Конспект занятия для театральной студии «Речевой аппарат. Голосо-речевой тренинг»

Турусова Лидия Константиновна

Цели и задачи занятия:

  • показать применение здоровьесберегающей технологии в рамках занятия по предмету «Развитие речи»;
  • воспитывать думающего и чувствующего, ак­тивного человека, готового к творческой деятельности;
  • активи­зировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
  • ов­ладеть навыками общения и коллективного творчества;
  • разви­вать дыхание и свободу речевого аппарата;
  • развивать связную, образную речь, умение подбирать простейшие рифмы;
  • уметь владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообраз­ной интонацией;
  • укреплять общее и психологическое здоровье обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_zanyatiya_turusovoy_l.k.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

дополнительного образования

Воскресенский Детский Центр

Воскресенского района Нижегородской области

Конспект занятия

для театральной студии
«Речевой аппарат.

 Голосо-речевой тренинг»

Работу выполнила:

педагог дополнительного образования

Турусова Лидия Константиновна

р.п. Воскресенское
2015

Цели и задачи занятия:

  • показать применение здоровьесберегающей технологии в рамках занятия по предмету «Развитие речи»;
  • воспитывать думающего и чувствующего, активного человека, готового к творческой деятельности;
  • активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
  • овладеть навыками общения и коллективного творчества;
  • развивать дыхание и свободу речевого аппарата;
  • развивать связную, образную речь, умение подбирать простейшие рифмы;
  • уметь владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией;
  • укреплять общее и психологическое здоровье обучающихся.

Ход занятия

I.        Организационный момент.

Приветствие: «подарим друг другу улыбку» (дети подходят друг к другу и улыбаются)

II.        Активизация внимания.

  • Сегодня мы продолжаем заниматься темой « развитие речи», а так
    же познакомимся, как устроен наш речевой аппарат.

А сейчас я предлагаю вам ребята  активизировать свое внимание следующими упражнениями. Давайте все вместе послушаем, что происходит вокруг нас: прислушаемся к звукам в коридоре (дети закрывают глаза и слушают 1-2 минуты, затем открывают глаза и  по очереди отвечают педагогу)  соседнем кабинете ( дети выполняют задание) на улице (дети выполняют задание) в нашем кабинете... постарайтесь услышать дыхание соседа, биение своего сердца (дети выполняют задание).

А теперь мысленно перенесёмся в цветочный магазин и с удовольствием принюхаемся к аромату (дети закрывают глаза, представляют).                 У меня в руках «коробочка ароматов» (педагог каждому  подносит  и предлагает понюхать и отреагировать на следующие запахи):

  • Чувствуете, какой сладкий запах?
  • А здесь был цветок фиалки, сохранился лишь его тонкий аромат.
  • Терпкие духи.
  • Резкий запах.
  •  Вспомните аромат клубники.

Изучение новой темы.

- Займите свои рабочие места, сегодня мы рассмотрим строение речевого аппарата(педагог показывает наглядное пособие на доске)

 Прежде чем начать работу над голосом, необходимо познакомится  с устройством и функциональными особенностями голосо - речевого аппарата: это- губы, мягкое небо, язык, дыхание, гортань с голосовыми связками. Ребята, без этих «умных помощников» человек, а особенно  актер не может обойтись и развивается дальше.

Практическая часть.

1) Артикуляционная гимнастика

- Упражнения для мышц лица (освобождение от мышечного напряжения мышцы шеи и затылка)

- Наклонив голову вниз, выпрямить и наклонить назад. Несколько секунд держать её прямо, потом наклонить её вправо и влево, как бы положить на плечо, повторить 4-6 раз.

- Произнести медленно беззвучно "А-ЭО", стараясь шире раскрыть зев, а не рот, наклонив голову вниз на грудь, затем назад досоприкосновения с позвоночником, затем наклонив её вправо и влево, как бы положив её на плечо, повторить 4-6 раз.

- Произнести "полоскание" горла воздухом, затем "полоскание" рта и горла поочередно, повтор 4-6 раз.

Артикуляционную гимнастику сегодня проведёт... (имя обучающегося).

2)Все встали, делаем  зарядку для языка, упражнения:  «Жало змеи», «Колокольчик», «Маятник», «Убегающая дорожка», «Проткни щеку», «Конфетка», «Кисточка художника».

3)Игра «Горячий мяч» - отработка скороговорок (3 раза в разных темпах пройденных по программе).

4)Дыхательная гимнастика.

- Перестроились все в круг, сделаем  гимнастику  для  дыхания.

 "Морозное окно"( сделать вдох носом и через рот добиться теплого длинного выдоха, со словом "ха", затем выдох должен быть более энергичным и коротким).

  "Непослушная челка" (медленным длительным выдохом попробуем уложить челку спадающую на лоб, вдох должен быть через нос , а выдох производим через нижнюю губу, вначале выдох медленный , а затем короткий и рывковой и энергичный со звуком "Ф").

  "Волшебный Цветок" ( представим что кисть руки это цветок, который открывается от теплого дыхания. Цветок закрыт, пальцы сжаты в кулак, теплый выдох направляем на запястье и как бы отталкиваем их лепестки - пальцы разжимаются. Лепестки - пальцы как бы следуют за дыханием, при вдохе закрываются при выдохе разжимаются со словом "ХА")

«Свеча» (вытягиваем руку вперед, и представим, что у нас на ладони  горящая свечка, через нос делаем глубокий вздох, через рот делаем выдох до конца, чтобы потушить пламя  свечи. Затем делаем вдох и три коротких выдоха).

5)        Зрительная гимнастика.

 Давайте поиграем - будем красить забор: глаза - это кисть, а голос движение кисти со звуком «М». Итак приготовились, красим высокий забор, рисуем линии, круги (дети делают ).

А сейчас я предлагаю  сделать  новое упражнение «Острова».    

 Садитесь на стулья, делаем зарядку для лица:

  • назойливый комар;
  • удивлённый бегемот;
  • пантера зевает;
  • злая кошка.

        Заключение, подведение итога занятия.

Сегодня вы узнали, из чего состоит речевой аппарат. Дома поработайте перед зеркалом, обратите внимание, как меняется положение губ и языка на различных звуках. Вспомните, что на предыдущих занятиях мы говорили о рифмах и попытайтесь дома сочинить четверостишие:

Мяч           силач

Игра       ура

Всем спасибо, досвидания.

Используемая литература:

  1. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А., Коняшов А.И. «Детский музыкальный  театр» изд-во «Учитель», Волгоград -2009 г.
  2. Кидин С.Ю. «Театр-студия в современной школе» изд-во «Учитель», Волгоград- 2009 г.
  3. Феофанова И.И. «Актерский тренинг для детей», изд-во «Астрель», Москва- 2011 г.
  4. Учебное пособие для начинающих руководителей театральных коллективов, г. Санкт-Петербург -2010г.

                                          Занятие в театральной студии.

                        «Работа  актёра над собой. Развитие внимания »

Цель занятия: Продолжить знакомство с элементами актерского мастерства;

Задачи: Развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию;

Развивать творческий потенциал обучающихся;

Воспитывать интерес к театральному творчеству;

Воспитывать взаимоуважение, выдержку, терпение, внимание к окружающим.

Форма занятия: нетрадиционная (тренинг).

Оборудование: музыкальный центр, стол, стулья, пакет с предметами, картина, карта, карточки с заданиями.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть - актерский тренинг.
  3. Практическая  часть -  практическое применение актерского мастерства
  4. Заключительная часть.

                               Ход занятия.

  1. Организационный момент:

 (приветствие педагога и воспитанников студии, постановка цели и задач)

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами продолжим заниматься развитием своего внимания.  Мы с вами знаем, что любой театральный тренинг начинается с упражнений на внимание. Первое,  чему учится актер – умению воспринимать и слышать окружающий его мир, мы это с вами знаем и умеем. Итак, внимание к кому-либо или чему-либо есть начало общения. Но внимание может быть направлено и на себя, на ту внутреннюю сущность, с которым актер общается во время одиночных монологов. Обращение к самому себе на сцене, или самообщение требует особого внимания. Поэтому, актер должен научиться умению собирать внимание в одну точку.

  1. Основная часть:

Педагог: Мы сегодня с вами проведем тренинг на  внимание,  который проходит в три этапа:

  • наблюдение за объектом общения (живым или неодушевленным),
  • нахождение точки внимания при общении с самим собой,
  •  нахождение точки внимания при общении с партнером.

Наблюдение за объектами ближнего круга.

Упражнение 1.

Развивать внимание с тех предметов, которые окружают вас в повседневной жизни, они и называются объектами ближнего круга. Выберите какой то предмет, который находится в вашей комнате, всегда стоит на одном и том же месте. Например- будильник, настольная лампа, телефон, комнатное растение, картина, рисунок на обоях.

Рассмотрите его хорошенько, начинайте разглядывать линии, цвет, форму. Проведите взглядом по его поверхности, «ощупайте» его глазами,  постарайтесь на расстоянии почувствовать, какая она – шероховатая или гладкая, пыльная, поцарапанная? Рассматривая эти предметы, постарайтесь вникнуть в их сущность, понять их назначение, оценить их необходимость. Ребята берут предметы все делают по заданию педагога и потом каждый рассказывает о своем предмете.

Упражнение 2.

Возьмите в качестве объекта наблюдения любой  предмет из вашего ближнего круга, например, чайная ложка, и придумайте его историю. (Дети берут предметы и придумывают истории) Не ограничивайте свою фантазию, выдумывайте, творите, даже если ваша история будет похожа на сказку.

Наблюдение за объектами дальнего  круга.

     Упражнение3

Актеры становятся друг напротив друга в два ряда. Первый делает какое-либо движение. Второй (стоящий напротив него) повторяет это движение. Третий (стоящий рядом с первым в противоположном ряду), наблюдает за вторым, делает то же движение. Так, движение, заданное первым, повторяется «зигзагом».

Упражнение 4

«Зеркало» два участника становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, что как настоящее «зеркало» проделывает движения одновременно, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы второй  улавливал каждое движение.

У «зеркала» движения должны точно совпадать с движениями смотрящего.  Например: можно перед зеркалом  делать зарядку, причесываться, пудриться, протирать стекло, завязывать галстук, бриться, красить ресницы и многое другое. Затем участникам можно поменяться ролями, и  поставить пустую раму и делать упражнение через раму.

Упражнение 5

«Тень» два участника, один ходит по комнате, за ним идет партнер. Задача партнера- повторять все движения первого, стать его «тенью». После окончания задания  поменяться ролями, затем проанализировать упражнение.

Упражнение 6

Группа становиться в круг. Каждому дается несколько букв алфавита. Педагог задает какую-либо фразу, например «В этот весенний, ясный день». По знаку педагога участники начинают хлопать в ладоши- по порядку, в котором расположены буквы во фразе. Первым хлопает тот, у которого буква «В», вторым  хлопает у которого буква «Э», третьим хлопает у кого буква»Т» и т.д. Надо передать всю фразу хлопками и не ошибиться. Затем педагог дает другую фразу, а обучающиеся выполняют его и  в конце упражнения обсуждение.

Упражнение 7

Группе участников показывают рисунок или  карту неизвестной местности с множеством предметов.  Дается минута на то, чтобы запомнить расположение предметов на рисунке или на карте. Затем рисунок или карту убирают, и они должны сообща восстановить правильное расположение предметов.

Упражнение 8

Актеры разбиваются по два или три  человека. Каждой группе дается предмет, который они рассматривают в течение нескольких минут. За это время они должны не только хорошо рассмотреть предмет, но и заглянуть в прошлое, придумать ему «родословную».  Затем каждая группа  рассказывает про свой предмет. И на основе этих историй в конце упражнения все вместе сочиняют мини-пьесу, в которой принимают участие все предметы.

Точки внимания при взаимодействии с партнером

Упражнение 9

 Группа туристов после тяжелого перехода решила сделать привал. Все очень устали, но надо ставить палатки, разжигать костер, готовить пищу. Усталость валит с ног, все выполняют свои обязанности через силу.

Упражнение10

Двое воров в чужом доме рыщут в поисках ценных вещей. Внезапно возвращаются хозяева. Воры прячутся за диван, но убежище слишком ненадежное, в любой момент их могут обнаружить.

Упражнение11

Один ведущий выходит из комнаты. Остальные участники создают шум: разговаривают, напевают, ругаются и т.п. По сигналу педагога ведущий входит в комнату, его задача- привлечь  к себе внимание остальных, чтобы сделать важное сообщение, которое он должен придумать сам и способ привлечения внимания.

Затем педагог усложняет задание например, по условиям игры, у актера болит горло, и он не может громко разговаривать. Или же сообщить свою новость в виде четверостишия, которое он должен сочинить сам.

 

Точки внимания при  общении с самим собой

Упражнение 12

На сцене или в помещении гаснет свет. Нужно добиться полной темноты, темнота  продлится всего одно минуту, за это время актеры должны без малейшего шума покинуть помещение. Свет зажигается – сцена пуста. Снова наступает минутная темнота, когда появляется свет, актеры должны стоять на сцене на своих местах. Это действие надо проделывать как можно незаметнее, без единого звука.

Упражнение 13

Педагог дает звуковые сигналы  например, хлопает в ладоши, актеры по этому сигналу должны синхронно или по очереди делать:

- менять положение тела;

- напрягать и ослаблять мышцы;

- быстро менять позы и оправдывать их изнутри;

-переносить внимание с объекта на объект;

- произносить слова роли и замолкать.

Педагог: Ну вот ребята,  мы с вами сегодня проработали  упражнения на внимание. Спасибо за работу, досвидания до следующего занятия.

Используемая литература:

  1. Эльвира Сарабьян, Ольга Лоза  «Большая книга тренингов по системе Станиславского» издательство «Астрель» Москва – 2012 г.
  2. Книга «Актерский тренинг» издательство «Полиграфиздат» Москва –2009 год.
  3. Ирина Феофанова «Актерский тренинг над собой» издательство «Астрель»-2011 год.
  4. Учебное пособие для начинающих руководителей театральных коллективов «Навигатор» издательство Санкт-Петербург -2010 г.

 

                                          Занятие в театральной студии.

                     «Сценическая речь-работа над голосом и речью в движении »

Цель занятия: Продолжить работу над развитием сценической речи  с игровыми упражнениями в движения.

Задачи:

Образовательные

- Формирование познавательного интереса к актерскому мастерству;

-  Применение здоровьесберегающей технологии в рамках занятия;

Развивающие

- Развивать память, дыхание, речь, дикцию, внимание, мышление ;

- Развивать здоровье и  творческий потенциал учащихся;

- Развивать творческий потенциал учащихся;

Воспитательные

- Воспитывать интерес к театральному творчеству;

- Воспитывать взаимоуважение, выдержку, терпение, внимание к окружающим.

Форма занятия: нетрадиционная (тренинг).

Возраст: для  учащихся 3-го года обучения театральной студии.

Оборудование: музыкальный центр,  карточки с заданиями.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Основная часть - актерский тренинг.

  1. Практическая  часть -  выполнение упражнений .
  2. Заключительная часть.

                               Ход занятия.

  1. Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть, я полагаю, что  у вас сейчас хорошее настроение? Давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.   (Действия детей).

    1.1.Активизация внимания.

Педагог: Сегодня мы продолжаем заниматься темой « развитие речи с  элементами движения». Давайте вспомним те упражнения на движение, которые мы с вами проходили на занятии  и соединим их с детскими стихами. Детские стихи - это замечательный тренировочный материал, где соединяются навыки фонационного дыхания и резонаторного звучания, а так же  оптимального расчета дыхательной и голосовой энергии. Я усложняю вам задачу,  и предлагаю взять на каждое двигательное упражнение  детские стихи разных авторов. При этом нужно помнить текст стихотворения, контролировать звук, дыхание, дикцию.

2.Основная часть:

Педагог: А сейчас я предлагаю вам ребята встать и  выполнить следующие упражнения. Вспомним упражнение «Конькобежец» Исходное положение: левая рука на области крестца, правой рукой конькобежец помогает своему движению, медленно увеличивая скорость и наклоняясь вперед, при этом «спортсмен» добивается нужного ритма движений и четкого произношения звуков и слов.

Возьмем текст стихотворения М. Дахие «Конькобежец», проговариваем все вместе - Как надену я коньки- стану чемпионом!

 Понесут меня коньки – шумным стадионом!

 Два конёчка-горбунка!

Два серебряных конька- по дорожке ледяной,

Только ветер за спиной!

(Дети  выполняют движения и повторяют текст за педагогом в медленном темпе, затем при положительном исходе, темп ускоряется в движениях с четким произношением  слов и звуков. Повторить 5-7 раз).

Педагог: Молодцы ребята , давайте вспомним упражнение «Качели» и попробуем раскачать наши качели с текстом стихотворения Л.Квитко «Качели»  - Ой-да, Ой-да, Ой-да, ух!

 Я лечу, лечу, как пух!

А на встречу мне лесок, и неба темного кусок,

И в речке синяя вода!  Ой-да, Ой-да, Ой-да,да!

Речка – светлая струя,  изогнулась как змея.

Вьётся так, и вьётся сяк, и вползает в березняк.

 - Ой-да, Ой-да, Ой-да, ух! Аж захватывает дух!

(Ребята встают по парам лицом друг к другу взявшись за руки и подняв их на уровне груди. Первый приседает и выпрямляется, партнер делает тоже самое, но он начинает выпрямляться, когда первый приседает. Когда первый выпрямляется, второй приседает и т.д. При этом дети  громко произносят текст стихотворения  помня о «подбрасывании» ударной гласной в слове и мягкой атаке звука.  Повторить 5-7 раз увеличивая темп).

Педагог: Хорошо,  теперь сделаем  это то же упражнение «Качели», но в обстоятельствах стихотворения М. Дахие  «Зимние качели»

- Ну и пусть в окно-метели, ну и пусть – ветра,

 Раскачали мы качели с самого утра.

Раскачались вместе с нами рощи и поля,

И меняются местами небо и земля.

Если б так бы раскачаться, от земли чтоб  оторваться,

Выше самых главных гор, в голубой уйти простор,

А потом за облака: -До свидания! Пока!

(Дети выполняют упражнение с теми же движениями произнося текст вначале медленно, а затем убыстряя темп движений и темп произношения текста при этом проговаривая все звуки и слова. Повторить 5-7 раз)

  1. Практическая  часть -  выполнение упражнений .

Педагог: Ребята мы с вами рассмотрели двигательные комбинации, которые ограничиваются однообразием заданных  движений.  За текстовую основу упражнений  могут быть взяты любые стихи, но всё же лучше остановить свой выбор на тех стихах, в которых заложено физическое действие, и , оттолкнувшись от образа этого действия, выйти в двигательную комбинацию. Сочетать можно прыжки, разнообразные кувырки, наклоны, танцевальные движения и т.д. Только непременно следует помнить о свободе мышц, что сохраняет мышечную свободу фонационных путей. Выполнять  это упражнение нужно легко, грациозно. Слово при этом  ни в коем случае нельзя рвать. Чтобы избежать «зажима» голосового аппарата, на подскоке одновременно подбрасывайте слова.

Ребята, я предлагаю вам выполнить танцевальные движения на перевод С.Маршаком английской песенки «Юбочка»

- Танцую Я, танцую Я, (делаем четыре шага подскоком вправо)

Идёт мне юбочка моя.  (делаем четыре шага подскоком влево)

Да, идёт, да, идёт (два шага подскоком вправо, два шага подскоком влево)

Так и пляшет взад-вперёд ( два шага подскоком вправо, два шага подскоком влево)

И туда и сюда, (поворот вокруг своей оси на 360 градусов)

Словно хвостик у кота ( поворот в другую сторону)

Вьётся там, вьётся тут  (подскок с высоким подъёмом колена вправо, подскок такой же влево)

Люди со смеху помрут! (круговое вращение вокруг себя и на последнем слове глубокий поклон вперёд).

(задание выполняется 5-7 раз)

Педагог: В следующих упражнениях я предлагаю  использовать предметы: мяч, скакалку, обруч, гимнастическую ленту, выбор которых можем сделать согласно образу действия. Например, образ ветра в стихотворении И.Токмаковой «Разговор ветра и осинок» лучше выбрать гимнастическую ленту. Встаём в шахматном порядке, берем ленты, проговариваем текст и медленно делаем движения.

- Здравствуй, ветер! (взмах лентой, правой рукой,

Ветер, здравствуй!   ( вправо)  

Ты куда летишь, вихрастый, (взмах лентой, левой рукой, влево. Волновая дорожка лентой по полу перед собой)

Что поднялся до зари? (резкие взмахи правой рукой вперёд)

Погоди, поговори!(опускание волной плавно ленты вниз)

 Я спешу, осинки, в город,(лента в правой руке, поворот влево вокруг себя)

Я несу приветов ворох,  (лентой волна на уровне вытянутой руки. Лента в левой руке, такой же поворот вправо вокруг себя)

Должен их сегодня сам (четыре наклона поочерёдно вправо и влево)

Разнести по адресам (правая рука с лентой активно её вращает над головой)

Площадям (большой круг лентой правой вытянутой рукой)

И переулкам (большой круг лентой левой вытянутой рукой)

Фонарям (  большой круг лентой правой вытянутой рукой)

Тоннелям гулким (большой круг лентой левой вытянутой рукой)

Перекрёсткам и домам(  большой круг лентой правой вытянутой рукой)

Я приветы передам (два наклона вправо влево, лента в правой руке)

От тропинок (лента в вытянутой правой руке наклон вперёд)

И дорожек, (выпрямиться, мах руками вверх)

От рябинок-тонконожек, от калиновых кустов , (мах руками вверх- 2 раза)

От калиновых кустов, от малиновок, Дроздов,  (мах руками вверх- 2 раза)

 Что бы город стал весенним, (круги лентой в правой руке над головой, встав на носочки)

Чтоб запахло там весной, (взмах в прыжке вправо)

Светлой радостью лесной (лента в правой руке мах вверх).

(задание повторяется 5-7 раз )

Педагог: Хорошо ребята молодцы,  с заданием справились. А сейчас я вам предлагаю самостоятельно разработать движения и определить предмет который вы будите использовать, на стихи Э. Успенского «Троллейбус» или «Стужа». Делимся на команды, выбираем вариант стихотворения. Время на подготовку 5 минут. (Дети делятся  на  команды и работают над движениями, затем демонстрируют свои варианты танцевальных движений. Обсуждают.)

  1. Заключительная часть.

Педагог: На этом наше занятие закончено,  и я предлагаю подвести итог оценить свою работу поднятием рук: « Отлично» - руки вверх,

«хорошо»- руки на уровне груди, «удовлетворительно»- руки опущены вниз. Ребята как прошло занятие? (дети показывают позициями рук которые предложил педагог).

Спасибо за занятие до свидания!

Список используемой литературы:

  1. Учебное пособие для начинающих руководителей театральных коллективов «Навигатор» издательство Санкт-Петербург -2010 г.
  2. Эльвира Сарабьян, Ольга Лоза  «Большая книга тренингов по системе Станиславского» издательство «Астрель» Москва – 2012 г.
  3. Книга «Актерский тренинг» издательство «Полиграфиздат» Москва –2009 год.
  4. Ирина Феофанова «Актерский тренинг над собой» издательство «Астрель»-2011 год.