Методическая разработка открытого урока по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности
методическая разработка на тему

Назар Марина Михайловна

Урок-экскурсия на производстве. Данная  методическая разработка предназначена для преподавателей  экономических и бухгалтерских дисциплин  и преподавателей-предметников по другим дисциплинам, интересующихся  приемами технологии проблемного обучения, а также применением игровых, мультимедийных и интерактивных  информационных технологий, элементами практико-ориентированного обучения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_otkr_uroka_obg.docx356.17 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

 ПО ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности

НА ТЕМУ: ВИДЫ КРЕДИТОВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

H:\ОБГ\ОБГ_15 марта 2018 откр урок\Фотки\20180315_105403.jpg

Автор: М.М. Назар – преподаватель

 экономических и бухгалтерских дисциплин

        2018г.

Рассмотрено

на заседании УМО преподавателей  ЭБЮД

Протокол № ___  от « _______» _______г.

Председатель УМО

___________________Л.Н. Компаниец

        Автор методической разработки: М.М. Назар – преподаватель экономических и бухгалтерских дисциплин

Данная  методическая разработка предназначена для преподавателей  экономических и бухгалтерских дисциплин  и преподавателей-предметников по другим дисциплинам, интересующихся  приемами технологии проблемного обучения, а также применением игровых, мультимедийных и интерактивных  информационных технологий, элементами практико-ориентированного обучения.  


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Подготовка к открытому уроку
  1. Подготовка преподавателя
  2. Подготовка группы
  1. Методика проведения урока

План часового занятия

Заключение

Литература

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития образования является его ориентированность на формирование и воспитание всесторонне развитой творческой личности, способной самостоятельно решать задачи в соответствии с конкретными обстоятельствами. Основная задача средних специальных учебных заведений состоит в подготовке студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, необходимых на практике, с другой - формирование профессиональных умений и навыков. Для достижения этих целей, наряду с традиционными уроками, внедряются такие уроки, как уроки-экскурсии.

Активные методы обучения направлены на первичное овладение знаниями; они способствуют развитию мышления, познавательных интересов, способностей, формируют умения и навыки самообразования. Познавательная активность и познавательная самостоятельность характеризует интеллектуальные способности человека к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Уроки-экскурсии являются методом «погружения в материал», способствующим лучшему пониманию проблемы. Они включают себя различные мыслительные операции: анализ, синтез и обобщение.

Очень часто слишком сложный материал мешает достижению успешности в его изучении, а уроки-экскурсии уменьшают эту тревожность и стимулируют учащихся к достижению поставленных преподавателем целей. Из-за демонстративного характера данных уроков увеличивается интерес к усвоению материала. Из всего вышесказанного следует, что уроки-экскурсии обеспечивают максимальный эффект в обучении, создают учащимся условия для продвижения вперед в освоении знаний.

        Целью данной методической разработки является демонстрация методики проведения урока-экскурсии на производстве по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности, направленной на оптимизацию учебного процесса и качественное усвоение изучаемого материала.

        Представленный материал оказывает помощь преподавателю в подготовке к проведению уроков, а также знакомит с принципами, формами, методами организации учебного процесса.


1 ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТОМУ УРОКУ

  1. Подготовка преподавателя

Преподаватель совместно с представителем КБ «Кубань Кредит» ООО корректирует содержание ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности по теме «Виды кредитов для населения» и оптимально определяют целесообразность проведения урока-экскурсии по данной теме.

Урок-экскурсия, как и любой урок, может быть успешно проведен, если тщательно продуман план урока, его организация и познавательная деятельность учащихся. Целесообразно составлять  план урока, что дает возможность предварительно продумать и спланировать систему занятий по теме, определить цель занятия, наметить и подобрать наглядные пособия, установить межпредметные и внутрипредметные связи.

Группу необходимо заранее оповестить о проведении и дате открытого урока согласно календарно-тематическому плану. Обучающимся необходимо напомнить, что они должны иметь опрятный внешний вид, вести себя спокойно, прибыть на занятия подготовленными, иметь конспекты с записью изученного ранее теоретического материала. Предупредить обучающихся о том, что на уроке они будут в гостях. Мотивировать студентов на то, чтобы на уроке проявляли активность, в аудитории должен быть положительный микроклимат.

Во время организационного момента, после взаимного приветствия, проведения проверки посещаемости, сообщения темы занятия, постановки целей и задач и мотивации на лучшее усвоение обучающихся следует познакомить с критериями оценивания их работы на занятии.

Экскурсионная часть объединяет в себе актуализацию опорных знаний, формирование новых знаний и их закрепление.

Экскурсионную часть предлагается начать с сообщения представителя банка о работе в области кредитования населения.

Актуализацию опорных знаний предлагается проводить в форме «Вопрос-ответ» с использованием метода «пресс-конференция». Этот метод позволяет преподавателю одновременно с повторением материала вовлечь студентов в бурное обсуждение темы, настроить их на необходимый темп работы, сформировать соревновательный микроклимат в аудитории. Ну а студенты, в свою очередь, могут заработать дополнительные баллы, повысить среднюю оценку.

После актуализации опорных знаний необходимо сообщить о видах кредитов для населения, предлагаемых КБ «Кубань Кредит» ООО, условиях кредитования, способах погашения кредитов. Для формирования новых знаний предлагается использовать метод беседы с представителем банка, во время которой студенты также могут задавать возникшие у них вопросы.

Для этапа закрепления новых знаний применяется метод «пресс-конференция» с участием представителя банка, при котором студенты решают ситуационные задачи по определению размера месячного платежа при погашении кредита и расчету суммы минимального обязательного платежа по кредитной карте, для этого преподавателем по согласованию с представителем банка подготовлены ситуационные задачи.

1.2 Подготовка студентов

Перед уроком-экскурсией преподаватель знакомит студентов с местом экскурсии, целью посещения, т.е. создает мотивацию студентов для успешной познавательной деятельности, проводит инструктаж по технике безопасности и выдает задание, в котором указывает, на какие моменты нужно обратить внимание, какие особенности деятельности могут существовать на данном предприятии.

Преподаватель обязательно инструктирует студентов о том, что в процессе экскурсии на все возникающие вопросы следует за ответом обращаться к представителю предприятия. Чрезвычайно важно подвести итоги по выполнению задания (решение ситуационных задач).

Содержание урока-экскурсии должно быть грамотно сформировано преподавателем и только тогда осуществится обратная связь, достижение успешности в изучении предмета. Каждый урок-экскурсия учит студентов классифицировать, что является важной операцией и методом любой научной дисциплины и представляет определенную ступень в формировании знаний.

При проведении открытого урока была поставлена цель: сформировать у обучающихся понятие о кредите, познакомить с основными видами кредитов для физических лиц, условиями получения кредита, рисками при кредитовании, научить обучающихся рассчитывать предполагаемый платеж по кредиту.

При этом предполагалось приобрести следующие общие компетенции согласно требованиям ФГОС:

ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Очень важно обратить внимание студентов на наличие межпредметных связей, а также на практическую значимость данной темы для будущей жизни.

На основании изученной темы на предыдущем уроке студентам дано задание на дом: повторить виды кредитов для населения, изучить преимущества и недостатки каждого вида кредитов, выявить риски при кредитовании, возможные способы погашения кредитов.


  1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

        Экскурсия проводится в учебное время  в течение – 45 минут. Экскурсию проводят преподаватель совместно с представителем КБ «Кубань Кредит» ООО Преподаватель подготавливает календарно-тематический план, план часового занятия.

Этап 1 – Организационный момент.

Преподаватель, посмотрев на группу и убедившись, что все студенты встали и сосредоточены, здоровается с ними и разрешает сесть. Делает перекличку и отмечает отсутствующих.

        Преподаватель знакомит студентов представителем банка, мотивирует ребят для продуктивной работы на уроке, к выполнению поставленных целей и задач.

        Сообщает тему урока, ее актуальность, цель урока, мотивирует студентов на лучшее усвоение предложенной темы.

Сообщает обучающимся систему оценки знаний.

Этап 2 – Экскурсионная часть.

Сообщение представителя КБ «Кубань Кредит» ООО о структуре работы коммерческого банка,  о понятии кредитования, видах кредитов для населения и  условиях  предоставления кредитов. (Форма пресс-конференции в виде «Вопрос-ответ»).

Преподаватель: «Мы с вами четко определили, что такое кредит, его значение в современном мире, виды и условия предоставления кредитов. А теперь представитель КБ «Кубань Кредит» ООО расскажет нам о видах кредитов, предлагаемых их банком населению, условиях их предоставления, познакомит с формулой и алгоритмом расчета платежей по кредиту, а также минимального платежа по кредитной карте».

Представитель КБ «Кубань Кредит» ООО подробно рассказывает студентам о видах кредитов, предлагаемых их банком населению, условиях их предоставления, познакомит с формулой и алгоритмом расчета платежей по кредиту, а также минимального платежа по кредитной карте.

До начала пресс-конференции, тему которой студенты знали из программы, представитель банка попросила  слушателей      письменно в течение 2-3 минут задать  ей интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме.  Затем   в течение 5 минут она  систематизировала   вопросы по   содержанию  и начинала читать лекцию. Лекция излагалась не как ответы на вопросы, а как связанный текст, в процессе изложения которого  были даны ответы на интересующие студентов вопросы.

Форма лекции «лекция-пресс — конференция» представляет собой  имитацию   профессиональной ситуации. Это позволяет сконцентрировать внимание  студентов на наиболее существенных аспектах  содержания лекции, глубже  их понять и усвоить. В конце лекции представитель банка провела анализ поданных студентами  вопросов и определила сложные моменты в  содержании  лекции,     которые, судя по заданным вопросам, вызвали наибольший интерес  аудитории. Студенты  аргументировано  добавляли  информацию, изложенную лектором, проявили большую заинтересованность к теме лекции.

После рассказа представитель банка раздала студентам буклеты КБ «Кубань Кредит» ООО с предложениями в области кредитования населения их банка.

После рассказа представителя КБ «Кубань Кредит» ООО студентам выдаются ситуационные задачи, где они должны рассчитать сумму ежемесячных платежей при дифференцированном погашении кредита, а также сумму минимального обязательного платежа по кредитной карте.

Этап 3 – Подведение итогов урока, выставление оценок.

На этом этапе урока целесообразно использовать беседу.

Преподаватель подводит итоги урока,         акцентирует внимание на недочетах и преимуществах каждого отвечающего. Сообщает о достижении цели урока, о приобретенных умениях и навыках, объявляет оценки и переносит их в журнал.

                После подведения итогов урока и выставления оценок преподаватель сообщает, на каких страницах учебника освещается изучаемый материал. Обращает внимание на особенности изложения материала. Проводит выдачу домашнего задания.

        Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи преподавателя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях студент может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный.

        Далее преподаватель объявляет об окончании урока, благодарит представителя банка, прощается со студентами.


Группа

Дата

715

15.03.2018г.

План

часового занятия№17

УД: ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности

Тема урока: Виды кредитов для населения  время: 1 час

Вид занятия: Урок- образовательная экскурсия на производстве

Тип урока, применяемая современная образовательная технология: комбинированный урок с применением элементов практико-ориентированной технологии

Цель занятия

учебная: сформировать у обучающихся понятие о кредите, познакомить с основными видами кредитов для физических лиц, условиями получения кредита, рисками при кредитовании, научить обучающихся рассчитывать предполагаемый платеж по кредиту

воспитательная: воспитывать у обучающихся чувство ответственности за свой труд, положительное отношение к знаниям, умениям, дисциплинированность, готовность к социальному общению, умение работать в команде

развивающая: развивать аналитическое мышление, умение применять полученные теоретические знания на практике

деятельностная (ОК, ПК):

ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Межпредметные связи

обеспечивающие: обществознание, математика, информатика , экономика

обеспечиваемые: экономика организации,  статистика, бухгалтерский учет

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия: буклеты КБ «Кубань Кредит» ООО

Раздаточный материал: карточки с заданиями

Технические средства обучения:

Учебные места (для ПЗ, ЛЗ):

Литература:

Основная:

1. Курченко Л.Ф. Бюджетная система РФ: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие рекомендовано УМО- М: Дашков и К, 2014.

Дополнительная:

1.  А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота - М.: ООО «Юнайтед Пресс». 2012.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

1

2

3

4

1

Организационный момент:

5 мин

1.1

Взаимное приветствие

Диалог

1.2

Проверка посещаемости

Диалог

1.3

Сообщение темы урока, постановка целей и задач

Сообщение с использованием ИКТ

1.4

Создание рабочего микроклимата

Мотивация обучающихся

1.5

Критерии оценивания работы на уроке

Сообщение

2

Экскурсионная часть

35 мин

2.1

2.2

2.3

2.4

Сообщение о работе КБ «Кубань Кредит» ООО в области кредитования населения

Актуализация опорных знаний «Вопрос-ответ»

Сообщение о видах кредитов для населения, предлагаемых КБ «Кубань Кредит» ООО, условиях кредитования, способах погашения кредитов

Решение ситуационных задач по определению размера месячного платежа при погашении кредита и расчету суммы минимального обязательного платежа по кредитной карте

Беседа с представителем КБ «Кубань Кредит» ООО

Пресс-конференция с участием представителя КБ «Кубань Кредит» ООО

Беседа с представителем КБ «Кубань Кредит» ООО

Пресс-конференция с участием представителя КБ «Кубань Кредит» ООО

3

Подведение итогов урока, выставление оценок

Беседа

3 мин

4

Выдача домашнего задания:

- конспект лекций по теме «Кредитование физических лиц»;
- А. Горяев, В. Чумаченко «Финансовая грамота» стр.36-43

Сообщение

2 мин


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Результатами применения в учебно-познавательном процессе современных образовательных технологий становятся всестороннее развитие обучающихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

Главным образом проблемное обучение призвано для реализации трёх основных целей:

Первая цель - сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития студентов, развития способности к самообучению, самообразованию.

Третья цель - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность обучающихся.

Уроки - экскурсии позволяют студентам ориентироваться в среде предприятия (коммерческий банк), наблюдать, сравнивать, устанавливать связи нового изучения материала с уже пройденным, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.

Результаты учебной экскурсии проанализировали преподаватель и специалисты банка вместе со студентами, обсуждение итогов позволяет сделать вывод, что студенты видят практическую значимость экскурсий в освоении специальности. Проявляют заинтересованность в продолжении знакомства с реальным производством, а также готовы участвовать в разработке тематики будущих экскурсий, что свидетельствует об успешном профессиональном становлении будущих специалистов.

Урок-экскурсия конкретизирует уже имеющиеся профессиональные знания, способствует формированию новых, показывает востребованность профессиональных умений, что в конечном итоге способствует формированию общих и профессиональных компетенций, усиливает интерес к осваиваемой специальности, повышает мотивацию к обучению.

 Использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (экскурсий) способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Чередование внеаудиторной работы с теоретическими знаниями позволяет достичь высоких результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, обеспечивает более эффективную самостоятельную работу студентов.

Но какую бы технологию не выбрали мы для использования на уроке, мы должны помнить, что самое решающее звено этой новации — преподаватель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы.


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Курченко Л.Ф. Бюджетная система РФ: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие рекомендовано УМО- М: Дашков и К, 2014.

Дополнительная:

1. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота - М.: ООО «Юнайтед Пресс». 2012.

2. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Справочно-правовая система «Гарант».


Приложения


Приложение 1.

Задача №1. Потребительский кредит

Сумма кредита 100 000 руб. Срок кредитования – 6 месяцев. Процентная ставка – 12% годовых.

Требуется: рассчитать сумму ежемесячных платежей при дифференцированном погашении кредита. Результаты расчета внести в таблицу.

Период

Основной долг

Проценты

Всего

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

6 месяц

Всего

Задача №2. Кредитная карта

Лимит кредитной карты – 20 000 руб. Процентная ставка – 20%.

Минимальный обязательный платеж составляет 5% от суммы выбранного лимита и уплачивается ежемесячно 28 числа.

Заемщик расплатился кредитной картой 1 марта в сумме 2 000 рублей и 5 марта в сумме 5 000 рублей. В течение месяца (с 1 по 28 марта) поступлений денежных средств на карту не было.

Требуется: рассчитать сумму минимального обязательного платежа по кредитной карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему: "Основы геометрии"

Урок проводился в виде игры "Путешествия в увлекательный мир геометрии"...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики расчитана на студентов СПО, 2 курса по специальности "Монтаж и эксплуатация систем и оборудования г...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Основы холодильного дела»

Данный материал предназначен для качественного обучения студентов знанию основ холодильного дела по специальности 15.02.06 " Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорного оборудова...

Методическая разработка открытого урока по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности

Методическая разработка открытого урока по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему "Планирование расходов семейного бюджета"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»

Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...

Методическая разработка открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности»

Методическая разработка дополнительного учебного занятия по дисциплине: «Обществознание включая экономику и право» на первом курсе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ТЕМА: «ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН»

Методическая разработка открытого урока является приложением к проведению урока по дисциплине «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 2 курса среднего профессионального образования...