Рабочая программа ПМ.04.Составление и использование бухгалтерской отчетности
рабочая программа на тему

Голубева Татьяна Михайловна

Материал рабочей программы предназначен для обучения студентов по специальности 080114 (38.02.01) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базового уровня подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pm_04_obshch.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ №44

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ: ПМ04. СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

МОСКВА 2014 ГОД


ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией Экономика и бухгалтерский учет

Протокол №  

от «___» ____2014 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет и Примерной программы, разработанной ФГУ ФИРО

Председатель предметной (цикловой) комиссии

___________/Голубева Т.М..

Заместитель директора по учебно-методической работе    

                            ___________/ Степанова Е.Г.                                                                                                                                                  

             Подпись      Ф.И.О.                                                                                 Подпись            Ф.И.О.

Составители (авторы): Коваленко Ольга Юрьевна

преподаватель высшей категории ГБОУ СПО Колледж сферы услуг №44

                                                        Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

                                       Голубева Татьяна Михайловна, кпн, 

преподаватель высшей категории ГБОУ СПО Колледж сферы услуг №44

                                                        Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

 Рецензент:______________________________________________

                                    Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

                       

Рецензент:______________________________________________

                                    Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                                        

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                                                                                                                    

9

11

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                                            

          30

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

35


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Составление и использование бухгалтерской отчетности.

Базовая подготовка

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО укрупненной группы специальностей СПО «Экономики и управление» 080114   Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Составление и использование бухгалтерской отчетности

и соответствующих профессиональных компетенций:

1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, формы  расчетов  страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

 4.  Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при разработке программ:

  • дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии «Бухгалтер»;
  • профессиональной подготовки  и переподготовки работников в области бухгалтерского учета и налогообложения при наличии среднего или высшего профессионального образования неэкономического профиля.

Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;

составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;

участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;

анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

уметь:

отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;

определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;

осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;

знать:

определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных о финансовом положении организации;

механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

методы обобщения информации о фактах хозяйственной жизни организации за отчетный период;

порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

требования к бухгалтерской отчетности организации;

состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;

методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;

сроки представления бухгалтерской отчетности;

  правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения фактов хозяйственной жизни;

формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;

формы отчетов в государственные внебюджетные фонды;

форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;

сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций  по их заполнению;

порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

методы финансового анализа;

виды и приемы финансового анализа;

процедуры анализа бухгалтерского баланса:

порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;

порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;

процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

порядок расчета финансовых коэффициентов  для оценки платежеспособности;

состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;

процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;

процедуры анализа отчета о прибыли и убытках:

принципы и методы общей оценки деловой активности организации,

технологию расчета и анализа финансового цикла;

процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;

процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 246 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 164 часа; самостоятельной работы обучающегося – 82 часа;

производственной практики – 72 часа,

учебной практики – нет.


2. Результаты освоения профессионального модуля

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Составление и использование бухгалтерской отчетности», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1.

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2.

Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК  4.3.

Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК  4.4.

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план и содержание профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего

часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные

работы и практические занятия, часов

в т.ч., курсовая

работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая

работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 4.1 – 4.4

Раздел       1. Составление бухгалтерской отчетности

90

60

30

     10

30

     

ПК 4.1-4.4

Раздел 2. Использование бухгалтерской отчетности

156

104

60

10

52

       

Производственная практика (по профилю специальности)

72

Всего:

246

164

90

      20

82

     

72

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Составление бухгалтерской отчетности

90

МДК 04. 01. Технология составления

бухгалтерской отчетности

Введение

2

Тема 1.Общее положение по бухгалтерской отчетности

Содержание

         6

  1.  

О    Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета в процессе трансформации

2

Практические занятия

    1.

Современное автоматическое построение бухгалтерских отчетов с применением бухгалтерской программы

4

Тема 2. Основные принципы формирования бухгалтерской отчетности.

Содержание

              6

1.Основные правила бухгалтерской отчетности

2

Практические занятия

4

1.

Основные принципы формирования бухгалтерской отчетности с применение бухгалтерской программы

Тема 3.Этапы составления бухгалтерской отчетности.

Содержание

6

1.

Промежуточная бухгалтерская отчетность. Годовая бухгалтерская отчетность.

2

Практические занятия

4

1.

Составление бухгалтерской отчетности с применением бухгалтерской программы

Тема 4. Процедуры предшествующие заполнению форм бухгалтерской отчетности.

Содержание

6

1.

Исправление ошибок, отражение финансового результата деятельности. Сверка данных синтетического и аналитического учета

2

Практические занятия

4

1.

Способы отражения ошибок с применением бухгалтерской программы

2

2.

Отражение финансового результата с применением бухгалтерской программы

2

Тема 5. Формы бухгалтерской отчетности.

Содержание

20

1.

Бухгалтерский баланс – форма №1. Общие понятия; структура бухгалтерского баланса.

2

2.

Отчет о прибылях и убытках – форма №2. Отчет об изменениях капитала – форма №3.

2

3.

Отчет о движении денежных средств – форма №4. Приложение к балансу и отчету о прибылях и убытках №5.

2

4.

Отчет о целевом использовании полученных средств – форма №6. Пояснительная записка. Аудиторская заключение.

2

Практические занятия

12

1.

Порядок заполнение бухгалтерских форм.

Тема 6. Сводная консолидированная и сегментная отчетность организации.

Содержание

4

1.

Международные стандарты финансовой отчетности о консолидированной отчетности, принципы и формы сегментарной отчетности.

2

Практические занятия

2

1.

Порядок составления МСФО с применением бухгалтерской программы.

Самостоятельная работы при изучении МДК.04.01

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, оставленным преподавателем).

30

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Концептуальные положения финансовой отчетности в России и в международной практике.
  2. Пользователи информации. Причины заинтересованности пользователей в финансовой информации.
  3. Рассмотрение формирования показателей финансовых результатов в отчете о прибылях и убытках.
  4. Изучение текущей деятельности организации, применяемое в целях составления отчета о движении денежных средств.
  5. Изучение состава приложения к бухгалтерскому балансу.
  6. Рассмотрение информации в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
  7. Раскрытие причин изменения учетной политики в течении отчетного года.
  8. Принципы планирования контрольного мероприятия.
  9. Проверка соблюдения порядка ведения кассовых операций.
  10. Ревизия формирования финансовых результатов и распределение прибыли.
  11. Ревизия бухгалтерской отчетности.
  12. Влияние инфляции на данные финансовой отчетности.
  13. Проверка полноты и достоверности информации, экономической обоснованности, сопоставимости и взаимной согласованности информационных показателей.

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ 2)

Раздел ПМ 2. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности 

*

МДК 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности

*

Тема 2.1. Научные основы финансового анализа

Содержание

8

Понятие, цели и задачи финансового анализа. Методы финансового анализа

2

2

Виды и приемы финансового анализа, последовательность его проведения; источники информации для анализа

2

2

Влияние инфляции на данные финансовой отчетности. Проверка полноты, достоверности, экономической обоснованности, сопоставимости и взаимной согласованности информационных показателей

4

3

Практические занятия: Решение задач с использованием разных приемов финансового анализа, решение ситуаций, тестов

12

3

Тема 2.2.Анализ  Бухгалтерского баланса

Содержание

10

Общая оценка структуры имущества организации и его источников по показателям баланса; результаты общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса

2

2

Анализ ликвидности бухгалтерского баланса, порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности предприятия

2

2

Критерии оценки несостоятельности (банкротства) организации

2

2

Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия

2

2

Общая оценка деловой активности организации, технология расчета и анализа финансового цикла

2

2

Практические занятия: Анализ бухгалтерского баланса предприятия, работа с программой «1С: Предприятие – Бухгалтерия предприятия 8.0»

16

3

Тема 2.3. Анализ Отчета о прибылях и убытках

Содержание

8

 Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности, анализ затрат, произведенных организацией

2

2

 Анализ влияния факторов на прибыль, анализ динамики прибыли, анализ формирования чистой прибыли организации. Анализ распределения и использования прибыли в организации

2

2

 Анализ рентабельности организации. Факторный анализ рентабельности организации. Система показателей рентабельности и их взаимосвязь. Выявление возможностей повышения экономической эффективности и рентабельности предприятия

2

2

Оценка воздействия финансового рычага

2

2

Практические занятия: Анализ показателей отчета о прибылях и убытках, работа с программой «1С: Предприятие – Бухгалтерия предприятия 8.0»

14

3

Тема 2.4. Анализ  Отчета об изменениях капитала и  Отчета о движении денежных средств

Содержание

4

 Источники финансирования активов, анализ состава и движения собственного капитала, расчет и оценка чистых активов организации

2

1

 Анализ движения денежных средств по данным отчетности

2

2

Практические занятия: Анализ показателей отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств по данным отчетности, работа с программой «1С: Предприятие – Бухгалтерия предприятия 8.0»

14

3

Тема 2.5. Особенности анализа консолидированной отчетности

Содержание

4

Сущность консолидированной отчетности, принципы и процедуры подготовки и представления консолидированной отчетности

2

1

Анализ консолидированной отчетности. Обобщение результатов анализа финансового состояния предприятия и определение путей финансового оздоровления

2

2

 Практические занятия: Выработка практических предложений по изменению деятельности организации по результатам финансового состояния

4

3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. 

52

  1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
  2. Решение производственных ситуаций по тематике анализ прибыли и рентабельности, платежеспособности и финансовой устойчивости, деловой активности предприятия.
  3. 2.Подготовить рефераты:
  4.  Роль бухгалтера в проведении финансового анализа.
  5.  Бухгалтерская отчетность – источник финансового анализа.
  6.  Анализ финансовых результатов.
  7.  Бухгалтерский баланс-основа анализа деловой активности предприятия.
  8.  Финансовая устойчивость предприятия.
  9.  Анализ ликвидности баланса.
  10.  Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия.
  11.  Влияние инфляции на данные финансовой отчетности.
  12.  Проверка полноты и достоверности информации, экономической обоснованности, сопоставимости и взаимной согласованности информационных показателей.
  13.  Критерии оценки несостоятельности (банкротства) организации.
  14.  Источники финансирования активов организации.
  15.  Анализ финансирования средств финансирования: долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.
  16. .Подготовить схему конспекта по тематике дисциплины: приемы финансового анализа с практическими  примерами, анализ чистых активов организации, анализ финансовых результатов, метод цепных подстановок на конкретном примере и др.

Примерная тематика курсовых работ по профессиональному модулю ПМ.04.:

  1. Бухгалтерская отчетность и средства программного обеспечения
  2. Организация и ведение бухгалтерского учета, составление отчетности в условиях ликвидации предприятия
  3. Правовые основы ведения бухгалтерского учета  и составления бухгалтерской отчетности
  4. Бухгалтерский учет и отчетность в системе менеджмента малого предприятия
  5. Учет и финансовый анализ деятельности организации
  6. Бухгалтерская отчетность как информационная база анализа деятельности малого предприятия
  7. Бухгалтерская отчетность организации иеё нормативное регулирование
  8. Международные стандарты финансовой отчетности и их адаптация к условиям России
  9. Особенности формирования бухгалтерской отчетности на стадии создания предприятия

 и др.

20

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета междисциплинарных курсов; лаборатории «Учебная бухгалтерия».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета междисциплинарных курсов:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • специализированная мебель.
  • комплект законодательных и нормативных документов;
  • комплект форм бухгалтерской отчетности;
  • комплект форм отчетности в органы статистики;
  • комплект форм  отчетности в ПФР, ФОМС и ФСС;
  • рекомендации по подготовке к практическим занятиям;
  • рекомендации по составлению отчета по производственной практике;
  • задания для проведения практических занятий;
  • комплект тестовых заданий;
  • комплект комплексных практических и ситуационных заданий для проведения учебной практики;
  • комплект учебно-наглядных пособий (слайд-фильмов, презентаций, видеофильмов).

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • аудиовизуальные средства обучения;
  • принтер;
  • сканер;
  • программное обеспечение общего и профессионального назначения;

Оборудование лаборатории «Учебная бухгалтерия» и рабочих мест лаборатории:

-    автоматизированное рабочее место преподавателя;

  • автоматизированные рабочие места обучающихся;
  • компьютер с выходом в Интернет;
  • интерактивная доска.

Реализация программы модуля предполагает обязательную итоговую (концентрированную) производственную практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

  • автоматизированное рабочее место бухгалтера;
  • программное обеспечение профессионального назначения.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Законодательные и нормативные акты:

1.Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

 2. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

 3.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министра финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (с изм., утв. Приказом Минфина РФ от 24.03.2000 № 31н).

5. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) «Бухгалтерская отчетность организаций», утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.99      № 43н

 6. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99  № 32н.

7. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99  № 33н.

8. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/2012) «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 13.04.2012      № 44н.

9. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01) «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001      № 26н.

10. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008) «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008      № 106н.

11. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 14/2007) «Учет нематериальных активов», утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007      № 91н.

12. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 15/2008) «Учет расходов по займам и кредитам», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008      № 107н.

13. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 19/02) «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002      № 126н.

14. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 18/02) «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002      № 114н.

15. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 22/2010) «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. Приказом Минфина РФ от 28.06.2010      № 63н.

16. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 23/2011) «Отчет о движении денежных средств», утв. Приказом Минфина РФ от 02.02.2011      № 11н.

 17. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. от 5 августа 2000 г. №117- ФЗ

Учебные издания:

18. Арабян К.К. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности внешними пользователями. -М.: КНОРУС, 2010

19. Богаченко В.М. Бухгалтерский учет. Серия: Среднее профессиональное образование. - М.: Феникс, 2009.

20.Бухгалтерский учет. Основы теории, тесты, задачи - М.: Дашков и К, Наука-Пресс, 2010

21.Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерская финансовая отчетность. Составление и анализ. - М.: Омега-Л, 2009

22.Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет. Среднее профессиональное образование - М.: Издательский центр «Академия», 2009

23.Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет: Практикум Среднее
профессиональное образование - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

24.        Натепрова Т.Я., Трубицына О.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность.
-М.: Дашков и К, 2010.

25.Швецкая В.М., Головко Н.А. Бухгалтерский учет. - М.: Дашков и К, 2010.

Дополнительные источники:

26.Голубева Т.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, М.: Издательский центр АКАДЕМИЯ, 2008.

27.Крутякова Т.Л. Годовой отчет. - М.:АйСи Групп 2012

28.Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий)учет. - М.: Проспект, 2010.

29.Ларионов А.Д. Бухгалтерский учет. - М.: Проспект, 2009.

30.Натепрова Т.Я. Бухгалтерский (финансовый) учет. - М.: НТК Дашков и К,2010.

Периодические издания:

Журналы «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Делопроизводство и документооборот на предприятии», «Консультант бухгалтера», «Бухгалтерский бюллетень», «Московский бухгалтер», «Международный бухгалтерский учет», «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», «БУХ. 1С».

Интернет-ресурсы

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Справочно-правовая система «Гарант».

http://www.edu.ru Российское образование Федеральный портал

http//www.buhsoft.ru/ Программы для бухгалтерии BUHSOFT Электронный ресурс

http://www.buh.ru БУХ. 1С - Интернет-ресурс для бухгалтера www.buhgalteria.ru Бухгалтерия. Ru Образовательный ресурс по бухгалтерскому учету

http://www.kadis.ru/ipb/ Библиотека бухгалтера, информационный центр «Кадис».

http://www.buh.ru    Ресурс для бухгалтеров.

http://www.klerk.ru Электронная библиотека. Статьи бухгалтеру.

Клерк.ру

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение программы модуля заключается в изучении междисциплинарных курсов «Технология составления бухгалтерской отчетности» и «Основы анализа бухгалтерской отчетности», которое проводится в кабинете междисциплинарных курсов.

Производственная практика (по профилю специальности) проводится концентрированно после освоения всех разделов модуля. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности» является освоение междисциплинарных курсов «Технология составления бухгалтерской отчетности», «Основы анализа бухгалтерской отчетности» и учебной практики.

Аттестация по итогам производственной практики (по профилю специальности) проводится на основании результатов, подтверждаемых отчётами и дневниками практики студентов, а также отзывами руководителей практики на студентов.

Производственная практика (по профилю специальности) завершаются зачётом студентам освоенных общих и профессиональных компетенций.

Результаты прохождения производственной практики (по профилю специальности) по модулю учитываются при проведении государственной (итоговой) аттестации.

При проведении практических занятий в рамках освоения междисциплинарных курсов «Технология составления бухгалтерской отчетности» и  «Основы анализа бухгалтерской отчетности» в зависимости от сложности изучаемой темы и технических условий возможно деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек.

 

      Изучение программы модуля завершается итоговой аттестацией, результаты которой оцениваются в форме общего зачёта как комплексной оценки выполнения студентами зачётных мероприятий по модулю.

Освоение данного модуля должно осуществляться после изучение общепрофессиональных дисциплин «Экономика организации», «Статистики», «Менеджмент», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение», «Основы бухгалтерского учёта», «Аудит» и программ профессиональных модулей «Выполнение работ по должности Кассир», «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по   инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации», «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам:

- наличие высшего образования экономической направленности, соответствующего профилю преподаваемых модулей «Технология составления бухгалтерской отчетности», «Основы анализа бухгалтерской отчетности».

- наличие опыта деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла;

- стажировка в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин «Экономика организации», «Статистики», «Менеджмент», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение», «Основы бухгалтерского учёта», «Аудит».


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Полное и четкое определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных о финансовом положении организации;

Уверенное, обоснованное и точное отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

Квалифицированное владение методами и способами обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

Правильное  составление шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

Достоверное и оперативное определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

Оценка в рамках текущего контроля:

- результатов работы на практических занятиях;

- результатов выполнения индивидуальных домашних заданий;

- результатов тестирования.

Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики

Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

Четкое соблюдение требований к бухгалтерской отчетности организации;

Внимательное отношение к  бухгалтерскому балансу как к основной форме бухгалтерской отчетности;

Полная и грамотная группировка и перенос обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

Выполнение всех требований к составлению пояснительной записки;

Полное и необходимое отражение изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

Оперативное получение аудиторского заключения в случае необходимости;

Точное соблюдение сроков представления бухгалтерской отчетности;

Правильное внесение исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения фактов хозяйственной жизни;

Оценка в рамках текущего контроля:

- результатов работы на практических занятиях;

- результатов выполнения индивидуальных домашних заданий;

- результатов тестирования.

Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения  производственной практики

Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, отчетность в государственные внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

Полно и правильно заполнение налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет в соответствии с действующей инструкцией по их заполнению;

Полное и правильное заполнение форм отчетности по взносам в ПФР, ФОМС и ФСС в соответствии с действующими инструкциями по их заполнению;

Полное и правильное заполнение формы статистической отчетности по данным бухгалтерской отчетности в соответствии с  инструкцией по ее заполнению;

В обязательном порядке соблюдение сроков представления налоговых деклараций и форм отчетности в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

Оперативно осваивать заполнение новых форм налоговых деклараций и форм отчетности во внебюджетные фонды  в соответствии с новыми инструкциями их заполнения;

Оперативная и законная регистрация и перерегистрация организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

Оценка в рамках текущего контроля:

- результатов работы на практических занятиях;

- результатов выполнения индивидуальных домашних заданий;

- результатов тестирования.

Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Умелое и полное использование методов финансового анализа;

Обоснованный выбор видов и приемов финансового анализа;

Достоверное проведение анализа бухгалтерского баланса:

Грамотное проведение общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;

Полный и четкий анализ результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса

Квалифицированное проведение анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

Подробное проведение расчета финансовых коэффициентов оценки  платежеспособности;

Правильное определение критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;

Квалифицированное проведение анализа показателей финансовой устойчивости;

Ответственное проведение анализа отчета о прибылях и убытках:

Достоверное осуществление общей оценки деловой активности организации;

Точное проведение расчета и анализ финансового цикла;

Взвешенное проведение анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;

Оценка в рамках текущего контроля:

- результатов работы на практических занятиях;

- результатов выполнения индивидуальных домашних заданий;

- результатов тестирования.

Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики

Итоговая аттестация по модулю

Обоснованность применения технологии составления бухгалтерской отчетности, проведение профессионального анализа бухгалтерской отчетности    Широта применения различных методов и способов составления бухгалтерской отчетности в рамках законодательства. Умелое и полное использование методов финансового анализа; обоснованный выбор видов и приемов финансового анализа;

Достоверное и результативное  проведение анализа бухгалтерского баланса и других форм бухгалтерской отчетности

Широкое использование информационных технологий и систем прикладных компьютерных программ в области бухгалтерского учета и отчетности.

   

Комплексная оценка в рамках зачётных мероприятий по модулю:

- итоговая оценка теоретической подготовки по результатам тестирования;

- зачёт освоенных профессиональных компетенций по результатам выполнения комплексных практических и ситуационных заданий;

- зачёт освоенных профессиональных компетенций по результатам производственной практики (по профилю специальности);

- экспертная оценка в процессе защиты курсовой работы

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии

Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике.

Экспертное наблюдение и оценка активности учащегося при проведении учебно-воспитательных мероприятий профессиональной направленности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Мотивированное обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач при осуществлении кредитных операций

Точность, правильность и полнота выполнения профессиональных задач

Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике.

Оценка выполнения курсовой работы

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность при осуществлении кредитных операций

Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по учебной и производственной практике.

Оценка выполнения курсовой работы.

Экспертное наблюдение и оценка активности учащегося при проведении учебно-воспитательных мероприятий различной тематики

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Широта использования различных источников информации, включая электронные

Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по производственной практике.

Оценка выполнения курсовой работы

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Оперативность, точность и широта осуществления операций по составлению, использованию и анализу бухгалтерской отчетности с использованием общего и специального программного обеспечения

Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, в ходе компьютерного тестирования, подготовки электронных презентаций, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по производственной практике.

Экспертное наблюдение и оценка использования учащимся информационных технологий при подготовке и проведении учебно-воспитательных мероприятий различной тематики

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Коммуникабельность при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения

Экспертное наблюдение и оценка коммуникативной деятельности учащегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по производственной практике.

Экспертное наблюдение и оценка использования учащимся коммуникативных методов и приёмов при подготовке и проведении учебно-воспитательных мероприятий различной тематики

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий

Ответственность за результат выполнения заданий.

Способность к самоанализу и коррекции результатов собственной работы

Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях при работе в малых группах, работ по производственной практике.

Экспертное наблюдение и оценка уровня ответственности учащегося при подготовке и проведении учебно-воспитательных мероприятий различной тематики (культурных и оздоровительных групповых мероприятий, соревнований, походов, профессиональных конкурсов и т.п.)

Экспертное наблюдение и оценка динамики достижений учащегося в учебной и общественной деятельности

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Способность к организации и планированию самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Экспертное наблюдение и оценка использования учащимся методов и приёмов личной организации в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по производственной практике.

Экспертное наблюдение и оценка использования учащимся методов и приёмов личной организации при подготовке и проведении учебно-воспитательных мероприятий различной тематики.

Экспертное наблюдение и оценка динамики достижений учащихся в учебной и общественной деятельности

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности

Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по производственной практике.

ОК. 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Способность и обоснованность применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы.

Экспертное наблюдение и оценивание освоения основ военной службы и обороны государства, оперативного применения

основных мероприятий гражданской обороны, владения способами защиты населения от оружия массового поражения.

Экспертное наблюдение и оценивание изучения и владения основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специал...

Рабочая программа ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Рабочая программа ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности...

Рабочая программа ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Рабочая програама профессионального модуля предназначена для обучающихся по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» Уровень подготовки – базовый Для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»  Уровень подготовки – базовый Для  специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский у...

Рабочая программа ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Рабочая программа ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности для обучающихся СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) включает паспорт прогр...