РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»
олимпиадные задания

Гусятинская Екатерина Юрьевна

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по указанной специальности.

В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по следующим вопросам:

- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора;

- природные ресурсы России и мониторинг окружающей среды;

- правовые вопросы экологической безопасности; 

- экологические принципы рационального природопользования; 

- природные ресурсы России и мониторинг окружающей среды;

- взаимосвязь организмов и среды обитания;

- условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса.

 

Разделы и темы в тематическом плане распределены по видам занятий и  трудоемкости в часах.  Предлагаемый программой перечень практических занятий  обеспечивает приобретение необходимых умений и навыков у студентов.

Большое количество времени выделено на самостоятельную работу обучающегося, что способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, позволяет специалисту в сфере своей деятельности самостоятельно выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

обладание специалистом общими и профессиональными компетенциями, профессиональными функциями, определенными и заложенными в содержании  рабочей программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования», усвоенные знания  обеспечивают соответствующую квалификацию и уровень образования необходимый для работодателя.

 

Рабочая программа по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования» может быть использована для обеспечения основной образовательной программы по специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог  и аэродромов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon en.02_ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ»

(ГАПОУ КК «НКСЭ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

для специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог

и аэродромов»

2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

________М.А. Кондратюк

«___»_____2022 г.

CОГЛАСОВАНО

научно-методический                                                          

совет   протокол №___                                              

от «__»_____2022 г.                                                                        

_____________ Э.М. Ребрина

ОДОБРЕНА

на заседании ЦМК

«Математических

и естественнонаучных дисциплин»  протокол № __9__

от «_13_»__05___2022 г.

Председатель ЦМК

________О.И. Сорока

Рабочая программа составлена на основании ФГОС для укрупненной группы специальностей 08.00.00 «Техника и технологии строительства» для специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» приказ Министерства образования и науки РФ № 25 от 11.01.2018 г.

зарегистрирован в Минюст России приказ  N № 49884 5 февраля 2018 г.

Разработчик:

 ___________ Е.Ю. Гусятинская

преподаватель естественнонаучных дисциплин

первой категории

ГАПОУ КК «НКСЭ»

____________________________

Рецензенты:

_________  О.И. Сорока

преподаватель естественнонаучных дисциплин

высшей категории

ГАПОУ КК «НКСЭ»

___________________________

___________________________

___________________________          

 

_________________________

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. 5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ РАЗДЕЛОВ

10

11

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОЛЬЗОВАНИЯ»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:         

        Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является обязательной частью математического и общего естественнонаучного цикла  основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.

        Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:  

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5.

- осуществлять экологический контроль за соблюдением установленных требований и действующих норм, правил и стандартов;

- рассчитывать экологические риски;

- оценивать ущерб окружающей среде;

- особенностей взаимодействия общества и природы;

- природоресурсного потенциала территории строительство;

- принципов и методов рационального природопользования;

- принципов  рационального размещения предприятий дорожной отрасли;

- проблем утилизации отходов производства;

- понятия мониторинга окружающей среды;

- прогнозирования последствий природопользования;

- правовых и социальных вопросов природопользования;

- требований к охраняемым природным территориям;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

36

в том числе:

теоретическое обучение

30

практические занятия

4

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация                              

2

Дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

Раздел 1. Особенности  взаимодействия природы и общества

22

ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5.

Содержание учебного материала

6

Тема 1.1 Природоохранный потенциал

Природа и общество. Общие и специфические черты. Развитие производственных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающего природу производства

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др. Пути их решения

В том числе,  практических занятий и лабораторных работ

-

Тема 1.2 Природные ресурсы и их классификация

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

6

ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

В том числе,  практических занятий и лабораторных работ

-

Тема 1.3 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные загрязнения, их классификация.

6

ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных радиоактивных веществ. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за  факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

В том числе,  практических занятий и лабораторных работ

4

Практическая работа № 1

 Определение загрязнения воздушной среды и эффективности средств контроля

2

Практическая работа№ 2

Расчет доз облучения при аварийных работах на АЭС, определение допустимого времени пребывания в зараженной местности. Определение границ очагов заражения местности

2

Тема 2 Правовые и социальные вопросы природопользования

Содержание учебного материала

12

История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления 1970-1990 годов.

12

ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5.

Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды

Новые эколого-экологические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.

Участие России в деятельности международных природоохранных  организаций; международные соглашения, конвенции, договоры

Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

В том числе,  практических занятий и лабораторных работ

-

Промежуточная аттестация – Дифференцированный зачет

2

Всего:

36

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебных фильмов по проблемам экологии и охране окружающей среды.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- интерактивная доска;

- маркерная доска.

Программное обеспечение:

- операционная система Windows XP;

- стандартные программы Windows XP;

- пакет программ Microsoft Office;

- интернет-браузер.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

1.Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник- 2-е изд., испр. - Москва, Форум: ИНФА-М, 2020, 256с. (Среднее профессиональное образование).

2.Клименко И.С. Экологические основы природопользования :учебное пособие для СПО/И.С. Клименко-2 изд.-Саратов Профобразование. Аи Пи Эр Медиа.2018.- 108с.-ISBN978-5-4486-0123-1, 978-5-4488-0203-4-Текст электронный//Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: (сайт).-URL:http://www.iprbookshop.ru 77009.html .-Режим доступа для авторизир. пользователей.

3.Скопичев В.Г. Экологические основы природопользования: учебное пособие/В.Г. Скопичев - СПб.: Квадро, 2018.-392 стр.-ISBN978-5-906371-69-8.- Текст. электронный./электронно-библиотечная система IPR BOOKS: (сайт).-URL: http://www. Iprbookshop ru/74597.html .-Режим доступа для авторизир. пользователей.

Дополнительная литература:

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебное пособие  для  студентов учреждений среднего профессионального образования-9-е изд., М.-издательский центр «Академия»,2009-208 стр.
  2. Петелин А.Л., Гаев Т.Н., Бреннер А.Л.,  Естествознание: учебник, М: Форум,2014-256 стр.:ил. (Профессиональное образование).
  3. Трушина Т.П.-изд.3-е дополненное и переработанное-Ростов н/Д, Фени кс, 2005 -416с. (СПО).
  4. Мамонтов, С.Г. Общая биология: Учебник. - М. : Кнорус, 2016. - 324 с. - (Среднее профессиональное образование).

Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Информационный портал Национальная электронная библиотека (Режим доступа): URL: http://нэб.рф 

2. Информационный портал Электронно-библиотечная система Znanium.com (Режим доступа): URL: http://znanium.com/ 

3. Информационный портал Электронная библиотека Юрайт (Режим доступа): URL: https://biblio-online.ru/ 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знать:

- особенности взаимодействия общества и природы;

- природоресурсный потенциал, принципы и методы рационального природопользования;

- размещение производства и проблему отходов;

- понятие мониторинга окружающей среды;

- прогнозирование последствий природопользования;

- правовые и социальные вопросы природопользования;

- охраняемые природные территории;

- международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.

Свободное владеет

понятийным аппаратом по

основным проблемам

экологии, обоснованием ключевыхидей, демонстрирует

свою точку зрения о

влиянии человека на

природу.

Осознает

ответственность за

нарушение экологической

безопасности при производстве работ по строительству и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов.

защита практических работ;

- собеседование;

- коллоквиум;

- тестирование;

- проверочные работы;

уметь:

- осуществлять экологический контроль за соблюдением установленных требований и действующих норм, правил и стандартов;

- рассчитывать экологический риск и оценивать ущерб окружающей среде;

Показывает умение осуществлять экологический контроль за соблюдением установленных требований и действующих норм, правил и стандартов и рассчитывать экологический риск и оценивать ущерб окружающей среде

защита практических работ;

- собеседование;

- коллоквиум;

- тестирование;

- проверочные работы;

  1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1. Введение в экологию

1. Какое значение имеет природа в жизни человека?

2. Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?

3.  Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества?

4.  С какого времени истории человек стал бережно относиться к природе?

Раздел 2. Экология окружающей среды

1. В  чем  принципиальное  отличие  в  решении  проблем рационального использования и охраны природы в развитых и развивающихся странах?

2.  Перечислите  правила и  принципы охраны природы, дайте  их краткую характеристику.

Раздел 3. Экология использования природных ресурсов

1. Назовите виды природных ресурсов в зависимости от их использования, ограниченности, способности к восстановлению   возобновлению.

2. В чем отличие использования   возобновимых  и   невозобновимых  природных ресурсов?

3. Охарактеризуйте  современные  экологические  проблемы  энергетики.

4. Обоснуйте экологические характеристики альтернативных  источников энергии.

Раздел 4. Деградация окружающей среды

1. Чем объясняется  “парниковый эффект” и каковы его последствия?

2. Почему истощается озоновый слой  Земли?

3. Чем вызваны кислотные дожди?

4. Из каких источников попадают в атмосферу оксиды  серы  и  азота?

5. Каковы особенности загрязнения пресноводных и морских экосистем?

6. В чем сущность процесса антропогенного эвтрофирования  водоемов?

7. Каковы основные причины деградации почв?

8. В  чем  причина  снижения  биоразнообразия в  биосфере? Каковы последствия?

Раздел 5. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

1. Перечислите важнейшие природоохранительные законы РФ.

2. Как отражена охрана природы в Конституции РФ?

3. Как разрабатываются и принимаются законы по охране природы в России?

4. Какая организация координирует и проводит государственную политику по рациональному природопользованию и охране окружающей среды?

5. Какие государственные организации отвечают за рациональное использование и охрану природных ресурсов и окружающей среды?

6. Как осуществляется контроль над выполнением законов и постановлений по охране природы в России?

Раздел 6. Экологический мониторинг

1. Какой  закон  является  основным  в  системе  экологического  законодательства в РФ, в чем его особенности?

2. Перечислите  объекты  охраны  окружающей  природной  среды.

3. Какие вы знаете виды ответственности за  экологические  правонарушения?

4. Какова цель экологического нормирования?

5. Что такое  ПДК?

6. Перечислите задачи экологического мониторинга.

Раздел 7. Международные аспекты экологии природопользования

  1. Какой  закон  является  основным  в  системе  экологического  законодательства в РФ, в чем его особенности?
  2. Перечислите международные принципы охраны природы.
  3. Основы экологического права в России.
  4. Концепция устойчивого развития. Перестройка мирового порядка.
  5. Экологические правонарушения. Каковы виды ответственности за них?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

   Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)  в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базов...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа  учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности  СПО 38.02.01 Экономика и  бухгалтерский учет (по отраслям)...

Рабочая программа по дисциплине "Экологические основы природопользования" для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» яв-ляется частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) для специальности О8.02.01 «Строительство и экс...

Комплект оценочных средств учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродро-мов» автора Гусятинской Екатерины

Контрольно оценочные средства дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего ...