Литературно - музыкальная композиция, посвящённая 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Году Памяти и Славы в Российской Федерации.

Зараева Татьяна Леонидовна

Литературно - музыкальная композиция,

посвящённая 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне

1941-1945 годов, Году Памяти и Славы в Российской Федерации.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно - музыкальная композиция,

посвящённая 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне

1941-1945 годов, Году Памяти и Славы в Российской Федерации.

Цель: Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Задачи:

  • Воспитание у детей чувства уважения, сопереживания и восхищения мужеством героев Великой Отечественной войны;
  • Пропаганда и сохранение культурного, духовного и военно-патриотического наследия России;
  • Формирование чувства патриотизма, уважения к истории Отечества и активной гражданской позиции молодежи;
  • Укрепление национальной гордости, активное содействие сохранению связей между поколениями;
  • Активизация и поддержка творческой инициативы обучающихся, вовлечение их в творческую деятельность;
  • Создание условий для творческой самореализации и общения детей и юношества;
  • Повышение социальной активности подростков.

На сцене танцевальный коллектив с танцем «Солнечный круг»

Звучит музыка, на сцене появляются ведущие, слова ведущих звучат на фоне музыки
1 ведущий: Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается. 
2 ведущий: Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победившим, подарившим миру жизнь и счастье – посвящается! 
1 ведущий: Поколению, вступившему в жизнь. Тем, кто не знает, что такое война посвящается. Чтобы помнили… Чтобы поняли… 
2 ведущий: Мы расскажем сегодня о наших ровесниках. О тех, кто из-за школьной парты бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады. 
1 ведущий: Мы хотим увидеть, услышать, понять их – наших сверстников, бросавших свои мальчишеские тела под фашистские танки. Месивших своими обмороженными, стёртыми в кровь, опухшими ногами осеннюю грязь и зимний снег. 
2 ведущий: Кто они? Какими они были? Мы хотим представить себе хотя бы некоторых из них, тех, кто дошёл до конца этой страшной дороги войны и тех, кто пал смертью храбрых в один из этих дней, на одном из её километров… 
Потому что нельзя ценить и защищать мир, не зная, какой ценой он достался. 
1 ведущий: Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами. Но мы хотим сегодня вместе с вами попытаться воссоздать атмосферу тех дней, постараться представить, как это было! 

2 ведущий: Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, потому что у времени есть своя память – история. 
Так давайте же перелистаем несколько страниц той далёкой войны и вспомним, как всё это было… 


Июнь …клонился к вечеру закат. 
И белой ночи разливалось море. 
И раздавался звонкий смех ребят, 
Не знающих, не ведающих горя. 

Та ночь была полна июньской прелести, 
Для них она не пожалела света. 
Грядущим аттестатом зрелости 
Их озаряло это лето…

Завтра рощ испугаются птицы, 
Завтра птиц не признают леса… 
Это всё только завтра случится, 
Через 24 часа… 

 Звучит "Вальс". Кружась, заходят пары, музыка стихает. На фоне вальса идёт диалог выпускников школы.

Девушка: Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь. 
Юноша: Всё когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь. 
Юноша: Вот и пролетело детство золотое. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, одноклассники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность… 
Девушка:  Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов. 
ДевушкаОй, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит. 
Юноша: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика! 
Девушка: А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так мешает! 

Юноша: Тань, да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка по химии. У меня их пять, что же мне теперь и жить не стоит? 

Девушка: Тебе хорошо рассуждать, ты едешь работать в тайгу, а мне в институт поступать надо. И куда мне теперь с этой тройкой? 
Девушка: Ты, правда собираешься уехать в тайгу? 
Юноша: Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной! 
Девушка: Вот ещё, придумал, я из родного города никуда. Буду учиться здесь в педагогическом, а потом в родную школу вернусь… Представляешь, лет, этак, через 10 ты станешь заслуженным геологом, вернёшься в родные места, приведёшь своих детей в нашу школу, а я их учить буду! 
Юноша: Ребята, а давайте сделаем снимок на память! 

Все говорят: Давайте 

Начинают строиться для фотографирования


Юноша: Внимание! Исторический момент, запомните 21 июня 1941 года. 
Юноша: Мы молоды и счастливы… 
Девушка: Мы мечтаем о подвигах, о славе, верим в своё высокое предназначение на этой земле… 
Девушка: Мы мечтаем через пять лет стать геологами, учителями, врачами… 
Девушка: Я мечтаю стать учителем. 
Юноша: Я мечтаю приносить добро людям. 
Девушка: Я мечтаю о любви. 
Юноша: Я мечтаю… 
Девушка: Я мечтаю… 

Звучит Вальс, на экране видеосюжет (видео в презентации)

Ведущий 2:

В тот день они ещё смеялись, 
Любили зелень и огни. 
Ни голос скрипок, ни рояли 
Им не пророчили войны. 
Такою всё дышало тишиной, 
Что вся земля ещё спала, казалось. 
Кто знал, что между миром и войной 
Всего каких-то пять минут осталось! 

Ведущий 1:

Ранним, солнечным утром в июне, 
В час, когда пробуждалась страна. 
Прозвучало впервые для юных 
Это страшное слово «война».  

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый, 
Сквозь лишения, боль и беду, 
Уходили из детства ребята 
В сорок первом, далёком году. 

 Резко прерывается музыка. Звучит голос Левитана. Звучит "Священная война". Юноши берут вещмешки, надевают гимнастёрки и пилотки, прощаются с девушками и уходят, девушки машут платочками им в след.  

Девушка: 
Ах, война, что ж ты сделала, подлая: 
Стали тихими наши дворы, 
Наши мальчики головы подняли - 
Повзрослели они до поры, 
На пороге едва помаячили 
И ушли, за солдатом - солдат... 
До свидания, мальчики! 
Мальчики, 
Постарайтесь вернуться назад. 
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, 
Не жалейте ни пуль, ни гранат 
И себя не щадите, 
И все-таки 
Постарайтесь вернуться назад. 

Девушка: Вот и ушли наши мальчишки на фронт. Я тоже пойду, запишусь в добровольцы.

Девушка: А я в больницу пойду санитаркой.

Девушка: Ну, а я на завод. «Все - для фронта, все – для победы». А если что в партизаны пойду.

На сцену выходит юноша

Юноша:
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: 
Вместо свадеб - разлуки и дым. 
Наши девочки платьица белые 
Раздарили сестренкам своим. 
Сапоги - ну куда от них денешься? 
Да зеленые крылья погон... 
Вы наплюйте на сплетников, девочки, 
Мы сведем с ними счеты потом. 
Пусть болтают, что верить вам не во что, 
Что идете войной наугад... 
До свидания, девочки! 
Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Звучит "Прощание славянки". Юноша обращается к девушке

Юноша:
Когда же я увижу снова
Твои дрожащие ресницы
Когда же я увижу снова
Твои печальные глаза
Что ж ты молчишь, скажи хоть слово,
Война велит нам разлучиться.
Что ж ты молчишь, скажи хоть слово.
В огонь уходят поезда.
Девушка:

Зачем назвал меня любимой
Той долгожданной ночью светлой?
Зачем назвал меня любимой?
Теперь мой путь не изменить!
Любовь должна быть неделимой.
Она, как звездный свет, бессмертна
Любовь должна быть неделимой,
Войне любовь не разделить!

Юноша:
Я ухожу, чтоб возвратиться
Смотри, уже пылает небо.
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Над нашим счастьем поднят меч.
Девушка:

Я верю, встреча повторится.
С тобою буду, где б ты не был
Я верю, встреча повторится,
Как тысячи счастливых встреч!

Парочка расходится, парень идет в одну сторону, девушка стоит, плачет, машет ему платочком.

Ведущий 2: В первые дни войны у военкоматов выстраивались длинные очереди добровольцев. На столы мобилизационных пунктов ложились груды заявлений с просьбой немедленно отправить на фронт.

На сцене стол, за которым военком разбирает стопку заявлений.
ВОЕНКОМ: (оторвавшись от дел): Это были наспех вырванные из ученических тетрадей, блокнотов, записных книжек листки, почтовые открытки и учрежденческие бланки. Заявления были написаны разным почерком и разными людьми. Рядом с заявлениями отцов и матерей ложились заявления их детей, зачастую написанные еще неустойчивым полудетским почерком. Родители и дети, седовласые старики и подростки писали о своей готовности встать в ряды защитников Родины.
(В кабинет военкома неуверенно входит юноша.)
ВОЕНКОМ: (заметив юношу): Опять ты! Я же тебе уже сказал свое нет!
ЮНОША: (теребя в руках кепку, переминаясь с ноги на ногу): Но почему? Почему нет? Мне скоро 18, ну и что месяца не хватает. Я Ворошиловский стрелок (протягивает удостоверение). Разве фронту не нужны ворошиловские стрелки? На здоровье я не жалуюсь, вот и справка есть... (с готовностью протягивает очередной документ).
ВОЕНКОМ: У тебя — да. А у матери? Да неужели ты не понимаешь, что на твоих руках мать-инвалид, что ты — единственная ее надежда и опора? Неужели ты хочешь, чтобы она без тебя...
ЮНОША: (перебивая): Посмотрите. (Протягивает листок). Я очень вас прошу, посмотрите.
ВОЕНКОМ: (молча разворачивает листок, чуть спустя читает вслух): «Я, 3. Г. Гедзь, прошу зачислить моего сына, Петра Гедзь, добровольцем в ряды Красной Армии. А если нужно, я тоже пойду, несмотря на то, что инвалид. Я еще не забыла нагайку немецких интервентов».

Свет гаснет, на экране кадры мобилизации.

Ведущий 1: Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества.
Ведущий 2:  Гитлеровцы планировали поработить и физически истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы - русских, украинцев, белорусов. А вместе с народом города села наших необъятных республик.
Ведущий 1:  Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом.
Ведущий 2:  "Я видел, как идут в атаку новобранцы и опытные воины, - говорит боевой генерал, - Так или иначе, но каждый думает об одном: победить и выжить! Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути все."

Ведущий 1: В то время, как фронт жил мыслью скорее изгнать фашистов с родной земли, тыл руководствовался государственным лозунгом «Все для фронта» и незатихающей мыслью «На фронте еще труднее».

Ведущий 2: Страна жила под государственным лозунгом «Все для фронта!» А этим бессонным фронтам много было нужно: вооружение, боеприпасы, медикаменты, одежда, продукты питания. С нечеловеческим напряжением работала страна. На авиационных, танковых и прочих оборонных заводах работали, конечно, и мужчины, специалисты, которым была дана броня. Но большинство мужчин города, а особенно деревни, заменили их жены, сестры, дочери. Они пускали поточные линии в тяжелейших условиях эвакуации с колес, в дожди, лютую стужу. В рекордные сроки осваивали выпуск техники и вооружения новых типов и марок. Наша Армия получала боевые машины, по основным параметрам превосходящие системы врага.
Ведущий 1: Путь к победе был долог и труден. Каждый миллиметр военного пути был пропитан кровью и потом солдат, женщин, стариков и детей.

В проходе зала появляется женщина с ребенком, они направляются к сцене.

РЕБЕНОК: Мама, мам. А куда забрали папу:

МАТЬ: На войну, милая. Прижимает ребёнка к себе.

РЕБЕНОК: Мама, а что такое война?

МАТЬ: Война… Война – это когда одни люди нападают на других, (голос садится), война – это страх и боль… Война – это самое страшное, что может случиться с людьми.
РЕБЕНОК: Мам, а что такое голод? Не тот, когда набегаешься, есть хочешь, а другой, настоящий, когда люди умирают?
МАТЬ: (объясняет): Представь — входишь ты в кухню, а там пусто. И в кастрюле, и в тарелках ничего нет.
РЕБЕНОК: Тогда я просто хлеб пожую.
МАТЬ: Но и хлеба нет.
РЕБЕНОК: (вприпрыжку): А я сбегаю за ним в магазин.
МАТЬ: В магазине его тоже нет.
РЕБЕНОК:  (не сдается): Я в другой магазин...
МАТЬ: Но и в другом, и в третьем, во всех магазинах нет хлеба.
РЕБЕНОК: (хмурит брови, потом радостно вскрикивает): А я в деревню бабушке Фене напишу. Она привезет. Они там во какие буханки пекут! (Обеими руками широко обнимает воздух).
МАТЬ: Но и в деревне нет. Представь, что и там, где живет бабушка, и в соседних деревнях — везде пусты магазины и лечи. Нигде нет хлеба.
РЕБЕНОК: (недоверчиво): Так не бывает! (Упрямо). Не бывает так! (Убегает со сцены, мама бежит вслед).

Ведущий: В суровые дни сорок первого года рядом со взрослыми встали дети. Тяжёлые испытания война принесла детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.

Ведущий: 

Знают как сражались
Наши деды и отцы
А кто знает, что дети их 
Были жертвой той войны?

На развороченном пути 
Стоит девчушка лет пяти, 
В глазах расширенных истома, 
И щеки белые, как мел. 
- Где твоя мама, детка? 
Ребенок: - Дома. 
- А где же твой дом? 
Ребенок: Сгорел. …Дом сожгли. Осталась одна пуговица от маминой кофты.

Ведущий:
Детство, опаленное войной
Оно досталось многим к сожаленью. 
Не пролетело мимо стороной 
Оборвалось стремительно, в мгновенье.
Детство, опаленное войной, 
Но не смотря на все невзгоды, беды 
Сражались дети, вместе со страной 
За радостные минуты, до победы.

Инсценировка стихотворения "Дети войны" Лора Тасси
Автор:
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
Девочка:
"Не плачь, не плачь. Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе.
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
Была семья, был дом. Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я."
Автор:
А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом.
Девочка:
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."
Автор:
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
Девочка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!."
Автор:
... Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна...
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

Песня в исполнении вокального ансамбля «Дети войны»

Ведущий: По проселочной дороге Смоленщины гнали русских женщин в Германию. На руках у матерей - дети. Воспаленный мозг каждой сверлила мысль не "как спастись?", а "как спасти?", пусть и ценой собственной жизни... Сверкнул кинжал эсэсовца, рассекая детские тельца. Материнские руки обагрились кровью.

Выходит, Мать с ребенком

Мать: Они с детьми погнали матерей 
И яму рыть заставили, а сами 
Они стояли, кучка дикарей, 
И хриплыми смеялись голосами. 
У края бездны выстроили в ряд 
Бессильных женщин, худеньких ребят. 
Пришел хмельной майор и медными глазами 
Окинул обреченных... Мутный дождь 
Гудел в листве соседних рощ 
И на полях, одетых мглою, 
И тучи опустились над землею, 
Друг друга с бешенством гоня... 
Нет, этого я не забуду дня, 
Я не забуду никогда, вовеки! 
Я видела: плакали, как дети, реки, 
И в ярости рыдала мать-земля. 
Своими видела я глазами, 
Как солнце скорбное, омытое слезами, 
Сквозь тучу вышло на поля, 
В последний раз детей поцеловало, 
В последний раз... 
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас 
Он обезумел. Гневно бушевала 
Его листва. Сгущалась мгла вокруг. 
Я слышала: мощный дуб свалился вдруг, 
Он падал, издавая вздох тяжелый. 
Детей внезапно охватил испуг, - 
Прижались к матерям, цепляясь за подолы. 
И выстрела раздался резкий звук, 
Прервав проклятье, 
Что вырвалось у женщины одной, 
Ребенок, мальчуган больной, 
Головку спрятал в складках платья 
Еще не старой женщины. Она 
Смотрела, ужаса полна. 
Как не лишиться ей рассудка! 
Все понял, понял все малютка. 
Ребенок: - Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! - 
Ведущий: Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. 
Дитя, что ей всего дороже, 
Нагнувшись, подняла двумя руками мать, 
Прижала к сердцу, против дула прямо... 
Ребенок: - Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! 
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?- 
Ведущий: И хочет вырваться из рук ребенок, 
И страшен плач, и голос тонок, 
И в сердце он вонзается, как нож. 
Мать: - Не бойся, мальчик мой. Сейчас 
вздохнешь ты вольно. 
Закрой глаза, но голову не прячь, 
Чтобы тебя живым не закопал палач. 
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. - 
Ведущий: И он закрыл глаза. И заалела кровь, 
По шее лентой красной извиваясь. 
Две жизни наземь падают, сливаясь, 
Две жизни и одна любовь! 

Ведущий 2: Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, перевязывали раненых, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей…

Ведущий 1: Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые… Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата; мужа… Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. А многие воевали рядом с мужчинами.

На сцене группа женщин, они спешно обедают.

1 ЖЕНЩИНА: Ох, и уморилась я, бабоньки! Ног не чувствую! (Снимает обувь).
2 ЖЕНЩИНА: Да уж, поизносились мы, девоньки, за 4 года. Мужики придут и не узнают. Скажут: «Куда ж наши бабы подевались?» (Смеется).
3 ЖЕНЩИНА: Да уж пусть только вернутся, мы их сами найдем. (Подмигивает). Небось, особые приметы каждый своего знает, а? (Общий хохот).
4 ЖЕНЩИНА: Ну ты, Любка, даешь! (Тревожно). Бабы, а что если немец опять заворотит?
1 ЖЕНЩИНА: Не допустим! Мне этого на всю жизнь хватит. Всю жизнь буду помнить и лесозаготовки, и рудники, и облигации.
2 ЖЕНЩИНА: (соглашаясь): Да уж, тебе-то досталось, не пропустила ни одной лесозаготовки. А помните, как последнюю картошку весной возили продавать, только б рассчитаться, на что подписались.
3 ЖЕНЩИНА: И все же мужикам нашим труднее. Они каждый день в бой идут, под огонь, а мы что?
4 ЖЕНЩИНА: А что мы? Да мы немца окаянного хлебом бьем! Вот наши пушки! (Показывает на хлеб). Вот посчитай, Люба, сколько наша бригада немцев свалила. Я думаю, десяток-то свалили мы их?!
1 ЖЕНЩИНА: Что там десяток, мы их тыщу свалили.
2 ЖЕНЩИНА: Правильно! Вот они, наши «Катюши»! (Показывает на руки).
1.ЖЕНЩИНА: Бабоньки вы мои родные, мы все сделали, мы подчистую рассчитались с государством, все свои планы перевыполнили, но нужно будет — мы от своего каравая ломоть отрежем, только бы гниду эту навек истребить! (Встает). Ну что, отдохнули? Тогда подъем. Словами немца-то не добьешь, он этого не понимает. (Ко второй). Твои, Катерина, где завтра? На люцерне?
2 ЖЕНЩИНА: И на люцерне, и на картошке, и на свекле. (Радостно). На всех фронтах наступаем.

Звучит песня «Катюша» в исполнении солистки

Ведущий: В таком напряжении сил, на священной подмосковной земле, «где декабрьский снег замешан был землей, золой и свежей кровью», начиналась победа, которая привела нашу армию в мае 1945 года в Берлин. Но до победы было еще много дней... много смертей... На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить, они вспоминали дом мать, любимую, писали письма...

Солдаты сидят у костра.
Гуля: Дубров на перевязку!
Боец 1: Скажи сестрёнка, сердечко то занято?
Гуля: Похоронку я получила… он, в первые месяцы войны погиб…
Боец 1: Держись сестрёнка…

Боец 2: Давай, Дубров, трави свои байки!
Боец 1: Однажды Гитлер решил отправиться в кинотеатр инкогнито, чтобы посмотреть, как выполняется предписанный им порядок – скандирование «Хайль Гитлер!» при появлении его на экране. Показывали военный парад. Все зрители и телохранители фюрера вскочили с мест и заорали: «Хайль Гитлер!». Сам же он остался сидеть. Тогда зритель, сидевший за спиной фюрера, похлопал его по плечу и шепнул: Эй, дурень, вставай и кричи! Неужели ты из-за этого психа хочешь лишиться головы?!
Бойцы смеются. 

Боец 3: Ох, до чего ж у меня по работе руки истосковались. Сказали бы мне сейчас: «Спасибо тебе, Петров, за то, что помог, чем мог. Ступай домой» Пошёл бы, пешком бы пошёл. Землю б день и ночь пахал…
Боец 2: Даже сказать не могу, как меня домой тянет. Хотя бы глазком одним на родные места взглянуть…
Боец 1: Ой, как хорошо у нас весной! Тишина такая, что в ушах звенит. А прислушаешься – всё шумит, живёт…

Боец 3: Вчера от мамы письмо получил. (Открывает конверт. Читает.)
Здравствуйте, мои дорогие сыночки! Собрали урожай, хоть и небогатый, но и этому рады! Бабка Дарья всё болеет. А у меня вся душа по вам изболелась. Днём всё плачу, и ночью плачу – как вы там, родимые. Приснился тут сон, будто идёте вы по полю, и поёте. Проснулась, сердце колотится! Берегите себя! Пишите чаще! Ох война, война. Когда же она кончится, проклятая? Любящая вас мама.
Сидит, смахивает слезу и поднимается.
Из зала идёт почтальон.
Боец 2: Смотрите, а сегодня в батальон,
К нам пробился - почтальон!
На сцену выходит Серик. Все на сцене собираются вокруг почтальона.
Боец 3: Эх, почта полевая, солдатская! Давненько тебя не было!?
Почтальон: (рассказывает) 

Я ж по пути попал в бомбёжку –
Поцарапало немножко.
Через минные поля
Пролегла тропа моя –
По-пластунски и бегом,

На машине и пешком
Миновал немало гроз,
Но дошёл и всё принёс.
Рядовой Казинец! Танцуй! Шуленова! Шуленова, Кызыл-Орда, Казахстан? Землячка! 
Держи письмо, красавица… из дома, из родного аула.
Гуля берёт письмо. Смотрит на конверт, от радости плачет, кружится. 
Девчата, не забудьте письма домой передать!
Ему все отдают письма, он складывает их в сумку.

На фоне пишуших письма солдат вперед выходят Гуля и Козинец
Боец 1: (Обращается к Гуле) Не узнать нам, быть ли вместе:
Ты в санчасть, мне завтра в бой.
Так давай-ка наши песни
Унесём в душе с собой!

 Звучит песня «Ах, эти тучи в голубом»

Сцена затемнена, в центре Маша сидит на земле на коленях у нее голова Сергея, он ранен, нога перевязана, рядом лежит автомат. Вокруг них раненые: кто лежит, кто сидит. Лица измождены
Маша. Я люблю тебя... Боже мой, как я люблю тебя!
Сергей: И я... И я тебя люблю, солнышко мое...
Маша. Тише, родненький... Тише, миленький... Тише, Сереженька.
Закадровый текст: Санинструктор! Санинструктор! Маша! Где ты? Там у Тенякова опять кровотечение. Ты где, Маша?..
Со всех сторон разносятся стоны: Пить... Пить... Пить...
Закадровый текст: Маша!
Маша. Иду!
Маша. Полежи, Серёженька. Я скоро вернусь. Полежи, любимый...
Закадровый текст: Германское командование обращается к вам с благородным гуманным предложением: вы должны выйти из подземелья и сдаться. За это вам гарантируют жизнь и свободу...
Вернулась Маша с огарком свечи. Снова опустилась на колени перед Сергеем.
Закадровый текст: Нам известно о вас все. Мы знаем, что вы погибаете от жажды и голода, каждый день вас становится все меньше; нам известно, из остатков каких воинских частей состоит ваш подземный гарнизон; знаем, кто вами командует...
Маша. Не слушай, не слушай... 
Сергей. Я не слушаю. Я смотрю на тебя, Машенька. Моя Машенька.
Раненый. Водички... глоточек...
Маша. Нету пока водички. Потерпи. Может, к ночи... Вчера же удалось, помнишь?
Раненый. Не дожить мне до ночи...
Маша. Доживешь, что ты! Мы все доживем. Обязательно!
Закадровый текст: Мы перекрыли единственный источник воды – колодец у главного входа в каменоломню. За ним установлено круглосуточное наблюдение. Ни одному из вас не удастся достать оттуда хотя бы каплю воды.
Караульный: «Стоп, куда?»
Короткая автоматная очередь. Все испуганно оглядываются.
Мы обращаемся к благоразумию ваших командиров – не губите бессмысленно людей. Прекратите сопротивление, прекратите вылазки и атаки, которые ни к чему, кроме потерь, привести не могут...
Раненые по очереди:
- Пить, сестрица.
- Пить... Пить... Пить...
– Слышь, браток... Вода льется...
– Точно! 
Раненые пытаются встать. Маша испуганно оглядывается, потом твердо говорит:
Маша. Молчать!!! Всем лежать, не двигаться! Нету никакой воды! Нет ее. Нигде она не льется... Не думайте о ней. О чем хотите думайте, только не о воде! Потому что воды нет...
Помолчала и как бы в забытьи:
Потому что воды нет... Но я сейчас принесу ее вам.
Разгладила волосы, поправила одежду. Раненые с испугом следят за Машей. 
Все по очереди:
– Машка, ты что? Что с тобой?! 
–Ты чего удумала?!
Сергей. Не смей, Маша... Я тебя никуда не пущу.
Маша (жалобно). Не могу, не могу больше, Сереженька... Потерпите, ребятки. Я сейчас вернусь.
С ведром в руке Маша идет в глубину сцены. Волоча раненую ногу, с автоматом в руке, за ней ковыляет Сергей.
Голоса: Командир! Машка за водой пошла! Машка за водой... Да остановите же ее кто-нибудь! Командир!..
– Остановить! Не выпускать! Убьют, Машенька!..
Караульный: Стой, дура! Стрелять буду! Совсем спятила?! ( выстрелы)
Слова за сценой
Сергей. Пусть гадают потомки, какими мы были, 
С богатырскою статью, со взглядом орла? 
Маша. Нет, мы были простыми, мы шутки любили, 
Нас хорошая песня за сердце брала. 
Сергей. Мы любили любимых, оставшихся где-то 
И без спроса входящих в тревожные сны. 
Маша. Мы любили еще не родившихся деток… 
Мы мечтали живыми вернуться с войны!

Ведущий 1: Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она,
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
Но вот в сто первый раз, в последний раз
Ее сразил осколок мины лютой…
Склонился шелк знамен в печальный час,
И кровь ее пылала в них как будто.
Ведущий 2: Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.
Спокойная улыбка на её губах,
Изогнуты спокойно брови.
Она как будто впала в забытье,
Беседу оборвав на полуслове.
Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый…
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.
Ведущий 1: Погасла, не успев расцвесть, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.

Ведущий 2: Да, война не пощадила никого - ни старого, ни малого: она уничтожила миллионы жизней на фронтах и в газовых камерах, она изуродовала миллионы человеческих судеб.

Ведущий 1: Более двадцати миллионов погибших, а сколько жизней она унесла… Война не щадила никого: ни женщин, ни детей, ни стариков.

Солдат шагает, ему навстречу идет Мать.

Мать. Алеша! Алеша! Сынок!

Солдат. Я не Алеша.

Мать. Прости, солдатик, обозналась я ... Сынок мой такой же и ростом, и годами. Тебе сколько?

Солдат. Восемнадцать.

Мать. И моему Алеше восемнадцать. А ты там на фронте моего сына не встречал? Алексея Петрова... а?

Солдат. Нет, не встречал.

Мать. Если встретишь, то скажи, пусть даст весточку. Истосковалась я. Один он у меня.

Солдат. Я передам.

Мать: Не приведи господь, на склоне дней
Мне пережить родных своих детей
И если бед не избежать на свете,
То шли их мне, мне, мне – не детям.

Мать уходит. Минорная музыка.

Солдат. И ведь мог этой женщине я сказать:

Видел сына, да, видел сердешного,

Но не смог я соврать...

Звучит песня «Матерям погибших героев» в исполнении ансамбля

Фонограмма салюта. На экране салют. На сцене появляются два солдата.

Солдат: На полях сражений всё так же встречаются неразорванные снаряды, а в семейных архивах хранятся военные письма-треугольники и открытки, как память о героизме наших отцов и дедов.

Старшина: Вот видишь. Мы дошли. Как обещал. Ты не верил, а мы дошли.

Солдат: Виноват, товарищ старшина, не верил! Слово вы своё сдержали. Я в Берлине. Вот бы мамка обрадовалась.

Старшина: Да. Мы в Берлине. Мне очень жаль.

Солдат: Ну, вот вы опять за старое, товарищ старшина, довольно.

Старшина: Мне очень жаль. Прости, что ты погиб тогда под Сталинградом.

Солдат: Так война, товарищ старшина. Ну, шоферил бы я за этой баранкой, хорошо, что был поворот правый. Так бы точно нас немец обоих снял, и остались бы вместе под Сталинградом. А так вы меня до Берлина донесли. В памяти сердца. Спасибо.

Старшина: Прости.

Солдат: Виноват, товарищ старшина, я вам запрещаю так думать. Мы победили. День сегодня хороший. А следующие дни будут ещё лучше.

Старшина: Да, день действительно хороший.

Солдат: А письмо моё, вы матери передайте. А то не успел отправить. Это ж частичка нашей истории. В нём сама жизнь.

Старшина: Да. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности.

Ведущая 1: Не один год, накануне Дня Победы, мы слышим эти письма… слышим сердцем письма… с фронта.

Ведущая 2: Они звучат повсюду: в весеннем воздухе, в майском цветении садов, в весёлых голосах птиц.

Вбегает девочка: Мамочка письмо от папы (читают)

Мать: "Дорогая Маша! Вот я и на фронте. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача - очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети - будущее нашей Родины - жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Береги детей. Целую, твой Георгий". 

Девочка: Мама, мы ведь победим?

Мать: Конечно, дочка! Победим и ещё потанцуем"

Танцевальная композиция «Письмо, пришедшее с войны»

Текст за кулисами.

«Дорогая, мамочка! У меня сегодня такая радость, получила письмо от тебя. Не обижайся, что редко пишу, очень много работы. Вот и сегодня после боя было много раненых. Мама, невозможно без слёз смотреть на изуродованных молодых парней. У одного оторвало ногу, а он всё кричит, что она у него болит... Но я стараюсь не плакать… 
Как дела у вас? Кто из моих одноклассников пишет домой? Почему-то долго нет писем от Сашки? Спроси, у его мамы, давно ли она получала весточку от него. 
Пиши! Номер моей полевой почты пока тот же. Целую тебя крепко. Твоя дочь Таня». 

Ведущая: 
Знаешь, Таня, я против грусти, 
Но сегодня она не в счёт. 
Дома в яблочном захолустье, 
Мама, мамка твоя живёт. 
У меня есть друзья, любимый. 
У неё ты была одна. 
Я не знаю, как написать ей, 
Чтоб тебя она не ждала. 

За кулисами звучит текст: «Дорогая, Светлана Николаевна! Должен сообщить вам горестную весть. Ваша дочь погибла на фронте смертью храбрых, вынося с поля боя раненых. За боевые заслуги она посмертно награждена орденом Отечественной войны первой степени». 

Монолог матери у вечного огня 
Сынок, может быть ты похоронен здесь? А может здесь лежит сын другой матери? Всё равно! Ты зови меня своей матерью… Я всё вспоминаю то утро, когда мы стояли у военкомата. Я глядела на твоё родное лицо и никак не могла привыкнуть к зелёной гимнастёрке, пилотке и к этой улыбке на твоём вдруг повзрослевшем лице. Сколько лет прошло? Сколько вёсен отшумело, а я всё помню. Помню, как ты на прощание прижался к моей щеке и сказал тихо-тихо: «Не думай о плохом, мамочка, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце…Я вернусь мама, ты только жди…Не вернулся». 

В полной темноте на сцену выходят участники представления, их выход сопровождается фонограммой колокольного звона. Они стоят спиной к зрительному залу, оставаясь невидимыми. На словах текста поочередно разворачиваются, держа в руках зажженные свечи.


1. Я хотел жить, учиться еще чуть-чуть и я бы стал доктором... 
2. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать... 
3. Я готовился стать отцом. «Будет сын, — говорил я Светлане, а она смеялась и отвечала: «Ага, сын с косичками»...
4. Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку...
5. Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотел посмотреть на дрессированных 
медведей.


— Мы, погибшие на полях сражений... 
(В темноте зажигается новый блок свечей)
— Мы, замученные в концлагерях...
(Зажигается новый блок свечей)
— Мы, погибшие в оккупации...
(Зажигается новый блок свечей)
— Мы, умершие от голода...
(Зажигается последний блок свечей.

Ведущий1: Недоучились и недостроили. Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа». Виной тому стала... ВОЙНА!

Ведущий 2: Пылает днём и ночью пламя 
И озаряет шар земной, 
Не утихает наша память 
О тех, кто был убит войной. 
Ведущий 1: Десятки лет легли меж нами, 
Ушла в историю война. 
Мы в сердце вечными словами 
Погибших пишем имена. 
Ведущий 2: Неугасима память поколений 
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье 
И в скорби постоим и помолчим. 
Звучит метроном, идёт минута молчания

На сцену выбегают маленькие дети:

Учащиеся: В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка – мы! 
Мы – поколение, которое называет себя будущим! 
Мы – поколение, ставшее свидетелем рождения ХХI века! 
Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов! 
Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы! 

На сцене танцевальный коллектив исполняет танец «Мы дети солнца»