Использование зондов в логопедической практике

Антонова Светлана Константиновна

Столкнулась с такой проблемой. Заведующая учрежденем категорически запрещает использовать зонды, ссылаясь на санкции СанЭпидНадзора. Между тем, никто не может дать вразумительного ответа  : чем обоснована необходимость специальной обработки металлического инструментария в отличие, например, от простого мытья с мылом тех же "групповых" ложек и вилок?... Коллеги, что думаете по этому поводу? Как обстоят дела в ваших учреждениях?

 

Комментарии

с сайта: http://logopsi.ucoz.com/forum/53-321-1 Сразу надо оговориться, что никакой инструкции, которая бы регламентировала процесс обработки логопедических зондов, нет. Мы разработали эту инструкцию, основываясь на инструктивно- методическиех документах, регламентирующих дезинфекционно- стерилизационную деятельность в стоматологических учреждениях: 1. ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства, режимы»; 2. Приказ Минздрава СССР от 12.07.1989 № 408 «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране»; 3. Приказ Минздрава СССР от 03.09.1991 № 254 «О развитии дезинфекционного дела в стране»; 4. Приказ Минздрава России от 18.08.1997 № 170 «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ -инфекции в РФ»; 5. Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения (МУ-287- 113 от 30.12.1998), утвержденные Департаментом госсапэпидпадзора Минздрава России; 6. «Концепция профилактики внутрибольничных инфекций», утвержденная мерным заместителем министра здравоохранения РФ Онищенко Г.А. 06.12.1999; 7. Руководство «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях» (Р 3.1.683-98, утвержденное МЗ РФ); 8. Санитарно-эпидемиологическе правила СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности"; 9. Санитарно-эпидемиологические правила СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; 10. Методические указания МУК 4.2.1035-01 от 23.05.2001 «Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Контроль дезинфекционных камер»; 11. Пособие «Организация режимов дезинфекции и стерилизации в стоматологических учреждениях, кабинетах» (Л.А.Пономарева, Московская дезинфекционная станция №7, 1998); 12. Методические рекомендации «По организации и проведению противоэпидемических мероприятии в учреждениях стоматологической службы» (к.м.н. П.С. Опарин, Иркутская дезинфекционная станция, журнал «Сибирь-Восток», апрель 2000); 13. Методическое письмо ЦГСЭН в г. Москве от 21.03.1995, № 12/20/-208 «Организация санитарно- гигиенического и дезинфекционно- стерилизационного режимов в учреждениях стоматологического профиля»; 14. Пособие по применению средств дезинфекции и стерилизации в ЛПУ и организации режимов дезинфекции и стерилизации в отделениях эндоскопии и стоматологии. Москва, 1998. Сразу после использования логопедических зондов их необходимо промыть с моющим средством под проточной водой, далее проводится предстерилизационная обработка инструмента. Для этого процесса используются специальные ванночки и лотки, которые хорошо моются и безопасны в использовании. Замачивание зондов в моющем растворе проводится при полном погружении изделия в рабочий раствор на 30 - 60 минут в зависимости от применяемого средства. При наличии у средства, наряду с моющими, также и дезинфицирующих свойств, предстерилизационная очистка может быть совмещена с дезинфекцией («Аламинол» (ГНЦ РФ НИОПИК, Россия) 5,0% или 8% - 60 минут, «Велтолен» (АОЗТ Велт, Россия) 2,5% - 60 минут, «Деконекс Денталь ББ» (Борер Хеми АГ, Швейцария) - 30 минут, «ИД-212» (Дюрр Денталь-Орохим, Германия) 4% - 30-60 минут и др.). Новые средства для предстерилизационной очистки логопедических зондов. Внимательно читайте инструкцию по приготовлению рабочего раствора и экспозиции инструмента в растворе! Аламинол («НИО-ЛИК», Россия.), Вапусан-2000 («Наутимекс Индастрм», Швеция), Велтолен (ЗАО «ВЕЛТ», Россия), Виркон («КРКЛ», Словения), Дезэффект (Санифект-128) («ЛикваТех Индастриез Инк», США), Септабик («Абик, Израиль), Септодор-Форте («Дорвет Лтд», Израиль), Лизафин (ЗАО «Петроспирт». Россия) - предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения (в т.ч. совмещенные в одном процессе), дезинфекция поверхностей помещений, мебели, медицинского оборудования, посуды, белья, сантехоборудования, уборочного инвентаря. _ Деконекс 50 ФФ («Борер Хсмие АГ», Швейцария), Деконекс Денталь ББ («Борср Хемие АГ», Швейцария), Дюльбак ДТБ/Л («ПФК Петтенс- Химия», Франция), Лизетол ЛФ («Шюльке и Майр ГмбХ», Германия), Гротанат Борербад («Шюльке и Maйр ГмбХ», Германия), ИД-212 («Дюрр- Денгаль- Орохим», Германия) - дезинфекция и предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения (совмещенные в одном процессе). _ Бромосепт 50 («Абик», Израиль), Ника-экстра М (ПКФ Геникс, Россия), Септодор («Дорвет Лтд», Израиль) - предстерилизационная очистка изделии медицинского назначения, дезинфекция поверхностей помещений, белья, посуды, предметов ухода, сантехоборудования. _ Бланизол (АОЗТ Петроспирт, Россия), Векс-Сайд (Вексфорд Лэбз. Инк, США), Эринокс (Орион Корпорейшн НОЙРО, Финляндия) - предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения, включая вращающиеся инструменты. _ После промывания логопедических зондов проточной водой можно приступить к следующему этапу: стерилизации. Самым доступным способом стерилизации является кипячение зондов в дистиллированной воде. Стерилизацию кипячением обычно проводят в стерилизаторе - металлической коробке прямоугольной формы с плотно закрывающейся крышкой. Логопедические зонды помещают на имеющуюся в стерилизаторе сетку и заливают дистиллированной водой. Для повышения точки кипения и устранения жесткости воды добавляют 1-2% гидрокарбонат натрия (если вода водопроводная). Стерилизатор закрывают крышкой и подогревают. Началом стерилизации считают момент закипания воды, время кипячения 15-30 мин. По окончании стерилизации сетку с инструментами извлекают за боковые ручки специальными крючками, а находящиеся в ней инструменты берут стерильным пинцетом или корнцангом, который кипятят вместе с остальными инструментами. Если Вы работаете в медицинском учреждении, где есть возможность проводить стерилизацию в автоклаве, то вероятнее всего процессом стерилизации вашего инструмента будет заниматься медицинская сестра, специально этому обученная. Стерилизацию паром под давлением производят в автоклаве. Этот способ стерилизации основан на воздействии на стерилизуемые материалы насыщенного водяного пара при давлении выше атмосферного. В результате такой стерилизации при однократной обработке погибают как вегетативные, так и споровые формы микроорганизмов. Надо сказать, что пластмассовые шарики на зондах зонды для постановки звука Р не выдерживают автоклавирования и часто трескаются при длительном кипячении. Зонды из пищевой пластмассы не подлежат термической обработке и могут быть использованы только как индивидуальный инструмент ребенка. Обработанные таким образом зонды являются стерильными и готовы к работе. Хранить стерильные зонды рекомендуется в УФ бактерицидной камере. Камера предназначена для хранения предварительно простерилизованных медицинских инструментов с целью предотвращения их вторичной контаминации микроорганизмами. ВНИМАНИЕ! Камера не предназначена для стерилизации и дезинфекции инструментов! Камера обеспечивает постоянную готовность к работе логопедических зондов в процессе их длительного (до 7 суток) хранения. Камеру размещают в логопедическом кабинете в рабочей зоне. Обращаем Ваше внимание, что настоящая инструкция не является официальным документом по обработке логопедических зондов. Рекомендуем использовать для каждого ребенка набор индивидуальных логопедических инструментов. Научите родителей ежедневно стерилизовать логопедические зонды и правильно их хранить. Никогда не говорите сотрудникам СЭС, что вы используете не одноразовый инструмент. Не показывайте им логопедические зонды. Приобретайте инструмент для работы только с гигиеническим сертификатом. Следите за идеальной чистотой своего инструмента! Источник: сайт "Логопед-Мастер"
Антонова Светлана Константиновна

Светлана Валерьевна,Вы это серьёзно?... Признаюсь,ни в одном ГДОУ не видела ни стерилизатора, ни УФ бактерицидной камеры в рабочей зоне логопедического кабинета.Тем не менее,зондами пользуются многие... Как всегда, теория так далека от практики, увы... Спасибо!

Если о практике, то меня выручают стоматологи. Я все зонды отношу в стоматологический кабинет в нашем учреждении, у них есть спец. оборудование для стерилизации инструментов и мне всё обрабатывают.
Рощина Наталья Александровна

А что же скажете,если у вас, к примеру один набор зондов, а подряд идут три-четыре ребёнка с постановкой одного и того же звука?(То-есть требуется один и тот же зонд?)Как же быть тогда?Или что же ещё и в расписании учитывать сколько у тебя "рычалок", "шипелок" и т.п.???
Антонова Светлана Константиновна

Вобщем,хоть убейте... не понимаю я, почему металлические зонды требуют стерилизации, а для обработки "групповых" ложек-вилок достаточно воды и мыла. Кстати, для постановки "р" ребята в индивидуальном порядке в пакетиках приносят соски на шпателях.Сие тоже не рекомендуется оглашать во время проверок.Как и наличие тетрадей для выполнения заданий дома.

с зондами вообще проблема. как эпидемиолог скажу - все инструменты, соприкасающиеся со слизистыми оболочками, должны проходить 3-х этапную обработку - дезинфекция,предстрерилизационная очистка и стерилизация. обработка инструментария предполагает прерывание путей передачи инфекции ( в случае с зондами это может быть стоматит, ангина и прочее(инфекций много, бактерии и вирусы сейчас достаточно устойчивы к многим дезинфектантам, в том числе и к спирту). А за распространение инфекционных заболеваний даже, по-моему, статья в УК есть. И если Вы применяете дез.растворы- за это полагается дополнительная оплата. ложки-вилки к инструменту не относятся, для них предусмотрены инструкции по мытью посуды.
Татьяна Ивановна Тылик

За 20 лет логопедической практике к использованию зондов,конечно,прибегать приходится, но не повсеместно и не постоянно.В большей степени стараюсь всё-таки сформировать артикуляционный уклад и по необходимости шпателем показываю положение языка в ротовой полости.А вот по поводу тетрадей,Светлана Константиновна, я Вас не поняла.Необходимость ведения индивидуальных тетрадей-дневников для индивидуальных занятий(которые логопеды используют для д\з)прописано в нормативной документации.И, чаще всего, могут спросить за их отсутствие, а не за наличие.Удивлена, что у Вас с точностью наоборот.
Антонова Светлана Константиновна

Во многих учреждениях, наряду с индивидуальными дневниками сопровождения, ведутся тетради для выполнения домашних заданий, которые дети ежедневно носят с собой в папках.Зная,что "нормативные документы", мягко говоря, не поощряют задания на дом для дошкольников... приходится немного лукавить и "обзывать" данные тетради "тетрадями взаимосвязи с родителями". Так и на установочном собрании в сентябре месяце приходится с родителей брать "автографы" об их просьбах "давать задание детям на дом". Для подстраховки, опять же... Выдала все секреты, вобщем :)
Снежана Валерьевна Сироткина

Добрый вечер, Светлана Константиновна. У нас в саду с этим нет проблем. Перед использование зондов и после работы мы обрабатываем их спиртовым раствором. Мне кажется этого достаточно. В основном в работе зонд по постановке звука "Р", другие реже.
Антонова Светлана Константиновна

Снежана Валерьевна, спиртовым раствором (приобретаемым за свой счёт,к слову) обрабатываем тоже. Но этого, как оказалось, увы,недостаточно. Для постановки "Р" детки ежедневно приносят с собой индивидуальные шпатели в пакетиках-"соски-моторчики".Я же чаще использую зонды для постановки свистящих и шипящих. Да и массажными зондами приходится пользоваться тоже.
Татьяна Ивановна Тылик

Светлана Константиновна, вообще всех должно вполне устроить то, что вы обработаете спиртом, т.к. именно эта обработка прописана в документах .Приказ Министерства здравоохранения СССР от 30 августа 1991года №245 "О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения". http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumI... Почему Вы покупаете его самостоятельно, мне тоже непонятно: когда я работала в системе ДОУ, мне предоставляла спирт медик( сейчас специально покупают), ну а в крайнем случае пишете пару докладных на имя заведующей о невозможности выполнения своих должностных обязанностей по формированию звукопроизношения(объясняя причину).Всё решаемо,главное не отмалчиваться, а говорить об этом и фиксировать свои обращения.
Иванова Елена Николаевна

В настоящее время,когда столько всяких инфекций, а родители очень придирчивы... И это правильно! Я с ними согласна. Спиртовой обработки недостаточно.Не все инфекции можно убить спиртом. Несколько лет я мечтала о стерилизаторе. Когда перешла работать в школу и объяснила директору,что это не прихоть, а необходимость, мне выделили деньги ,я поехала в медтехнику и купила себе стерилизатор .Моделей в интернете море , разной ценовой политики.Я взяла наш за 8400руб.Очень довольна, пользуюсь уже три года без проблем.Мне хорошо и родители спокойны. Стерилизация длится всего три минуты,когда поток детей время терять не приходится.Перед тем ка положить в стерилизатор протираю хлоргексидином. Стерилизатор маленький, аккуратный.
Татьяна Ивановна Тылик

Елена Николаевна, какому Вы отдали предпочтение? я как раз выбираю для кабинета.
Иванова Елена Николаевна

Я купила "Микроцид" . Он очень аккуратный, выглядит эстетично, размер компактный.УФ-лампа. Покупала в медтехнике.
Антонова Светлана Константиновна

Коллеги,каюсь - завидую материальной базе ваших учреждений
Иванова Елена Николаевна

База это брольное место. Сздаётся кровью и потом. Чтобы получить у администрации самую малость приходится очень долго "грызть печень" директору. А стерилизатор я получила в качестве компенсации за то, что не имею отдельного кабинета. А кабинет приходится делить с психологами. Но надо отдать должное директор меня поставила в приоритет , сказав психологам :"У неё поток, а вы подстраивайтесь."
Татьяна Ивановна Тылик

Знаете, я тоже каждый раз начинаю работу со стола и стула(по объективным обстоятельствам сейчас 3 место работы).Но всегда прошу, пишу план развития кабинета(как говорят психологи, нужно реально хотеть и это будет), пишу в текстовом отчёте, что необходимо для осуществления кор.работы.И сейчас, мне, конечно,грех жаловаться: кабинет укомплектован.Согласна с Вами,Елена Николаевна, что приходится просить, но, куда без этого?!Просите и дано Вам будет!
Иванова Елена Николаевна

Да, постоянно с просьбами... Но у меня план развития могу писать, могу не писать... От этого ничего не зависит.Приходится выкручиваться самой. Надо отдать должное, мне здорово помогают родители. За это им огромное спасибо! Даже самые равнодушные в помощи не отказывают. Был бы отдельный кабинет, всё бы организовала и сделала , не первый раз. Но помещения свободного нет, школа переполнена, а когда будет обещанная пристройка , неизвестно.Для работы всё есть. Но хотелось бы побольше техники, мультимедиечку. Но в этом плане, когда надо учителя не отказывают.В целом не худший вариант, но хотелось бы лучшего!

Каждые 3 года меняю кабинет по прихоти руководства. Но в персональном кабинете мне не отказывают. С зондами работаю, но не часто. Считаю, что лучше заниматься развитием мышц арт. аппарата.Звуков ставить много и лучше подготовить мышцы. Когда в школе работал стоматолог, то зонды обрабатывала у него. Сейчас стирилизую кипячением и перед постановкой обрабатываю спиртом. Спирт за счет родителей. Мне ничего не выделяют на кабинет. Безопаснее всего использовать "волшебные" полочки (ушные).Они и одноразовые и родителям не накладно.
Иванова Елена Николаевна

Если у ребёнка дизартрия , одними упражнениями делу не очень-то поможешь. Зондовый массаж ускоряет процесс постановки звуков, при этом гимнастика не отменяется , а разнообразится. Без неё никуда. А стерилизовать лучше в стерилизаторе "Микроцид". Это вещь! И красиво, и удобно,и надёжно! Попробуйте выпросить у администрации. Горя знать не будете. Не надо кипятить, и спирт почти не нужен.

Елена Николаевна, я зеркало не могу нормальное выпросить, а о стерилизаторе и речи быть не может. Я пыталась все это сделать и через медсестру.Предлагала один на двоих, но у неё, в отличии от меня, все одноразовое.
Иванова Елена Николаевна

Ольга Николаевна,у меня такая же ситуация. Не допросишься и кабинета своего нет, сижу вместе с психологами.Но долблю постоянно , но не настырно,о том, что мне надо. Директор когда меня видит, сама говорит "Молчи. Я всё знаю. Пока денег нет." Надеюсь, что когда-нибудь деньги и на меня найдутся. Стерилизатор это единственное приобретение за 4 года. Но ещё мне помогают родители, недавно купили цветной принтер-сканер-копир. Может родители помогут?

В сельской местности родители не имеют больших возможностей. Мне смогли они помочь инд. зеркалами, ватой палочками и спиртом. Я уже за это им очень благодарна. О какой-либо технике и речи не идет. Чтобы дать открытый урок на район, я собирала аппаратуру по школе, а системник привезла из дома.В школе оснастили кабинеты для 1 классов и предметников(и то не у всех). А о моем кабинете и речи нет.
Иванова Елена Николаевна

Да, работая в обычной школе, даже в Москве, многого не получишь. Приходится исходить из окружающей действительности.А необходимый для работы ноутбук таскаю из дома. В кабинете есть один комп. но за ним постоянно сидят психологи, как приклеенные. Но их тоже понять можно, монитор,клавиатуру,мышку- принесли из дома (устаревший вариант). От школы только системник. Поэтому везде с протянутой рукой. Бумагу,файлы, влажные салфетки,р-р"Хлоргексидина" - всё родители. Спасибо им за это большое.Иначе приличная часть зарплаты уходила бы на это. Да и так уходит, на литературу и различные пособия. Как хочешь, а результат давать надо. Вот и выкручиваюсь, как могу...
Татьяна Ивановна Тылик

коллеги!Всё-таки я считаю, что о проблемах надо заявлять:админитстрации, в аналитическом отчёте.,в департаменте образования(они порой и не догадываются о том, что есть проблемы), СМИ.А так, конечно, друг друга мы поддержим и выразим поддержку и сочувствие, но не более.И в сельских школах есть возможность оснащение в кабинете усовершенствовать.У меня тоже сельская школа, прошу(директора), пишу(в отчётах, докладных),а однажды, как только заявила в СМИ(телепередачи) тут же результат!!!!Имею кабинет, который хорошо оборудован(сейчас жду стерилизатор), вся техника:2 компьютера(ноутбук и стационарный), 2 принтера, сканер, диктофон, Экватор, БОС-оборудование, я уже не говорю о зеркалах, спирте, наглядности!Надо-надо просить и заявлять, а иначе будет воз и ныне там.Удачи!!!!

по-доброму завидую.... у меня тоже 3-й кабинет, укомплектован мало, все приходится качать из инета, распечатывать на собственной технике, покупать все за свои деньги. а стерилизатор дело очень хорошее. попробую так же с администрации выдавить,а то зондами вообще не работаю,только аналогичными приспособлениями типа ушных палочек...
Иванова Елена Николаевна

Татьяна Ивановна! Это вам крупно повезло. Но возможности зависят ещё и от региона, где находится школа. У нас в Москве я не видела такого оснащённого кабинета,как у вас.Хорошо если вообще есть отдельный кабинет, да и тот зачастую не соответствует нормативам. Или,как у меня, вместе с психологами.Или занимаются в игровой и т.д. А казалось бы столица! Но приоритет за основным образованием. И я могу тысячу заявок подать ( подаю ежегодно), но результат тот, который есть.И это при том, что директор меня ценит и очень уважает. Но школа большая + детский сад, проблем много. Поэтому до логопедической и психологической службы руки не доходят.Надеемся что будет пристройка, но её ждать и ждать... А пока нет ни одного свободного уголочка.Так что, проси не проси, а где взять...

Моя коллега уехала работать на Камчатку, так она в полном восторге. Ей по просьбе предоставили всю аппаратуру, да еще на курсы в Питер съездила за счет школы.Вы правы, Елена Николаевна, все зависит от региона и начальства.
Иванова Елена Николаевна

Да, я несколько лет назад проводила практические занятия на курсах повышения квалификации при АПК и ПРО РФ, там были учителя из северных регионов и нефтедобывающих районов. Мы обзавидовались, как они живут. Как оснащены кабинеты. Они имели всю технику, которая имелась на тот момент. Компьютеров у наших учителей и в помине не было.А они во всю уже ими пользовались. Нам оставалось только мечтать об этом. До сих пор мечтаем о многом.
Татьяна Ивановна Тылик

Согласна с Вами коллеги!!!И про оборудование , и про курсы. Я тоже на земле(как мы тут говорим) не имела того, что здесь, на крайнем севере.Пока я каждый год прохожу: Питер, Москва, на месте(приглашают специалистов).Но и тут не все это имеют, поверьте!!!!!!!Многие также, как и Вы в столице, Елена Николаевна(что очень удивительно), работают в отгороженных спальнях, делят с психологом кабинет и т.д.Хожу, прошу, пишу, поэтому считаю, что и имею результат.Будем надеяться, что на нас обратят внимание глобально!!!Как бы этого хотелось!
Иванова Елена Николаевна

Поверьте, Татьяна Ивановна! У меня ещё не худший вариант, но меня не устраивает такое положение. Но я реально вижу, что школа переполнена И нет свободных кабинетов.Надеемся, что район в скором времени пойдёт под реконструкцию, тогда будет пристройка. Но у нас замечательные учителя . На администрацию в целом жаловаться грех. Особо ничего не дают, но и не отказывают. Надеюсь, что результат будет.А в Москве, не удивляйтесь такое положение дел не редкость. Конечно, где школа меньшей наполняемости и есть свободные кабинеты, там проще. Но менять коллектив на кабинет , не хочется.Вот поплачусь, вроде легче! А завтра опять пойду к директору выпрашивать в очередной раз.Пусть пока не даст, но зато и не забудет о моих проблемах. А о том, что на нас обратят внимание глобально, пока не очень верится. Периодически ходят слухи о сокращении.У нас во многих детских садах сократили логопедические группы и логопункты. Хочется верить, что разум победит!

Уважаемая Татьяна Ивановна, положение в сельских дотационных районах таково, что хоть проси, хоть не проси, а ничего не получишь! А логопед в школе и вообще вне штатного расписания и работает только пока директор считает это необходимым.У нас подушевое финансирование и денег катострофически не хватает! А внимание на нас обращать похоже никто и не собирается, даже наоборот делают все, чтобы показать, что психологи и логопеды школе не нужны! Иначе как объяснить, что из надтарифного премиального фонда школы нас поощрять нельзя! Мы учителя-логопеды уже и не учителя получается! Конечно, мы все равно работаем честно и с полной отдачей, приносим свои ноутбуки и т.д. Родители мне тоже помочь не могут, так как достойно оплачиваемой работы в районе нет и просить о помощи просто язык не поворачивается. Вот так и работаем... Грустно, но это реальность.
Татьяна Ивановна Тылик

Елена Николаевна, Наталья Викторовна, коллеги!Посмотрите, какую бы тему мы не начали обсуждать, а сводится всё к проблемам в глобальном масштабе:от кабинетов до оплаты.......Поэтому и есть желание, чтобы, скорее не о нас, а о тех детях, которым нужна наша помощь вспоминали не только по праздникам и в год равных возможностей, а просто так и каждый день!А пока всё будет ограничиваться красивыми акциями, о которых нужно срочно рассказать по TV, то воз будет и ныне там.Вот такая тема.....о зондах!!!!!
Иванова Елена Николаевна

А о детях думают... Сокращая коррекционные группы,объединяя сады по 2-3,присоединяя детские сады к школам, объединяя школы ,до 5 школ.Кругом популязируют инклюзию. Я об этом уже писала.Хорошо если директор хороший и разбирающийся в этих проблемах. А то , я знаю, не одно учреждение, где психологов и логопедов считают дармоедами. Поэтому эти ставки просто сокращают, либо трансформируют во что-то другое. Спасибо моя директор не такая,она сказала,что логопеда в школе сократит в последнюю очередь и то, если её за горло возьмут.Буду надеяться,что за горло её брать не будут. А при новой системе оплаты и финансировании, почти всё зависит от директора. И наличие ставок, и их количество, и зарплата, и обеспечение. Может и будут какие-то законодательные акты, но не факт, что нам от этого будет хорошо.
Татьяна Ивановна Тылик

Коллеги!Порадуйтесь со мной: в кабинет купили стерилизатор, новенькие наборы зондов, артикуляционный муляж, обновили индивидюзеркала и даже сумку логопеда(переносную с заркалом) для индивидуальной работы и удобно с собой на диагностику. Спасибо администрации школы!!!!

Иванова Елена Николаевна

Поздравляю вас, Татьяна Ивановна! Дай Бог всем такую администрацию! А где покупали сумку логопеда? И как она укомплектована?