РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
рабочая программа

Голикова Анна Владимировна

Смоленское областное государственное  бюджетное

 профессиональное образовательное учреждение

«Козловский многопрофильный аграрный колледж»

 

РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению                                    УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического совета                               Директор СОГБПОУ «Козловский

протокол №_____от______201__ г.                             многопрофильный аграрный колледж»

протокол №_____от______201__ г.                            ____________Г.В. Терехов

протокол №_____от______201__ г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

по  программе подготовки специалистов среднего профессионального образования для  специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного стандарта СПО по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 N 832 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2014 N 33638).

 

 

ОДОБРЕНО                                                         ОДОБРЕНО

на заседании цикловой                                       методическим советом

методической комиссии                                     СОГБПОУ «Козловский многопрофильный

профессионального цикла                                  аграрный колледж»

протокол №_____от______201__ г.                   протокол №_____от______201__ г.

протокол №_____от______201__ г.                   протокол №_____от______201__ г.

протокол №_____от______201__ г.                   протокол №_____от______201__ г.

 

 

Составитель:   Голикова А.В. -  преподаватель СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

 

Рецензенты:

Внутренний: Ивенкова Н.М.  - зав. по учебно – воспитательной работе СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

Согласовано: Якутина Ю.В.  – главный бухгалтер МО «Ельнинский район» Смоленской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pm.04_buhuchet.docx78.26 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное  бюджетное

 профессиональное образовательное учреждение

«Козловский многопрофильный аграрный колледж»

РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению                                    УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического совета                               Директор СОГБПОУ «Козловский

протокол №_____от______201__ г.                             многопрофильный аграрный колледж»

протокол №_____от______201__ г.                            ____________Г.В. Терехов

протокол №_____от______201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

по  программе подготовки специалистов среднего профессионального образования для  специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного стандарта СПО по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 N 832 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2014 N 33638).

 

ОДОБРЕНО                                                         ОДОБРЕНО

на заседании цикловой                                       методическим советом

методической комиссии                                     СОГБПОУ «Козловский многопрофильный

профессионального цикла                                  аграрный колледж»

протокол №_____от______201__ г.                   протокол №_____от______201__ г.

протокол №_____от______201__ г.                   протокол №_____от______201__ г.

протокол №_____от______201__ г.                   протокол №_____от______201__ г.

Составитель:   Голикова А.В. -  преподаватель СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

Рецензенты:

Внутренний: Ивенкова Н.М.  - зав. по учебно – воспитательной работе СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

Согласовано: Якутина Ю.В.  – главный бухгалтер МО «Ельнинский район» Смоленской области

                                        

СОДЕРЖАНИЕ

                                                             

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

5.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

1.1. Область применения  программы

Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт по отраслям)» (базовый уровень) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Составление бухгалтерской отчётности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по ЕСН и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области бухгалтерского учета.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт: 

  • составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;
  • составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и форм  статистической    отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;
  • участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
  • анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

уметь:

У1 - отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;

У2 - определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

У3 - закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

У4- устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;

У5 -осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;

знать:

З1 - определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;

З2 - механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

З3 - методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

З4 - порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

З5 - методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

З6 - требования к бухгалтерской отчетности организации;

З7 - состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

З8 - бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;

З9 - методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

З10- процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;

З11 - порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

З12 - порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;

З13 - сроки представления бухгалтерской отчетности;

З14 - правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;

З15 - формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;

З16 - формы отчетности по страховым взносам во внебюджетные фонды и инструкции по их заполнению;

З17  - статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;

З18 - сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

З19 - содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;

З20 - порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

З21 - методы финансового анализа;

З22 - виды и приемы финансового анализа;

З23 - процедуры анализа бухгалтерского баланса;

З24 - порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;

З25 - порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;

З26 - процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

З27 - порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;

З28 - состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;

З29 -процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;

З30 - процедуры анализа отчета о прибыли и убытках;

З31 - принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технологию расчета и анализа финансового цикла;

З32 - процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;

З33 - процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

264

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

58

в том числе:

МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося, в том числе:

112

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося в том числе практические занятия

16

8

самостоятельной работы обучающегося

96

Аттестация - в форме экзамена

МДК 04.02 основы анализа бухгалтерской отчетности

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося, в том числе:

152

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося в том числе практические занятия

42

10

самостоятельной работы обучающегося

110

Аттестация - в форме экзамена

Производственная практика

Аттестация - в форме дифференцированного зачета

72

Курсовой проект

20

Итоговая аттестация в форме экзамена (квалификационного)


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2

Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3

Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки

ПК 4.4

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

264

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

58

Производственная практика

72

Курсовой проект

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

206

Итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Составление бухгалтерской отчётности

МДК 04.01. Технология составления бухгалтерской отчётности

Тема 1.1. Составление бухгалтерской отчётности

Содержание

2

1.

Бухгалтерская отчетность: понятие и виды. Бухгалтерская отчётность как единая система данных об имущественном и финансовом положении. Формы бухгалтерской отчётности.

2

1-3

Практические занятия

2

2.

Составление форм бухгалтерской отчетности. Установление идентичности  показателей бухгалтерских отчетов.

2

Самостоятельная работа

Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчётности организации

32

Тема 1.2. Составление налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет, форм расчётов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и форм статистической отчётности

Содержание

2

1-3

1.

Составление налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет.

2

 Практические занятия

2

2

Составление форм статистической отчетности

2

Содержание

2

3

Составление форм расчётов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

2

Практические занятия

2

4

Заполнение регистров налогового учёта

2

Самостоятельная работа

Заполнение форм налоговых деклараций (по видам налогов).

Заполнение форм расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды.

32

Тема 1.3. Отчетность АПК

Содержание

2

1

Отчетность АПК, ее содержание, форм годового отчета: ф. №7-АПК

«Реализация продукции», ф.№8 «Затраты на основное производство»

2

Практические занятия

2

2

Заполнение форм годового отчета ф. ф. №7-АПК «Реализация продукции», ф.№8 «Затраты на основное производство»

2

Самостоятельная работа

Заполнение форм бухгалтерской отчетности.

Сбор и исследование статистической отчетности по конкретным организациям

32

Раздел ПМ 2. Использование бухгалтерской отчётности

МДК 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчётности

Тема 2.1.  Сущность и назначение анализа бухгалтерской отчётности организации

Содержание

2

1-3

Понятие, методы и приемы  финансового  анализа. 

2

Практические занятия

2

Практическое применение методов и приемов финансового анализа.

2

Самостоятельная работа

Виды финансового анализа.

14

Тема 2.2. Использование бухгалтерской отчётности для  анализа финансового состояния организации

Содержание

10

2-3

1. Основы анализа бухгалтерского баланса.                                                      

2

2. Основы анализа отчета о прибылях и убытках.

2

3. Основы анализа отчета об изменениях капитала.

2

4. Основы анализа отчета о движении денежных средств.

2

5. Основы анализа пояснения (приложения) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

2

Практические занятия

8

1. Анализ баланса организации.

2

2. Анализ финансовых результатов организации.

2

3. Анализ финансового состояния организации.

2

2

4. Анализ отраслевых форм бухгалтерской отчётности.

Самостоятельная работа

Основы анализа отраслевых форм бухгалтерской отчётности.

Финансовый анализ как инструмент разработки финансовой стратегии.

Взаимная увязка показателей форм бухгалтерской отчетности.

Анализ оборачиваемости оборотных активов. Оценка операционного цикла.

Анализ распределения и использования прибыли.

Анализ инвестиционных решений.

Прогнозный анализ продаж.

Особенности составлении и анализа консолидированной отчетности.

Размножение годовых отчетов организаций района.

Сбор и исследование статистической отчетности по конкретным организациям.

96

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Анализа финансово-хозяйственной деятельности», «Бухгалтерского учёта», «Информационных технологий в профессиональной деятельности».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета :

 - рабочее место преподавателя;

           - рабочие места по числу обучающихся;

         - учебно-методическое обеспечение (учебное пособие, методические указания для студентов, раздаточные материалы).

«Анализ финансово-хозяйственной деятельности»: компьютер, программное обеспечение, DVD, мультимедийный проектор, комплекты плакатов, комплект бланков документации, образцы документации, комплект учебно-методической документации, Интернет.

«Бухгалтерский учёт»: компьютер, программное обеспечение, DVD, мультимедийный проектор, комплекты плакатов, комплект бланков документации, образцы документации, комплект учебно-методической документации, Интернет.

 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»:               компьютеры, интерактивная доска, Интернет.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учёта: учебник –Ростов н/ Д: Феникс,2016. - 334с.
  2. Харьков В.Н. Бухгалтерский финансовый учёт: учебно-методическое пособие – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2018. - 224с.
  3. Гомола А.И.Теория бухгалтерского учёта:  учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образования– 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский  центр  «Академия», 2018. – 240с.
  4. Лебедева Е.М. Бухгалтерский учёт : практикум :-2-е изд., испр. -М.: Издательский  центр  «Академия», 2017.-160с.
  5. Лебедева Е.М. Бухгалтерский учёт :-М.: Издательский  центр  «Академия», 2019.-272с.
  6. Под общ. ред. Мизиковского Е.А., и Мельник М.В., Теория бухгалтерского учета, 2019г.

7.   Пястолов С.М., Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учеб.             для студ. учреждений сред. проф.образования– 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2018. – 384с.

8.   Скворцов О.В. Налоги и налогообложение :-9-е изд.,испр.-М, :  «Академия», 2018.

 Дополнительные источники:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2016 N 230-ФЗ (ред. от 04.10.2010).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.07.2017).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 08.05.2017).
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2016).
  5. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ  "О бухгалтерском учете".
  6. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)
  7. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011).
  8. Интернет – источники:
  1. http:/www1.minfin.ru/ru/sitemap/ - сайт МФ РФ.
  2. http:/www.pfrf.ru/sitemap/ - сайт ПФ РФ.
  3. http:/fss.ru/ сайт Фонда социального страхования.
  4. http://www.ifns.su/ - сайт Федеральной налоговой службы.
  5. www.consultant.ru СПС «КонсультантПлюс»
  6.  http: //www.referent.ru/ - СПС «Референт»
  7.  http: //www.minfin.ru/ru/ - официальный сайт Министерства финансов РФ
  8.  http: //www.nalog.ru/ - официальный сайт Федеральной налоговой службы
  9.  www.klerk.ru
  10.  www.iasb.org.uk – Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC).
  11.  www.ifac.org – Международная федерация бухгалтеров (IFAC).
  12.  www.fasb.org – Совет по стандартам финансового учета (США).
  13.  www.usaid.gov – Агентство по международному развитию США (US AID).
  14.  www.ipbr.ru – Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ).
  15. www.xbrl.org – Комитет по разработке языка специфики бизнес-отчетов XBRL.
  16.  www.fiar.ru – Фонд развития бухгалтерского учета (ФРБУ).

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

В целях реализации компетентностного подхода следует использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (моделирование производственных ситуаций, деловые и ролевые игры, разбор конкретной ситуации, тренинги, групповые дискуссии) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Практика представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающегося. При реализации профессионального модуля предусматривается производственная практика (по профилю специальности).

Производственная  практика (по профилю специальности) проводится по окончании изучения профессиональных модулей.

Цели, задачи, программы практики определяются образовательным учреждением.

 Аттестация по итогам производственной практики (по профилю специальности) проводится по  результатам защиты отчетов по практике (зачет).

Освоение ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности производится после изучения соответствующих разделов учебных дисциплин «Экономика организации», «Статистика», «Менеджмент», «Аудит»,  «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение»,  «Основы бухгалтерского учета» и профессиональных модулей ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества и источников формирования имущества организации, ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, ПМ.03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Итоговая аттестация по профессиональному модулю проводится в шестом семестре в виде экзамена после окончания изучения профессионального модуля. Итоговая аттестация предполагает обязательное наличие положительной аттестации по междисциплинарным курсам МДК 04.01. Технология составления бухгалтерской отчетности и МДК 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности.

        Консультации для обучающихся проводятся на основе графиков на протяжении всего процесса освоения профессионального модуля (индивидуальные, групповые, письменные, устные).

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам  МДК 04.01. Технология составления бухгалтерской отчетности и МДК 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности:

  1. наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю профессионального модуля ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» и специальных дисциплин
  2. опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, либо прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза  в 3 года.                                                                                              

        Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

      Руководство практикой должны осуществлять преподаватели междисциплинарного курса профессионального модуля ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» и специальных дисциплин.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учёта имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчётный период.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчётности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчётности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности.

Демонстрация знания:

- механизма отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

- методов обобщения информации о   хозяйственных операциях организации за отчетный период;  

- порядка составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;        

- методов определения результатов  хозяйственной деятельности за отчетный              период;

- требований к бухгалтерской отчетности организации;  

- состава и содержания форм   бухгалтерской отчетности;

Демонстрация умения:

- отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;  

- определять результаты хозяйственной  деятельности за отчетный период;  

 Демонстрация знания:

- бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности;        

- методов группировки и перенесения       обобщенной учетной информации из  оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;    - процедуры составления пояснительной  записки к бухгалтерскому балансу;    

- порядка отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;  

- порядка организации получения  аудиторского заключения в случае   необходимости;                        

- сроков представления бухгалтерской  отчетности;  

 - правил внесения исправлений в    бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения  хозяйственных операций;  

Демонстрация умения:

- закрывать учетные бухгалтерские  регистры и заполнять формы      бухгалтерской отчетности в  установленные законодательством сроки;  

- осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по     перерегистрации организации в    государственных органах.

Демонстрация знания:

- форм налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их     заполнению;  

- формы налоговой декларации по ЕСН и  инструкцию по ее заполнению;  

- формы статистической отчетности и  инструкцию по ее заполнению;  

- сроков представления налоговых    деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и      государственные органы статистики;  

- содержания новых форм налоговых   деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;

- порядка регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах,   внебюджетных фондах и статистических органах; Демонстрация умения:

- устанавливать идентичность   показателей бухгалтерских отчетов;

Демонстрация знания:

- методов финансового анализа;    

- видов и приемов финансового анализа;  

- процедур анализа бухгалтерского баланса;    

- порядка общей оценки структуры имущества организации и его источников

по показателям баланса;    

- порядка определения результатов общей оценки структуры активов и их      

источников по показателям баланса;  

- процедур анализа ликвидности  бухгалтерского баланса;  

- порядка расчета финансовых   коэффициентов для оценки       платежеспособности;    

- состава критериев оценки    несостоятельности (банкротства)    организации;  

- процедур анализа показателей     финансовой устойчивости;  

- процедур анализа отчета о прибыли и убытках;  

- принципов и методов общей оценки  деловой активности организации,  

- технологии расчета и анализа финансового цикла;  

- процедур анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;    

- процедур анализа влияния факторов на прибыль ;                              

Демонстрация умения:

- делать анализ информации о финансовом положении организации, её платежеспособности и доходности.    

Текущий контроль в форме

защиты практических занятий.

Контрольные работы по темам МДК.

Тестирование.

Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионально-го модуля.

Комплексный экзамен по модулю.

Текущий контроль в форме

защиты  практических занятий.

Контрольные работы по темам МДК.

Тестирование.

Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля.

Комплексный экзамен по модулю.

                           

Текущий контроль в форме

защиты практических занятий.

Контрольные работы по темам МДК.

Тестирование.

Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионально модуля.

Комплексный экзамен по модулю.

                 

Текущий контроль в форме

защиты практических занятий Контрольные работы по темам МДК.

Тестирование.

Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионально модуля.

Комплексный экзамен по модулю.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • демонстрация интереса к будущей профессии;

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области бухгалтерского учета организации;
  • оценка эффективности и качества выполнения операций бухгалтерского учета;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • использование различных нормативных документов по документированию хозяйственных операций и ведению бухгалтерского учета имущества организации, включая электронные

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Работать с прикладными программами:

  • 1С:Предприятие,
  • МS Officе Word,
  • МS Officе Excel,
  • КонсультантПлюс,
  • Интернет,
  • Электронными учебниками

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • применять изменения нормативных документов в ходке учета имущества организации

Рецензия

на рабочую программу профессионального модуля 04

Составление и использование бухгалтерской отчетности

специальность среднего профессионального образования

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовый уровень,

составленную преподавателем

СОГБПОУ  «Козловский многопрофильный аграрный колледж»

УЦПК г. Ельня

Голиковой Анной Владимировной

Рабочая программа  профессионального модуля 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовый уровень.

Рабочая программа профессионального модуля рассчитана на 264 часа максимальной учебной нагрузки обучающегося, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 58 часов, в том числе 20 ч курсового проектирования

самостоятельной работы обучающегося -  206 часов;

 производственной практики – 144 часов.

Программа  содержат все необходимые разделы: паспорт рабочей программы, результаты освоения профессионального модуля, структуру и содержания профессионального модуля, условия его реализации, контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля.

В программе отражен перечень практических работ,  темы для самостоятельного изучения, виды работ по производственной практике.

Содержание рабочей  программы  соответствует требованиям  к знаниям, умениям, практическому опыту, формируемым общим и профессиональным компетенциям профессионального модуля 04 Составление и использования бухгалтерской отчетности.

Перечень  и содержание практических занятий,  виды самостоятельной  работы соответствуют требованиям  к знаниям, умениям и практическому опыту    модулю Составление и использование бухгалтерской отчетности.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения соответствуют формируемым общим и профессиональным компетенциям.

Программа профессионального модуля Составление и использование бухгалтерской отчетности подготовлена на хорошем методическом уровне и может быть рекомендована для применения в учебном процессе по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовый уровень.

 Рецензент: методист _________АгееваТ.Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базо...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности. Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 260 часов, включая:  обязательная аудиторная уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» Уровень подготовки – базовый Для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»  Уровень подготовки – базовый Для  специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский у...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ 04. СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ по ППССЗ 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ 04. СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИпо ППССЗ 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...