Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся
статья на тему

Антимонова Татьяна Владимировна

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использовала два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных модулей), предусмотренных учебным планом, и включением обучающихся в реализацию творческих проектов, в том числе, связанных с будущей профессиональной деятельностью по специальности среднего профессионального образования 072501 Дизайн (в промышленности).

Основной целью включения обучающихся в проектную деятельность является внедрение в образовательный процесс ГБОУ СПО СГКСТД проектных технологий обучения и создания учебно-производственного комплекса по проектированию изделий индустриального дизайна по специальности Дизайн (в промышленности), формирования у них общих и профессиональных компетенций и способности быть конкурентно способными на рынке труда.

В процессе деятельности по созданию проекта учебно-производственного комплекса по проектированию изделий индустриального дизайна, находясь в поиске необходимой информации, работая в группе, у обучающихся формируются такие качества личности как коммуникативность, целеустремленность, предприимчивость, информированность. При этом очень четко прослеживается интегрированность знаний по многим предметам. В роли конечного продукта проектной деятельности представлены проекты, которые могут быть реализованы в жизнь, учитывая потребности в их использовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ispolzovanie_proektnyh_tehnologiy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Преподаватель ГБОУ СПО СГКСТД

Антимонова Татьяна Владимировна

На сегодняшний день существует проблема выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.

Компетенция трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей.

В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников учреждений СПО. Поэтому подготовку специалистов в этих учреждениях необходимо осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте обучающихся. Необходимо внедрение таких образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста и гражданина. Специалиста, нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, что безусловно требует нового подхода к подготовке будущего профессионала.

Практической педагогической технологией, поддерживающей компетентностно ориентированный подход в образовании, являются проектные технологии. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательская, творческая деятельность, направленная на достижение общего значимого результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является «значимость предполагаемых результатов, которые должны быть материально, т.е как-либо оформлены». Кроме этого к проектной деятельности предъявляются и другие требования: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания; самостоятельность обучающихся; структурирование содержательной части (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (выдвижение гипотезы, сбор, систематизация и анализ полученных данных).

Проектная деятельность способна сделать учебный процесс для обучающихся личностно значимым, позволяющим им раскрыть свой творческий потенциал, проявлять свои исследовательские способности, быть активными. При использовании данного подхода мы имеем возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использовала два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных модулей), предусмотренных учебным планом, и включением обучающихся в реализацию творческих проектов, в том числе, связанных с будущей профессиональной деятельностью по специальности среднего профессионального образования 072501 Дизайн (в промышленности).

Основной целью включения обучающихся в проектную деятельность является внедрение в образовательный процесс ГБОУ СПО СГКСТД проектных технологий обучения и создания учебно-производственного комплекса по проектированию изделий индустриального дизайна по специальности Дизайн (в промышленности), формирования у них общих и профессиональных компетенций и способности быть конкурентно способными на рынке труда.

Для решения этой цели на основе имеющихся у обучающихся знаний об объекте и предмете проектирования организуется обсуждение проблемы. Выясняя новую для себя проблему, все участники проектной деятельности включаются в нее, при этом каждый из них мотивирован на достижение значимого для них конечного результата.

В процессе деятельности по созданию проекта учебно-производственного комплекса по проектированию изделий индустриального дизайна, находясь в поиске необходимой информации, работая в группе, у обучающихся формируются такие качества личности как коммуникативность, целеустремленность, предприимчивость, информированность. При этом очень четко прослеживается интегрированность знаний по многим предметам. В роли конечного продукта проектной деятельности представлены проекты, которые могут быть реализованы в жизнь, учитывая потребности в их использовании.

Применяя проектные технологии в процессе подготовки специалистов, формируем общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:

  • самостоятельно ищут необходимые знания из разных информационных источников – (ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач);
  • пользоваться приобретенными знаниями для решения нужных им задач – (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество);
  • развивать исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) – (ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы);
  • вести профессиональную деятельность с учетом экологической безопасности – (ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности);
  • учатся совместному труду (ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.)

С точки зрения компетентностного подхода именно применение проектных технологий позволяет формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции:

  • умение применять материалы – (ПК 2.1. Применять материалы с учетом их формообразующих свойств);
  • выполняют эталонные образцы – (ПК 2.2 Выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале);
  • конечный результат – (ПК 2.3 Разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологии изготовления, выполнять технические чертежи; ПК 2.4 Разрабатывать технологическую карту изготовления изделия).

Современные образовательные технологии, в моем случае, это проектная деятельность обучающихся, формирует у будущих специалистов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных. Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании позволяет формировать общие и профессиональные компетенции будущих специалистов, а значит, обеспечивает их конкурентоспособность в соответствии с запросами рынка труда. Выведение проектной деятельности за пределы урочной создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении.

Задачей преподавателя является найти такие пути применения проектных технологий, которые привлекли бы к ней студентов с различным уровнем знаний и умений, расположили бы их к общей совместной деятельности, сориентировали бы их на будущую профессиональную успешность. Опираясь на опыт и интересы самих студентов, на их запросы и склонности, преподаватель приобретает союзников в формировании именно тех общих и профессиональных компетенций, которые будут важны в будущем выпускникам учреждений среднего профессионального образования.

Для решения задачи формирования общих и профессиональных компетенций выпускников колледжа при реализации личностно ориентированного и, конечно же, добровольном участии всех субъектов образовательного процесса в проектной деятельности была разработана и внедрена в образовательный процесс ГБОУ СПО СГКСТД функционирующая как экспериментальная площадка, специальная тематика проектов. Были учтены возможности и желания каждого участвовать в проектной деятельности, уровень темперамента и уровень профессиональной направленности, и на основе этого реализовано несколько проектов различной типологии.

В рамках изучения МДК обучающимся предлагаются для выполнения на выбор учебные проекты профессиональной направленности по специальности Дизайн (в промышленности). Конечным результатом которых будут выполненные макеты оформления торговых площадей. В ходе реализации этих проектов участниками было отмечено, что студентам в процессе выполнения проектного задания требуются не только учебные и профессиональные знания, но и умения организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять текущий контроль, нести ответственность за результаты своей работы, работать в коллективе, эффективно общаться, использовать информационно-коммуникационные технологии при оформлении результатов и др.

Работа с новой, профессионально значимой информацией приближает будущего специалиста к производственным условиям, что стимулирует желание обучающихся достичь продуктивных результатов и положительно отражается на формирование профессиональной компетенции. Оценивание степени сформированности общих и профессиональных компетенций важный этап, причем и для обучающихся, и для преподавателя. В данной работе отслеживается процесс в виде поставленного определенным образом вопроса, стимулирующего участника проектной деятельности к размышлениям и самостоятельной оценки своей работы.

Дальнейшее использование в образовательном процессе проектной деятельности позволяет не только обеспечить продвижение обучающихся по компетентностной образовательной траектории, но и способствует подготовке высококвалифицированных специалистов среднего звена. А также позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, способствует реализации творческого потенциала, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В данной статье приведен план урока, способствующий формированию  общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел...

Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся СПО

Статья в полной мере раскрывает роли игровых технологий в процессе формирования общих и профессиональных компетенций на примере специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....

"Использование проектных технологий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении спец.дисциплин"

              Совменные образовательные технологии формируют у будущих специалистов умения  ставить и решать задачи - не только  профессиональн...

Доклад "Проектные технологии в работе педагога для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении профессиональных дисциплин"

В данном докладе рассматривается способ применения проектных технологий при изучении профессиональных дисциплин....

Доклад "Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов" 2018 год

Доклад на тему: «Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов».Разработчик: Кукорова О.А. - мастер п/о ОГБПОУ "Скопинский элект...