Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм
рабочая программа на тему

Бизюкина Татьяна Александровна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)  в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базовой подготовки, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 43.00.00 Сервис и туризм.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» может быть использована для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya_turizm.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

учебной дисциплины

Экологические основы природопользования

для специальности

43.02.10 Туризм

базовая подготовка

Владикавказ

2016

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)  в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базовой подготовки, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 43.00.00 Сервис и туризм.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» может быть использована для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является базовым учебным предметом естественнонаучного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

- принципы и методы рационального природопользования;

- методы экологического регулирования;

- принципы размещения производств различного типа;

- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

- природоресурсный потенциал Российской Федерации;

- охраняемые природные территории.

Результатом освоения программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК): 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 81 час, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 54 часа;

- самостоятельной работы студента 27 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

лабораторные работы и практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины 

«Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия и самостоятельная работа студентов

Объём

часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

Введение в курс «Экологические основы природопользования»

2

1

Раздел 1

Краткие основы теоретической экологии

6

Тема 1.1.

Биосферный уровень организации живых систем

Содержание учебного материала

Экологический фактор. Воздействие факторов на организм. Общий характер действия экологических факторов.

Биосфера, её структура, основные свойства. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

4

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

Общие сведения об эволюции биосферы и понятие ноосфера.

2

3

Раздел 2

Экологические принципы рационального использования природных ресурсов

35

Тема 2.1.

Основные научные задачи природопользования

Содержание учебного материала

Основные понятия. Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.

Принципы и правила охраны природы.

Принципы рационального использования природных ресурсов. Механизмы природопользования, политика природопользования. Методы очистки гидросферы, атмосферы. Организация безотходных и малоотходных производств.

8

1,2

Практическое занятие

2

2

Классификация природных ресурсов, механизмы природопользования.

Самостоятельная работа обучающихся

Модели производственных процессов с точки зрения экологии.

Преимущества малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

Состояние биосферы как индикатор антропогенных воздействий.

6

3

Тема 2.2.

Нормирование качества окружающей среды

Содержание учебного материала

Основные понятия. Основные экологические нормативы.

2

1

Практическое занятие

Методы расчёта предельно допустимых норм нагрузки на природную среду (ПДК, ПДС, ПДВ).

Определение источников и уровня шума и его влияние на организм человека.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.

3

3

Тема 2.3.

Экологическая паспортизация, стандартизация и сертификация

Содержание учебного материала

Экологическая паспортизация и стандартизация

2

1

Практическое занятие

Ознакомление с нормативными документами РФ в области охраны природы и рационального природопользовании. Система стандартов охраны природы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Контроль за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ.

2

3

Тема 2.4.

Основы экономики природопользования

Содержание учебного материала

Основные понятия об экономических аспектах природопользования. Экономические механизмы охраны окружающей среды.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Экономический ущерб окружающей среде от загрязнения.

2

3

Раздел 3

Государственная экологическая политика в РФ

12

Тема 3.1.

Основы экологического права

Содержание учебного материала

Источники экологического права. Законодательство в области экологической безопасности.

2

1

Тема 3.2.

Система государственного управления качеством окружающей природной среды в России

Содержание учебного материала

Органы управления и надзор по охране природы

Мониторинг окружающей природной среды. Виды мониторинга. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

Экологический контроль, его виды. Экологическая экспертиза, её виды.

Профессиональная ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

8

1

Самостоятельная работа обучающихся

Плата за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

2

3

Раздел 4

Загрязнение окружающей среды

24

Тема 4.1.

Антропогенное воздействие на биосферу

Содержание учебного материала

Основные понятия о загрязнении окружающей среды. Антропогенное воздействие на природу.

Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии. 

Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса.

Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.

4

1

Лабораторная работа

1.Загрязнение окружающей среды и способы предотвращения и улавливания выбросов. Механизм образования «кислотных дождей», «парникового эффекта».

2. Реклама и экология.

3. Решение экологических задач.

4. Экология жилища человека.

8

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

Экологическое состояние России, РСО-Алания,

г. Владикавказа.

Проблемы экологии человека. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Концепция экологического риска.

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

8

3

Тема 4.2.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Содержание учебного материала

Общая характеристика международного права в области охраны окружающей среды.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области экологии.

2

3

Дифференцированный зачет

2

3

Всего

81

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.  ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.  репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

 посадочные места по количеству обучающихся;

 рабочее место преподавателя;

 комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;

 инструкции к практическим работам.

 Технические средства обучения:

 компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроетор;

 телевизор, калькуляторы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых нормативных актов, учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Авраменко И.М. Основы природопользования: учеб. пособие - Ростов н/Д:

Феникс 2013г. – 375с.

  1. Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования – М.: Дашков и К,2014. – 293 с.
  2. Вильчинская, О.В., Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. -М.: Феникс, 2014. – 315 с.
  3. Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования: Учебник. 3-е изд. испр. – М.; ФОРУМ: ИНФРА – М, 2013. – 256 с.
  4. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2014. – 347с.
  5. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.- М.: Феникс,2013. – 285с.
  6. Хван Т.А. .Хван П.А. Основы экологии - Ростов н/Д –2014. – 255с.

Дополнительные источники:

  1. Анцырцев А.А. Эколого-экономические основы природопользования: Новосибирский ин-т народного хозяйства, Новосибирск, 2013. – 365с.
  2. Астахов А.С. Экологическая безопасность и эффективность природопользования – М: МГГУ, 2013. – 294с.
  3. Гальперин, М.В. Общая экология: учебник / М.В. Гальперин. – М.; ФОРУМ. – 2013. – 336 с.
  4. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. - М., 2014.
  5. Киселев В.Н. Основы экологии - Минск 2014. – 283с.
  6. Крискунов Е.А. и др. Экология - Дрофа 2013. – 275с.
  7. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении - Высшая школа, 2013. – 158с.
  8. Понаморева И.Н. Экология - Москва - Вентана Граф, 2014. – 258с.
  9. Радкевич В.А. Экология - Минск Вышэйшая школа – 2014.
  10. Рубан, Э. Д. Гигиена и основы экологии человека. / Э.Д. Рубан, И.Г. Крымская. - М.: Феникс, 2013. – 511 с.
  11. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.- М.: Феникс 2013. – 180с.
  12. Цветкова Л.И., Алексеев М.И. Экология. Ученик для вузов - .М. :2013. – 198с.

Интернет источники:

1. http://zapovednik.cwx.ru/

2. http://www.geosite.com.ru/pageid-375-1.html

3. http://www.bru.mogilev.by:84/humanitary/osnov_prava/html/ch15.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
  • -соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.
  • Решение задач
  •  Анализ практических работ
  • Проведение наблюдений, опытов с последующим составлением отчетов
  • Самоконтроль по темам, разделам и обобщающий
  • Тематические проверочные работы
  • Тестирование
  • Защита рефератов
  • Представление моделей, презентаций (в том числе компьютерных)

Знания:

  • принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
  • принципы и методы рационального природопользования;
  • методы экологического регулирования;
  • принципы размещения производств различного типа;
  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;
  • охраняемые природные территории.
  • Опрос
  • Решение задач
  •  Анализ практических работ
  • Проведение наблюдений, опытов с последующим составлением отчетов
  • Самоконтроль по темам, разделам и обобщающий
  • Тематические проверочные работы
  • Тестирование
  • Защита рефератов
  • Представление моделей, презентаций (в том числе компьютерных)
  • Дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.10 Туризм...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной  дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм...

Рабочая программа учебной практики для специальности 43.02.10. Туризм

Программа рассчитана на 2 года обучения - 144 часа...

Рабочая программа производственной практики для специальности 43.02.10. Туризм

Рабочая программа производственной практики расчитана на 2 года обучения. Всего576 часов по специальности СПО 43.02.10 Туризм в части освоения основных видов деятельности:ПМ.01 Предоставление турагент...

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.10 Туризм

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.10 Туризм...

Рабочая программа о литературе по специальности 43.02.10 Туризм

Рабочая программа о литературе по специальности 43.02.10 Туризм...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                  ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»...