Логачева Галина Викторовна

Сайт учителя-логопеда детского сада

Профессия: Учитель-логопед

Профессиональные интересы: Логопедия

Увлечения: Фотография, кулинария, карвинг, музыка

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: г. Горячий Ключ

Место работы: МАДОУ ЦРР Детский сад №3

Звание, ученая степень: Почетный работник общего образования

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/logacheva-galina-viktorovna


О себе

Образование: ККИДППО г. Краснодар

Специальность: учитель-логопед

Общий педагогический стаж: 38 лет

Стаж по специальности: 18 лет

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир


Мой взгляд на мир


Мои достижения


Моё портфолио

                              Актуальность опыта.

 

Все   мы хорошо знаем, какое большое значение для развития ребёнка имеют стихи. Они встречают его на пороге жизни – в песенках, потешках, сказках и др., и сопровождают его интересы от самых  казалось - бы простых,  до таких  которые связаны с основными жизненными понятиями. Они формируют личность человека – и конечно в первую очередь  это  развитие  речи  и умственное развитие, и эстетическое, и нравственное – доброта, честность, смелость и т.д., это  и психологические процессы  – память, внимание.

Воспитывая детей средствами поэтической литературы, включаю в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтических  произведений и воспроизведение некоторых небольших и несложных стихотворений и сказок. Связь между этими процессами выражается в том, что от уровня восприятия детей зависит качество воспроизведения ими поэтических  произведений.

В процессе общения с искусством, в данном случае с поэзией, отчётливо выявляется свойственное детскому возрасту активное отношение ко всему окружающему. У детей возникает желание в той или иной мере воспроизвести прослушанное.

Дошкольная педагогика рассматривает выразительное чтение как деятельность, которая способствует развитию и обогащению личности ребёнка, особенно его эмоциональной сферы, содействует развитию его творческих способностей. Орудием этой деятельности является речь, причём речь, обладающая такими специфическими качествами, как чёткость дикции, выразительность и эмоциональность.

В разговорной речи дети выражают свои  собственные мысли  и чувства. При чтении же наизусть они должны уметь передать мысли и чувства автора произведения, своё эмоциональное отношение к тому. О чём в нём говориться. Для этого необходимо осмыслить содержание произведения, испытать чувства, переданные в нём, и выразить их, пользуясь существующими средствами: интонациями, паузами и пр. способности, умения, которые он приобретает, обучаясь читать стихи, помогают ему повысить качество и своей разговорной речи. Точность и полнота выражения мыслей требует достаточного запаса слов, умения пользоваться словами и выражениями переносного, образного значения, обогащающими речь.

Поэзия раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать героям стихов, дети начинают замечать настроения близких и окружающих его людей. В них пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброта, протест против несправедливости.

Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувства  предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал её», - писал В.Г.Белинский.

Чувства ребёнка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его педагог. Поэзия помогает ребёнку понять красоту звучащей  родной речи, она учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его нравственные представления.  Знакомство ребёнка с поэзией начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки, былины.

Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих произведений. Наконец детям читают авторские сказки и стихи, доступные им.

Народ – непревзойдённый учитель речи детей. Ни в каких других произведениях,  кроме народных, вы не найдёте такого  идеального расположения труднопроизносимых звуков (чистоговорки), такого  удивительно продуманного сведения рядом слов  (скороговорки), едва отличающихся друг от друга по звучанию.  А  доброжелательные  подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное  средство  педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших поэтических образах в духе гуманности дети сами становятся более справедливыми. Учатся защищать обиженных и слабых и наказывать злых. Сказка  является одним из элементов культуры и прежде всего её эстетического слагаемого.     

Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и нереальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально-педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий её  ребёнок имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять её «небытийную», нереальную сторону.  Она создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, нереальному миру. При этом социализируется вся сенсорная система ребёнка: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы.

Поэтико-прозаическая природа сказки открывает широкие возможности для педагогов-практиков, которые в ходе занятий могут развивать как поэтические, так и прозаические способности детей. Педагог-новатор найдёт возможность перевести народный прозаический вариант сказки в авторско-поэтический или наоборот. Учитывая необходимость развития всех органов восприятия слушателя, к сказке можно подключить и музыкально-хореографические образные ритмы. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. О «сказкотерапии» давно уже говорят в литературе. Подразумевая её психотерапевтический  (лечебный) эффект. Лечебная функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса). В сказке присутствуют  и функция профилактики, функция воспитания здорового  образа жизни, охраны ребёнка от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий, поведения и пр. Иначе говоря, сказка выполняет и лечебную и профилактическую функцию, цель которой сохранение и развитие индивидуального здоровья ребёнка, утверждение здорового образа жизни. Рассматривая  сказку с позиции литературоведения, педагогики и логопедии нужно выделить её способность формировать языковую культуру ребёнка, овладение им многозначностью речи. Лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухо-речевую память детей. При слушании и чтении сказок происходит развитие речевой культуры ребёнка. При этом развиваются обе основные языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Если экспрессивная функция формирует вербальную основу языка ребёнка, то коммуникативная развивает социальные качества  - способность к общению, к пониманию, к диалогу. Сказка даёт великолепный общий язык для логопеда, работающего с детьми. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у логопеда (тем более, что это логопед чего-то хочет  от ребёнка). Язык сказки их естественно сближает. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

В настоящее время сказка становится преимущественно авторской, она приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, ставит перед собой иные задачи. Но она не утрачивает связи с фольклором.

Происходит это потому, что писатель, сочиняющий для детей сказку, продолжает оставаться, несмотря на богатство своей фантазии, представителем того языка и той культуры, которой он принадлежит. Авторская сказка имеет различные формы: есть сказки-поэмы, сказки-рассказы, сказки-легенды, сказки–предания, сказки-аллегории и т.д. может, не столь важно, как мы определяем сказку – как народную, литературную или авторскую, важно, чтобы сказка оставалась такой, какая она есть: доброй и строгой, нежной и поэтической, справедливой и умной. Если же сказка не учит добру и любви, если в ней нет нравственного зерна – это уже не сказка, а какая-нибудь другая история, которая названа её именем. Но отличить их друг от друга дети сумеют, потому что детское ухо не обманешь. Они быстро отличают фальшь и сладенькую ложь от правды, настоящую интересную и умную сказку – от бессмысленного нагромождения фраз. Детям свойственна любовь к музыке, в частности к ритму. Предоставляемая сказкой возможность складывать слова в стихи, подбирать рифму, что-то рассказывать, передавать  новую информацию при помощи поэтического текста вызывает неподдельный интерес. Поэтому сказка, рассказанная в стихах, запоминается легче. Легче выучить алфавит, если у каждой буквы есть небольшая история или ярко звучащее описание: «Ягод нет кислее клюквы. Я на память знаю буквы» - помним мы с детства. Легче заучить правила дорожного движения, названия овощей, фруктов, посуды, мебели – словом, всё, что составляет окружающий мир ребёнка, мир с его историей, будущим и настоящим.

Мы  предлагаем детям знание об этом мире, отраженное в стихах, записанное простым, понятным и весёлым языком. Никто не говорит о том, что стихотворные авторские сказки – единственно верное средство познакомить детей  с традициями народа, с информацией о себе и окружающем мире. Но использование авторских сказок в качестве основы театрализованной деятельности детей позволяет сделать их жизнь интересней и содержательней, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой и в программе «Подготовка детей к школе детей с ОНР» под редакцией Т.Филичевой и Г.Чиркиной уделяется внимание  знакомству  детей с поэзией, но упор делается на развитие художественно-речевых исполнительских навыков и общее знакомство со стихами.  То, что это прекрасное пособие  для  стеснительных  детей, чтобы раскрепостить их, развить память и внимание, стать полноправными членами коллектива не учитывается. Поэтому данному виду деятельности нужно уделить большее внимание. Особенно это актуально для детей с задержкой речи.

          Дошкольный  возраст  оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети овладевают основным  словарным запасом, учатся чуткости к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается у детей с дефектным произношением. Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводит к тому, что речь ребёнка становится тусклой, вялой, тихой, невнятной и  невыразительной.

Анализируя деятельность общения у детей с отклонениями в развитии речи, выяснилось, что у них страдает не только вербальная  коммуникация, у них

нарушена синхронность, согласованность двойной связи: коммуникативной (вербальной) и метакоммуникативной (двигательной, эмоциональной, интонационной, жестовой). Снижается способность не только самовыражения, но и восприятия. Задержка или отсутствие активной речи влияют на психическое и эмоционально-волевое развитие детей. В результате возникает негативизм, замкнутость, боязнь общения и т.д. И если при индивидуальной работе с детьми, прежде всего, учитывается, своеобразие дефекта каждого, то при фронтальной работе первостепенной задачей становится поиск средств, позволяющих раскрепостить речь или сопровождать её, что и позволяет каждому ребёнку решить перечисленные выше проблемы.  Считаю, что одним из таких средств являются стихи.

Наблюдения в природе дают повод для чтения русской лирики – Пушкина, Фета, Есенина, именно они позволяют почувствовать поэтичность образов, понять, что в будничных явлениях можно рассказать красиво, почувствовать ритмичность, музыкальность, напевность стихотворной речи.

Ребёнку не просто запомнить то, что оставляет его равнодушным, что не связано с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением, поэтому всегда стараюсь подобрать такие стихи, которые помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. 

Опыт работы показывает: с помощью стихов можно увлечь любого ребёнка. Довести до его сознания любой образ и привить любовь к  русской культуре и языку.   Не реклама, не боевики, не страшные картинки новостных телевизионных программ должны оказывать воздействие на детей, а встречи  с добрым,  прекрасным, радостным, пусть на первый взгляд и простым,  обыденным.

Убеждена, что именно стихи всегда помогут найти путь к любому детскому сердцу, ведь, как отмечал В.Г.Белинский «…поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже, потом передаётся голове».

Включение поэзии в процесс воспитания, обучения и развития детей необходим ещё и потому, что современный человек любого возраста, как правило, испытывает дискомфорт от своего существования. И если мы сумеем научить  детей ощущать красоту, изумляться дивным творениям рук человеческих, красотой природы, то вырастим человека высокой культуры чувств, а открывать детям красоту мира можно и нужно через музыку слова, которое несёт радость и грусть.

В коррекционной работе с детьми уделяю большое внимание   знакомству детей со стихами. Поэтическое слово звучит при каждом удобном случае: на занятиях, при постановке, при автоматизации звуков, в пальчиковой и артикуляционной гимнастике, во время игр, при рассматривании картин и иллюстраций, во время физкультминуток, при входе и выходе из кабинета.

Для детей  старших и подготовительных групп регулярно проводятся поэтические развлечения. Дети познакомились с поэзией С.Михалкова на вечере посвященном его юбилею, со стихами о войне, к Дню Победы, о матери к дню Матери, о лете в развлечении «Дед Мороз и лето». На базе логопункта несколько лет работал кружок «Риторика», в котором дети учились правильно и красиво рассказывать стихи. Итогом этого обучения стали выступления детей не только в детском саду, но и на городских мероприятиях. На праздниках « День Победы», «День защитника Отечества», «8 Марта», профессиональных  праздниках жителей города  и др.

В коррекционной работе постоянно приходится сталкиваться с тем, что большинство детей попадающих на логопункт  очень закомплексованы. Чувствуя свой дефект, они стесняются, и в результате неохотно идут на контакт с окружающими и не только взрослыми, но и детьми. Чем тяжелее нарушение речи, тем более скован ребёнок. Обычно такие дети первые занятия ничего не делают, а только наблюдают. Таких детей трудно растормошить, заинтересовать, привлечь их внимание, Пришлось искать выход – помогли стихи. Простые потешки, которые все используют для пальчиковой гимнастики, оказались прекрасным лекарством для поднятия духа детей. Потешки не звучат  буднично, не выразительно, монотонно. Дети читают их с разным настроением, интонационной выразительностью, при этом активно используется мимика и жесты. Ещё не было случая, чтобы  замкнутый ребёнок не включился в игру, особенно когда потешка  произносится  радостно, весело. Позже потешки читаются с различным  настроением (грусть, зло, удивление, печаль, испуг и т.д.), но  начинать надо только с позитива. 2-3 занятия и стеснительные дети принимают активное участие в работе. Без стихов не обходится  постановка, и автоматизация звуков, без них эта работа просто немыслима. Но заучивание и рассказывание чистоговорок, скороговорок и  стихов должно быть также необычным.  Все логопеды  знают, что автоматизация звука в речи это нудное, монотонное, многоразовое  повторение одного и того же материала. Дети быстро устают  и  теряют к занятию интерес.А если в чистоговорках  прослеживается сюжетная линия, они обыгрываются, театрализуются, тогда материал запоминается быстрее и легче.

Я люблю поэзию и сама немного  «складываю рифмы», поэтому, может быть и получилось так, что на занятиях с детьми  больше звучат поэтические строки, чем проза. Читая с   детьми  стихи,  вижу, что они чувствуют и понимают, что в стихах есть рифма, поэтому использую игры, при помощи которых можно развить чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи  и развития интонационной выразительности речи. Это игры-стихи: «Подскажи словечко». Например: изучая  тему  «Посуда» появились такие стишки:

Всем готовлю  чай, отвар

Я пузатый …..(самовар).

В армии я был – полковник,

А на кухне я …….(половник).

Очень важный, как начальник

На столе горячий ….(чайник). И т.д.

А потом появилась сказка «Ночной переполох», в которой в сказочной форме   рассказывается детям, какая бывает посуда и для чего она нужна. Ещё раньше на суд садовских зрителей была представлена  сказка «Гуси-лебеди». И  дети узнали, что сказки можно рассказывать по-разному и не только прозой, но и стихами. Дважды по сказке ставились спектакли, которые готовились при активном участии детей.  Главные роли в сказке  играли дети имеющие нарушение звукопроизношения и комплексовавшие  по этому поводу  среди сверстников. С поставленной перед ними задачей они справились отлично. После участия в спектакле  эти дети стали более раскрепощёнными и коммуникабельными. И в этом немало важную роль, думаю, сыграло то, что сказка была в стихах, так как детям порою сложнее произносить прозу, нежели  стихи, они легче ложатся на слух, быстрее запоминаются, потому что   ритмические  и  певучие, а песни как известно запоминаются легко.

Анализируя работу о значении поэтического слова для логопедической практики по коррекции речи можно сделать следующие выводы:

·       Стихи отвлекают внимание ребёнка от речевого неумения и побуждают к активному речевому поведению, общению.

·       Стихи развивают и нормализуют эмоциональную сферу. Элементы юмора радуют детей, способствуют снятию телесного напряжения, создают благоприятную эмоциональную атмосферу, активизируют память и внимание.

·       Стихи развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

·       Стихи помогают развитию чёткой дикции, голоса, тембра и интонационной выразительности.

Подводя итоги за проработанный период  2006-2009г.г. можно сделать следующие выводы:

 97%    детей обучающихся на логопункте проходят адаптацию быстрее, когда в обучении используются поэзия. Дети становятся раскрепощенными, спокойными, быстрее  исчезает страх перед логопедом  и  кабинетом, который обычно путают с медицинским.

90%    детей без особого труда справляются с автоматизацией поставленных звуков в речи и уходят в школу подготовленными, у них хорошая память и внимание.

95%    детей уходят в школу с хорошо развитой общей и мелкой моторикой.

95%    детей  имеют чёткую дикцию, умеют  пользоваться своим голосом, тембром и темпом речи, владеют интонационной выразительностью, мимикой и жестами.

90% имеют навыки выразительного чтения стихотворений.

В чём актуальность моей работы? Может быть в том, что используя богатый поэтический  материал, пытаюсь  превратить довольно нудную работу по постановке звуков в более привлекательную для детей, и они с радостью бегут на занятие. Детям нравится читать и слушать стихи, обыгрывать их или смотреть,  как это делаю я. А может быть в том, что  мне  доставляет удовольствие читать стихи и сочинять их, и хочется  поделиться этим со своими коллегами.

Стало традицией, что к каждому выпуску детей к школе,   пишу новые слова к знакомым мелодиям. Их накопилось немало. Я не поэт и никогда не причисляла себя к ним, но когда во время исполнения песен на глазах у детей появляются слёзы, испытываю чувство удовлетворения от того, что смогла своими стихами разбудить их сердца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мои публикации:
Воспитательная работа
Логопедия
Материалы для родителей
Музыкально-ритмическое занятие
Обучение грамоте
Окружающий мир
Развитие речи
Разное
Региональный компонент
Сценарии праздников
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы