Конкурс как одна из форм вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу
статья

Подругина Екатерина Дмитриевна

Сегодня научно-исследовательская работа студентов в техникуме является одним из важнейших компонентов при подготовке специалистов, она становится органическим составным элементом всего учебного процесса. В связи с этим его необходимо строить таким образом, чтобы студенты не только получали определённую систему знаний в соответствии с программой, но и вырабатывали стремление к самостоятельному поиску, совершенствованию полученных знаний, настраивались на овладение научно-исследовательскими методами, нестандартными приёмами решения, учились анализировать и обобщать потоки различной информации. В Хабаровском торгово-экономическом техникуме сложилась определенная система исследовательской и творческой работы, которая обеспечивает возможность непрерывного участия студентов в научно-исследовательской работе в течение всего периода обучения с учетом профессиональной подготовки. Это научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс и научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_htet_podrugina_gyrylova.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс как одна из форм вовлечения студентов                                            в научно-исследовательскую работу

Гырылова Н.Н., преподаватель,

руководитель студенческого

научного общества ХТЭТ

Подругина Е.Д., методист,

руководитель творческой группы ХТЭТ

«Исследовательская деятельность

преподавателей и студентов»

Сегодня научно-исследовательская работа студентов в техникуме является одним из важнейших компонентов при подготовке специалистов, она становится органическим составным элементом всего учебного процесса. В связи с этим его необходимо строить таким образом, чтобы студенты не только получали определённую систему знаний в соответствии с программой, но и вырабатывали стремление к самостоятельному поиску, совершенствованию полученных знаний, настраивались на овладение научно-исследовательскими методами, нестандартными приёмами решения, учились анализировать и обобщать потоки различной информации.

В Хабаровском торгово-экономическом техникуме сложилась определенная система исследовательской и творческой работы, которая обеспечивает возможность непрерывного участия студентов в научно-исследовательской работе в течение всего периода обучения с учетом профессиональной подготовки. Это научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс и научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс.

Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, выполняется в соответствии с учебными планами и программами, предусматривает учебно-исследовательскую работу в рамках программы среднего профессионального образования по учебному плану конкретной специальности. Основными наиболее действенными организационными формами такой работы являются: реферат, лабораторная, курсовая или дипломная работа, научно-исследовательская работа в ходе прохождения учебной или производственной практики.

Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс, предусматривает самостоятельную работу вне рамок непосредственной программы среднего профессионального образования и способствует наиболее полному освоению методов и специфики научно-исследовательской работы. Основными наиболее действенными организационными формами научно-исследовательской работы, дополняющей учебный процесс, являются: студенческое научное общество, творческая группа «Исследовательская деятельность преподавателей и студентов», студенческие кружки, занятия с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности; студенческие научные конференции, студенческие конкурсы научных работ, олимпиады, интеллектуальные игры и викторины, студенческие научные публикации, индивидуальные научно-исследовательские работы студентов.

На первом курсе выявляются студенты, имеющие выраженную мотивацию к научной деятельности, они знакомятся с основными научными направлениями, с возможностями их реализации в научно-исследовательской, деятельности (с деятельностью Студенческого научного общества, творческой группы «Исследовательская деятельность преподавателей и студентов», научных кружков, возможностью участия в студенческих научных конкурсах и т.д.). Осуществляется формирование у студентов навыков, умений и приобретение простейших знаний, необходимых для выполнения научно-исследовательской работы, обучение основам самостоятельной работы, правилам оформления справочного научного материала и конспектированию научной литературы, развитие аналитических способностей и нестандартного мышления (реферативная работа, научные исследования в рамках лабораторных и практических работ и т. д.).  Студенты представляют научные результаты в виде выполненной реферативной, лабораторной работы в рамках учебного процесса либо в форме научного доклада на конференции, «круглом столе», заседании научного студенческого общества.

На старших курсах научно-исследовательская работа приобретает более выраженный творческий характер. В ходе выполнения небольших самостоятельных исследований и заданий творческого характера у студентов формируются специальные исследовательские навыки, углубление знаний методов, методик, технических средств проведения исследований и обработки результатов. Помимо написания курсовых и дипломных работ студенты активно участвуют в научно-практических конференциях, конкурсах научно-исследовательских работ.

В техникуме созданы оптимальные условия для участия обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах.  Наряду с участием в олимпиадах очного и дистанционного характера в рамках предметных недель студенты имеют возможность попробовать свои силы в конкурсах различного уровня: краевых, всероссийских, международных. Больший акцент делается на участие в очных конкурсах краевого и городского уровней, так как они подразумевают более тщательную и серьезную подготовку обучающихся.

За последние три года около сорока студентов ХТЭТ приняли участие в краевых конкурсах научно-исследовательских работ, из них более 20 обучающихся заняли призовые места.

В 2015 году студент 3 курса занял второе место в Краевом конкурсе среди студентов СПО Хабаровского края «70 лет под знаменем Победы». С целью сохранения и донесения до современной молодежи правды о подвигах советских воинов был создан короткометражный документальный фильм, посвященный неизвестным фактам и событиям Великой Отечественной войны. Впервые студентом техникума была проведена обширная исследовательская работа по сбору материала на основе музейных и архивных документов техникума, рассказов преподавателей и студентов. Исследование началось со сбора музейных и архивных материалов, касающихся участников войны, проведения анкетирования студентов разных курсов, написания сценария фильма. Далее были просмотрены и подобраны документальные видеоматериалы о Великой Отечественной войне, видеозаписи праздников «Хлеб войны – хлеб Победы» и завершилось исследование съемкой документального фильма. Созданный в ходе проекта видеофильм используется при организации воспитательной работы в техникуме, проведении классных часов, внеклассных мероприятий с целью формирования патриотических убеждений и устойчивых норм поведения студентов, формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.

Студентка специальности «Технология продукции общественного питания» стала победителем краевого конкурса исследовательских работ «Тыл тоже фронтом был», рассуждая в исследовательской работе о своих ровесницах – труженицах тыла в годы Великой Отечественной войны.  Работа представляет мировоззренческую позицию автора, основанную на чувствах патриотизма и ответственности за свою Родину. Данная работа используется для проведения тематических классных часов, а также на уроках истории в техникуме.

Студенты ХТЭТ стали призерами (2 место) конкурса студенческих научных работ по истории России и Дальнего Востока «Студенческая весна – 2016». Они представили научно-исследовательский проект по истории Дальнего Востока на тему: «Село Бычиха: прошлое и настоящее». Целью проекта являлось изучение и анализ письменных и устных источников, связанных с историей села Бычиха. Студенты, используя методы исторического исследования, провели тщательный поиск источников по истории появления села Бычиха, изучили результаты археологических исследований, проведенных в разные периоды на данной территории, историю коренных народов, проживающих на территории села до появления первых переселенцев, проанализировали состояние интенсивности заселения исследуемой территории в первой половине XX века, показали взаимосвязь исторических периодов. Значимость исследования в том, что работа является необходимой для дальнейшего изучения истории села, она может быть использована для подготовки курсов и спецкурсов по истории Дальнего Востока, а также при изучении регионального компонента на уроках истории.  

2 место в краевом конкурсе творческих работ «Профессиональная реликвия» заняла студентка специальности «Экономика и бухгалтерский учет». Исследовательская работа была выполнена с целью популяризации профессии «Бухгалтер» через изучение истории семейных реликвий профессиональной направленности. Студенткой техникума была проведена исследовательская работа по изучению истории развития вычислительной техники, в частности арифмометров, их видов и технологии работы на них. В работе использовались материалы музея истории техникума, музея истории г. Хабаровска, семейные реликвии. На основе проведенных исследований была создана презентация, предназначенная для изучения истории развития вычислительной техники на занятиях по истории бухгалтерского учета и информационных технологий.

В 2016 году в краевом конкурсе исследовательских работ учащихся «Возвращенные имена» студентка второго курса ХТЭТ заняла второе место. Цель исследовательской работы: на основе документальных свидетельств военных лет - солдатских писем участника Великой Отечественной войны, хабаровчанина Петра Ивандикова, провести исследовательскую работу и рассказать сверстникам о конкретной человеческой судьбе и важности фронтовых писем не только в период Великой Отечественной войны, но и в современном мире, сохранить память о том времени и людях, которые отстояли мир на земле. Исследование началось с изучения материалов о письмах с фронта, имеющихся в литературе и в Интернете и содержания писем, переданных в музей истории Хабаровского торгово-экономического техникума. Следующая задача была в установлении личности автора этих писем и его судьбы. В итоге было организовано проведение классного часа на тему «Фронтовые письма» совместно с руководителями исследовательской работы и Студенческим научным обществом КГБ ПОУ ХТЭТ. Материалы данного исследования используются преподавателями техникума для проведения экскурсий в музей техникума и тематических классных часов. Данная исследовательская работа была отправлена на Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век» и была отмечена почетной грамотой.

Победителем краевого дистанционно-образовательного проекта «Виртуальные экскурсии», посвященного 72-летию Победы в Великой Отечественной войне стала студентка первого курса специальности «Технология продукции общественного питания». В основу виртуальной экскурсии «Великая Отечественная война глазами поколения XXI века» легли исторические музейные материалы, собранные преподавателями и студентами техникума, краеведческая и поисково-исследовательская работа обучающихся на протяжении многих лет. Задачами проектной работы являлись пропаганда и популяризация подвига народа, формирование интереса к глубокому изучению истории России проявленного в Великой Отечественной войне, приобщение студентов техникума к исследовательской, поисковой и экскурсионной деятельности. Студентка проанализировала и обобщила архив музея истории Хабаровского торгово-экономического техникума и разместила его в презентации. Материал экскурсии используется для организации и проведения поисковой и исследовательской работы, организации классных часов, реальной и виртуальной экскурсий, родительских собраний по духовно-патриотическому воспитанию.

Научно-исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста. Студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в какой бы должности он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по научно-исследовательской работе студентов среднего профессионального образования Правила оформления работы

Методические рекомендации содержат описание этапов ведения исследовательской работы, порядок оформления титульного листа, содержания, текстовой части, заголовков и подзаголовков, иллюстраций, таблиц, ...

Итоги окружного конкурса научно-исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ студентов и школьников

Итоги окружного конкурса научно-исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ студентов и школьников за 2018 год...

ОТЧЁТ по опытно-экспериментальной работе: «Полевой опыт» как форма организации практических занятий и научно-исследовательской работы студентов на учебном поле Мухоршибирского филиала ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»

ОТЧЁТ по опытно-экспериментальной работе: «Полевой опыт» как форма организации практических занятий и научно-исследовательской работы студентов на учебном поле Мухоршибирского филиала ГАПО...

Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»

Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»...

Научно-исследовательская работа на тему: «Совершенствование форм и методов воспитания в СПО» 2022г

В современных условиях реформирования нашего общества важнейшую роль приобретает работа с молодёжью, особенно в профессиональных учебных заведениях. Подготовка гражданина, специалиста, воспитание личн...