РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» Уровень подготовки – базовый Для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»
рабочая программа на тему

Лутцева Татьяна Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»  Уровень подготовки – базовый Для  специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_professionalnogo_modulya_pm_04.doc406.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

  Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ»

(ГАПОУ КК «НКСЭ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04

«Составление и использование бухгалтерской отчетности»

Уровень подготовки – базовый

Для  специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»

Междисциплинарные курсы:

МДК 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности»

МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности»

УП.04 Учебная практика

ПП.04 Производственная практика

2016г

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

__________Н.В.Плющева

«___»_________2016г.

ОДОБРЕНО

на заседании ЦМК экономических дисциплин

протокол № ____

от «__»_____2016г.

Председатель ЦМК

_________Н.В.Делиховская

Рабочая программа составлена на основании ФГОС для укрупненной группы специальностей 38.00.00 «Экономика и управление» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям» углубленный уровень подготовки

Приказ Министерства образования и науки РФ №832 от 28.07.2014 г.

Зарегистрирован в Минюсте приказ №33638 от 19.08.2014 г.

CОГЛАСОВАНО

Научно-методический                                    

совет протокол №___                                              

от «__»_____2016г.                                                                    

__________Э.М.Ребрина

Разработчики:

преподаватель экономических  дисциплин

ГБОУ СПО «НКСЭ» КК

________________________Лутцева Т.В.

Рецензенты:

______________________________________

преподаватель экономических дисциплин

ГАПОУ КК «НКСЭ»

______________________Делиховская Н.В.

Кондидат экономических наук, доцент БГТУ им.В.Г.Шухова

_______________________Тонконог В.В.

СОДЕРЖАНИЕ

               стр.

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                    6

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                                      8

3СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                                9

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯ           36

5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                                                                                                                                                 41


1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 04  «Составление и использование бухгалтерской отчетности»

1.1 Область применения программы

Рабочая программа по профессиональному модулю является частью программы подготовки специалистов среднего звена основной профессиональной образовательной программы специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Технология составления бухгалтерской отчетности, Основы анализа бухгалтерской отчетности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по ЕСН и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;

-составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;

-участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;

- анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

уметь:

- отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;

- определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

- закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

- устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;

- осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;

знать:

- определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;

- механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

- методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

- порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

- методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

- требования к бухгалтерской отчетности организации;

- состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

- бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;

- методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

- процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;

- порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

- порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;

- сроки представления бухгалтерской отчетности; правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;

- формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;

- форму налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению;

- форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;

- сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

- содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;

- порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

- методы финансового анализа;

- виды и приемы финансового анализа;

- процедуры анализа бухгалтерского баланса:

- порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;

- порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;

- процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

- порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;

- состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;

- процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;

- процедуры анализа отчета о прибыли и убытках:

- принципы и методы общей оценки деловой активности организации,

- технологию расчета и анализа финансового цикла;

- процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;

- процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

        

1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего -522 , в том числе:

  • учебной нагрузки обучающегося -522  часа, включая:
  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 300 часов в том числе: лекций 118 часов, практических занятий 162 часов, часа; учебной  практики - 36 часов, производственная практика – 36 часов..
  • самостоятельной работы обучающегося - 150 часов.


2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Составление и использование бухгалтерской отчетности  и профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1.

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период

ПК 4.2.

Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки

ПК 4.3.

Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по ЕСН и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки

ПК 4.4.

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности


3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1 Тематический план профессионального модуля Составление и использование бухгалтерской отчетности»

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Лекции,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч.

лабораторные работы и

практические занятия,

часов

в т.ч.,

курсовая

работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч.,

курсовая

работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 4.1-ПК 4.3

МДК 04.01

Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественного и финансового положения организации, определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный год.. Составление  форм бухгалтерской отчетности

180

120

66

10

60

10

44

36

ПК  4.3- ПК 4.4

МДК 04.02

Контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

270

180

96

10

90

74

Учебная практика УП04

72

36

Всего по ПМ04:

522

300

162

20

150

118

72

3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 04. 01.Технология составления бухгалтерской отчетности

180

Раздел 1 Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период и составление форм бухгалтерской отчетности

12

Тема 1.1 Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период

Содержание

1

Определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации

2

2

2

Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период

2

2

3

Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период

2

2

4

Порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости

2

2

5

Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период

2

2

6

Требования к бухгалтерской отчетности организации

2

2

Практические работы

26

1

Практическая работа №1.

Определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации с проведением тестирования и обсуждением его результатов. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации

Практическая работа №2.

Определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации с проведением тестирования и обсуждением его результатов. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации

4

2

Практическая работа №3. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации

2

3

Практическая работа №4. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации: закрытие бухгалтерских счетов в конце отчетного периода.

Практическая работа №5. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации: закрытие бухгалтерских счетов в конце отчетного периода.

Практическая работа №6. Установление идентичности показателей бухгалтерских отчетов: закрытие бухгалтерских счетов в конце отчетного периода.

6

4

Практическая работа №7. Составление бухгалтерской отчетности с использованием счетов Главной книги и оборотно-сальдовой ведомости. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации

Практическая работа №8. Составление бухгалтерской отчетности с использованием счетов Главной книги и оборотно-сальдовой ведомости. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации

Практическая работа №9. Составление бухгалтерской отчетности с использованием счетов Главной книги и оборотно-сальдовой ведомости. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации

6

5

Практическая работа №10. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации. Проведение уточнения оценки активов и пассивов перед составлением бухгалтерской отчетности.

Практическая работа №11. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации. Проведение уточнения оценки активов и пассивов перед составлением бухгалтерской отчетности.

4

6

Практическая работа №12. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации. Перенесение обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности.

Практическая работа №13. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации. Перенесение обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности.

4

Тема 1.2 Составление форм бухгалтерской отчетности

Содержание

10

1

Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности

2

2

2

Бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности. Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности

2

2

3

Процедура составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу. Порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

2

2

4

Порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости

2

2

5

Сроки представления бухгалтерской отчетности; правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций

2

Практические работы

20

1

Практическая работа №14. Закрытие учетных бухгалтерских регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки: состав и содержания форм бухгалтерской отчетности.

Практическая работа №15. Закрытие учетных бухгалтерских регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки: состав и содержания форм бухгалтерской отчетности

4

2-3

2

Практическая работа №16. Закрытие учетных бухгалтерских регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки: составление Формы № 1 бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс».

Практическая работа №17. Закрытие учетных бухгалтерских регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки: составление Формы № 1 бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс».

4

2-3

3

Практическая работа №18. Закрытие учетных бухгалтерских регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки: составление Формы № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах».

Практическая работа №19. Закрытие учетных бухгалтерских регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки: составление Формы №  2 бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах».

4

2-3

4

Практическая работа №20. Закрытие учетных бухгалтерских регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки: составление Формы бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала» и Формы  «Отчет о движении денежных средств».

2

2-3

5

Практическая работа №21. Закрытие учетных бухгалтерских регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки: составление Формы приложения 6 к бухгалтерскому балансу.

Практическая работа №22. Закрытие учетных бухгалтерских регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки: составление Формы приложения 6 к бухгалтерскому балансу.

Практическая работа №23 Закрытие учетных бухгалтерских регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки: составление Формы приложения 6 к бухгалтерскому балансу.

6

2-3

Самостоятельная работа при изучении раздела 1. 

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

30

3

Примерная тематика домашних заданий

1 Определение бухгалтерской отчетности.

2 Порядок отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период.

3 Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период.

4 Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.

5 Назначение и порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.

6 Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.

7 Требования к бухгалтерской отчетности организации.

8 Сущность бухгалтерского баланса, как основной формы бухгалтерской отчетности.

9 Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности.

10 Условия и процедура составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.

11 Сущность учетной политики организации в целях бухгалтерского учета.

11 Порядок принятия учетной политики в целях бухгалтерского учета и отражения изменений в ней.

12 Правила внесения изменений в бухгалтерскую отчетность.

Раздел 2 Составление налоговых декларации по налогам и сборам в бюджет, форм статистической отчетности и форм расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Тема 2.1 Составление налоговых декларации по налогам и сборам в бюджет, форм статистической отчетности

Содержание

14

1

Формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению

4

2

2

Форма налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению

2

2

3

Форма налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению: процедура составления налоговой декларации по налогу на имущество.

2

2

4

Форма налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению: процедура составления налоговых деклараций по единому налогу при упрощенной системе налогообложения.

2

2

5

Форма налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению: процедура составления налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход при упрощенной системе налогообложения.

2

2

6

Форма статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;

 сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики

2

2

Практические работы

10

1

Практическая работа №24. Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период, составление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

2

2-3

2

Практическая работа №25. Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период, составление налоговой декларации по налогу на прибыль.

2

2-3

3

Практическая работа №26. Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период, составление налоговой декларации по налогу на имущество.

2

2-3

4

Практическая работа №27. Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период, составление налоговых деклараций по единому доходу и единому доходу на вмененный доход при упрощенной системе налогообложения.

2

2-3

5

Практическая работа №28. Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период,  составление форм в отчетности в государственные органы статистики.

2

2-3


Тема 2.2 Составление форм расчетов страховых взносов в государственные

внебюджетные фонды

Содержание

8

1

Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению Передача администрирования страховых взносов от налоговых органов к Пенсионному фонду РФ и Фонду обязательного социального страхования; осуществление контроля за уплатой страховых взносов со стороны ПФР и ФСС; контроль ПФР страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

2

2

2

Порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах. Сдача отчетности по формам, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития РФ; сдача в территориальные органы ПФР работодателями отчетности по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию организации по единой форме — «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования».

2

2

3

Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению. Приказ Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н, об утверждении формы квартальной отчетности в ФСС на 2010 год " Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС РФ); правила и порядок заполнения формы -4 ФСС РФ; сроки предоставления, штрафные санкции к организациям-нарушителям.

2

2

4

Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению. Содержание приказа ФСС РФ от 12.02.2010 г. № 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования; технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи.

2

2

Практические работы

10

1

Практическая работа №29. Освоение новых форм бухгалтерской отчетности, выполнение поручений по перерегистрации организации в государственных органах; заполнение единой формы «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования» в части обязательного пенсионного обеспечения.

Практическая работа №30. Освоение новых форм бухгалтерской отчетности, выполнение поручений по перерегистрации организации в государственных органах; заполнение единой формы «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования» в части обязательного пенсионного обеспечения.

4

2-3

2

Практическая работа №31. Освоение новых форм бухгалтерской отчетности, выполнение поручений по перерегистрации организации в государственных органах; заполнение единой формы «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования» в части обязательного медицинского страхования.

2

2-3

3

Практическая работа №32. Освоение новых форм бухгалтерской отчетности, выполнение поручений по перерегистрации организации в государственных органах; заполнение формы 4 ФСС «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения».

2

2-3

4

Практическая работа №33. Освоение новых форм бухгалтерской отчетности, выполнение поручений по перерегистрации организации в государственных органах; применение технологии приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 2.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических  рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

30

3

Примерная тематика домашних заданий

1 Новый порядок администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

2 Функции Пенсионного фонда России по контролю страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

3 Сдача отчетности в ПФР, ФФОМС и ТФОМС по новым формам, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

4 Форма квартальной отчетности в ФСС на 2013 год " Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС РФ)


МДК 04.02. Основы анализа      бухгалтерской отчетности

Раздел 3 Контроль и анализ   информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Тема 3.1 Контроль и анализ имущественного и финансового положения организации

Содержание

74

1

Цели и процедуры внутреннего контроля хозяйственной деятельности организации; составляющие внутреннего контроля: соблюдение требований законодательства; точность и полнота документации бухгалтерского учета; предотвращение ошибок и искажений; исполнение приказов и распоряжений; обеспечение сохранности имущества организации.

2

2

2

Организация контроля при компьютерной обработке бухгалтерской информации.

2

3

Методы финансового анализа. Информационное обеспечение финансового анализа. Система аналитических показателей

2

2

4

Процедуры анализа бухгалтерского баланса. Характеристика аналитических процедур. Взаимоувязка показателей форм бухгалтерской отчетности.

4

2

5

Порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса. Анализ динамики валюты бухгалтерского баланса. Абсолютные, относительные и средние показатели финансового анализа отчетности.

4

2

6

Виды и приемы финансового анализа: горизонтальный (трендовый) анализ, вертикальный (структурный) анализ

отчетности.

2

2

7

Порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса Сравнительный аналитический баланс

2

2

8

Процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса Экономическое содержание понятий платежеспособности и ликвидности бухгалтерского баланса.

2

2

9

Порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности. Анализ показателей платежеспособности и ликвидности, анализ кредитоспособности заемщика.

4

2

10

Порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности Факторный анализ, основные этапы факторного анализа отчетности.

2

2

11

Принципы и методы общей оценки деловой активности организации Классификация и методы измерения денежных потоков. Анализ потока денежных средств

4

2

12

Технология расчета и анализа финансового цикла. Анализ эффективности использования оборотных активов.

4

2

13

Процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности Характеристика и определение платежеспособности, рентабельности. Факторы, необходимые для выполнения условия платежеспособности.

4

2

14

Система показателей для оценки рентабельности. Анализ рентабельности отдельных изделий.

4

2

15

Процедуры анализа отчета о прибыли и убытках. Анализ динамики и структуры финансовых результатов. Анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

4

2

16

Процедуры анализа показателей финансовой устойчивости. Анализ деловой активности организации.

4

2

17

Состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации. Оценка уровня платежеспособности организации. Расчет и анализ динамики значений ликвидности баланса организации.

4

Экспертные методы анализа, порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности баланса. Процедуры анализа бухгалтерского баланса

4

2

18

Порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности

4

2

19

Способы проведения анализа Бухгалтерского баланса (Ф. 1) Процедуры анализа бухгалтерского баланса

4

2

20

Процедуры анализа влияния факторов на прибыль Процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса.

4

           2

21

Состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации; определение понятия несостоятельности (банкротства)

4

2

22

Процедуры анализа влияния факторов на прибыль Классификация финансового состояния организации по сводным критериям оценки бухгалтерского баланса.

4

2

Основы анализа бухгалтерской отчетности

Практические работы

96

1

Практическая работа №1

По данным бухгалтерского баланса за отчетный год требуется: выявить основные тенденции изменения стоимости и структуры активов и пассивов организации; рассчитать абсолютное изменение и темп роста отдельных статей активов и пассивов баланса.

2

2

2

Практическая работа №2

По данным бухгалтерского баланса за отчетный год требуется: определить структуру имущества организации и источников его формирования на начало и конец отчетного периода; рассчитать величину оборотного капитала на начало и конец периода, определить динамику и удельный вес; оценить динамику структуры имущества организации.

2

2

3

Практическая работа №3

По данным бухгалтерского баланса за отчетный год дать определение ликвидности баланса, сгруппировать в четыре группы активы по степени их ликвидности; сгруппировать в четыре группы пассивы организации по срочности погашения обязательств.

2

2

4

Практическая работа №4

По данным бухгалтерского баланса за отчетный год требуется дать определение платежеспособности организации. Рассчитать  коэффициенты и оценить платежеспособность организации. Выявить влияние факторов на изменение коэффициентов  текущей ликвидности организации. 

2

2

5

Практическая работа №5

По данным бухгалтерского баланса  за отчетный год требуется провести группировку оборотных активов по степени их ликвидности и обязательств по степени срочности их погашения.

2

2

6

Практическая работа №6

По данным баланса за отчетный год требуется  назвать типы финансовой устойчивости и назвать факторы, оказывающие влияние на изменение ее уровня, рассчитать коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость на начало и конец периода. 

2

2

7

Практическая работа №7

По данным баланса за отчетный год требуется  назвать типы финансовой устойчивости и методику их определения, рассчитать величину собственных оборотных средств, перманентного капитала и основных источников формирования запасов.

2

2

8

Практическая работа №8

По данным бухгалтерского баланса за отчетный год раскрыть экономическое содержание показателя «чистые активы» и формулу его расчета, рассчитать величину чистых активов на начало и конец года.

2

2

9

 Практическая работа №9

По данным отчета о финансовых результатах, бухгалтерского баланса за отчетный год требуется дать определение оборачиваемости активов, рассчитать показатели оборачиваемости капитала и оборотных активов организации, долю оборотных активов в общей величине капитала за отчетный год.

2

2

10

Практическая работа №10

По данным отчета о финансовых результатах, бухгалтерского баланса за отчетный год проанализировать динамику и структуру запасов, в том числе производственных запасов и готовой продукции за отчетный год

2

2

11

Практическая работа №11

по данным бухгалтерского баланса за отчетный период, отчета  о о финансовых результатах требуется раскрыть экономическое содержание рентабельности, охарактеризовать основные показатели рентабельности капитала (активов) организации, раскрыть методику их расчета. 

2

2

12

Практическая работа №12

По данным отчета о финансовых результатах требуется охарактеризовать виды и содержание доходов и расходов организации, назвать порядок их отражения в отчете о прибылях и убытках.

2

2

13

Практическая работа №13

По данным отчета о финансовых результатах требуется охарактеризовать важнейшие показатели финансовых результатов деятельности организации, раскрыть методику их расчета, оценить динамику прибыли от продаж, прибыли до налогообложения , чистой прибыли и факторов их формирования.

2

2

14

Практическая работа №14

По данным отчета о финансовых результатах требуется охарактеризовать показатели рентабельности основной деятельности организации, раскрыть методику их расчета

2

2

15

Практическая работа №15

По данным отчета о финансовых результатах, бухгалтерского баланса за отчетный период назвать факторы, оказывающие влияние на изменения рентабельности капитала организации.

2

2

16

Практическая работа №16

По данным отчета о финансовых результатах требуется охарактеризовать понятие «сегмент деятельности» и виды сегментов, проанализировать динамику и структуру доходов, расходов и валовой прибыли в разрезе сегментов обычной деятельности организации.

2

2

17

Практическая работа №17

По данным отчета об изменениях капитала и бухгалтерского баланса (Ф.1,Ф.2) требуется назвать состав собственного капитала организации. Охарактеризовать аналитические возможности отчета Ф.3, проанализировать состав, структуру, динамику собственного капитала.

2

2

18

Практическая работа №18

По данным отчета об изменениях капитала требуется назвать источники увеличения уставного капитала, указать основные направления изменения в отчетном году уставного капитала.

2

2

19

Практическая работа №19

По данным отчета об изменениях капитала за отчетный год требуется  раскрыть аналитические возможности указанной формы отчетности для характеристики структуры увеличения уставного капитала, указать основные направления увеличения уставного капитала, рассчитать удельный вес статей в общей сумме увеличения уставного капитала и оценить динамику их изменений.

2

2

20

Практическая работа №20

По данным отчета об изменениях капитала за отчетный год требуется  раскрыть аналитические возможности указанной формы отчетности для оценки изменений величины нераспределенной прибыли, оценить изменение ее доли в общей величине собственного капитала. 

2

21

Практическая работа №21

По данным отчета об изменениях капитала оценить динамику изменений величины добавочного капитала, составить краткое аналитическое заключение. 

2

22

Практическая работа №22

По данным отчета об изменениях капитала требуется охарактеризовать систему показателей движения капитала и условия их применения, определить показатели движения капитала, оценить их изменение, составить краткое аналитическое заключение.

2

23

Практическая работа №23

По данным отчета об изменениях капитала (приложение к годовому бухгалтерскому отчету)  требуется раскрыть аналитические возможности указанной формы отчетности для оценки состава формируемых резервов организации.

2

24

Практическая работа №24

По данным отчета об изменениях капитала (приложение к годовому бухгалтерскому отчету) об изменениях капитала требуется раскрыть аналитические возможности указанной формы отчетности.

2

25

Практическая работа №25

По данным отчета о движении денежных средств (приложение к годовому бухгалтерскому отчету) требуется назвать виды деятельности, по которым осуществляется приток и отток денежных средств организации.

2

26

Практическая работа №26

По данным отчета о движении денежных средств (приложение к годовому бухгалтерскому отчету) требуется назвать виды поступлений денежных средств организации по ее текущей деятельности, проанализировать движение денежных средств по текущей деятельности организации.

2

27

Практическая работа №27

По данным отчета о движении денежных средств (приложение к годовому бухгалтерскому отчету) требуется назвать виды поступлений денежных средств организации по ее инвестиционной  деятельности, охарактеризовать  направления использования денежных средств организации, проанализировать движение денежных средств по инвестиционной деятельности организации.

2

28

Практическая работа №28

По данным отчета о движении денежных средств (приложение к годовому бухгалтерскому отчету) требуется назвать виды поступлений денежных средств организации по ее финансовой деятельности

2

29

Практическая работа №29

По данным отчета о движении денежных средств (приложение к годовому бухгалтерскому отчету) требуется назвать источники информации и организационные аспекты анализа движения денежных средств по видам деятельности, раскрыть содержание текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

2

30

Практическая работа №30

По данным отчета о движении денежных средств (приложение к годовому бухгалтерскому отчету) требуется назвать источники информации,  приемы, методы и процедуры анализа расходования денежных средств коммерческой организации, рассчитать структуру оттока денежных средств, обобщить результаты анализа. 

2

31

Практическая работа №31

По данным отчета о движении денежных средств (приложение к годовому бухгалтерскому отчету) требуется  охарактеризовать  возможности отчета о движении денежных средств для анализа платежеспособности организации, привести формулы расчета показателей платежеспособности организации по данным отчета о движении денежных средств.

2

32

Практическая работа №32

По данным отчета о движении денежных средств (приложение к годовому бухгалтерскому отчету) требуется   оценить равномерность распределения абсолютных и относительных показателей притока, оттока и остатков денежных средств  начала и конца периода.

2

33

Практическая работа №33

По данным Приложения  к годовому бухгалтерскому отчету №5  требуется

назвать критерии отнесения объектов к нематериальным активам, рассчитать соотношение суммы начисленной амортизации и первоначальной стоимости нематериальных активов на начало и на конец периода  

2

34

Практическая работа №34

По данным Приложения  к годовому бухгалтерскому отчету №5  требуется

 определить динамику и структуру основных средств организации, рассчитать удельный вес активной части в общей величине основных средств организации. 

2

35

Практическая работа №35

По данным Приложения  к годовому бухгалтерскому отчету №5  требуется

 определить динамику и структуру основных средств организации, рассчитать удельный вес активной части в общей величине основных средств организации. оценить состояние и эффективность использования основных средств. 

2

36

Практическая работа №36

По данным отчета о прибылях и убытках и приложения №6 к балансу  требуется исследовать динамику долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов в отчетном году, оценить структуру заемных средств и ее изменение на конец периода.

2

37

Практическая работа №37

По данным приложения №5 за отчетный год требуется оценить динамику дебиторской и кредиторской задолженности, исследовать структуру и состояние дебиторской и кредиторской задолженности, рассчитать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец периода.

2

38

Практическая работа №38

По данным бухгалтерского баланса и приложения №5 за отчетный год требуется назвать источники информации анализа состава, структуры и динамики задолженности по векселям коммерческой организации и определить организационную основу его  проведения., оценить динамику задолженностей за отчетный период.

2

39

Практическая работа №39

По данным приложения №5 к бухгалтерскому балансу требуется охарактеризовать систему показателей движения векселей, условия применения, раскрыть источники информации анализа движения векселей, оценить структуру задолженности по векселям полученным и выданным.

2

40

Практическая работа №40

По данным бухгалтерского баланса за отчетный год требуется назвать источники информации анализа динамики соотношения задолженности по векселям полученным и выданным коммерческой организацией и определить организационную основу его проведения. Охарактеризовать влияние соотношения задолженности по векселям, полученным и выданным организацией, на платежеспособность и финансовую устойчивость. Обобщить результаты  анализа и составить краткое аналитическое заключение.

2

41

Практическая работа №41

По данным бухгалтерского баланса требуется охарактеризовать систему показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации, выделить оценочный коэффициент, позволяющий определить эффективность использования заемного капитала коммерческой организации. Обобщить результаты анализа и составить краткое аналитическое заключение.

2

42

Практическая работа №42

По данным приложения к балансу Ф.3 и Ф.5 проанализировать изменения расходов на научно- исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы и на освоение природных ресурсов на конец периода  по сравнению с его началом. Рассчитать удельный вес  безрезультатных расходов, сделать краткое аналитическое заключение.

2

43

Практическая работа №43

По данным отчета о финансовых результатах, баланса и приложений к нему требуется определить динамику долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, оценить структуру долгосрочных и краткосрочных  финансовых вложений, рассчитать оборачиваемость и рентабельность финансовых вложений и выявить изменения этих показателей в отчетном году по сравнению с предыдущим.

2

44

Практическая работа №44

По данным отчета  о финансовых результатах и приложений к балансу требуется определить изменение отдельных видов расходов по обычным видам деятельности в отчетном году по сравнению с предыдущим. Проанализировать изменения незавершенного производства, резервов и расходов будущих периодов, назвать возможные риски. Оценить затратоемкость реализуемой продукции.

2

45

Практическая работа №45

По данным приложения №5  определить изменение остатков полученных и выданных обеспечений на конец отчетного года, рассчитать соотношение полученных и выданных обеспечений.

2

46

Практическая работа №46

По данным приложения 5 требуется рассчитать динамику и структуру полученных бюджетных средств за два года, исследовать движение бюджетных средств, оценить долю государственной помощи в общей величине источников средств организации.

2

47

Практическая работа №47

По данным бухгалтерского баланса  и приложений к нему выявить влияние факторов на изменение коэффициента текущей ликвидности баланса методом цепных подстановок, указать возможные пути повышения платежеспособности.

2

48

Практическая работа №48

По данным бухгалтерского баланса за отчетный год и приложения 2 требуется исчислить излишек или недостаток различных источников формирования запасов организации на начало и конец года, определить тип финансовой устойчивости анализируемого предприятия, рекомендовать пути повышения.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 3.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

90

3

Примерная тематика домашних заданий

1 Сущность и порядок проведения внутреннего контроля хозяйственной деятельности организации.

2 Организация внутреннего контроля хозяйственной деятельности организации при компьютерной обработке бухгалтерской информации.

3 Методы финансового анализа и его характеристика.

4 Виды и приемы финансового анализ.

5 Критерии оценки финансового состояния организации.

6 Экспертные методы анализа;

7 Сущность анализа бухгалтерского баланса.

8 Порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса.

9 Способы проведения анализа Бухгалтерского баланса (Форма 1).

10 Построение и анализ сравнительного аналитического баланса.

11 Порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса.

12 Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации; признаки оптимального бухгалтерского баланса.

13 Анализ ликвидности бухгалтерского баланса.

14 Состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации.

15 Признаки банкротства и этапы процедуры банкротства.

16 Анализ показателей финансовой устойчивости.

17 Анализ отчета о прибыли и убытках (Форма 2).

18 Анализ отчета об изменениях капитала ( приложение к бухгалтерскому балансу)

19 Анализ отчета о движении денежных средств ( приложение к бухгалтерскому балансу)

20 Анализ отчета  об использовании средств целевого финансирования( приложение к годовому бухгалтерскому отчету).

Курсовая работа

20

Учебная практика

Виды работ

36

Ознакомление с формами бухгалтерской отчетности.

Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период.

Проведение обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период.

Определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.

6

Составление шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.

Контроль соблюдения требований к бухгалтерской отчетности организации.

Группировка и перенесение обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности.

Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.

6

Формирование учетной политики организации в целях бухгалтерского учета.

Оформление принятия учетной политики в целях бухгалтерского учета и отражение изменений в ней.

Практика внесения изменений в бухгалтерскую отчетность.

Ознакомление с порядком проведения внутреннего контроля хозяйственной деятельности организации.

Ознакомление с организацией внутреннего контроля хозяйственной деятельности организации при компьютерной обработке бухгалтерской информации. Использование различных видов и приемов финансового анализа. Использование критериев оценки финансового состояния организации. Применение экспертных методов анализа хозяйственной деятельности организации. Проведение анализа бухгалтерского баланса.

6

Оценка структуры имущества организации и его источников по показателям баланса.

Использование различных способов проведения анализа Бухгалтерского баланса (Форма 1).

Построение и анализ сравнительного аналитического баланса.

Определение результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса.

Проведение анализа динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации.

Оценка признаки оптимального бухгалтерского баланса; Проведение анализа ликвидности бухгалтерского баланса.

Ознакомление с критериями оценки несостоятельности (банкротства) организации;

6

Определение признаков банкротства и этапов процедуры банкротства. Проведение анализа показателей финансовой устойчивости. Проведение анализ отчета о прибыли и убытках (Форма 2).

Проведение анализа отчета об изменениях капитала. Проведение анализ отчета о движении денежных средств .

Ознакомление с функциями Пенсионного фонда России по контролю страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Заполнение отчетности в ПФР, ФФОМС и ТФОМС по новым формам, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

6

Заполнение формы квартальной отчетности в ФСС на 2013 год « Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма – 4 ФСС РФ).

6

3

Производственная практика

  1. Формирование бухгалтерской отчетности.
  2. Оценка показателей имущественного положения и структуры источников средств организации.
  3. Расчет показателей платежеспособности и ликвидности.
  4. Расчет показателей финансовой устойчивости организации.
  5. Расчет показателей оборачиваемости активов(капитала) организации
  6. Расчет показателей рентабельности деятельности организации
  7. Расчет показателей доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации
  8. Расчет показателей движения собственного капитала  и денежных средств.
  9. Расчет показателей интенсификации хозяйственной деятельности организации.

36

Всего

522

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета междисциплинарных курсов, лаборатории «Учебная бухгалтерия».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета междисциплинарных курсов:

  • Посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • специализированная мебель.
  • комплект законодательных и нормативных документов;
  • план счетов бухгалтерского учета;
  • комплект  форм унифицированных первичных бухгалтерских документов;
  • схемы типовых бухгалтерских проводок;
  • комплект форм бухгалтерской отчетности;
  • комплект образцов заполненных форм бухгалтерской отчетности;
  • комплект форм отчетности в органы статистики;
  • комплект образцов заполненных форм отчетности в органы статистики;
  • комплект форм отчетности в ПФР и ФОМС, ФСС;
  • комплект образцов заполненных форм отчетности в ПФР и ФОМС, ФСС:
  • рекомендации по подготовке к практическим занятиям;
  • рекомендации по составлению отчета по производственной практике;
  • задания для проведения практических занятий;
  • комплект тестовых заданий;
  • комплект комплексных практических и ситуационных заданий для /проведения учебной практики;
  • комплект учебно-наглядных  пособий (слайд-фильмов,  презентаций, видеофильмов).

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • аудиовизуальные средства обучения;
  • принтер;
  • сканер;
  • программное обеспечение общего и профессионального назначения;

Оборудование лаборатории «Учебная бухгалтерия» и рабочих мест лаборатории:

  • автоматизированное рабочее место преподавателя;
  • автоматизированные рабочие места обучающихся;
  • компьютер с выходом в Интернет;
  • интерактивная доска.

Реализация программы модуля предполагает обязательную итоговую (концентрированную) производственную практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

  • автоматизированное рабочее место бухгалтера;
  • программное обеспечение профессионального назначения.

4.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Информационное обеспечение обучения

Основные источники (ОИ):

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ОИ 1

Учебник «Бухгалтерский учет»

В.М.Богаченко

Феникс Ростов-на-Дону,2013

ОИ2

ФЗ «О бухгалтерском учете» №402 от 6.12.201г.

ОИ 3

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению,

утвержденные приказом Министра финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н.

ОИ 4

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01) «Учет материально-производственных запасов»,

утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001  № 44н.

ОИ 5

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01) «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001     № 26н.

Законодательные и нормативные акты

ОИ 6

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 14/2007) «Учет нематериальных активов»,

В редакции приказов Минфина России №132н от 25.10.2010 и №186н от 24.12.2010

ОИ 7

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 15/2008) «Учет расходов по займам и кредитам,

Утв. Приказом Минфина РФ №132н от 25.10.2010, №144н от8.11.2010

ОИ 8

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств

в редакции приказа Министерства финансов  РФ № 142 –н от 08.11.2010 г.

ОИ9

Дополнения к Методическим указаниям ,

утвержденным  Минфином РФ  в редакции приказа

№ 142 –н от 08.11.2010 г.

ОИ10

Трудовой кодекс Российской  федерации.(ТК РФ)

ОИ11

Налоговый кодекс Российской федерации.(НК РФ)

ОИ12

ПБУ4/99 «Доходы организации»

в редакции приказа Минфина России № 144н от8.11.2010

ОИ13

ПБУ 10/99 «Расходы организации» »

в редакции приказа Минфина России №144н от8.11.2010

ОИ14

«Анализ хозяйственной деятельности»

Г.В. Савицкая  

М.ИНФАФАРМ 2013

ОИ15

Практикум по основам финансового анализа

Т.А.Пожидаева ,

2013

ОИ16

Финансовый анализ

В.В.Бочаров,

ПИТЕР,2013

Дополнительные источники (ДИ):

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ДИ 1

Бухгалтерский учет

Е. М . Лебедева

М.: Издательский центр «Академия», 2013

ДИ 2

Бухгалтерский учет: Практикум

Е. М . Лебедева

М.: Издательский центр «Академия», 2013

ДИ 3

Делопроизводство организации: подготовка, формы и ведение документации .

А. В. Непогода

М.: Омега-Л, 2013

ДИ 4

Бухгалтерский учет

В.М.Швецкая, Н.А.Головко

М.: Дашков и К, 2013

ДИ 5

Периодические издания:

Журналы «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», «БУХ.1С».,«Бухгалтерский учет», «Бухгалтерский бюллетень», «Главбух», «Делопроизводство и документооборот на предприятии», «Консультант бухгалтера», «Московский бухгалтер», «Международный бухгалтерский учет».

Интернет-ресурсы

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Справочно-правовая система «Гарант».

http://www.edu.ru Российское образование Федеральный портал

http//www.buhsoft.ru Программы для бухгалтерии BUHSOFT Электронный ресурс

http://www.buh.ru БУХ.1С - Интернет-ресурс для бухгалтера www.buhgalteria.ru   Образовательный ресурс по бухгалтерскому учету http://www.kadis.ru/ipb/ Библиотека бухгалтера, информационный центр «Кадис».

http://www.buh.ru    Ресурс для бухгалтеров. http://www.klerk.ru Электронная библиотека. Статьи бухгалтеру.

4.3 Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение программы модуля заключается в изучении междисциплинарных курсов: МДК 04.01 «Технология составления бухгалтерской тчетности»,МДК04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности», которое проводится в кабинете междисциплинарных курсов. Реализация программы модуля предполагает рассредоточенную учебную практику после изучения каждого раздела междисциплинарных курсов. Занятия по учебной практике проводятся в лаборатории   «Учебная        бухгалтерия» с использованием специализированного программного обеспечения.

Освоение данного модуля должно осуществляться после изучение общепрофессиональных дисциплин «Экономика организации», «Статистики», «Менеджмент», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение», «Основы бухгалтерского учёта», «Аудит» и профессионального модуля «Выполнение работ по профессии кассир бухгалтер».

Обязательным условием допуска к учебной практике в рамках профессионального модуля ПМ04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» является освоение междисциплинарных курсов: «Технология составления бухгалтерской отчетности» , «Основы анализа бухгалтерской отчетности» и наличия курсовой работы.

Аттестация по итогам учебной  практики  проводится на основании результатов, подтверждаемых отчётами по практике студентов, а также отзывами руководителей практики на студентов. Допускается электронная версия отчета, записанного в сетевой папке студента под его учетной записью.

Учебная практика завершается зачётом студентам освоенных общих и профессиональных компетенций.

Результаты прохождения учебной практики по модулю учитываются при проведении государственной (итоговой) аттестации.

При проведении практических занятий в рамках освоения междисциплинарных  курсов: «Технология составления бухгалтерской отчетности», «Основы анализа бухгалтерской отчетности» в зависимости от сложности изучаемой темы и технических условий возможно деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек.

4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам:

  • наличие высшего образования экономической направленности, соответствующего профилю преподаваемых модулей «Технология составления бухгалтерской отчетности», «Основы анализа бухгалтерской отчетности».
  • наличие опыта деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла;

-        стажировка в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство учебной практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин «Экономика организации», «Статистики», «Менеджмент», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение», «Основы бухгалтерского учёта», «Аудит».


5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Полное и четкое определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации; Уверенное, обоснованное и точное отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период; Квалифицированное владение методами и способами обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

Правильное составление шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

Достоверное и оперативное определение результатов хозяйст-венной деятельности за отчетный период

Оценка в рамках текущего контроля: -         результатов работы             на практических занятиях; резуль-татов выполнения индивидуальных домашних заданий;

результатов тес-тирования.

Экспертная оце-нка освоения профе-ссиональных ком-петенций в рамках текущего контроля   в ходе проведения учебной практики

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки

Четкое соблюдение требова-ний к бухгалтерской отчетности организации;

Внимательное отношение к бухгалтерскому балансу как к основной форме бухгалтерской отчетности;

Полная и грамотная группи-ровка и перенос обобщенной учетной информации из оборот-но-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности; Выполнение всех требований по составлению пояснительной записки;

Необходимое отражение изменений в учетной политике в целях бухгалтерского  учета;

Оперативное получение аудиторского заключения в случае необходимости;

Точное соблюдение сроков представления бухгалтерской отчетности;

Правильное внесение исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяй-ственных операций

Оценка в рамках
текущего контроля:

- результатов работы на практических занятиях;

- результатов выполнения инди-видуальных домаш-них заданий;

- результатов тестирования.

Экспертная оцен-ка освоения  профес-сиональных компе-тенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной практики

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по ЕСН и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

Полное и четкое оформление налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет  и формы отчетов в государственные внебюджетные фонды.

Своевременное и правильное составление форм статистической отчетности.  Четкое соблюдение порядок регистрации и перереги-страции организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах.

Оценка в рамках текущего контроля:

- результатов работы на практи-ческих занятиях;

- результатов выполнения индиви-дуальных домашних заданий;

- результатов тестирования.

Экспертная оцен-ка освоения  профес-сиональных компе-тенций в рамках текущего контроля   в ходе проведения учебной практики

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности

Квалифицированное владение  методами,- видами и приемами финансового анализа.

Правильное осуществление процедуры анализа бухгалтер-ского баланса.

Четкое применение порядка общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса.

Квалифицированное проведение  процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса,  расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности, оценки несостоятельности (банкротства) организации, процедуры анализа показателей финансовой устойчивости.

- процедуры анализа отчета о прибыли и убытках.

Проведение  оценки деловой активности организации, про-цедуры анализа уровня и дина-мики финансовых результатов по показателям отчетности про-цедуры анализа влияния факто-ров на прибыль.

Оценка в рамках
текущего контроля:

- результатов работы на практи-ческих занятиях;

- результатов выполнения инди-видуальных домаш-них заданий;

- результатов тестирования.

Экспертная оцен-ка освоения профес-сиональных ком-петенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной практики

Итоговая аттестация по модулю

МДК.04.01 – дифференцированный зачет;

МДК 04.02 – дифференцированный зачет;

УП.04 – зачет;

Квалификационный экзамен по модулю

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформировать профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация устой-чивого интереса к буду-щей профессии

Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике.

Экспертное наблюдение и оценка активности учаще-гося при проведении учебно-воспитательных меропри-ятий профессиональной направленности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Мотивированное обоснование выбора и применения методов и способов решения про-фессиональных задач при осуществлении кредитных операций

Точность, правиль-ность и полнота выпол-нения профессиональ-ных задач

Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

Демонстрация спо-собности принимать ре-шения в стандартных и          нестандартных ситу-ациях и нести за них  ответственность при осуществлении кре-дитных операций

Экспертное наблюдение и оценка деятельности уча-щегося в процессе осво-ения образовательной про-граммы на практических занятиях, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по учебной практике.

Экспертное наблюдение и оценка активности учаще-гося при проведении учебно-воспитательных меропри-ятий различной тематики

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Оперативность поис-ка и использования необходимой информа-ции для качественного выполнения профес-сиональных задач, профессионального и личностного развития.

Широта использо-вания различных источ-ников информации,   включая электронные

Экспертное наблюдение и оценка деятельности учаще-гося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении индиви-дуальных домашних зада-ний, работ по учебной прак-тике.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Оперативность, точ-ность и широта осущест-вления операций               по составлению, исполь-зованию и анализу бухгалтерской отчет-ности с использованием общего и специального программного обеспечения

Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, в ходе компьютерного тестиро-вания, подготовки электрон-ных презентаций, при  выполнении индивидуаль-ных домашних заданий, работ по учебной практике.

Экспертное наблюдение и оценка использования учащимся информационных технологий при подготовке и проведении учебно-воспи-тательных мероприятий раз-личной тематики

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Коммуникабельность при взаимодействии с обучающимися, препо-давателями и руково-дителями практики в хо-де обучения

Экспертное наблюдение и оценка коммуникативной деятельности учащегося  в процессе освоения образова-тельной программы на практических занятиях, при выполнении индивидуаль-ных домашних заданий, работ по учебной практике.

Экспертное наблюдение и оценка использования учащимся коммуникативных  методов и приёмов при подготовке и проведении учебно- воспитательных мероприятий различной тематики

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Ответственность за результат выполнения заданий.

Способность к само-анализу и коррекции результатов собственной работы

Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося в процессе осво-ения образовательной про-граммы на практических занятиях при работе в малых группах, работ по учебной практике.

Экспертное наблюдение и оценка уровня ответствен-ности учащегося при под-готовке и проведении учебно-воспитательных ме-роприятий различной тема-тики (культурных и оздоро-вительных групповых меро-приятий, соревнований, по-ходов, профессиональных конкурсов и т.п.)

Экспертное наблюдение и оценка динамики дости-жений учащегося в учебной и общественной деятель-ности

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Способность к орга-низации и планированию самостоятельных заня-тий при изучении про-фессионального модуля

Экспертное наблюдение и оценка использования уча-щимся методов и приёмов личной организации в про-цессе освоения образователь-ной программы на практи-ческих занятиях, при выполнении индивидуаль-ных домашних заданий, работ по учебной практике.

Экспертное наблюдение и оценка использования учащимся методов и приё-мов личной организации при подготовке и проведении учебно-воспитательных ме-роприятий различной тема-тики.

Экспертное наблюдение и оценка динамики дости-жений учащихся в учебной и общественной деятельности

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

Проявление интереса к инновациям в области профессиональной дея-тельности

Экспертное наблюдение и оценка  деятельности уча-щегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении индиви-дуальных домашних зада-ний, работ по учебной прак-тике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базо...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности. Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 260 часов, включая:  обязательная аудиторная уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Профессионального модуля ПМ 02. «Составление картографических материалов и ведение кадастров с применением аппаратно-программных комплексов» по специальности 210206 «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  Профессионального модуля ПМ 02. «Составление картографических материалов и ведение кадастров с применением аппаратно-программных комплексов»по специальности 210206 «Информ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02. Составление картографических материалов и ведение кадастров с применением аппаратно-программных средств и комплексов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ 02. Составление картографических материалов и ведение кадастров с применением аппаратно-программных средств и комплексов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Смоленское областное государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению...