"Использование проектных технологий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении спец.дисциплин"
статья

Кабанов Геннадий Иванович

                Совменные образовательные технологии формируют у будущих специалистов умения  ставить и решать задачи - не только  профессиональные, но и жизненные.

             Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании позволяет формировать  общие и профессиональные компетенции будущих специалистов, а значит, обеспечивает

              их  конкурентноспособность  в соответствии с запросами рынка труда. Выведение проектной деятельности за пределы урочной -  создает простор для творчества, позволяет учесть 

               личностно ориентированный подход в обучении.


 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_chteniya_kabanov.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кабанов Г. И.

Преподаватель Гагинского филиала ГБПОУ «Лукояновский Губернский колледж»

Использование проектных технологий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении спец. Дисциплин.

             

В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников средних профессиональных учебных заведений.

Компетенция трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей.

 Поэтому подготовку специалистов учреждениях СПО необходимо осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте обучающихся. Необходимо внедрение таких образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста и гражданина. Специалиста, нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, что, безусловно, требует нового подхода к подготовке будущего специалиста.

Практической педагогической технологией, поддерживающей компетентностно ориентированный подход в образовании, являются проектные технологии.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, направленная на достижение общего значимого результата. Непременным условием проектной деятельности является «значимость предполагаемых результатов, которые должны быть материально, т.е как-либо оформлены». Кроме этого к проектной деятельности предъявляются и другие требования: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания; самостоятельность обучающихся; структурирование содержательной части (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (выдвижение гипотезы, сбор, систематизация и анализ полученных данных).

Проектная деятельность способна сделать учебный процесс для обучающихся личностно значимым, позволяющим им раскрыть свой творческий потенциал, проявлять свои исследовательские способности, быть активными. При использовании данного подхода мы имеем возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использую два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных модулей), предусмотренных учебным планом, и включением обучающихся в реализацию творческих проектов с участием в ежегодных студенческих научно-практической конференциях, проходящих  в ГБПОУ ЛГК, в том числе, связанных с будущей профессиональной деятельностью по специальности среднего профессионального образования 35.02.07. «Механизация сельского хозяйства» и 35.02.16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».

Основной целью включения обучающихся в проектную деятельность является внедрение в образовательный процесс ГБПОУ «ЛГК» проектных технологий обучения и создания учебно-производственного комплекса по изучению устройства машин, механизмов, приспособлений, комплектованию сборочных единиц, рациональной эксплуатации машинно-тракторного парка по специальности Механизация сельского хозяйства, формирования у них общих и профессиональных компетенций и способности быть конкурентно способными на рынке труда.

Для решения этой цели на основе имеющихся у обучающихся знаний по дисциплине   организуется обсуждение проблемы.  Выясняя новую для себя проблему, все участники проектной деятельности включаются в нее, при этом каждый из них мотивирован на достижение значимого для них конечного результата.

В процессе деятельности по созданию проекта, находясь в поиске необходимой информации, работая в группе, у обучающихся формируются такие качества личности как коммуникативность, целеустремленность, предприимчивость, информированность. При этом очень четко прослеживается интегрированность знаний по многим дисциплинам. В роли конечного продукта проектной деятельности представлены проекты, которые формируют у обучающего потребность в поиске и анализе информации, способствуют формированию будущего профессионала.

Применяя проектные технологии в процессе подготовки специалистов, формируем общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:

- самостоятельно ищут необходимые знания из разных информационных источников – (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личностного развития.);

- используют  приобретенные знания для решения поставленных задач  - (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество);

- развивают  исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) - (ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.);

- организуют  профессиональную деятельность с использованием современных коммуникационных технологий - (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.)

- учатся совместному труду - (ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.)

        С точки зрения компетентностного подхода именно применение проектных технологий позволяет формировать у обучающихся значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции:

- умение собирать, разбирать, регулировать, выявлять неисправности и устанавливать узлы и детали на   двигатель, приборы электрооборудования - (ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.);

- умение комплектовать и подготавливать агрегат для выполнения работ по возделыванию сельскохозяйственных культур - ( ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат.)

- умение работы на агрегатах - (ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.)

- конечный результат - (ПК 2.4.  Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.)

Современные образовательные технологии, в моем случае, это проектная деятельность обучающихся, формирует у будущих специалистов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных. Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании позволяет формировать общие и профессиональные компетенции будущих специалистов, а значит, обеспечивает их конкурентоспособность в соответствии с запросами рынка труда. Выведение проектной деятельности за пределы урочной создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении.

Задачей преподавателя является найти такие пути применения проектных технологий, которые привлекли бы к ней обучающихся с различным уровнем знаний и умений, расположили бы их к общей совместной деятельности, сориентировали бы их на будущую профессиональную успешность. Опираясь на опыт и интересы самих обучающихся, на их запросы и склонности, преподаватель приобретает союзников в формировании именно тех общих и профессиональных компетенций, которые будут важны в будущем выпускникам учреждений среднего профессионального образования.

Для решения задачи формирования общих и профессиональных компетенций выпускников колледжа при реализации личностно ориентированного и, конечно же, добровольном участии всех субъектов образовательного процесса в проектной деятельности разрабатываются и внедряется в образовательный процесс Гагинского филиала ГБПОУ ЛГК специальная тематика проектов. Учитываются возможности и желания каждого участвовать в проектной деятельности, уровень темперамента и уровень профессиональной направленности, и на основе этого реализовано несколько проектов различной типологии.

Темы проектов: «Применение энергонасыщенной техники в сельском хозяйстве»; «Определение рационального состава МТП»; «Автомобили Великой Отечественной войны»; «Эволюция двигателей внутреннего сгорания» и др.

В рамках изучения МДК обучающимся предлагаются для выполнения на выбор учебные проекты профессиональной направленности по специальности «Механизация сельского хозяйства» и «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования». В ходе реализации этих проектов участниками было отмечено, что обучающимся в процессе выполнения проектного задания требуются не только учебные и профессиональные знания, но и умения организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять текущий контроль, нести ответственность за результаты своей работы, работать в коллективе, эффективно общаться, использовать информационно-коммуникационные технологии при оформлении результатов и др.

Работа с новой, профессионально значимой информацией приближает будущего специалиста к производственным условиям, что стимулирует желание обучающихся достичь продуктивных результатов и положительно отражается на формирование профессиональной компетенции. Оценивание степени сформированности общих и профессиональных компетенций важный этап, причем и для обучающихся, и для преподавателя. В данной работе отслеживается процесс в виде поставленного определенным образом вопроса, стимулирующего участника проектной деятельности к размышлениям и самостоятельной оценки своей работы.

Дальнейшее использование в образовательном процессе проектной деятельности позволяет не только обеспечить продвижение обучающихся по компетентностной образовательной траектории, но и способствует подготовке высококвалифицированных специалистов среднего звена. А также позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, способствует реализации творческого потенциала, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: учеб. – метод. пособие/ авт. Т.Ю.Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2014. – 58 с.
  2. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико-ориентированные технологии/ авт. – сост.М.В.Русинова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использовала два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных мо...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В данной статье приведен план урока, способствующий формированию  общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел...

Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся СПО

Статья в полной мере раскрывает роли игровых технологий в процессе формирования общих и профессиональных компетенций на примере специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....

Доклад "Проектные технологии в работе педагога для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении профессиональных дисциплин"

В данном докладе рассматривается способ применения проектных технологий при изучении профессиональных дисциплин....

Доклад "Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов" 2018 год

Доклад на тему: «Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов».Разработчик: Кукорова О.А. - мастер п/о ОГБПОУ "Скопинский элект...