Учебно-методический материал по практическому занятию по учебной дисциплине ОБЖ по теме: "Экспресс-диагностические методы оценки здоровья"
план-конспект занятия

Брослав Анатолий Михайлович

УММ занятия предназначен для изучения учебной дисциплины ОБЖ  и проведению практического занятия по теме «Экспресс-диагностические методы оценки здоровья»." для студента всех специальностей колледжа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pz_ekspress_m_ots_z.docx23.15 КБ
Файл prezentatsiya_pz_ekspres._analiz_wecompress.com_.pptx880.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                     ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: Экспресс-диагностические методы оценки здоровья.

Литература: 1. Учебник: ОБЖ, Н.В. Косолапова с.20-24. 2. Журнал ОБЖ 7/2009г., с.8-13.

Экспресс-диагностические методы оценки здоровья и портативные приборы, значительно расширяющие диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, представляют большие возможности для самооценивания физического здоровья. Их преимущество – это ускоренная диагностика, основанная на нормативном подходе к оценке здоровья.

Вопрос №1. Функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.

  1.  Экспресс-метод определения частоты сердечных сокращений (ЧСС). Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях) и измеряется числом ударов в мин (уд./мин). Он подсчитывается за 10 с, с последующим умножение полученного показателя на 6 (т.е. за 60 с) или же в течение минуты.

Критерии: ЧСС в состоянии покоя: для мужчин – реже 55 уд./мин – отлично, реже 65 уд./мин – хорошо, 65-75 уд./мин – посредственно, выше 75 уд./мин –плохо. Для женщин и юношей – каждый показатель примерно на 5 ударов больше.

  1. Измерение артериального давления (АД) – это давление, оказывающее на стенку артерии находящаяся в ней кровь. АД измеряют в положении сидя или лежа с исключением скрещивания ног. Руку при этом обнажают, разгибают в локтевом суставе и укладывают на стол или край кровати на уровне сердца ладонью вверх. Измерение АД производят в плечевой артерии с помощью сфигмоманометра или мембранного тонометра звуковым методом Короткова. В последнее время широко распространены автоматические измерители давления, не требующие использования фонендоскопа.

Критерии: оптимальное АД – 120/80 мм рт. ст., нормальное – 130/85 мм рт. ст., повышенное нормальное – 130-139/85-90 мм рт. ст. У взрослых нижней границей нормы считается 105/6 мм рт. ст., у детей 85/60 рт.ст.

  1. Проба Мартине - фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а также время возврата изменившихся показателей к исходным. По команде испытуемый делает 20 приседаний за 30 с.
  • Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища.
  • Присесть, не отрывая пяток от пола, вытянув руки вперёд.
  • Вернуться в исходное положение.

Критерии: учащение пульса на 50-70%; увеличение систолического АД на 1-20%; снижение диастолического АД на 20-30%. У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня – до 3 минут.

Вопрос №2. Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.

Перед воздействием физических нагрузок необходимо знать состояние органов дыхания. В норме их адаптационные возможности очень велики: при физической нагрузке легочная вентиляция может увеличиваться более чем в 10 раз за счёт увеличения глубины и частоты дыхания. Этим обеспечивается поддержание нормального газового состава артериальной крови.

  1. Проба Штанге. Испытуемый делает полный вдох и задерживает дыхание как можно дольше.
    Критерий: норма – не менее 40 с. Отличный показатель – 1 мин и более.
  2. Измерение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) – объём газа, который можно выдохнуть при максимальном усилии после максимально глубокого вдоха. На величину ЖЕЛ оказывает влияние положения тела, поэтому в настоящее время общепринятым является определение этого показателя в положении сидя. Исследование должно проводиться в условиях покоя, т.е. через 1,5-2 ч после необильного приёма пищи и через 10-20 мин отдыха. Для определения ЖЕЛ используются различные варианты водяных и сухих спирометров, газовые счётчики и спирографы. Тест определяет резервные возможности дыхательной системы человека.

Испытуемый делает полный вдох, затем полный выдох в спирометр.

Критерии: для мужчин – 3000-4500 см3, для женщин 2500-3500 см3.

  1. Жизненный показатель (ЖЕЛ)- представляет собой отношение ЖЕЛ к весу человека.

                                   Показатель =ЖЕЛ(мл) / Вес тела (КГ)

 Этот показатель позволяет прогнозировать продолжительность жизни человека.

Критерии: для детей в переходном возрасте: для мальчиков 65-70мл, для девочек – 55-60мл; для взрослых его средняя величина около 60мл у мужчин и около 52мл у женщин на каждый килограмм веса.

Вопрос №3. Определение уровня физического развития.

Для оценки физического развития можно пользоваться двумя способами. Первый – это сравнение со средними показателями, характеризующими нормальное физическое развития ребёнка в том или ином возрасте и проживающего в том или ином регионе страны. Второй – сопоставление между собой двух или нескольких взаимосвязанных признаков физического развития, которое может дать ориентировочное представление о пропорциональности физического развития.

         3.1 Формула оценки веса.

  • Показатель Поля Брока – наиболее простой метод определения оптимального веса.

Нормальный вес (кг) вычисляется по формуле:

                                          Вес (кг) = Росту (см) – 100 (при росте до 165 см);

                                          Вес (кг) = Росту (см) – 105 (при росте 166-175 см);

Вес (кг) = Росту (см) – 110 (при росте свыше 176 см);

При превышении средней нормы на треть можно заподозрить о развитии ожирения.

  • Весо-ростовой показатель – количество граммов веса (массы), которое приходится на каждый сантиметр роста.

Показатель = Вес (г)

                          Рост(см)

Критерии: показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12-15 лет указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г – на избыточный вес.

  • Индекс массы тела (индекс Кетле) – росто-весовой показатель. Наиболее простым

доступным и достаточно объективным способом диагностики избыточной массы тела (ожирение) является измерение индекса массы тела.

Показатель = Вес (кг)

                        Рост (м)^2

Критерии: 22 – идеальный показатель, 20-25 – норма; 25-30 – ожирение 1-й степени; 30-40 – ожирение 2-й степени; более 40 – ожирение 3-й степени.

         3.2 Антропометрические пробы. Оценивая физическое развитие по внешним признакам, определяют осанку, форму позвоночника, форму грудной клетки, строение ног, форму стопы и др.

  • Грудо-плечевой тест. Показатели осанки – это привычная поза человека, которая характеризуется способностью без особого напряжения держать прямо туловище и голову.

Берутся передний размер (грудь) и задний (спина). Соотношение переднего размера к заднему

Критерии: 1 и более – норма; 0,9 – почти норма; 0,8 и меньше – явные нарушения осанки.

  • Показатели пропорциональности конструкции тела. Индекс Эрисмана.

Сопоставляя величину роста с величиной окружности грудной клетки (широкая или узкая грудная клетка), определяют показатель Эрисмана. Индекс Эрисмана равен величине окружности грудной клетки (см) минус половина величины роста стоя.

В спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины рост

  • Индекс пропорциональности длины и массы тела. Рассчитывается по формуле:

К = масса тела (кг) : Длина тела (см) х 100

Критерии: индекс К – 35-24 – истощение; менее 37 – достаточная упитанность; более 40 – повышенная упитанность; 45-54 – ожирение.

  • Индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки. По формуле:

К = обхват грудной клетки (см) : длина тела (см) * 100

Критерии: 50-55 – норма; менее 50 – узкогрудость; более 55 – широкогрудость 

  • Показатель Пинье. Определяется по формуле:

Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см)

Критерии: <10 – крепкое телосложение; 20 – хорошее; 20-25 – среднее; 25-35 – слабое. >35 – оч. слабое

  • Измерение окружности плеча.

Для измерения его производится два измерения: 1) в спокойном состоянии; 2) в напряжении

По формуле: (2 измерение-1 измерение)*100

                     1 измерение

Критерии: 5 – ожирение; 5-12 норма; 12 и более – атлетическая мускулатура.

  • Соотношение обхвата живота и грудной клетки.

Обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.

Увеличение живота крайне негативно сказывается на всех системах организма


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Учебные дисциплины: «Основы безопасности жизнедеятельности» Раздел дисциплины: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»

Слайд 3

ТЕМА: «Экспресс-диагностические методы оценки здоровья». Преподаватель Брослав А. М.

Слайд 4

Цели и задачи занятия. Цели: Воспитание ответственности за своё здоровье; Освоение учащимися общедоступных диагностических методов оценки своего физического здоровья; Формирование приверженности здоровому образу жизни и личностных качеств – самостоятельности и ответственности за своё здоровье. Задачи: Ознакомление с основными показателями состояния человеческого организма и общедоступными медицинскими приборами, используемыми для их контроля; Обучение способам оценки своего физического здоровья.

Слайд 5

Учебные вопросы: Функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы. Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания. Определение уровня физического развития Литература: Учебник: ОБЖ, Н. В. Косолапова; Журнал ОБЖ 7/2009г.

Слайд 6

Вопрос №1. Функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы . Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях) и измеряется числом ударов в мин (уд./мин). Он подсчитывается за 10 с, с последующим умножение полученного показателя на 6 (т.е. за 60 с) или же в течение минуты. Критерии результатов ЧСС в состоянии покоя у мужчин: реже 55 уд./мин – отлично; реже 65 уд./мин – хорошо; 65-75 уд./мин – посредственно; выше 75 уд./мин – плохо ( Для женщин и юношей – каждый показатель примерно на 5 ударов больше.) 1.1 Экспресс-метод определения частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Слайд 7

Вопрос №1. Функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы . АД измеряют в положении сидя или лежа без скрещивания ног. Руку при этом обнажают, разгибают в локтевом суставе и укладывают на стол или край кровати на уровне сердца ладонью вверх. Измерение АД производят в плечевой артерии с помощью сфигмоманометра или мембранного тонометра звуковым методом Короткова. Критерии результатов измерений: 120/80 мм рт. ст. – оптимальное; 130/85 мм рт. ст . – нормальное; 130-139/85-90 мм рт. ст. - повышенное нормальное. ( У взрослых нижней границей нормы считается 105/6 мм рт. ст., у детей 85/60 рт . ст. ) 1 .2 Измерение артериального давления.

Слайд 8

Вопрос №1. Функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы . Ф иксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а также время возврата изменившихся показателей к исходным. По команде испытуемый делает 20 приседаний за 30 с. Критерий: учащение пульса на 50-70%; увеличение систолического АД на 1-20%; снижение диастолического АД на 20-30%. У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня – до 3 минут. 1.3 Проба Мартине

Слайд 9

Вопрос №2. Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания. Испытуемый делает полный вдох и задерживает дыхание как можно дольше Критерий: норма – не менее 40 с. Отличный показатель – 1 мин и более 2.1 Проба штанге.

Слайд 10

Вопрос №2. Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания. Исследование должно проводиться в условиях покоя, т.е. через 1,5-2 ч после необильного приёма пищи и через 10-20 мин отдыха. Для определения ЖЕЛ используются различные варианты водяных и сухих спирометров, газовые счётчики и спирографы. Тест определяет резервные возможности дыхательной системы человека. Испытуемый делает полный вдох, затем полный выдох в спирометр. 2.2 Измерение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ)

Слайд 11

Вопрос №3. Определение уровня физического развития. Показатель Поля Брока – наиболее простой метод определения оптимального веса. Нормальный вес (кг) вычисляется по формуле: Вес (кг) = Росту (см) – 100 (при росте до 165 см ); Вес (кг) = Росту (см) – 105 (при росте 166-175 см); Вес (кг) = Росту (см) – 110 (при росте свыше 176 см); При превышении средней нормы на треть можно заподозрить о развитии ожирения. 3.1 Формула оценки веса .

Слайд 12

Вопрос №3. Определение уровня физического развития. Весо -ростовой показатель – количество граммов веса (массы), которое приходится на каждый сантиметр роста. Показатель = Критерии: показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12-15 лет указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г – на избыточный вес. 3.1 Формула оценки веса .

Слайд 13

Вопрос №3. Определение уровня физического развития. Индекс массы тела (индекс Кетле ) – росто -весовой показатель. Наиболее простым доступным и достаточно объективным способом диагностики избыточной массы тела (ожирение) является измерение индекса массы тела . Показатель = Критерии : 22 – идеальный показатель, 20-25 – норма; 25-30 – ожирение 1-й степени; 30-40 – ожирение 2-й степени; более 40 – ожирение 3-й степени. 3.1 Формула оценки веса .

Слайд 14

Вопрос №3. Определение уровня физического развития. Грудо -плечевой тест. Показатели осанки – это привычная поза человека, которая характеризуется способностью без особого напряжения держать прямо туловище и голову. Берутся передний размер (грудь) и задний (спина). Соотношение переднего размера к заднему Критерии : 1 и более – норма; 0,9 – почти норма; 0,8 и меньше – явные нарушения осанки. 3.2 Антропометрические пробы

Слайд 15

Вопрос №3. Определение уровня физического развития. Показатели пропорциональности конструкции тела. Индекс Эрисмана. Сопоставляя величину роста с величиной окружности грудной клетки (широкая или узкая грудная клетка), определяют показатель Эрисмана. Индекс Эрисмана равен величине окружности грудной клетки (см) минус половина величины роста стоя. В спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины рост 3.2 Антропометрические пробы

Слайд 16

Вопрос №3. Определение уровня физического развития. Индекс пропорциональности длины и массы тела . Рассчитывается по формуле: К = масса тела (кг) : Длина тела (см) х 100 Критерии : индекс К – 35-24 – истощение; менее 37 – достаточная упитанность; более 40 – повышенная упитанность; 45-54 – ожирение . 3.2 Антропометрические пробы

Слайд 17

Вопрос №3. Определение уровня физического развития. Индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки. По формуле: К = обхват грудной клетки (см) : длина тела (см) * 100 Критерии : 50-55 – норма; менее 50 – узкогрудость ; более 55 – широкогрудость 3.2 Антропометрические пробы

Слайд 18

Вопрос №3. Определение уровня физического развития. Показатель Пинье . Определяется по формуле: Рост (см) – ( вес в кг + окружность грудной клетки в см) 3.2 Антропометрические пробы

Слайд 19

Вопрос №3. Определение уровня физического развития. Измерение окружности плеча. Для измерения его производится два измерения: 1 ) в спокойном состоянии ; 2 ) в напряжении По формуле: Критерии : 5 – ожирение; 5-12 норма; 12 и более – атлетическая мускулатура . 3.2 Антропометрические пробы

Слайд 20

Вопрос №3. Определение уровня физического развития. Соотношение обхвата живота и грудной клетки. Обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки. Увеличение живота крайне негативно сказывается на всех системах организма 3.2 Антропометрические пробы

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект практического занятия по учебной дисциплине "Менеджмент" (открытый урок)

План открытого практического занятия в группе студентов 2 курса специальности "Экономика и бухгалтерский учет"...

Методическая разработка для выполнения практической работы по учебной дисциплине: Финансовый менеджмент На тему: Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности предприятия

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Финансовый менеджмент», на тему ...

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине "Обществознание".

Данные методические указания предназначены для проведения практических работ студентами среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В работе содержатся тематическое планир...

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине "Статистика" для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Статистика" включает задания к практическим занятиям и предназначена для выполнения аудиторной практической работы студентов по специальности 38.02.01 Эконо...

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине "Статистика" для студентов специальности 38.02.07 Банковское дело

Рабочая тетрадь содержит задания к практическим занятиям по учебной дисциплине "Статистика" и предназначена для выполнения аудиторной практической работы студентов по специальности 38.02.07 Банковское...

Методические указания для практических занятий по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»

Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа. Практические занятия ...