Вовлеченного обучения «Вопрос-Ответ»
статья

Соловьева Елена Александровна

Предназначено для преподавателей профессиональных циклов при формировании общих и профессиональных компитенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_e.a_1.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Вовлеченного обучения «Вопрос-Ответ»

на тему: «Основания и фундаменты»

по дисциплине: «Архитектура зданий»

специальность 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Разработала:                                                                Соловьева Е.А.

РЫЛЬСК  2015

Введение

Учитывая невысокие дидактические результаты традиционных форм организации занятий, педагоги практики ведут поиски путей их активизации и совершенствования методов проведения.

Одним из основных приемов вовлеченного обучения является методика «вопрос - ответ».

Цели и преимущества этого метода:

  • подчеркнуть опыт отдельных членов групп;
  • определить взгляды и точку зрения отдельных студентов и всей группы;
  • помочь самым нерешительным принять участие в работе;
  • добиться влияния или сформулировать его на предмете;
  • повысить участие в работе;
  • оценить имеющиеся знания;
  • углубить понимание предмета;
  • активизировать обсуждение в группе;
  • снизить напряжение.

Овладев методикой «вопрос - ответ» вы, несомненно, будете использовать ее в качестве основного приема обучения, но едва ли Вы сможете им воспользоваться, если в процессе подготовки не выделите четко ключевые вопросы. В такой ситуации рекомендуем выполнить следующую процедуру:

  • Составить план;
  • подчеркнуть те факты или мнения, которые можно получить от студента;
  • сформулируйте вопрос, с помощью которого можно получить желаемый ответ;
  • четко сформулируйте вопрос и запишите его в рабочий план.

Практическое занятие

Тема занятия:    Конструктивное решение фундамента

Цель занятия:

учебная:   научиться проектировать фундамент здания.

воспитательная:  воспитание любви к своей профессии.

развивающая:  развивать познавательную активность студентов.

Межпредметные связи: с технологией и организацией строительного производства; строительные конструкции; инженерная графика; строительные материалы.

Оборудование: Паспорт типового проекта, КАТАЛОГ 3.01. ЖГ- 1 Том 1, прайс-лист, миллиметровка, чертежные принадлежности, СНиП 2.02.01.83 «Основания зданий и сооружений».

Литература: Буга П.Г. «Гражданские и промышленные здания».

                         Вильчик Н. П. «Архитектура зданий».

                         Маклакова Т.Г. «Конструкции гражданских зданий».

Ход урока

Организационный момент:

Приветствие, проверка отсутствующих. Постановка цели занятия.

Актуализация опорных знаний.

Для проверки знаний можно использовать следующие стили формулировки вопроса.

- Конкретно адресованный вопрос.

Такой вопрос задается, если заранее известно, что конкретный студент группы обладает необходимыми знаниями или опытом, или когда требуется привлечь к работе конкретного студента. Сначала называют имя этого человека, а потом формулируется вопрос.

- Вопрос ко всем. Этот вопрос задают, чтобы сконцентрировать внимание, или когда преподаватель не уверен, кто обладает необходимым опытом или знаниями.

Вопрос задается всей группе, и отвечать может любой. Всегда можно определить, того кто знает ответ: либо по жестам, либо по выражению лица, достаточно взгляда, чтобы пригласить отвечать этого студента.

В каких случаях применяют свайные фундаменты?

- Вопрос с задержкой указание конкретного адресата. Такой вопрос задают, чтобы заставить думать всю группу. Задается вопрос, и через 10-15 секунд паузы называется тот, кто будет отвечать.

Дайте краткую характеристику сборным железобетонным ленточным фундаментам. Назначение отмостки и её конструктивное решение.

Практическое задание

Ввод задания.

Раздаются паспорта типовых проектов. Зачитывается задание.

Задание:

По заданным параметрам вычертить конструкцию фундамента (план) с определением глубины его заложения.

В конце урока студент должен сдать на миллиметровке план фундамента; спецификацию сборных железобетонных конструкций.

Работа студентов.

Порядок работы.

В помощь ребятам задаются вопросы. Существуют следующие формулировки вопроса.

1. «Закрытый», или прямой, вопрос полезен для получения фактов и информации от отдельных студентов или от всей группы; поскольку такой вопрос подразумевает только краткий ответ, он не ведет к дискуссии.

Назовите конструктивный тип фундамента в соответствии с конструктивной схемой здания.

Ответ: Ленточный сборный железобетонный фундамент.

2.        «Наводящий» вопрос подразумевает ответ, и, в целом, такие вопросы следует избегать, за исключением тех случаев, когда нужно проверить информацию или помочь самому тихому студенту.

Ширина фундаментных плит под наружные и внутренние несущие стены принимается 500 мм?

Ответ:  да.

3.        Можно использовать закрытый вопрос с выборочным ответом.

Вопрос, предлагающий три или более вариантов ответа на выбор.

Произведите подбор фундаментных плит и фундаментных блоков используя прай-лист. (см. Табл. № 1)

Таблица № 1.

Прайс-лист.

        Плиты железобетонных ленточных фундаментов

Продолжение табл. № 1.

4. «Открытый» вопрос побуждает отдельных студентов или всю группу высказать свое мнение или точку зрения.

Что такое глубина заложения фундамента?

От чего она зависит?

5. «Возвратный» вопрос очень полезен для ведения дискуссий или для глубокого понимания предмета. Его особенное преимущество состоит в том, что преподаватель может признать и использовать предыдущий ответ одного из студентов и в то же время направить обсуждение в нужное русло. Несколько минут назад мы произвели подбор фундаментных плит и блоков. Теперь расскажи нам последовательность выполнения плана фундамента.

Рис. 2. План фундамента

Ответ

  1. Вычертить координационные оси здания.
  2. Под несущими стенами вычертить фундаментные подушки с расстоянием 200 мм друг от друга.
  3. На подушки укладываются фундаментные блоки.
  4. Проставляются размеры на чертеже. Привязку.
  5. Маркируем фундаментные подушки и блоки.

6. Указываем глубина заложения фундамента.

Подведение итогов.

Для закрепления и проверки знаний используем карточки с контрольными заданиями, (см. Приложение № 1), тесты (см. Приложение № 2, № 3).

На заключительном этапе анализирую ход урока, обращаю внимание на ошибками допущенные участниками, отмечаю полные ответы отдельных студентов.

Выставляю оценки.

Приложение 1.

Контрольные задания

I. Сформулируйте определения:

А . Прочность – это ……………………..

Б. Устойчивость – это ………………….

В. Пространственная

жесткость – это ………………………

1. Способность конструкции  воспринимать силовые нагрузки без разрушения.

2. Неизменяемость   конструктивной основы здания при воздействии на него силовых факторов.

3..        Способность конструкции сохранять равновесие при силовых воздействиях

II. Пространственная жесткость здания обеспечивается:

А. При бескаркасном решении         …………..

Б.   При   каркасном  решении ………………

1.        Стенами лестничных клеток и лифтовых шахт

  1. Внутренними поперечными стенами
  2. Стенами жесткости
  3. Междуэтажными перекрытиями
  4. Плитами - распорками



Приложение 2.

Тесты по дисциплине «Архитектура зданий»

Тема: «Основание и фундаменты»

I. Классифицируйте фундаменты:

А. По конструктивной схеме ………………….

Б. По виду материала …………………………..

В. По характеру работы ………………………..

Г. По глубине заложения ……………………..

  1. Ленточный
  2. Бетоны
  3. Глубокий
  4. Свайный
  5. Из природного камня
  6. Мелкий
  7. Столбчатый
  8. Гибкий
  9. Жесткий
  1. Железобетона
  2. Сплошной

II. Закончите предложенные фразы:

A.        Способность фундамента воспринимать нагрузку и передавать ее на основание удовлетворяет требованиям ……………………

Б. Способность фундамента противостоять
грунтовым водам, атмосферным воздействиям и т. д. отвечает требованиям ……………………..

B.        Сопротивление фундамента силам опрокидывания удовлетворяет требованиям …………………………………………………….

Г. Фундаменты, смонтированные из сборных    элементов, отвечают требованиям ……………..

Д. Фундаменты с наименьшими затратами труда, материалов отвечают требованиям …….

1. Долговечности

2. Экономичности

3. Прочности

4. Устойчивости

5. Индустриальности

III. Под какими элементами зданий располагают ленточные фундаменты?

  1. Отдельными опорами
  2. Наружными стенами
  3. Внутренними стенами

Приложение 3

Тесты по дисциплине «Архитектура зданий»

Тема: «Основание и фундаменты»

Задание 1. Установить соответствие

Признаки классификации:

  1. По материалу.
  2. По глубине заложения.
  3. По характеру работы.
  4. По конструктивным решениям.

Свайные фундаменты:

A.        Сваи-стойки и висячие сваи.

Б. Забивные и набивные.

B.        Короткие (3,6 м) и длинные (16 м).

Г. Железобетонные, бетонные, деревянные, металлические.

Д. Сборные и монолитные.

Задание 2. Выбрать номер правильного ответа

Назначение отмостки:

  1. Равномерная осадка здания
  2. Отвод атмосферных вод от стен и фундаментов
  3. Обеспечение устойчивости здания

Задание 3. Выбрать номер правильного ответа

Высота уступа ленточного фундамента на местности с уклоном:

  1. Не больше 0,5
  2. Не меньше 0,5

Задание 4. Выбрать номер правильного ответа

Фундамент, располагающийся под всей площадью здания, называется:

  1. Ленточным
  2. Сплошным
  3. Свайным
  4. Столбчатым.

Задание 5. Дополнить предложение:

Помещение подземного этажа высотой меньше 2 м называется _______________.

Задание 6. Дополнить предложение:

Световой колодец перед окном подвального помещения называется ___________________.

Задание 7. Установить соответствие

Массив грунта

  1.  Способный воспринимать нагрузки от здания
  2.  Требующий уплотнения и упрочнения для восприятия нагрузок от здания

Основание

A.  Искусственное
Б. Естественный

B.  Комбинированное

Задание 8. Выбрать номер правильного ответа

Устройство прерывистых ленточных фундаментов позволяет:

  1. Снизить расход материалов.
  2. Уменьшить затраты труда.
  3. Снизить расход материалов, уменьшить затраты труда.
  4. Снизить расход материалов, уменьшить затраты труда, полнее использовать несущую способность фундаментов.

Задание 9. Выбрать номер правильного ответа

Отдельные опоры зданий опираются на фундаменты:

  1. Ленточные.
  2. Столбчатые и ленточные.
  3. Столбчатые, сплошные и свайные.

Задание 10. Установить соответствие

Разновидности фундаментов 

1. Из природного камня, бутобетонные, бетонные, железобетонные, кирпичные

2. «Гибкие» (работающие на сжатие и изгиб)

3. Сборные и монолитные

4. Ленточные, столбчатые, сплошные свайные

Признаки классификации 

А. Глубина заложения бетонные

Б. Конструктивные схемы

В. Способы возведения

Г. Характер работы

Д. Материал

Задание 11. Выбрать номер правильного ответа

В виде массивной, монолитной, железобетонной плиты устраивается фундамент:

  1. Ленточный
  2. Столбчатый
  3. Свайный
  4. Сплошной

Задание 12. Выбрать номер правильного ответа

Отсеки ленточного фундамента в местах осадочного шва между собой:

  1. Не связаны
  2. Связаны

Задание 13. Выбрать номер правильного ответа

Техническое подполье от подвала отличается:

  1. Меньшей высотой помещения
  2. Характерным использованием помещения
  3. Конструкцией пола

Задание 14. Дополнить предложение:

Балка, объединяющая сваи поверху, называется ________________________.

Задание 15. Установить соответствие

1. Глубина заложения фундаментов

2. Требование к основанию

3. Требования к фундаментам

А. Прочность, устойчивость,

долговечность, индустриальность, экономичность

Б. Расстояние от спланированной

поверхности грунта до уровня подошвы фундамента

В. Небольшая и равномерная

сжимаемость. Несущая способность, подвижность и др.

Г. Непостоянство объема грунта в разное время года

Задание 16. Выбрать номер правильного ответа

Идеальным основанием является грунт:

  1. Крупнообломочный
  2. Песчаный
  3. Глинистый
  4. Скальный
  5. Насыпной

ЛИТЕРАТУРА

1. Вильчик Н.П. «Архитектура зданий»: Учебник.- М: ИНФРА - М. 2005 - 303 с.  

  1. Методические указания по курсовому проектированию.
  2. КАТАЛОГ 3.01. ЖГ - 1  Том 1.
  3. СНиП 2.02.01.83 «Основания зданий и сооружений»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Проектная методика вызывает большой интерес у обучающихся нашего техникума, способствует развитию творческой активности и самостоятельности. Использование метода проектов в процессе обучения позволяет...

Проект "Добровольчество- основа волонтерской вовлеченности"

Проект "Добровольчество- основа волонтерской вовлеченности"...

Мини-игра "Вопрос - ответ" на тему "Применение клизм и газоотводной трубки".

Мини-игра на тему "Применение клиз и газоотводной трубки"....

Модель вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность

Большинство современных лидеров в спорте, бизнесе, политике, искусстве – это люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития такого  мышления с ...

Конкурс как одна из форм вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу

Сегодня научно-исследовательская работа студентов в техникуме является одним из важнейших компонентов при подготовке специалистов, она становится органическим составным элементом всего учебного процес...

Задание 14 22.12.2021 Чтение чертежей ,условные обозначения ,записать основы в конспект .Внимание 24 числа контроль пройденного по форме вопрос ответ ,присылать ответы и фото конспектов нужно будет мне на почту ,ответ без фотографии конспекта Незачет!

, Чертеж это полноценный документ ,выдаваемый на одну конкретную деталь или целую металлоконструкцию. Он содержит всю информацию, которая может понадобиться сварщику. Профессиональное чтение сварочных...