остальные участники создают шум: разговаривают, напевают, ругаются и т.п. По сигналу педагога ведущий входит в комнату, его задача - привлечь  к себе внимание остальных, чтобы сделать важное сообщение, которое он должен придумать сам и способ привлечения внимания.

Затем педагог усложняет задание, например, по условиям игры, у актера болит горло, и он не может громко разговаривать. Или же сообщить свою новость в виде четверостишия, которое он должен сочинить сам.

 

Точки внимания при  общении с самим собой

Упражнение 12

На сцене или в помещении гаснет свет. Нужно добиться полной темноты, темнота  продлится всего одно минуту, за это время актеры должны без малейшего шума покинуть помещение. Свет зажигается – сцена пуста. Снова наступает минутная темнота, когда появляется свет, актеры должны стоять на сцене на своих местах. Это действие надо проделывать как можно незаметнее, без единого звука.

Упражнение 13

Педагог дает звуковые сигналы,  например, хлопает в ладоши, актеры по этому сигналу должны синхронно или по очереди делать:

- менять положение тела;

- напрягать и ослаблять мышцы;

- быстро менять позы и оправдывать их изнутри;

-переносить внимание с объекта на объект;

- произносить слова роли и замолкать.

Педагог: Ну вот ребята,  мы с вами сегодня проработали  упражнения на внимание. Спасибо за работу, до свидания до следующего занятия.

Используемая литература:

  1. Эльвира Сарабьян, Ольга Лоза  «Большая книга тренингов по системе Станиславского» издательство «Астрель» Москва – 2012 г.
  2. Книга «Актерский тренинг» издательство «Полиграфиздат» Москва –2009 год.
  3. Ирина Феофанова «Актерский тренинг над собой» издательство «Астрель»-2011 год.
  4. Учебное пособие для начинающих руководителей театральных коллективов «Навигатор» издательство Санкт-Петербург -2010 г.