Особенности формирования коммуникативной компетенции будущих инженеров средствами образовательных технологий
статья

Баннова Вера Владимировна

В данной статье аргументируется необходимость сформированности коммуникативных компетентностей студентов технического вуза, используя средства образовательных технологий, также в профессиональной деятельности инженера раскрывается место коммуникативной деятельности. Автор в статье предлагает основные формы формирования коммуникативной компетенции будущих инженеров средствами образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nik-221_bannova_statya.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

УДК. 378

 Особенности

формирования коммуникативной компетенции будущих инженеров средствами

образовательных технологий

Баннова Вера Владимировна

Ассистент

Научный руководитель: Кодиров Бахтиёр Розикович,

доктор педагогических наук

Филиал Воронежского государственного технического

университета в городе Борисоглебске

Аннотация: в статье аргументируется необходимость сформированности коммуникативных компетентностей студентов технического вуза, используя средства образовательных технологий, также в профессиональной деятельности инженера раскрывается место коммуникативной деятельности. Автор в статье предлагает основные формы формирования коммуникативной компетенции будущих инженеров средствами образовательных технологий. 

Ключевые слова: формирования, коммуникативное компетенции, образовательная технология, будущих инженеров, обучение.

Peculiarities

formation of the communicative competence of future engineers by means of

educational technologies

Bannova Vera Vladimirovna

Assistant

Scientific adviser: Kodirov Bakhtiyor Rozikovich,

doctor of pedagogical sciences

Branch of the Voronezh State Technical

University in Borisoglebsk

Abstract: the article argues the need for the formation of communicative competencies of students of a technical university, using the means of educational technologies, also reveals the place of communicative activity in the professional activity of an engineer. The author in the article suggests the main forms of formation of the communicative competence of future engineers by means of educational technologies.

Key words: formation, communicative competence, educational technology, future engineers, training.

Основной задачей профессионального образования  является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных сферах деятельности, способного эффективно работать по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворить потребности человека в получении надлежащего образования.

В свою очередь, профессионал - это специалист, владеющий нормами профессии, самостоятельно ставящий профессиональные цели по собственной инициативе, обладающий высоким уровнем мотивации и саморегуляции, также умеющий управлять своим эмоциональным состоянием.

Кроме этого, среди практических проблем, которые сегодня выделяют инженеры, на первом месте стоит недостаточный уровень формирования умений коммуникативного, интерактивного, информационного, перцептивного компонентов структуры профессиональной деятельности. Инженеры также указывают на недостаточную подготовку навыков конструктивного взаимодействия, недоразвитие коммуникативно-смысловых качеств в условиях интенсивного роста их субъектности и профессиональной самореализации.

Коммуникативная компетентность является одним из основных показателей оценки персонала в любой профессиональной сфере.

Коммуникативная деятельность инженера включает в себя широкий спектр навыков:

  • умение перспективно думать, планировать и предугадывать;
  • умение донести свою мысль, терпеливо и доходчиво объяснить суть своей позиции;
  • умение понять позицию другого и, при необходимости, проявить желание и стремление принять ее, проявить толерантность (как терпимость);  
  • перманентная рефлексия как постоянный самоанализ, который успешно осуществляет высокопрофессиональные коммуникации и качественное общение;
  • стремление к постоянному профессиональному саморазвитию и самореализации.

В коммуникации происходят изменения с каждым взаимодействующим, так как происходит влияние друг на друга. У сотрудников при субъектном взаимодействии происходят изменения  в методах мышления, действиях, меняются  запасы познаний, подход к общему изготовлению, фактические умения, круг интересов, психологическое состояние, планы, взгляды, понятия, душевное состояние, настроения, потребности, оценки, надежды, действия, оценки, переживания и т.д.

Необходимо отметить, что целью коммуникации является не только передача данных и информации, но также и влияние, которое направлено на намеренное стремление изменить партнера. Если коммуникатор обладает умениями оказывать воздействие на партнера, то процесс будет эффективным и продуктивным.

Наша практика доказала, что студенты технических ВУЗов  к ходе овладения специальностью,  а также восприятию ее с точки зрения коммуникативных умений совершенно не готовы. Более того, к соответствующему изменению образа будущего инженера в профессиональном техническом самоопределении, должно произойти переосмысление факторов, стимулов и целей.

Проблемы этапов формирования качеств личности рассматривались в работах многих исследователей (Сериков В.В., Ильин В.С., Мясищев В.Н., Крюкова Е.А., Данильчук В.И., Сергеев Н.К. и др.). Руководствуясь  сложившимися подходами в данных работах, мы опирались на следующие положения: «качественное формирование и развитие умений более высокого уровня невозможно без освоения предыдущих» [5].

В работах Жукова Ю.М., Ананьева Б.Г., Абдуллиной О.А., Емельянова Ю.Н., Ломова Б.Ф., Кузьминой Н.В., и др. исследовался феномен профессионально-коммуникативной компетентности специалистов. Данные из этих работ включили в исследуемое понятие такие элементы  как:

  • потребность в общении, насыщенность, а так же масштаб круга общения;
  • умение говорить и выслушать, уверять и уважительно относиться к предпочтениям партнера по общению;
  • особенность психологического ответа на полученную информацию и личность партнера;
  • собственное самочувствие в ходе коммуникативной работы;
  • умение осуществлять контроль, правильно производить самооценку, а не только партнера по общению.

Безусловно, важную роль в формировании коммуникативной компетентности

будущего  инженера  играют  дисциплины  гуманитарного  цикла.  Кроме  того,

огромный развивающий потенциал имеют математические и естественнонаучные

дисциплины, поскольку в их пределах возможно создание квазипрофессиональных

коммуникативных ситуаций, направленных на решение задач, связанных с будущей

профессией  студентов.  Решение  сложных  прикладных  задач  по  математике,

физике, химии и другим предметам, предусмотренным учебным планом первых лет

обучения, требует построения моделей процессов и явлений и сложных расчетов.

Но  если  использовать  групповые  формы  работы,  то  решение

квазипрофессиональных  задач  становится  посильным  для  студентов.  Это

способствует  пониманию  будущими  инженерами  значения  коммуникаций  в

учебном  процессе  и  дальнейшей  профессиональной  деятельности.  Общение  и

взаимодействие становятся для них способом преодоления трудностей в решении

профессиональных заданий и самореализации.  

В значительной степени развитию коммуникативной компетентности будущих

инженеров  способствуют  популярные  ныне  кейс-чемпионаты,  предполагающие

решение  студенческими  командами  проблем  бизнеса.  Подобные  соревнования 

целесообразно организовывать и на  первых курсах обучения,  используя кейсы, в

основе которых лежат прикладные задачи. Разработка учебных кейсов открывает

широкие  возможности  для  установления  межпредметных  связей путем

использования  интегрированных  заданий,  требующих  использование  материала

различных предметов.  

Считаем,  что  основным  инструментов  в  формировании  коммуникативной

компетентности будущих инженеров могут служить специальные коммуникативные

конструкции  – учебные  ситуации,  предполагающие  совместное  выполнение

студентами  заданий,  связанных  с  их  будущей  профессией,  и  непременно

требующие коммуникаций [3].  

Таким  образом,  надлежащий  уровень  сформированности коммуникативной

компетентности  выпускника  высшего  технического  учебного  заведения  является

необходимым  условием  его  адаптации  на  рабочем  месте  и  успешной

профессиональной  деятельности.  Перспективным  представляется  разработка

педагогических  технологий  формирования  коммуникативной  компетентности

будущих инженеров в процессе обучения различным дисциплинам учебного плана

Коммуникация на уровне технических и человеко-технических систем позволяет рассматривать ее как однонаправленный информационный процесс, который можно описать формулой: «участники коммуникации — перспективы — ситуация — основные ценности — стратегии — реакции реципиентов — эффекты» [1]. При этом, наибольшее внимание следует уделять изучению таких компонентов коммуникации, как источник, сообщение, канал, реципиент, а также характеристике коммуникатора, условиям общения, ситуации, средствам, языку, структуре, организации и стилю сообщения, его смысловому содержанию и т.д.

Коммуникативность (от лат. соединяющийся, сообщающийся) – положительное нравственно-этическое качество личности, выражающее предрасположенность человека к общению, к установлению контактов, связей, отношений. Внешне это качество проявляется как общительность, как умение собирать вокруг себя людей[2].

В педагогической литературе можно найти следующие объяснения понятий компетенция, компетентность.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова под термином «компетенция» описывается «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен»[3,с.247]. Также в Советском энциклопедическом словаре компетенция уже описывается как «знания или опыт в той или иной области». Однако после развития компетентностного подхода, начавшегося в Европе на стыке XX и XXI вв., появляются более различающиеся подходы к толкованию.

«Компетенцию» Толковый словарь под редакцией Н. Шведовой определяет как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, а также круг чьих-то полномочий, прав. Слово пришло к нам из романо-германских языков (немецкое Kompetenz или французское competence, и оба восходят к латинскомуcompetentio - соответствие, способность). Это компетенция суда. Дело не входит в вашу компетенцию[4].

Коммуникабельность же - это умение выстраивать отношения, легкость в общении, умение расположить собеседника к себе, доставить ему удовлетворение от полученного общения. У коммуникабельного человека никогда нет проблем ни с кем связаться, он не стесняется и не теряется в разговоре, легко выбирая интересующую его собеседника тему.

Если обобщать, коммуникабельность позволяет найти собеседника, завязать с ним разговор и доставить ему удовлетворение от общения. Коммуникативность же - это четкое изложение всех своих мыслей, никого не путая и донося необходимую информацию. И, как обычно, одно не обязательно ведет к другому: могут быть как люди с обоими этими навыками, так и с развитым только одним.

Исходя из вышесказанного, коммуникативность в целом определяется такими понятиями, как коммуникативная уверенность, эмоциональная реактивность в общении, коммуникативная активность, коммуникативный объект.

Развитие коммуникативности человека начинается с формирования такой ориентации личности, при которой ценность человеческого общения находится не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций человека.

На сегодняшний день содержание высшего технического образования предполагает активизацию образовательных инновационных технологий развивающего характера. Необходимо отметить, что важным составляющим являются не только специальные знания обучающегося, но и общая коммуникативная способность в профессиональной деятельности специалиста.

Одним из основным элементом формирования коммуникативной компетенции будущих инженеров является образовательных технологий.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • информационно – коммуникационная технология;
  • технология развития критического мышления;
  • проектная технология;
  • технология развивающего обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;  
  • технология проблемного обучения;
  • игровые технологии;
  • квест-технология;
  • модульная технология;
  • технология мастерских;
  •  кейс – технология;
  •  технология интегрированного обучения;
  • педагогика сотрудничества; 
  • технологии уровневой дифференциации.

Оптимальное сочетание форм формирования коммуникативной компетенции будущих инженеров средствами образовательных технологий  является:

  • лекция-диалог;
  • индивидуальная и групповая аудиторная и самостоятельная работа;
  • ролевые игры;
  • дискуссии;
  • конференции;
  • анализ коммуникативных ситуаций и проблем общения;
  • использование опор;
  • ведение портфолио;
  • применение микротехнологий работы с текстом;
  • создание «ситуации успеха».

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров средствами образовательных технологий имеет большое значение, так как способствует формированию их профессионализма и позволяет выстроить взаимодействие с партнерами по общению на качественно новом цивилизованном уровне, что в свою очередь влияет на эффективность повышения результатов работы.

Список литературы

  1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. − М.: Логос, 2002. - 384 с.
  2. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам - https://methodological_terms.academic.ru/ - (дата обращения 20.10.2022).
  3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (С-Я)- http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt (дата обращения 18.10.2022)
  5. Сергеев, Н.К. О категории связи и ее применении в исследовании педагогического процесса / Н.К. Сергеев // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Игровая технология как средство формирования общих коммуникативных компетенций".

Цель и задачи игровой технологии. Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций. Этапы реализации игровой технологии на уроках по "Технологии отделочных строительных работ"....

Развитие коммуникативной компетенции у будущих специалистов при организации досуговой деятельности в социуме

Приоритетными задачами образования сегодня являются развитие творческих и коммуникативных компетенций у современных студентов. От успешного решения этих задач будет во многом зависеть результативность...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИКТ – ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ШВЕЙНОГО ПРОФИЛЯ

АннотацияВ статье представлен опыт использования ИКТ - технологий в образовательном процессе при изучении учебных дисциплин, который способствует формированию у них профессиональных и общих компетенци...

«Формирование коммуникативных компетенций младших школьников посредством игровых технологий»

Проблема формирования коммуникативных компетенций младших школьников актуальна тем, что именно в этот период наиболее интенсивно происходит развитие личности. Насколько легко ребенок будет уметь общат...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО.

 Статья посвящена проблеме развития коммуникативных компетенций на занятиях по родному языку в строительном колледже. В связи с тем, что эффективная деятельность  строителей  во ...