Музыкальная статья Важная роль внеурочных культурных мероприятий для мировоззрения детей. авторы: , Муралева М.Г., Ларина Т.А., Такмакова И.А.

Ларина Татьяна Альбертовна

Через разнообразные формы деятельности ребенок может раскрыть в себе новые, неизвестные ему самому, таланты и способности. Внеурочная деятельность дает возможность каждому ребенку осознать уникальность своей личности, определить свои индивидуальные способности, обозначить для себя жизненные принципы, интересы и ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -3-statya_vneurochnye_kulturnye_meropriatia_1.docx26.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                    ГБУ ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга

Музыкально-театральная секция

Музыкальная статья

Важная роль внеурочных культурных мероприятий для мировоззрения детей.

                                                                                         

Автор: концертмейстер    

Муралева Мария Геннадьевна

                                                         педагог дополнительного образования

Ларина Татьяна Альбертовна

педагог дополнительного образования

Такмакова Ирина Александровна

                                                   Санкт-Петербург 2022

        

                  Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеют совместные походы в театр, на различные экскурсии, и другие совместные мероприятия. Одной из главных задач, которые стоят перед педагогом – это организовывать такие познавательные и разносторонние мероприятия   притом самых различных видов. Такие совместные встречи позволяют формировать мировоззрение учащихся, их нравственную и эстетическую культуру, развивают интеллектуальную сферу, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек, и во многом определяют его отношение к жизни, не говоря уже о том, что совместная внеклассная деятельность очень раскрепощает детей, настраивает их на более открытое и легкое общение как между ребятами, так и с педагогом. Конечно, не стоит забывать, о возрастных и индивидуальных особенностях детей, что они должны быть заранее подготовлены к предстоящему мероприятию, и естественно должны изъявить желание пойти на запланированное событие, иначе о положительных эмоциях и о доброжелательной атмосфере не придется и говорить. Было бы не лишним по завершении мероприятия провести некий опрос ребят, или анализ о прошедшем совместном и понять результат.

                    Что развивают у детей – школьников совместные с педагогом выходы на культурные площадки или мероприятия? Прежде всего они развивают в человеке культуру. Культура в узком смысле — это сфера духовной жизни человека. Она включает в себя результаты деятельности людей (произведения искусства), а также человеческой силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и нормы общения). Все это школьники могут познать и познают во время коллективных посещений в театры, музеи и на разные культурные площадки. Такие «походы» развивают у детей интерес к изучаемым в школе литературным произведениям российских и зарубежных авторов, к музыке, которую они проходят на занятиях, или просто где-то слышат, к произведениям искусства во всех проявлениях. Когда дети побывают в театре или на выставке, где показана другая эпоха, страна, мировоззрение  они как будто окунаются туда и пронизываются ей. Ребята невольно сравнивают то время с настоящим, задумываются об историческом пути народов государства Российского, в душах юных зрителей рождаются чувство патриотизма и гордости за жизнь предков, отстоявших в многочисленных войнах честь, свободу и независимость нашей Родины.  Побывав в театре, ребенок надолго запоминает случившееся событие, срабатывает эффект «живого действия», т.е. все происходит здесь и сейчас, ведь у актеров есть всего один дубль, чтобы донести свою мысль до зрителя. Именно театр создает 100%-й эффект присутствия.

В театре дети получают лучшие уроки нравственности. Они учатся сопереживанию и пониманию другого человека. Учатся прислушиваться к другому, находить то, что объединяет, а не разъединят людей. Учатся отличать добро от зла, искренность от фальши. Мы знаем, что мнение зрителя может не совпадать с мнением режиссера, поэтому, знакомясь с разными спектаклями, сравнивая литературное произведение, например любимую сказку, с театральной постановкой, дети учатся критически мыслить и вырабатывать свою точку зрения на происходящее. Таким образом, сталкиваясь с разными необычными идеями, ребенок учится мыслить творчески, нестандартно и оригинально подходить к решению разных проблемных ситуаций. Безусловно, знания, полученные в театре или в другом культурном пространстве значительно повысятся, если ещё будут закреплены и самостоятельным изучением увиденного материала. Большим плюсом таких «культурных походов» еще и то, что, приходя в культурное заведение, школьники вокруг себя видят торжественную обстановку. Ведь люди приходят сюда как в храм искусств, приходят, чтобы приобщится к прекрасному, стать образованнее и чуточку лучше. Здесь нет развязности, громких разговоров, не цензурных выражений, не так часто встретишь людей в спортивной или пляжной одежде. Вот это всё подталкивает и как бы направляет детей в нужное русло, тем самым они наглядно познают эстетику, приобщаются к ней, и начинают понимать не только на уроках, но и здесь, что это красота, и художественность. Еще великий педагог Макаренко А.С. отметил, что «эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения».[1]

               Стоит отметить и значительную роль музеев в комплексной образовательной и воспитательной работе.  В.И. Даль, в своем знаменитом словаре констатировал, что «экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания и пр.». Он уточнял, что акцент в слове экскурсия – делается на процесс передвижения, способствующий познанию и сознательному изучению мира».[2] Экскурсия представляет собой определенные действия, направленные на прием группой экскурсантов знаний, передаваемых им экскурсоводом, в ходе рассказа с одновременным показом экспонатов и достопримечательностей. Экскурсия несет в себе несколько функций – познавательная, информационная, образовательная, воспитательная и др. Каждый город России интересен и прекрасен по-своему, но Петербург занимает особое место, ведь весь культурный ландшафт Петербурга — неисчерпаемый образовательный и воспитательный ресурс. Это всё нам жителям подарено любимым городом, и мы, живя здесь уверены: ничто так естественно не воспитывает, как атмосфера — а она в городе на Неве особенная.

Самые обычные прогулки по улицам и площадям, набережным и скверам непринужденно знакомят детей с классической архитектурой и воспитывают художественный вкус. А сколько можно совершать и занимательных путешествий, например отыскать зайцев на Заячьем острове, пересчитать всех ангелов, львов, грифонов, найти цветные мосты, сфинксов и еще множество всего. Петербург хранит столько тайн для пытливого юного ума! Музеи нашего города и почти все культурные организации с особым вниманием относятся к своей просветительской миссии и готовят самым маленьким посетителям очень много познавательного и интересного. Культуру Петербурга можно смело назвать дружелюбно расположенной к детям. Перед всеми культурными сообществами города стоит одна общая задача культурного — сформировать привычку и стойкую потребность в посещении объектов культуры, и создать у ребенка ощущение, что такие визиты — не скучная повинность, а занимательное и радостное событие.

                Учреждения культуры Петербурга успешно решают просветительскую задачу именно для детей разного возраста, ищут новые подходы, разрабатывают программы для детской аудитории. Педагогам и родителям остается выбрать маршрут, привести ребят в храм муз — и вместе погрузиться в мир искусства, открывая все новые и новые открытия.


[1] Макаренко А.С. «Отношения, стиль, тон в коллективе»// Соч. Т. 5. М., 1958. 

[2] Владимир Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»// Терра – книжный клуб, М., 1998.